Драматический |
16+ |
Валерий Фокин |
1 час 30 минут, без антракта |
Успела вскочить в уходящий поезд, увидела последний показ «Двойника». Как будто все тот же отточенный и безупречный стиль Валерия Фокина, выражающий очевидную мысль о низменности и испорченности бюрократии, яркая игра Дмитрия Лысенкова, создавшего запоминающийся фарсовый образ двойника Голядкина, который одновременно воспринимается как его alter ego. Несколько фрагментов действия вызвали ассоциации с собственным жизненным опытом. Но в целом сложилось впечатление, что спектаклю не хватало объемности для более глубокого и сильного восприятия, зацепок для игры воображения, дверей, дающих возможность выйти в более широкое пространство, как это обычно бывает в театре Фокина.
На следующий день после спектакля пошла в бывшее логово имперской бюрократии – Главный штаб, где до революции располагались Министерство финансов и Министерство иностранных дел, а теперь храм искусства Эрмитаж. Современная жизнь, дающая возможность убежать от нынешней бюрократии хотя бы на время, к счастью, богаче и разнообразнее повести Достоевского.
Очень красивый в художественном смысле спектакль.
Пластичный и выразительный. Почти танец.
Очень удачный саундтрек с живыми трубами и трамбоном. Речитатив "Яков Петрович - душка" - почти опера.
Симпатичные актеры (особенно Дмитрий Лысенков)...
Но совсем небольшой недостаток - содержание где-то забыли. Если задача ставилась сделать театр из ничего и ни о чем - справились безупречно...
Интересно, что создалось такое впечатление, что Валерий Фокин решил прочитать Ф.М.Достоевского глазами Франца Кафки. Забавное упражнение, но бессмысленное.
Спектакль классный! Поставить так Достоевского (при этом заметьте, что пьеса поставлена не по роману или повести, а по совсем небольшому рассказу), чтобы происходящее на сцене не показалось карикатурой написанного - безумно сложно. Но Фокину удалось. Мне кажется, иногда даже слишком. Излишняя "заметность" присутствия режиссёра - тоже не есть хорошо.
Отдельно хочется отметить актёров. "Двойники" играли по полной. Жили в роли. Были этой ролью.
Не советовала бы ходить на этот спектакль тем, кто слишком любит стандарты, прямолинейность и однозначность. В "Двойнике" этого нет. К счастью.
Прошу прощения за офф-топ....
Katusha-La! первая строчка. цитирую тебя
"Я достаточно хорошо образованна, чтобы ходить в театр и судить о нем, ....."
слово "образоваНа" пишется в данном случае с одной Н !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
К глубочайшему сожалению петербургского зрителя "Двойника" на сцене Александринского театра показали в 126 и он же последний раз. Достоевский начал писать свою повесть еще в 1845 году и тогда уже зачитывал отдельные главы на кружке Белинского, вызывая явный восторг умов того времени - Тургенева и самого Белинского. Но с появлением полного текста, пришло и разочарование со стороны писательского сообщества , что подтолкнуло Достоевского полностью переработать текст в 1846 году.
В 2005 года знаковое произведение Федора Михайловича поставили на сцене Александринки, и с этого самого времени эта театральная постановка стала одной из визитных карточек театра. За это время роль Голядкина исполняли совершенно разные по силе и выразительности актеры, и с каждый разом спектакль рос в изобретательности и профессионализме.
И вот уже обновленный титулярный советник Яков Петрович Голядкин (прототипом Голядкина считается писатель Яков Петрович Бутков) бежит по городу, бессмысленно и опасливо оглядываясь на окружающую действительность. Фокин создает декорацию прямо из зрительного зала. А сам Голядкин (Виталий Коваленко) знакомит публику со своей персоной, затерявшись на одном из стульев среди зрителей в партере. "Если бы эта люстра сейчас упала (глядя на огромную люстру в зале Александринского театра) на общество, я бы пошел спасать Клару Олсуфьевну". И зрители невольно переглядываются между собой, опасливо глядя на огромное светило. Такими приемами режиссер активно вовлекает пришедших во внутренний мир своего героя. Сцена выложена вертикальными вращающимися зеркалами, в которой не так уж и сложно затеряться и почувствовать свою ничтожность и ненужность. А тут еще и двойник (Дмитрий Лысенков), у которого и имя, и фамилия, и должность такие же, как у Голядкина. И только вначале он вежлив и приветлив, а под конец готов со свету сжить "родного брата". От таких вестей не долго и помешаться, что и происходит с главным героем, которого в конце спектакля заключают в смирительную рубашку и уводят из приличного общества под похоронные венки. А на балконе уже возникает новый Голядкин, которого наскоро выдворяет из зала капельдинер.