Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.8

Спектакль
Голая пионерка

Постановка - Современник. Основная сцена
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Чулпан Хаматова
Альтернативная правда про Великую отечественную в постановке Кирилла Серебренникова и исполнении Чулпан Хаматовой.
  • Голая пионерка – афиша
  • Голая пионерка – афиша
  • Голая пионерка – афиша
  • Голая пионерка – афиша
  • Голая пионерка – афиша
Драматический
Кирилл Серебренников

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
7 марта 2005

Это спектакль из тех, которые становятся легендами со временем, когда из памяти стираются шероховатости, естественные для только что родившегося организма. «Голой пионерке», что называется, есть куда расти, но куда, скажите на милость, расти Чулпан Хаматовой? Когда еще в институте она сыграла Анну Франк, ее называли удивительной девочкой, после спектакля «Мамапапасынсобака» — фантастическим существом. Сейчас ее впору назвать великой актрисой. Все два часа, что она находится на сцене — а со сцены она не уходит вообще, — ею можно разжигать костер. Она сгорает, но ни пафоса, ни чрезмерности, ни истерики в ее игре нет и в помине. Она не выжала из публики ни единой слезы — и не потому, что не смогла: в ее случае слезы были бы слишком жидким выражением чувств. От ее игры попросту берет оторопь. Чулпан Хаматова опять играет девочку. На этот раз — полковую шлюху по кличке Муха, святую Марию Мухину, стягивающую трусы из любви к Родине. Роман Михаила Кононова об этой непорочной блуднице был напечатан (и сразу же выдвинут на премию «Национальный бестселлер») три года назад, а написан задолго до того, еще в начале перестройки. С тех пор его разоблачительный пафос остыл, зато и эротизм, и христианские мотивы лишились привкуса скороспелой конъюнктуры. Время пошло роману на пользу, но лучшую службу сослужило ему все же не время, а, как было сказано, Чулпан Хаматова и еще Кирилл Серебренников. Вместе с драматургом Ксенией Драгунской он перестроил сбивчивое, от лица Мухи ведущееся повествование в хронологически выверенный ряд — от того момента, как война застает девочку у бабушки в деревне, через отступление, расстрелы генерала Зукова (то бишь маршала Жукова) к самой смерти, после которой Муху видели в небе — ведущей солдат в прорыв под белым флагом своих истерзанных трусов.

Последовательность для Серебренникова принципиальна — он ставит не столько «батально-эротическую феерию» (таково начало сложносочиненного подзаголовка романа), сколько житие фронтовой святой. Нужно было проявить недюжинную фантазию, чтобы суметь скрестить на узком подиуме посреди крохотного, на 70 человек, зала лубок и изощренный театр, цирк и храм, советскую идеологию с германской мифологией — в конце концов, чтобы переложить кононовскую «феерию» (а это и вправду грандиозная языковая феерия) на другой, театральный язык. Можно долго описывать, как обыкновенная доска становится в руках актеров бортом грузовика, увозящего на фронт деревенских парней, и как солдата укладывают головой на пионерский галстук, который оказывается кровью из виска. Можно рассказать о том, какое впечатление производят «Широка страна моя родная», звучащая церковным хоралом, и вид шеренги, где носки по линии ровняют живые еще солдаты и пустые сапоги.

Но важнее вспомнить, как солдаты жонглировали кольцами, а те вдруг стали нимбами. Как Муха в черном с блестками трико кувыркалась в воздухе, а потом, словно канатоходец, балансировала на протянутой через сцену резинке от трусов. Как генерал в алой шинели и маске Сталина, собственноручно расстреляв солдат, подвешивал к глазнице хрустальную клоунскую слезу — как вывешивают ордена. Иногда от этого цирка захватывает дух, иногда он просто занятен, но придуман он был отнюдь не для хохмы. В советском цирке, важнейшем из искусств после кино, Серебренников обнаружил того самого человека, которого ковала имперская идеология, — человека сверхъестественных возможностей, а если добраться до римского прародителя нашего цирка — еще и приговоренного гладиатора, первого христианина, отданного на растерзание диким львам. В советском цирке Серебренников нашел свою истовую давалку Муху. Сценограф Николай Симонов, в свою очередь, по одну сторону подиума расположивший цирковую ложу, с другой стороны возвел белое сооружение с высокой белой щелью — то ли Валгаллу, то ли влагалище, то ли врата рая. Отмучившись, Муха именно туда и отправляется. Туда, где, словами Кононова, «не убивают, не лгут и не предают, где и нет ничего, кроме очищенного, двойной как минимум перегонки, девяностошестиградусного, самого что ни на есть Добра».

8
9

Отзывы

1
М. М.
2 отзыва, 4 оценки, рейтинг 7
12 апреля 2009

От спектакля несет пошлостью и дурным вкусом. Разочаровалась. Не советую. Только зря потратите и деньги, и время.

7
0
5
lavrenTIY
44 отзыва, 98 оценок, рейтинг 176
23 июня 2009
Кирил Серебренников

,что-то новое и пафосное...даже как-то неудобно смотреть!Что его стериотипы...но спасительное этого спектакля-Чулпан Хаматова.Спектаколь не очень хороший.но игра Чулпан-это тот спасательный круг..

7
1
1
qwerty_rat
3 отзыва, 21 оценка, рейтинг 9
26 сентября 2009

Спектакль из серии: "зачем же я себя утюжил гладил" :)
Если Вы не любите Ч Хаматову, тогда не поймете! :)
странноватый взгляд режиссера на малолетних проституток во время войны. наверное всЁ было, но этим нельзя гордиться. мне, "человеку из СССР", смотреть было больно, не этому нас учили, не этим мы гордились. не за это наши деды погибли.

5
0
7
Игорь Гринберг
79 отзывов, 98 оценок, рейтинг 138
29 октября 2008

28 октября 2008 г. Новая сцена театра "Современник". Необычно. По середине сцена, а по бокам расположены кресла зрителей. Даже с верхней галерки все хорошо видно. Пустые места заполнили студенты из творческих Вузов. Начало спектакля задерживается на 20 мин. Некоторые зрители пытаются хлопать в ладоши, чтобы на них обратили внимание: зрители пришли, можно начинать. Думаю про себя, что спектакль уже более двух лет идет на сцене... Гаснет свет. И тут пошло, поехало. Бум, бам. Пионеры и пионерки 30-х годов. Ленинград. Деревня. Война. И "голая пионерка" Мария Мухина (Чулпан Хаматова). Идейная, правильная, закаленная. Мы за Сталина, мы за Родину. Мы атеисты и гуманисты. И ничего страшного, что мы что-то не понимаем, зато в "светлом будущем" у всех будут велосипеды, нет по два! В наше время все это смотрится смешно, но тогда...
P.S. А причем тут голая пионерка? А притом. Вот иди и посмотри.

2
1
9
mila-dro
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 0
1 ноября 2010

…. Ложные идеалы в человеке верующем – утопия …..


Символ – как наиболее сложный язык для передачи душевных переживаний в театре, в этом спектакле работает по принципу зеркала – чувства актеров отражаются в зрителях, создавая единство на подсознательном уровне. Жизнь человека представлена, как нечто противоестественное самой жизни. Возникает вопрос: если человек рожден быть свободным, почему у него нет возможности собственного выбора? поступать так, как велит ему сердце? Почему навязываются ложные идеалы, которые не позволяют жить по законам Человеческим? Вера, как основа сознания человеческого, оборачивается против него – Актуально.


0
1

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все