Москва

Спектакль
Лягушки

Постановка Наш театр

оценить
(2`50``, 1 антракт).
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши»

Фото Жанна Зарецкая
Фото Жанна Зарецкая
отзывы: 477
оценки: 158
рейтинг: 455

«На исходе советской эпохи, когда никакой работы не было вовсе,- рассказывает создатель «Нашего театра» Лев Стукалов, — мне каким-то чудом удалось собрать знакомых актеров и поставить спектакль «Лягушки» в Доме актера. Это был первый в Советской России опыт театра во внетеатральном пространстве. А «Лягушки» — еще и первая в истории пьеса о театре. Большой зал набился до предела. Мы сыграли два спектакля, а потом Управление культуры все это дело запретило. И вот в начале этого сезона прихожу я в Театр эстрады, где «Наш театр» чаще всего арендует помещение, а меня на вахте ждет открытка: «Дорогой Лев Яковлевич, пишет вам зритель «Лягушек». Мы посмотрели вашу последнюю премьеру — «Игрока» — и уверены, что Дионис теперь сможет спать спокойно».

Мы со Стукаловым сидим в очень странном помещении в доме напротив зоопарка. Полуподвал с кирпичными стенами — это прихожая и кухня «Нашего театра», который четыре года назад возник из большей части актерского курса Владимира Петрова, где Стукалов был вторым педагогом. Во второй комнате вместо сцены и зала — голые стены, укутанные в черное. Так выглядят актерские мастерские в Театральной академии: черный кабинет — пустое пространство, чистый лист для творчества. Стукалов пригласил меня на репетицию — в подвале «Нашего театра» он снова репетирует «Лягушек».

Вот Дионис идет в царство Плутона. На голове у него фуражка, которая выдает в этом боге-обманщике старшего брата Великого комбинатора. Рядом слуга Ксанфий — фигура в этой сцене проходная. Эпизод этот из самых сложных — даже великие театральные режиссеры всегда подолгу ломали голову над тем, как правдоподобно изобразить духов. Духи в пьесе затаились вдоль дороги — и пугают трусливого Диониса. Пять девчонок собрались в уголке, накинули на себя черные ткани и словно растворились: черное на черном — одно из самых распространенных театральных чудес. Потом в темноте возникли пять белоснежных масок. Дальше — этюды, пробы на заданную тему: самые разные варианты бессловесного общения «масок» с Дионисом. Находки сыпятся одна за другой, удачные и не слишком. До отбора дело пока не дошло.

Аристофан писал свою пьесу, в сущности, о любви к гражданскому обществу. Дионис спускается в ад, чтобы судить двух поэтов, Эсхила и Еврипида, и победителя забрать с собой, чтобы тот возвышал дух свободных греков. Побеждает Эсхил, превозносивший достоинства человека и не допускавший на сцену его недостатков. Стукалов справедливо рассудил, что требовать искреннего гражданского пафоса от вчерашних студентов нелепо, и потому решил превратить пьесу в непритязательный и веселый гимн театру. Главный режиссерский ход в эту сторону — наследство легендарных «Лягушек-1981»: большинство характерных персонажей, тех, что попадаются Дионису на пути, будет играть один актер, меняющий маски.

0
0
...
3 июня 2004
Написать отзыв
Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.