Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.3

Балет
Лебединое озеро

Постановка - New Adventures
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Балет
Мэттью Борн

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Юрий Сапрыкин
460 отзывов, 579 оценок, рейтинг 559
15 мая 2007

Юрий Сапрыкин пишет:

В финале фильма «Билли Эллиот» повзрослевший мальчик Билли собирается выйти на сцену: к этому танцу он готовился всю жизнь. На нем серые панталоны из перьев, волосы на лбу уложены черным треугольником. Он танцует Лебедя — главную партию в балете Мэтью Боурна «Лебединое озеро».

Хореограф Мэтью Боурн переодел мужчин лебедями в 95-м; вообще, подобный трюк проделывал много кто (по гей-линии или просто ради хохмы), но с Боурном вышел особый случай. Во-первых, в его сменивших пол лебедях нет решительно ничего смешного: па мужиков в мохнатых штанах напоминают скорее хичкоковских «Птиц»; лебеди здесь — это серая, ворсистая, клекочущая биомасса, агрессивно-послушное большинство. Во-вторых, вся история как бы и не про лебедей — до и после появления мужиков в сером действие происходит в некоем жутковато-абсурдном государстве, словно срисованном с «Приглашения на казнь» Набокова. В-третьих, это вообще не балет. Специалисты произносят эту фразу как смертный приговор (см. материал в рубрике «Балет»): и хореография у Боурна — тьфу, и драматургии ноль. Но для нас, смертных, ничего фатального в этом нет: да, искусство Боурна — не про движения тела, а про образы, да, уложенная треугольником челка для него важнее правильной постановки ног. «Лебединое озеро» Боурна на самом деле такое странное кино, в котором почему-то нет слов, все время танцуют, и показывают его на сцене. И мысль тут упрятана вполне синефильская: иногда, чтобы лишиться рассудка, достаточно внимательно всмотреться в какой-нибудь обыденный предмет — скажем, в птицу, что плавает в пруду.

Труппа Боурна, для которой было придумано «Лебединое озеро», называется Adventures in Motion Pictures — «Приключения в кинокартинах», последний балет, который он поставил, — «Эдвард Руки-ножницы».

Юлия Яковлева пишет:

Человеку старше 25, боюсь, трудно увидеть «Лебединое озеро» Мэтью Боурна как оно есть. Человеку младше — понять, в чем его сила. Ну а применительно к карьере простого зрителя, по правде говоря, это «Лебединое озеро» вообще можно по-настоящему увидеть только один раз: потому что это вроде дефлорации. С этого момента узнаешь, что балет в принципе может быть другим. И уже все остальные смелости скоро превращаются в прямо-таки супружескую рутину. Видеть это «Лебединое озеро» надо в любом случае.

Мне вот не пришлось делать многих вещей — хотя они, наверное, помогли бы мне лучше понять моих родителей. Например, я не доставала джинсы через фарцовщиков. Не читала Набокова в машинописи через копирку. И не смотрела порнографические кассеты, собравшись с друзьями на квартире у человека, который приехал из Польши. К тому возрасту, когда меня стали интересовать джинсы, Набоков и порнография, все это можно было банально купить в ближайшем магазине. Но Мэтью Боурн и его «Лебединое озеро» заменили весь этот опыт в сумме. Как сейчас помню: мы сидели большой компанией, прилипнув к телику; кассету притащили из-за границы, и она, уверена, в тот момент была одна на весь Петербург. Мы потели от предвкушения. Это было «то самое» легендарное, сенсационное, скандальное «Озеро», где, по слухам, лебеди были мужчинами, — слабо верилось, что такое вообще может быть. Надо, наверное, пояснить, что вся наша компания была целиком из того гетто, где единственной формой взаимоотношений с реальностью была зубрежка ортодоксальных балетных текстов собственным телом. И тут оно обрушилось. С пародийным принцем Зигфридом, развратной двуспальной кроватью на месте pas de deux и кордебалетом голых мужиков в мохнатых панталонах. Сказать, что все мы умерли на месте, — это ничего не сказать. А теперь это «Лебединое озеро» привозят в Москву и показывают на сцене МХТ. Анонсировать это событие мне так же сложно, как объяснить принципы фарцовки человеку, для которого всю сознательную жизнь джинсы Levi’s продаются в магазине на Тверской. В такие моменты просто чувствуешь себя чрезвычайно старым, много пожившим динозавром.

А теперь правда. Это так себе спектакль. На троечку. Минут тридцать спасает дизайн, а потом наступает честная скука. Не знаю, хороший ли режиссер Мэтью Боурн, но хореограф он плохой; вернее, не хореограф (его, правда, убедили в обратном, и он поставил еще и нуднейшего «Щелкунчика» — «Щелкунчика» не спасает даже изнасилование под рождественской елкой). Эксцентричная с виду идея рассказать историю любви на пальцах рук и ног им в «Лебедином озере» попросту провалена, а других идей нет у балетного искусства как такового. «Лебединое озеро» Мэтью Боурна необходимо видеть хотя бы раз. Но фокус в том, что второй раз — вряд ли захочется. Это просто способ быстро и навсегда перейти на другое поле: где все названия классические, а под ортодоксальными вывесками творится черт знает что. «Озеро» Боурна — просто удобный вход в балетное зазеркалье, где в «Лебедином озере» танцуют мужчины, в «Спящей красавице» принцесса Аврора сидит на игле, а Сильфида выпрыгивает на героя прямо из писсуара. И если вам это в принципе понравится, то дальше уже любите на здоровье настоящего хореографа-гения таких шуток — Матса Эка.

Кстати, когда я покупала давеча в ларьке «Лебединое озеро» Эка, продавец-армянин, печально и благородно шевельнув усами, предупредил: «Девушка, это не балет». После затяжной санобработки Москвы спектаклем Мэтью Боурна на сцене МХТ такое, уверена, не повторится.

0
0

Отзывы

?
Ulrih
270 отзывов, 401 оценка, рейтинг 433
9 июня 2007

Тот, кто видел настоящих лебедей сомневаться в художественной точности Мэтью Боурна не станет. Лебеди – это крупные и сильные птицы. Обильная и красивая плоть… Могут укусить. Больно.
В русском языке лебедь - мужского рода. Нильс свои скандинавские приключения совершал в обнимку с гусем (не гусыней). Лоэнгрин – опять же…Гуси-лебеди, которые уволокли Ваню в русской сказке, тоже не девочки… Поэтому все правильно у Боурна – лебеди, конечно, мужчины.

Говорят, что московское «Лебединое озеро» М.Боурна много растеряло вследствие того, что привезли труппу не «первой степени». Что плохая балетная техника затемнила блеск Озера. Говорят… Да, правда, есть проблемы в синхронности, тяжесть в сложных номерах, дородность актеров (ох, ожирение везде) – все это есть.
Но! При всем при том смотришь это шоу на одном дыхании, вернее на одной паре бинарных оппозиций: «вдох-выдох».
Костюмы – выше похвал. Роскошное качество костюмов многократно усилено статью балетных актеров, на которых они пошиты. При том, что все с хорошим юмором (не английским, более прямолинейным).
Очень удачные сцены, например, «в театре», когда зрители и актеры смотрят друг на друга и теряются привычные координаты сцены… Или чистый эротизм «на королевском балу»…Лебеди, просто, получились настоящие…

Принц, несмотря на свою упитанность, – очень настоящий... Наивная и чистая жертва красоты… Ну как не аплодировать такому милому воплощению твоего Альтер эго?!

3
0
9
Марина
35 отзывов, 78 оценок, рейтинг 21
2 июня 2008

я, человек дикий, не балетный, сие искусство не понимающий и отрубающийся обычно на 5-10-15 минуте этого ногодрыжества и рукомашества, просидела 2 часа, с открытым ртом и, если б не антракт, просто даже и не оторвалась от действия ни на секунду.
балет был на музыку нашего всего П.И.Чайковского.
весь спект удивлялась как же так на классику можно положить совершенно во общем и не классические движения.
история в общем то о любви - Король, любит свою Королеву, она его отвергает, он находит себе какую-то Простушку-подружку, она его тож как-то не особо привечает, и он идет на озеро топиться, а тут лебеди откуда ни возмись, и такой там главный Лебедь душка и милашка, что у Короля с Лебедем вспыхиват любовь.
потом еще куча всяких событий, и заканчивается все это чудо тем, что Король видит во сне Лебедя, в этом же сне стая их (Лебедя и Короля заклевывает) и.... Королева обнаруживает мужа мертвым (наяву), а Королю и Лебедю положено царствие небесное (вместе ;) ).

в общем техника у англичан особой страстью к (вые....) сложности и демонстрации 32-х фуэте (и 31-го зевка в зале) не отличается, все простенько, плавненько и слажено, но какие они актеры... просто чууума. так держат зал, заставляют смеяться и плакать. наши, в погоне за техничностью о таком просто и не думают.

рекомендую сходить. правда я была на практически последнем спектале в Москве.

П.С. "Правильный"-"неправ ильный" - по отзывам "специалистов" из публики. мне понравилось ВСЕ.

2
0
?
riffel
24 отзыва, 37 оценок, рейтинг 26
11 июня 2007

мне безумно понравилось, вообще признаюсь - я никогда целый балет не смотрел, а это еще и не классическая постановка, так что сравнивать вообще не с чем но мне очень-очень понравилось, есть моменты где смешно, есть где грустно, есть где красиво, а есть где просто начинаешь залипать на одной музыке и думать: " какой же гений этот чайковский". в общем выходишь полный впечатлений в любом случае

2
0
?
Наталья Ивакина
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 4
11 июня 2007

А какая, собственно, разница, балет это или нет? Важно, что созданное Мэтью Боурном творение производит неизгладимое впечатление! Смотрится великолепно...Движения танца создают полное впечатление птиц, они завораживают. Энергетика спектакля - сумасшедшая. Да, неожиданные повороты, изящные шутки (чего стоит хотя бы табличка в парке у озера "Не кормите лебедей"), все не так, как в классическом варианте - ну и что? Получился замечательный спектакль, в котором так же, как и в классическом образце идет речь о любви, обмане и предательстве. Причем сказано все это необычно и очень красиво.
Это здорово, что Боурн не побоялся все перевернуть. И не страшно, что это не балет в классическом понимании. Многие литературные произведения так же подвергали остракизму только из-за того, что они шли вразрез с установленными образцами, а потом - объявляли гениальными. Возможно, потому что талантливые произведения очень часто рождаются на стыке жанров и направлений.
А Мэтью Боурну - спасибо! Благодаря ему, родилось произведение, которое удивляет, восхищает и запоминается!

2
0
1
Дмитрий Федоров
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
1 ноября 2011

Лично мне эта постановка не понравилась. Это вульгарно. Главное, что форма здесь совершенно не соответствует содержанию. Вы слышите красивые темы Чайковского, нежные, грациозные, исполняемые в основном струнно-смычковым составом инструментов. Они требуют той же картинки перед глазами: хрупкие фигуры балерин, воздушность и изящество (тогда музыка прекрасно ляжет на видео). Здесь же музыка совсем не подходит к тому, что делается на сцене. Ощущается тяжеловесность декораций, мужских тел, всё смотрится достаточно топорно, всё это выдаёт отсутствие вкуса и чувства меры у режиссёра фильма.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все