Они трясутся в автобусах, слушая радио «Шансон». Они опаздывают после работы. Они вольготно рассекают на трамваях. Они «комфортствуют» в личных авто. Вечером они соберутся в одном зале с разными целями. Одни пришли, сознательно заранее выключив мозг, другие – уже подготовленными к Просмотру, третьи – сами не зная зачем. Они ждут. Они не ждут. Они, как всегда, не отключили мобильный телефон.
Как известно, Виктюк умеет разламывать как актера, так и зрителя. Вот только если лицедей сознательно идёт на это (а других Роман Григорьевич не держит), то публика упирается как только может, хватаясь за понятное/нужное/знакомое. В «Сергее и Айседоре» есть слова, которые, при более детальном рассмотрении, оказываются сигналами к действию. Жест, звук и цвет здесь несёт намного важнее, чем «говорение». Он и она пульсируют среди чёрных фигур, ни на секунду не покидающих сценическое пространство. Кто они? Неважно. Что делают? Оттеняют Их. Тени общественного мнения, морали и – ха! – нравственности. Герои несутся в пропасть. Пропасть теней?..
Актёры расслаблены, актёры напряжены. Айседора споткнулась, у Есенина развязались шнурки. Здесь так нельзя. Можно только отточено и прямолинейно. Если кричать, то в исступлении. Если бежать, то стремглав. Если умирать, то без музыки. И ведь могут, заставляя максимизировать количество информации на единицу времени.
Сцена контрастна. Черно-бело-красное пространство завешено фотографиями «тех, о ком всё это». Они смотрят на комедиантов, зрителей и безмолвствуют. Они немы. Нем и зритель, уходящий посреди действия под аккомпанемент собственных шагов, и зритель, кричащий «Браво!» актёрам в финале. Всё это крайне странно, но одновременно и привлекательно своей непонятностью. А иначе нельзя.
Видимо, 2019 год для меня станет "годом театра Виктюка", настолько много его в планах :) Реализовываться эти планы начали уже в январе - со Служанок, и вот в минувший четверг смотрели "Сергей и Айседора". На сайте этот спектакль определен как "Недокументальная история любви и смерти. Композиция по стихам и биографии Сергея Есенина и книге Айседоры Дункан «Моя жизнь»".
Если честно, перед спектаклем меня обуревали определенные опасения - я не большой любитель поэзии вообще и Есенина в частности, книгу Дункан не читала. А зная весьма своеобразный стиль этого театра... Одним словом, я волновалась за себя - будет ли что-то понятно и смогу ли я погрузиться в действие. Сразу скажу - волновалась я зря :)
Для нас играли:
Сергей Есенин - Игорь Неведров
Айседора Дункан - Анна Терехова
Галина Бениславская - Анна Нахапетова
Поэт I - Вячеслав Стародубцев
Поэт II - Дмитрий Кондрашов
Поэт III - Станислав Мотырев
Нам показали действительно историю Любви. В 1921 году, в Советской России двадцатишестилетний Есенин встретил сорокачетырехлетнюю американку Айседору Дункан... Сергей не не говорил по-английски, а Дункан едва изъяснялась по-русски, но это не помешало им узнать друг в друге того единственного, пожениться... Впрочем, дальше все пошло известным чередом - взаимопонимания не получилось, совершенно разные люди, не будучи в состоянии понять друг друга оказались обречены на страдания. Происходящее неминуемо катилось к финалу, с огромных портретов на сцене на нас взирали сам Есенин и его бывшая семья: Зинаида Райх с двумя детьми.
Спектакль очень красивый, несмотря на определенный аскетизм в декорациях. Задействовано все пространство - и в плоскости, и по вертикали :)
Отдельно хочется сказать про музыкальное сопровождение и (главное!) про "живое" исполнение песен. Потрясающе красивый голос у Вячеслава Стародубцева (Поэт I)! Собственно, чему удивляться: Вячеслав артист и педагог по вокалу Театра Романа Виктюка, солист и режиссёр Московского музыкального театра «Геликон – Опера», а теперь и главный режиссер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. В театре Романа Виктюка Вячеслав занят только в одном спектакле и его голос - настоящий подарок зрителям!
Ну и к главным героям... Я не знаю, как они это делали, но просто погрузили зал в свои чувства и переживания. Влюбленность, страсть, притяжение, наваждение... Познание, непонимание, разочарование, отчаяние... Это все нужно видеть и прожить там, в зале Дома Света. Пересказывать, увы, бессмысленно.
Игорь Неведров просто волшебный! Похоже, благодаря ему я полюбила таки Есенина. Как Игорь читал стихи! А каким порывистым, хулиганистым и одновременно влюбленным и трогательным был его Есенин!
Я осталась совершенно очарована спектаклем. В ближайших планах - прочитать книгу Дункан :)
17 января 2019г была на спектакле «Сергей и Айседора» в Театре Романа Виктюка и осталась под большим впечатлением. История любви великого русского поэта и невероятной американской балерины трогает до глубины души. Прекрасная сценическая постановка Романа Виктюка переносит нас в послереволюционную Россию. Стихи поэта переплетаются с пластикой танца, музыкой. Спектакль смотрится на одном дыхании. Прекрасная игра актеров Игоря Неведрова, сыгравшего роль Сергея Есенина и Анны Тереховой, сыгравшей роль Айседоры Дункан. Браво! Игорю Неведрову так точно удалось передать образ поэта- веселого, хулиганистого парня! Вот он выходит в зал под песню «Я московский озорной гуляка» и зал оживляется. Идет к нам, к зрителю. Закуривает сигарету, шутит с девушками. И второй образ - образ поэта, безгранично любящего свою Родину. И в душе звенят горячо любимые строки: «Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким Русь». Мы ощущаем Его переживания, ранимость, боль за судьбу России. А как он читает стихи в конце спектакля! До слез! Спасибо огромное режиссеру, всем актерам, за прекрасный спектакль!
СЕРГЕЙ И АЙСЕДОРА , В ТЕАТРЕ РОМАНА ВИКТЮКА .
Я снова в одном из моих любимых театров - Театре Романа Виктюка , или же как его называют в Доме Света .
И в этот раз смотрю постановку , основанную на реальных событиях из жизни людей, не слишком отдаленных от нас во временном отрезке - Сергея Есенина и Айседоры Дункан.
Режиссёр предваряет спектакль пояснением, что это "...Недокументальная история любви и смерти. Композиция по стихам и биографии Сергея Есенина и книге Айседоры Дункан «Моя жизнь»"...
Речь не идёт о воссоздании всех фактов , да и что такое факты в жизни двух столь творческих и экспрессивных личностей как Сергей и Айседора .
Если мы с вами будем одновременно свидетелями абсолютно одной и той же ситуации - то в наших рассказах она прозвучит все равно по-разному .
Поэтому сразу откажемся от разговора о верности фактам , но оставим верность чувствам .
Эмоциональный накал и напряжение в спектакле невероятно высоки . И каждый актёр верен своему образу, проживаемому на сцене на эмоциональном пике .
В роли Сергея Есенина блистал один из моих любимейших в этом театре актёров -Игорь Неведров.
Видела его во многих ролях , и всегда была очарована его актерской игрой, но здесь удивительно легла на роль ещё и внешность актера . Эта непокорная "золотая голова", эта экспрессия, обнаженность каждого нерва ...
А как он читал стихи ... я , любитель только крупномасштабной прозы, слушала их , замерев .
В роли Айседоры Дункан - Анна Терехова, роль сложная , ведь она должна быть то ли матерью, то ли танцовщицей, то женщиной , то музой... справилась она с этой задачей великолепно .
В остальных ролях перед зрителями предстали : Анна Нахапетова,
Вячеслав Стародубцев,
Дмитрий Кондрашов,
Станислав Мотырев.
Всем аплодисменты за великолепное актёрское мастерство .
Но хочу отдельно сказать о Вячеславе Стародубцеве . Зная его только в амплуа режиссера , была совершенно ошеломлена его удивительным по чистоте и красоте вокалом . На протяжении спектакля Актёр исполняет несколько песен - это что- то потрясающее . Одинокий красивый голос , поющий Есенинские строки и растворяющийся то ли в высоте потолка , то ли где то в заоблачной бесконечности неба ...
Эти фрагменты - одна из самых удачных режиссерских находок спектакля .
Но есть в спектакле и ещё один актёр . Это сам режиссёр Роман Виктюк . Именно его голос , со столь характерно-узнаваемой и своеобразной интонацией , становится " голосом за кадром", помогающим нам лучше понимать события .
Как и почти все в Театре Романа Виктюка - это спектакль о Любви .
И эта любовь была предрешена и обречена ещё до того как герои увидели друг друга .
Интересное решение показать Есенина и Айседору ДО встречи , когда они ещё не знали своей судьбы , но чувствовали ее неотвратимую поступь .
Верим ли мы в кармическую предопределенность и обреченность своей судьбе - этот вопрос невольно возникает после спектакля.
Декорации на сцене, впрочем как и всегда, решены минималистически : несколько Стульев, три экрана с крупными фотографиями Есенина И его жены Зинаиды Райх с двумя детьми .
Спектакль очень насыщенный и эмоционально и философски . Талант, судьба , любовь, - все это выплескивается со сцены в зрительный зал и захватывает силой своей подлинности .
И не могу не сказать ещё об одном режиссерском решении .
Шарф Айседоры.
На сцене он с самого начала , словно знак уже решённой судьбы , он все ещё игрушка в руках женщины , но они движутся вместе с этим шарфом к тому дню , когда он станет причиной ее смерти .
Ещё один знак того, что есть предрешенные судьбы .
Огромная благодарность режиссеру и актерам за великолепный спектакль
Фотографии, использованные в публикации взяты с сайта театра , видео мои
Мои отношения с Домом Света (как называют здание, построенное знаменитым архитектором К. Мельниковым, в котором находится Театр Романа Виктюка) не сложились… Я считаю, что спектакли, которые я не раз видела на нормальной сцене, в этом зале, где сцена практически переходит в зрительный зал, сильно проиграли…
Я полагала, что те эмоции, которые раньше всегда меня переполняли на спектаклях моего любимого театра, навсегда уже «канули в Лету».
Это было одной из причин, по которой я более двух лет не смотрела спектакль Романа Виктюка «Сергей и Айседора». Боялась еще одного разочарования.
Но вот благодаря приглашению сообщества Москультура я вновь оказалась на нем...
И тут случилось настолящее чудо - как только зазвучала музыка и из динамика раздался волшебный голос Романа Григорьевича, мое сердце дрогнуло, «осколок льда» выскочил из него и эмоции вновь захлестнули аж через край!!!
Режиссер рассказал нам пронзительную сказку об Иване-Царевиче (Сергее Есенине) и его Нимфе (Айседоре Дункан). Сказку страстную, кричащую, дикую, в которой любовь поэта и танцовщицы показана без прикрас, на разрыв аорты!!
Спектакль просто выворачивает твою душу наизнанку – музыкальным оформлением (гениально подобранная Романом Виктюком музыка Альфреда Шнитке), пластикой (режиссер по пластике – Артур Ощепков) и монологами главных героев, гениальным исполнением романсов Вячеславом Стародубцевым (только из-за него, редкого после того, как стал главным режиссером НОВАТа, теперь в Москве гостя, стоит идти на этот спектакль!).
Очень люблю в этом спектакле Анну Терехову, такую красивую и невероятно женственную (есть в кого!) – как трогательно она рассказывает и о самоотверженной любви Айседоры к Есенину и о трагедии, случившейся с ее детьми. Да и сама эта роковая для нее любовь к поэту возникла во многом благодаря сходству «золотой головы» (как она называла Есенина) с ее белокудрым Патриком…
Сергея Есенина играет Игорь Неведров – один из ведущих актеров театра. И он показывает зрителям великого русского поэта «во всей его красе» - со всеми хулиганскими выходками, терзаниями измученной души, то сломя голову бросающегося в омут любви, то холодного и жестокого…
Стихи Есенина Игорь не читает, он их кричит!!! И каждое слово при этом бьет зрителя просто наотмашь!!!
Не так давно роль Галины Бениславской стала исполнять Анна Нахапетова, которой удалось казалось бы скупыми красками передать всю трагедию своей героини.
В полотно спектакля режиссером искусно вплетено еще два поэта - Дмитрий Кондрашов (совсем неизвестный мне) и Станислав Мотырев, чей бархатный баритон может доводить до мурашек. Они, в основном, передают то неспокойное время, в котором и разворачивалась эта любовь – наваждение.
В конце «сказки» зрители видят на огромном полотне лицо мертвого Ивана-Царевича и слышат запись стихов в его исполнении. А две Анны рассказывают нам о трагическом уходе из жизни своих персонажей…
Роману Виктюку и всем артистам - низкий поклон за такой глубокий и честный спектакль!!!
Очень хочу, чтобы как можно больше зрителей приходило на дорогие мне спектакли театра Романа Виктюка (http://teatrviktuka.ru, https://www.facebook.com/groups/164111700311923/, https://vk.com/viktyuktheatre)и приобщалось к великому...
Сначала сомневался идти ли в это театр , но все таки решил и не пожалел. Спектакль смотрел 13 октября 2023 года , актеры молодцы , сыграли просто класс , вообщем очень советую сходить)
Знакомство с театром началось со спектакля "Сергей и Айседора". Как вы, наверное, уже поняли из названия, спектакль посвящён отношениям Сергея Есенина и Айседоры Дункан. В основу спектакля легли стихи Есенина, пьеса Голиковой " Жизнь моя, иль ты приснилась мне... ", книга Дункан " Моя жизнь ".
С юности очень люблю поэзию Есенина, многое знаю наизусть и, наверное, по-своему трепетно отношусь к их прочтению. Согласитесь, нельзя относиться равнодушно к тому, что любишь. Обратила внимание на прочтение стихов в спектакле. Игорь Неведров, сыгравший Есенина, стихи не просто читает, а проживает. Порой они звучат громко и резко, порой нежно и трепетно.
Часть стихов Есенина переложена на музыку. Их исполнение очень гармонично вплетается в общую канву спектакля. К слову, исполняет их Вячеслав Стародубцев, обладатель прекрасного бархатного баритона. Одно музыкальное исполнение вызывает желание посмотреть спектакль повторно.
Нельзя не сказать о женщинах Есенина - Айседоре Дункан (Анне Тереховой) и Галине Бенеславской (Анне Нахапетовой). Обе сильно любили поэта и обе быстро ушли из жизни после его смерти.
Галина Бенеславская говорит: "За тридцать дней до дня рождения и десять дней после нельзя заводить никаких новых дел и строить отношения". Случайность или роковая предопределенность, но встреча Дункан и Есенина произошла 3 октября, в день рождения поэта.
"Одетая в полупрозрачную тунику, она танцевала. Её танец мог свести с ума кого угодно. Я мгновенно влюбился в неё, а может быть в её всемирную славу. Она была старше меня на 18 лет. Услышав мои стихи, она по-английски сказала: "Я ничего не поняла, но слышу, что это музыка и её писал гений," - так пишет Есенин о встрече с Дункан. Их роман продлился три года и, наверное, не мог продлиться дольше, учитывая любвеобильность поэта, разницу в возрасте и менталитете.
Каждый спектакль Виктюка-это исповедь. Исповедь, которая заставляет тебя заглянуть глубоко внутрь себя.
Сложно, даже практически невозможно, уложить в двухчасовой хронометраж историю любви двух гениальнейших людей своего времени, Поэта и Танцовщицу, Есенина и Дункан. Невозможно….но гению Виктюка удается и это. Романсы, стихи, исступленная пластика актеров, растянутые в пространстве этого страстного спектакля, завораживают зрителя, заставляют недоумевать, сопереживать, любить и ненавидеть под чуткую режиссерскую палочку Романа Григорьевича.
И, конечно, отдельное спасибо Игорю Неведрову за отличную декламацию еще одного стихотворения Сергея Есенина после отлично выполненной «обязательной программы». Всегда приятно услышать с детства знакомые и любимые строчки в столь блестящем исполнении!
12 апреля посмотрела спектакль, поставленный Романом Виктюком, на сцене Театра А. Б. Джигарханяна. В главной роли неизвестный мне доселе актер Игорь Неведров и Анна Терехова. Страстно, волнующе, по-есенински бесшабашно и мучительно, любовь двух великих людей 20 в. История, рассказанная за 1 час 50 минут. Великолепно читает стихи Неведров, веришь ему. Чувствуется во всем мощная рука режиссера. На сцене стоят черно-белые фотографии Есенина и Райх с детьми, безмолвно взирающие на страдания актеров, играющих Дункан и Есенина. Очень красивые голоса актеров "Геликон-оперы", поют произведения Есенина. Достойная постановка и актерские работы Неведрова, Матто и Тереховой.
Великолепный спектакль! Тонкий, пронзительный, эмоциональный! Игорь Невердов и Анна Терехова - любовь до дрожи, до озноба! Просто восхитительная актерская пара!
Прекрасная возможность окунуться в то время, в поэзию великого поэта, порассуждать о судьбе, долге, смысле, красоте! Также я думаю, что это спектакль подойдет "для всех" в лучшем смысле этого слова, ибо он такой более "классический" что ли, понятный, с меньшим "виктюковским гротеском", но при этом по-своему магический. Спасибо, маэстры, браво! Рекомендую.
Если возможно было рассказать историю любви двоих людей, которые не понимали друг друга и разговаривали на разных языках, именно так, что для этого не нужно слов, как не нужно слов для любви, то Виктюку удалось это сделать.
Гениально символичный и гениально пластичный спектакль. Спектакль-надрыв. Спектакль-страсть.
Актеры - просто чудо! Но постановка не для всех, нужна а) историческая б) биографическая- подготовки. Личность Есенина раскрыта невероятно чутко. Страсть, любовь, самоуничтожение, безумство -это все про данную постановку. Эмоционально сильное чтение стихов. Актеры проживают свою роль. Я попала на спектакль 10 ноября. Меня расстроила аудитория, пришли очень невоспитанные люди. Думаю, из-за низкой цены на места в районе балкона… но отдельная благодарность режиссеру, оператору света, актерам, художнику декоратору, гримерам. Все на высшем пилотаже
18.12.22.
Спектакль.
Просто выход в люди....
Культурная моя программа.
Как я думала...
НО!
ЭТО ШЕДЕВР РЕЖИССЕРА !!!
ЭТО КРАСОТА И ГРАЦИОЗНОСТЬ АРТИСТОВ ВЕДУЩИХ!!!
ЭТО на БИС!!!
БРАВО!!!СПАСИБО ЗА СПЕКТАКЛЬ
Мне понравилось. Хотя нет декораций . Это оригинально Все время работает воображение. И актер сыгравший есенина и со зрителями общается и знает много стихов есенина Хороший спектакль
Автор текста постановки спектакля Романа Виктюка - Нонна Голикова (Боже, кто это? Оказалось, известный театровед и драматургиня, хм, какая я невежа, не знала)
Удивительно, что у этой сценической композиции вообще есть текст, помимо поэтического. Но да, есть.
И ей, этой «композиции», состоящей из стихов, цитат из книг и дневников, песен, романсов и толики гимнастики, он подходит. Разрозненный пакет из криков, реплик, пробежек, пантомимы. Он должен убедить, что дело все в особой страсти, которая возникла так вот, вдруг, в мастерской художника. Капризному пьянице (а каким еще поэту быть? все так, не осуждаем) и успешному вполне и с женщинами, и с публикациями, Сергею Есенину оказалась позарез нужна 44-летняя американка.
Любовные истории – хлебное дело, в смысле интереса аудитории, но тут 2 года странных отношений требовалось пересказать, в меру страстных и совсем недобрых, двух творческих людей.
Игорь Неведров в роли Есенина такой похожий на своего героя, таким и представляется он нам, естественный и интересный, поэт и хулиган, цилиндр набекрень, чуть что, ритмичный в меру перепляс, лихие жесты, и даже вдруг цитата из Онегина. Все так смешалось.
Вздрогнула, когда Есенин начал надрываться "Я хочу видеть этого человека!" – сразу вспомнился еще один поэт - Вл. Высоцкий, то же самое кричащий хрипло (а ведь он тоже в браке с иностранкой побывал),который, правда, хотел видеть Емельяна Пугачева. А здесь, возжаждущему «видеть этого человека», предстала Айседора, женщина непростой личной судьбы, но никак не предводитель организованного сопротивления в российской степи. Искал разбойного Пугачева, а нашел танцорку в самом современном на тот момент стиле. Она не говорила на русском языке, ни с Есениным, ни видимо, в дальнейшем, со своими московскими ученицами.
Ну мы понимаем, универсальный язык тела, и все такое.
Иван Иванович, кстати, отлично спел кое-что из романсового репертуара на стихи Есенина. Репертуар нереально тухлый, а спел актер прекрасно, вычистил добела.
Про актрису в роли Айседоры Дункан - Анну Терехову. Она показалась в объемном и длинном халате, вовсе не в белом хитоне и тонком шнурке на талии, как ожидалось мне, и страшненьком вязаном изделии на шее, трагическая фигура во многих смыслах.
Во-первых, бедная «Изадура» увлеклась молоденьким поэтом - озорным гулякой, которого и любить, и содержать не смогла. Есенин сокрушенно говорит – « ни банков, ни домов не оказалось». Видимо, ждал не только страсти неземной. А содержанкой сложно работать. Не всем поэтам по зубам такое упражнение.
«не жалею, не зову, не плачу…»
Во-вторых, «Дунькино искусство», как назвал молодой златоголовый муж ее вполне любопытное перформативное переизобретение танцев, оказалось не интересно не только Есенину, а собственно и в спектакле не проявлено никак. Вообще-то говорят, круто плясала Айседора Дункан, звезда и гений своего дела. А мы видели один, довольно бестолковый, номер - «Интернационал».
С другой стороны, если по смыслу – в точку. Главному герою осталось одно - повеситься.
Еще в сюжете и жизни Сергея Есенина, и в спектакле тоже, была Галина Беневоленская, по-своему амбициозная и важная девушка. Ее играла элегантная красивая Анна Нахапетова. Понравилась.
Тогда как огромные фото на заднике сцены с Зинаидой Райх, детьми Есенина, и детьми Айседоры Дункан – нет.
Потому что мы тоже капризные, хоть и не водку пьем, зато и стихов у нас никаких не выходит. Ни про то, ни про это.
Поэтому ходить и слышать поэтические тексты – занятие приятное и обязательное