Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Лебединое озеро, Санкт-Петербург
Постановка Мариинский театр

8.1
  • жанр
    Балет
  • 3 часа 10 минут, 2 антракта
    6+

Самый классический русский балет

«Лебединых озер» в России пруд пруди. В репертуаре каждого большого театра оперы и балета в той или иной редакции имеется хореографическое сочинение на бессмертную музыку Петра Чайковского. В афише Мариинского театра представлено восстановленное полотно Сергеева — Петипа — Иванова, самое классическое. С недавних пор партию принцессы Одетты (трагическим образом превращающейся в лебедя) исполняет новая звезда Мариинки Екатерина Чебыкина.

Место проведения

Мариинский театр

Мариинский театр

8.5
Главнейшая точка на театральной карте города
Крещенная в честь императрицы Марии Александровны, Мариинка всегда оставалась парадным и самым западным (то есть художественно передовым) театром России. Так было до 1917 года: когда Мариус Петипа возводил «Спящую красавицу» Чайковского, на сцену ломились иностранные гастролеры, а в царской ложе сидел царь. То же происходило в 1990-х и 2000-х: впервые в послереволюционной истории России Валерий Гергиев исполнил циклопическую тетралогию Вагнера «Кольцо нибелунга» и «Тристана»; сочинять эксклюзив в Петербург ехали главные западные хореографы; в ложе сидел президент РФ. Однако в последние годы балет Мариинки утратил всякий стратегический фокус и как-то сдулся; идти теперь стоит в основном на звезд прошлого десятилетия Ульяну Лопаткину и Диану Вишневу (которым в спину дышат солистки помоложе — техничная Виктория Терешкина и сексапильная Екатерина Кондаурова). О буме нулевых еще способна напомнить недавняя «Анна Каренина» лучшего русского хореографа Алексея Ратманского. В остальном — качественно, консервативно, иногда дохнет плесенью или рутиной, но иногда театр вдруг встряхнется и выдаст что-нибудь вроде «Весны священной» радикальнейшей немки Саши Вальц. Оперу дают по-прежнему высокого класса. Меццо-сопрано Ольга Бородина и другие звезды гергиевского призыва порой возвращаются сюда со своих международных орбит, изредка можно услышать Анну Нетребко, заглядывают и зарубежные знаменитости. Мариинский оркестр — лучший в городе и один из лучших в мире. Неутомимый Гергиев продолжает осваивать целинные области репертуара, в первую очередь xx век: тут ставят Рихарда Штрауса и Бенджамина Бриттена, а вдобавок — новейшую русскую оперу. Слабое звено — режиссура: театрально хороши единичные постановки. Как и многое в Петербурге, Мариинку лучше посещать в июне: на фестивале «Звезды белых ночей» Гергиев собственноручно дирижирует пять-семь раз в неделю; кроме того, ему удается привезти в город именитых солистов и дирижеров. В мае 2013 года под боком у исторического здания театра открылась долгожданная вторая сцена — теперь гергиевский размах станет воистину эпическим.
телефон+7 (812) 326 41 41
адрес
официальный сайт

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Юлия Яковлева
отзывы:
363
оценок:
162
рейтинг:
347
7

В «Лебедином озере» и «Баядерке» солирует Виктория Терешкина — вот повод посмотреть оба балета: она несомненный лидер поколения, следующего за плеядой 1990-х (Лопаткина, Вишнева и проч.). Терешкина — это уже нулевые. Которые принято ругать не только в балете. Мол, ноль он и есть ноль. Терешкина, надо признать, легко попадает в тему. Танцует-то она первоклассно: точно, ясно и просто. Лучше всего ей удается Баланчин, а среди его балетов — «Фортепианный концерт №2»: только у Терешкиной он звучит как должно; даже Диана Вишнева танцует это хуже. Тем не менее за балеринский статус Терешкиной приходится сражаться там, где ее позиция наиболее уязвима, — в русской классике. Это наиболее театрализованный раздел классического репертуара. Там, как нигде, требуется не только все правильно делать ногами, но и быть, попросту говоря, интересным человеком. У Лопаткиной это получалось. Пусть даже львиная доля ее танцев оказывалась шикарной театральной иллюзией. Например, прыжок: от природы он у Лопаткиной никогда не был впечатляющим, но на сцене всегда таким казался. Вот эти-то театральные иллюзии Терешкиной противопоказаны. Она танцует классику с какой-то спортивной честностью. Это во-первых. А во-вторых, вкладывает в текст не больше интерпретации, чем лазерный проигрыватель.

Признаю: не всем это нравится. Виктория Терешкина вряд ли когда-нибудь впишет свое имя в один ряд с Анной Павловой, Ольгой Спесивцевой, Галиной Улановой — ряд, завершающийся на данный момент именем Лопаткиной. Ряд балерин, которые превращали хореографию Мариуса Петипа в театр собственного имени. Для Терешкиной уже готово место в другом пантеоне. В том, где испокон веков царят инструментальные виртуозки: Вера Трефилова, Агриппина Ваганова, Наталья Дудинская. Те, про кого никогда не снял бы биографическую пошлость главный кинематографический пошляк СССР Эмиль Лотяну (удруживший киносагой Анне Павловой). Те, кто вошел в историю балета — и только балета. Танцем — и только танцем: чистым, как бельканто. Те, у кого Мариус Петипа равен Мариусу Петипа, а Баланчин — Баланчину. И по-моему, это превосходно. Потому что чисто по-человечески и тот и другой были личностями, как бы сказать помягче, более увлекательными, чем любая балерина. А свои мысли о мире и людях формулировали с краткостью и простотой, доступной только гениям. Петипа, кстати, делал это еще и в легкой сказочной форме. И смотрите, что у него там получается. В «Лебедином озере» принц влюбляется в девушку-лебедь. «Баядерка» — про взаимоотношения благородного воина с призраком. И так у Петипа постоянно: все мужчины — люди как люди, а все девушки — феи, лебеди, призраки. О принципиальной невозможности любви нельзя было высказаться определеннее. Добавить к этому нечего. Терешкина совершенно права.

Отзывы пользователей о спектакле «Лебединое озеро»

Фото Johannes Rauh
отзывы:
66
оценок:
93
рейтинг:
34
9

Нормальный большой классический балет. Отличные костюмы и тщательно продуманные декорации в первой и третьей картинах, чистота линий, мощный и почти синхронный кордебалет в "лебединых" картинах — прекрасно отличается от типичного "августовского Лебединого" в Петербурге. В конкретном посещённом спектакле удались все мужские роли — Принц-Париш, Ротбар-Беляков (отличные прыжки и экспрессия), Шут-Живой. А вот корифейка кордебалета Чебыкина в роли Одетты/Одиллии такое ощущение что не танцевала, а на тренировке была: временами лицо её ничего не выражало, жесты были частично символическими, да и фигура какая-то не "лебединая". С участием настоящей примы данная постановка, должно быть, — вообще восторг.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить