Драматический |
12+ |
Дмитрий Крымов |
1 час 15 минут, без антракта |
Дмитрий Крымов со своими студентами-сценографами выпустил в студии на Поварской второй спектакль. В нем есть все, что было в прошлогодних «Недосказках»: здоровый черный юмор, реквизит с платформы «Марк», живые картинки. Но не только.
Донкий Хот и карлики, герои «коллективного опуса номер два», — один в один Гулливер и лилипуты. Достаточно оказалось скрестить Сервантеса со Свифтом, чтоб получился образ, понятный абсолютно без слов. Длинное (один актер на плечах у другого), нескладное существо в больших очках, выходя на подмостки, натыкается на стены и застенчиво оглядывается. Этот Донкий Хот — динозавр, а еще немножко гоголевский сумасшедший, а еще немножко Хармс, замученный большой поэт. Карлики валят его на спину, тащат в больницу, устраивают там анатомический театр: из тени огромной головы извлекают одну за другой тени его фантазий — фигурку коня, фигурку девушки, мельницу. Карликов играют студенты, которые ползают на коленках в течение всего представления и носят условно-испанские наряды — или скорее знаки нарядов. Поверх черных пальто пристегнуты золотые брыжи или ярко-красное платье, извлечены из потайных карманов шляпы с перьями, шляпы с полями и просто шляпы. Спектакль художников — это цепь картинок, которые рождаются у вас на глазах. На большом белом листе толстой кистью и черной пахучей краской пять пар рук моментально рисуют мир. Вот больничная палата Донкий Хота: низенькая дверь и клозет, куда выкинуты вредные книги. Их находит уборщица, карлица Дульсинея, и влюбляется в Донкий Хота, тянется к нему наверх, а он заботливо подставляет ей табуретку. Потом карлики нарисуют самого Донкий Хота, вырежут контур из картона, поднимут на палках — и это будет душа, которая носится по ветру, как ворона, и стучится в окно.
Удивительно, но в этой печальнейшей истории совсем нет ощущения безысходности. Но нет и пионерского оптимизма — даже когда в финале все карлики выходят в нелепых донкий-хотских очках. Вместе с ними на сцену выходит мастер Крымов — и кажется, он сейчас соберет всех карликов в свой чемодан и пойдет с ним искать по свету уголок для своих мельниц и дульсиней.
Если бы это был первый спектакль Дмитрия Крымова, я бы был в нереальном восторге.
Однако я уже был на "Демоне" и "Корове". И на других спектаклях "Студии Драм.Искусства".
И этими спектаклями Крымов и други е уважаемые товарищи задали очень высокую планку в моих глазах. Соответствовать ей непросто. Поэтому - и только поэтому - ставлю 4 балла.
Хотя отдельные моменты (напр. сцена фламенко) - это просто не 5, а даже 6 звезд.
Просто чудесный спектакль! Грустный, хотя много смешного, совершенно необычный, полный интересных идей и форм. Мне понравилось всё - какими красивыми штрихами рисовали, как крутились счёты словно крылья у мельниц, какими потрясающими голосами пели, как танцевали и как летала картонная душа. Энергия со сцены такая мощная, Сергей Мелконян покорил своей харизматичностью.
Я в восторге, буду рекомендовать друзьям, и обязательно схожу на другие спектакли Крымова.
Попытайтесь сформулировать ответ на вопрос - зачем нужны детские сказки? Особенно, если их просто читать и не использовать иллюстрации? Там же всё не по-настоящему и неправдоподобно.
Для воспитания доброты у человека - ты идентифицируешь себя с хорошими героями - сказка стимулирует тебя быть добрым.
Для развития воображения. Ведь невозможно же слушать просто текст - ты представляешь себе картинки, у тебя развивается воображение.
Так вот.
Четыре стены. Плоская голая поверхность. 5 рядов скамеек для зрителей около одной из стен. Всё создается у вас на глазах: рисуются декорации гуашью на гофрокартоне, происходит действо, практически не содержащее слов, преображение актеров.
Но то, что происходит - стимулирует тебя - ты начинаешь размышлять со второй минуты спектакля и вынужден этим заниматься до самого конца: из них всех сыпятся опилки, которые потом окутывают Дон кихота: символ того, что в каждом из нас он есть ? мы выдавливаем его из себя, как любое необычное, неординарное, что быть как все ?
А если соприкоснувшись с содержанием его головы, ты не в унитаз спускаешь это, а начинаешь сперва просто забирать обрывки книг, которые поспособствовали, чтобы он стал таким, как есть, а потом начинаешь изменяться сам - то как взаимодействовать с черствыми окружающими, чтобы они тебя не сожрали ? ...
И так бесконечно.
Спектакль допускает множество личных трактовок, которые при этом не утомляют тебя и он очень минималистичен. При всей эксцентричности подачи режиссер Дмитрий Крымов доброжелателен к зрителю и оставляет после внутри тебя какую-то огромную разливающуюся умиротворяющую доброту.
Спектакль во всем новаторский, современный и гениальный, по праву собравший множество призов. Лучше один раз увидеть, чем прочитать на "Афише". Все м рекомендую, к тому же цены более чем приемлемые.
Первый раз были в этом театре. Первый раз были на постановке Крымова. Для нас это полный эксперимент. И нам понравилось. Удивление от начала до конца, интересные визуальные образы, потрясающая музыка и голоса. Такие молодые актеры, такая высокая тема. Вспоминаешь и додумываешь дома. Обязательно пойдем еще раз, с детьми. Спасибо!