Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Жизель, или Вилисы, Санкт-Петербург

7.5
  • жанр
    Балет
  • 2 часа 15 минут, 1 антракт
    6+

Место проведения

Михайловский театр

Михайловский театр

7.7
Новые времена старого театра
Малый оперный некогда гремел «Пиковой дамой» в постановке Мейерхольда, балетами хореографа-авангардиста Федора Лопухова и музыкой Дмитрия Шостаковича. Последовавшая бомбежка крепости модернистского искусства в газете «Правда» оставила тут лишь выжженную землю, на десятилетия превратив Малый в анемичный клон Мариинки. Выручали в этой ситуации география (два шага от Невского проспекта) да эффектные интерьеры. Однако в 2007 году Малый сделал тур де форс: главой театра назначили не артиста, а менеджера — бананового короля Владимира Кехмана. Обновились состав и репертуар, появились громкие имена и проекты: «Евгения Онегина», скажем, поставил украинский возмутитель спокойствия Андрей Жолдак. Петер Феранец за несколько лет работы музыкальным руководителем и главным дирижером добился достойного уровня исполнения; теперь этот уровень призван поддерживать Михаил Татарников. В 2011 году Михайловский ошеломил всех, зазвав на царство великого испанского хореографа Начо Дуато, а вдобавок сюда перебежала лучшая молодая балетная пара московского Большого театра — Наталья Осипова и Иван Васильев. Актуальный балет сегодня прописан на площади Искусств, и о билетах на премьеры надо хлопотать сильно заранее.
касса+7 (812) 595 43 05
адрес
официальный сайт

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Юлия Яковлева
отзывы:
363
оценок:
162
рейтинг:
347
7

Престранное место этот Михайловский театр. Как известно, в нем сменилось руководство. Это была такая невозможно бархатная революция, что никто ничего не почувствовал. Поговорили было иронически, что театр возглавил бизнесмен, сделавший состояние на торговле бананами. Но других поводов для иронии не было, и про Михайловский снова забыли. Новое руководство начало с того, чем вообще сейчас модно заниматься среди театральных руководителей: сделало фундаментальный ремонт. Обычно театральные руководители сублимируют таким образом отсутствующую творческую жизнь. Но в Михайловском вскоре поползли ее первые ростки. Они были изумительны. Я, конечно, имею в виду недавний балет «Спартак». Широко рекламировалось участие живых тигров. Постановка была поручена хореографу Ковтуну. А это такой хореограф, что на его «Спартак» стоит идти только в одном случае: если на сцене живые тигры съедят самого Ковтуна. В общем, как-то все было бы про балет в Михайловском понятно: пришел-де прекраснодушный Лопахин в давно засохший вишневый сад…

Если бы не одно но. Там помимо кресел обновили «Жизель». Раньше этот балет в театре шел, вернее — ползал по сцене, не приходя в сознание, в виде полустертой советской копии (на западных гастролях канало, и ладно). Как вдруг его отдали на реконструкцию Никите Долгушину. Великому танцовщику (последний всплеск коллективной гениальности советского балета — плеяда Нуреев–Долгушин–Барышников–Соловьев). И очень тонкому знатоку старого балетного театра. Не просто текстов, а именно театра. Ибо быть великим танцовщиком в советское время — значило быть самому себе режиссером, от малейшего вздоха кисти до цвета парика. Сентиментальность, вкус к архаике у Долгушина сочетаются с беспощадной остротой зрения балетного профи. Остается добавить, что это один из величайших исполнителей «Жизели» вообще. И что его личная творческая судьба сложилась не слишком счастливо. Впрочем, из чего было выбирать его поколению? Побег на Запад, как Барышников и Нуреев? Самоубийство, как Соловьев?..

Это удивительно, но я и сама видела, как Никита Долгушин танцует «Жизель». Вживую. Казалось бы, что за странная тяга театральной легенды к самоуничтожению? Что за идея — отметить вот так собственные 60 лет? Я очень боялась — даже когда он выбежал на сцену, безупречно затянутый в трико, закрыв профессорский лоб паричком. Но дальше… Дальше была одна из лучших «Жизелей», которые мне доводилось видеть. Это была работа великого перфекциониста. Даром что его окружала труппа, набранная с бору по сосенке, — но и с ней он сумел поработать так, что было на что взглянуть. Теперь в Михайловском ему отдали в распоряжение как минимум профессиональный человеческий материал. Плюс деньги. Знаете, уже за одно это тигров им можно простить.

3

Отзывы пользователей о спектакле «Жизель, или Вилисы»

Фото Екатерина Полежаева
отзывы:
39
оценок:
40
рейтинг:
174
9

Получила ни с чем несравнимое эстетическое наслаждение!
Истинную трагедию передала в своем танце Екатерина Борченко - исполнительница главной роли, сердце которой по сюжету остановилось от горя о потерянной любви... Сердца зрителей, казалось бы, остановились на мгновение вместе с ней.
Особенно поразил второй акт, где прекрасные велисы, будто бы сахарные ватки, изящно порхали над сценой, создавая настоящее волшебство.

3
Фото egorka777
отзывы:
3
оценок:
2
рейтинг:
5
9

Хореограф Никита Долгушин представил авторский вариант балета «Жизель, или Вилисы». История отношений хореографа и балета длится почти полвека: «Мое исполнительское знакомство с «Жизелью» произошло в 1958 году в pas de deux, и в 1959 – в полном спектакле. С того времени и до сих пор я думаю о глубинах балета и его вечности. Эти высокие слова пытаюсь реализовать в постановках, ищу пути совершенствования идеи, деталей, стиля, техники, искренности».
В первый день ноябрьской премьеры партии главных героев исполнил великолепный дуэт: Диана Вишнева и Игорь Колб. В следующих премьерных спектаклях были заняты Ирина Перрен, Елена Евсеева, Анастасия и Денис Матвиенко, Игорь Колб, Михаил Сиваков и другие.
Балет «Жизель» - один из самых знаменитых спектаклей мирового хореографического репертуара. Его премьера состоялась в 1841 году на сцене Королевской Академии музыки в Париже с Карлоттой Гризи и Люсьеном Петипа в главных ролях. Успех спектакля объяснялся не только художественно-законченной хореографией, совершенством танца исполнителей, но, прежде всего, близостью к эстетике романтизма.
Авторы либретто – Теофиль Готье и Анри де Сен-Жорж - почерпнули в творчестве Гейне тему о вилисах или мертвых вакханках – невестах, умерших до свадьбы. По старой легенде, призрачные юные существа неистовствуют при свете луны, до смерти затанцовывая путников. Эти призраки истаивают с зарей, и их пленники могут спастись лишь с наступлением утра. Но мстительность этих дев сталкивается и с другой необратимой силой: с любовью и прощением. Жизель сама становится вилисой, ее танцы, столь любимые при жизни, принадлежат уже не ей. Она постепенно включается в поток смертоносных плясок, но и противостоит повелительнице вилис, спасая любимого.
Либретто и музыка, написанные с тончайшим пониманием и романтического искусства, и специфических законов балетного театра, создавались по инициативе хореографа Жюля Перро (1810-1892). Он был душой спектакля, определил его художественный метод, органически соединив танец и пантомиму, всю содержательную систему образов балета.
В 1842 году, уже через год после своей парижской премьеры, балет «Жизель» был поставлен в Петербурге. Здесь, сотрудничая с русской балетной труппой, один из авторов -Перро отредактировал и уточнил спектакль (1848-1859). Отступления петербургской премьеры от французского спектакля начались с преодоления стиля Гран-Опера – пышного, роскошного зрелища, изобилующего шествиями, конными выездами, дивертисментами. Со временем к «Жизели» обратился и довел до совершенства ее хореографию Мариус Петипа - величайший знаток классического танца, отдавший русскому балету более полувека своего творчества. Русская «Жизель» постепенно приобретала более камерный характер: убиралось все, что отвлекало внимание от главного.
В начале нашего столетия во время триумфальных «Русских сезонов» в Париже французы увидели свой национальный балет, бережно хранимый в России. Успех русского искусства и, в частности, «Жизели», способствовал возрождению хореографии в Европе, а затем и в Америке.
Вновь обращаясь к шедевру, Никита Долгушин «реконструирует спектакль с проверенным временем хореографическим текстом, точными мизансценами, многочисленными деталями старины», считая, что история постановок «Жизели» - открытие все новых и новых граней внутреннего содержания, обогащения и углубления его.

1
Фото Лана Грачч
отзывы:
61
оценок:
61
рейтинг:
2
7
Не плохо. Артистично.

«Жизель» один из первых классических балетов, он не отличается очень сложно техникой, больше в нем акцент на драматическую составляющую и успех возможен не просто при хорошем исполнении, но и при хорошей актерской игре. Я видела в исполнении Анастасии Соболевой и Виктора Лебедева. Анастасия очень легкая, актёрская составляющая ее роли исполняется достаточно хорошо. Виктор физически прекрасно сложен, техничен, смотреть приятно. В целом впечатление хорошее. Я знала что иду не в Большой. Правда очень ждала во втором действии умопомрачительных сцен с вилисами, не случилось, не принципиально.

0
Фото Ирина Лемеш
отзывы:
5
оценок:
25
рейтинг:
6
7

"Жизель" - единственное, что стоит смотреть сегодня в Михайловском. И это благодаря постановке Н.Долгушина, а не составу исполнителей.

0

Галерея