Спектакль

Спектакль Любовь и смерть Зинаиды Райх

Постановка Театр на Литейном

5.6
Предоставлено пользователем: галина
Есть ОНА. Странная, загадочная, непонятная и очень красивая. Актриса. И есть ОН. Талантливый, безудержный, непокорный, харизматичный. Режиссер. А еще есть — Муж. Поэт. Вот такая простая история. Почти как у всех, почти как всегда… Любовный треугольник, разрыв, недолгое счастье и загадочная смерть. Его расстреляли, а ее нашли мертвой в квартире. А муж пил, пил и сочинял стихи… Почти как у всех, почти как всегда… ОНА — Зинаида Райх. ОН — Мейерхольд. Муж — Сергей Есенин. Что наша жизнь? Встречи, расставания и новые встречи. И ожидание любви. Как жила и любила женщина по имени Зинаида Райх — так же, как все. Искала, сомневалась, влюблялась, разочаровывалась и верила, что где-то есть ОН. И он пришел, но оказалось — не тот, а потом ОН, тот самый, настоящий, который сделал из нее Актрису. Слепил словно Пигмалион Галатею — для себя, для своих спектаклей. Позвал за собой в яркий и красочный мир Театра: дал новые жизни, дал простор фантазии, дал воздуха и крылья для полета. И сам всегда был рядом — любил, ревновал, прощал. Почти как у всех, почти как всегда… Обычная история — Он и Она. А вокруг — жестокий мир, революция, террор, репрессии. История страны и окружающих людей, которые вмешались, разрушили счастье, нарушили гармонию, обрезали крылья. Почти как у всех, почти как всегда…
Информация предоставлена Организатором
Возраст16+
Дата премьеры9 апреля 2005
Продолжительность1 час 50 минут, без антракта

Участники

  7

Специальные предложения

Скачать приложение
Подарочные сертификаты

Рецензия «Афиши» на спектакль

Зрителям выстроили амфитеатр в семь рядов у самого входа в фойе. Остальное пространство до самой двери в буфет затянуто темной сеткой — получается что-то вроде траурной вуали. И реквием звучит. Судя по портретам, что проецируются на сетку, хоронят Есенина, Мейерхольда и Зинаиду Райх — жену того и другого, мать двоих детей Есенина, приму всех мейерхольдовских спектаклей 1920-30-х, одну из самых известных женщин своего времени. Ее убили в 1939 году, незадолго до того, как в подвалах Лубянки расстреляли Мейерхольда: парочка энкавэдэшников зверски зарезала Райх в ее квартире — ножевые раны сыпались одна за одной, а она все не умирала. Но тут же выясняется, что не хоронить намерены Зинаиду Николаевну, а в мученицы производить. Идея и агитационный текст принадлежат Валерию Семеновскому — в прошлом великолепному театральному критику, а ныне публицисту и главреду журнала «Театр». Пьесой текст назвать трудно — это компиляция цитат из книг «Режиссер Мейерхольд» историка Рудницкого, «Роман без вранья» поэта Мариенгофа и двухтомника писем и статей самого Мейерхольда.

В прологе актриса, изображающая Татьяну Есенину, с пионерским запалом наскакивает на солидного мужчину, именуемого в программке Историком, — она требует признать, что ее мать выдающаяся женщина и великолепная артистка. Историк резонно замечает, что об этой женщине было сказано слишком много плохого даже после всех ее мук. Дальше следует двухчасовая разборка личной и творческой жизни Райх: кто же она все-таки — истеричная стерва, выжившая из театра уникальную Марию Бабанову, окрутившая Мейерхольда, но за Есениным волочившаяся по-собачьи? Или, как и было сказано, исключительная женщина с умом и талантом?

Спорить об этом режиссер Игорь Ларин предлагает в той же форме, в какой самодеятельные бригады пролеткультовцев двигали в массы идеи новой жизни: не затрачиваясь на детали, упирая на лозунги — плоско, грубо, трафаретно, безапелляционно. В пору таблички на грудь героям вешать: «Мейерхольд», «Райх», «Есенин». Потому что признать за жлобствующим хлыщем великого режиссера, за хамоватым пролетарием типа булгаковского Шарикова выдающегося поэта, а за кривляющейся истеричкой хотя бы просто мощную персону, которой Райх, очевидно, была, — невозможно. Впрочем, как раз такие персонажи весьма подходят к ходульному рапповскому слогу диалогов. Есть в тексте только одна остроумная, почти хармсовская реплика — при встрече с Зиночкой Райх Мейерхольд с ходу заявляет ей: «Идите ко мне на курсы — займемся биомеханикой».

21 апреля 2005
1

Я люблю творчество Есенина, и с историей взаимоотношений его с Райх и Мейерхольдом знакома, поэтому и пошла в театр на этот спектакль.
Но то что я увидела, было выше моих сил. В течении полутора часов я наблюдала фарс, издевательство и балаган.
Вся история предстала как одно пошлое и демонстративно крикливое представление.
Я ожидала, что актеры вживутся в роль, проживут ее во всей полноте, но вместо этого увидела набор клише - раболепствующая истеричка Райх, пошлый себялюбец Мейерхольд, и крикливый хамоватый Есенин.
Главная особенность представления - вульгарность и бездушие. Стихи со сцены не пытаются читать, их кричат и вопят.
На мой взгляд, показывать реальных людей и реальную историю это требует ответственности, историчности, внимания, уважения. Но оказалось, главное - это прикрываясь знаменитыми именами разыгрывать и пародировать с особой циничностью основные факты из википедии.
Из всех актеров положительно запомнился только образ Татьяны Есениной, только в ее голосе было участие и неравнодушие, что еще сильнее создавало контраст с царящем фарсом. За что так ненавидит режиссер Райх, мне искренне не понятно.
Художественной ценности, задачи и нагрузки в спектакле не увидела. После просмотра в душе осталось тягостное ощущение грязи и оскорбления ушедших великих людей.

19 февраля 2014
9

Спектакль идет на малой сцене. Камерная обстановка, актеры на расстоянии вытянутой руки от тебя. Пронзительный рассказ про Музу. Лучший спектакль театра на Литейном.

27 ноября 2011

Сразу могу заверить: спектакль совершенно замечательный! Постановка поражает, зрители выходят с ощущением, что они выстрадали боль, перенесенную Зинаидой Райх вместе с ней. В.Семеновский и И.Ларин настолько мастерски отточили этот спектакль, что придраться не к чему. Режиссеру настолько удалось перенести всех сидящих в ту эпоху, что мельком произнесенная фраза, что Есенин и Райх жили на Литейном, 53 (сам спектакль идет на Литейном, 51) еще больше дает ощущение, что дух великих людей летает над твоей головой, когда на сцене происходит действо.

Единственное, что может вначале немного смутить - это чувство, что актеры немного недоигрывают. Но если сравнивать с тем, как С.Безруков переигрывает в роли С.Есенина, то уж тут лучше недобор, чем перебор. К тому же к середине спектакля это чувство испаряется, и остаются только слезы на глазах. Слезы сострадания, горести, жалости. Судьба России была зеркально отражена на этих великих людях - С.Есенине, В.Мейерхольде и З.Райх. Их погубили.

Спектакль «Любовь и смерть Зинаиды Райх» заставит вас по-другому взглянуть на их судьбы. На судьбу России.
Премия «Золотой Софит» была вручена по заслугам!

30 ноября 2005
Все отзывы
9 спектаклей, которые можно посмотреть на этой неделе
9
спектаклей, которые можно посмотреть на этой неделе
9 спектаклей, которые можно посмотреть на этой неделе
11 спектаклей мая
11
спектаклей мая
11 спектаклей мая
Спектакли недели: аудиальный перформанс про смерть и стихи Маяковского
Спектакли недели: аудиальный перформанс про смерть и стихи Маяковского
Спектакли недели: аудиальный перформанс про смерть и стихи Маяковского
Спектакли недели: «Иваново детство» Антона Федорова и премьера в «Практике»
Спектакли недели: «Иваново детство» Антона Федорова и премьера в «Практике»
Спектакли недели: «Иваново детство» Антона Федорова и премьера в «Практике»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость