Театральная афиша Москвы

Спектакль Назову себя Гантенбайн

Постановка Особняк
оценить

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Жанна Зарецкая
отзывы:
473
оценок:
156
рейтинг:
456

В театре «Особняк» режиссер Алексей Слюсарчук, приглашенный хозяином театра Дмитрием Поднозовым, ставит опыты в экзистенциальном стиле. Уже более десяти лет Слюсарчук работает с двумя главными для него составляющими театра — с актером и с текстом. Актер Слюсарчука — такой же «голый человек на голой сцене», как мим, только образы он лепит не из тела, а из текста. Спектакль по роману Макса Фриша, как, впрочем, и все другие спектакли этого режиссера, посвящаются Камю, Сартру и французскому кинематографу новой волны. Действие начнется с того, что один из актеров выйдет на сцену и скажет: «Я представляю себе, что…», за чем последует речевая пантомима. Это совсем не то же, что литературный театр, потому что постепенно актер должен слиться с героем, завоевать право произносить его текст от первого лица, иначе опыты теряют смысл. Дальше вступит в силу другой кинематографический прием: одни и те же ситуации в спектакле «Назову себя Гантенбайн» будут рассматриваться тремя героями — каждым с его колокольни.

Репетируют Фриша Александр Машанов, Алена Шмидская и Дмитрий Готсдинер. Стало быть, типично женская логика представлений столкнется на сцене с двумя типами мужской — рефлективно-лиричной и демонстративно циничной.

А поскольку Фриш — это еще и очень хорошая литература, то зрителей ждет утонченный, небанальный сюжет. Начать с того, что один из мужчин после аварии остается с сильными порезами на лице, так что врачи не ручаются за его зрение. Когда повязки снимают, герой, несмотря на то, что отлично видит, решает притвориться слепым. Мнимая слепота придает ситуации пикантность, наполняет ее тайной и символическими смыслами. В связи с этим непременно вспоминается финал фильма «Дневная красавица», в котором слепой муж Катрин Денев отбрасывает клетчатый плед, встает из инвалидного кресла и снимает темные очки.

Ну а что касается разного рода изумительно точных житейских наблюдений по поводу взаимоотношений мужчин и женщин — тут Фриш даст сто очков вперед Гришковцу. В описаниях повседневных ситуаций и в мастерских парадоксальных обобщениях едва ли не каждый зритель узнает свою, глубоко личную историю.

Кстати, музыку к спектаклю сочиняет скрипач «Аквариума» Андрей Суротдинов, который предпочитает появляться на сцене исключительно в очень темных очках.

0
0
8 апреля 2004
Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.