Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Опера
Парсифаль

Постановка - Мариинский театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Вагнерианцы ждут «Парсифаля» к Пасхе: третье действие грандиозной оперы-мистерии Вагнера происходит в Страстную пятницу и во многих европейских театрах принято давать ее в дни Страстной недели. «Парсифаль» — нечто большее, чем опера: это «торжественная сценическая мистерия», произведение на грани светского и религиозного искусства. Вагнер в «Парсифале» стремился создать совершенное «произведение искусства будущего» по принципу синтеза, сливая воедино театр и храм, музыку и слово, мотивы христианские и буддистские, сюжеты из далекого Средневековья и актуальные проблемы человечества. В России «Парсифаля» можно увидеть и услышать только в Мариинском театре. Его поставили здесь впервые в 1997 году при участии английского кинорежиссера Тони Палмера и в 2018-м — в обновленном виде — вернули на сцену, пополнив мариинскую вагнериану одним из ключевых творений великого композитора-мифотворца.
Опера
16+
11 мая 1997
5 часов 25 минут, 2 антракта

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Ольга Манулкина
422 отзыва, 428 оценок, рейтинг 109
14 марта 2003

Он не знает, кто он и откуда. Непорочный простец, дурачок, святой, по-русски — юродивый. Парсифаль. На мари-инскую сцену он пришел в 1997-м — после восьмидесятилетнего отсутствия. Пришел из горячечного бреда вагнероманов и из амбиций Валерия Гергиева, который пообещал, что в Мариинке будет, будет, будет свой Вагнер.

План вагнеризации мариинской (читай — российской) сцены Гергиев построил с маниловским размахом и затейливой выдумкой барона Мюнхгаузена, дотошно составляющего расписание: во вторник выиграть битву при Ватерлоо, в среду после обеда война с Англией, в четверг спасти мир.

Оказалось, однако, что в Мариинке, где нельзя быть уверенным, что завтрашняя премьера состоится и что программу не изменят после третьего звонка, по части долгосрочных и вполне утопичных планов все работает. Обещанное к 2003 году «Кольцо нибелунга» — на подходе (даром что заново переставляют части и меняют режиссеров), и «Парсифаль» идет-таки на мариинской сцене. Он показывается крайне редко, зато это всегда событие.

Рихард Вагнер известен своими безумными начинаниями (осуществленными), неучтивостью по отношению к публике и реформаторскими амбициями — в масштабах от оперного театра до судеб мира.

Гергиев, безусловно, достойный наследник Вагнера по части амбиций и мессианских претензий. Мы говорим: Вагнер, подразумеваем: Гергиев. Свой штурм вагнеровских высот он начал с самой последней, самой длинной, самой герметичной, статичной, религиозной — самой неоперной оперы: «Парсифаля» автор определил как «мистерию».

Здесь действуют христианские святыни: чаша, в которую собрана кровь Христа, и пронзившее его копье, и творится чудо Страстной пятницы. Сюжет о Cпасителе меж тем вместе со святым простаком Парсифалем представляют персонажи как бы из другой оперы: оскопивший себя Клингзор, злой волшебник, и дикая лесная дева-грешница Кундри. Каждый обременен грузом философских идей и религиозных истин и опутан сетью мифологических аллюзий.

Главным же в «Парсифале» остается то, как эта религия и философия звучат, и на первом месте здесь отнюдь не голоса.

«Парсифаль» — дитя Байройта. Вагнер написал его для своего театра с деревянной раковиной зала, в которой звук живет, как в корпусе гигантского музыкального инструмента, сконструировал специальную машину для звона колоколов и боялся выпускать «Парсифаля» в мир из этой волшебной шкатулки. Тридцатилетнее вето на исполнение оперы вне Байройта после смерти Вагнера его вдова хотела продлить навечно.

По счастью, ей это не удалось. С 1914 года оперу ставят по всему миру. К концу века Гергиеву удалось вернуть «Парсифаля» в Россию. И теперь можно запросто пойти в Мариинку и услышать то, о чем столько грезили поколения российских вагнероманов.

Идти нужно рано, к шести часам вечера (Вагнер требовал начинать еще раньше и посвящать этой акции весь день). В партии Парсифаля может выйти молодой и стройный Олег Балашов или солидный Алексей Стеблянко, оба поют отлично, но и это не должно чересчур отвлекать вас от существа дела. Как не должна чрезмерно раздражать проекция русских икон на заднике (британский режиссер Тони Палмер стремился приблизить «Парсифаля» к русским реалиям) и «глубоко зомбированные», по выражению композитора Леонида Десятникова, персонажи, едва передвигающиеся по сцене.

Слушайте оркестр. Скорее всего, им будет управлять немец Михаэль Гютлер, дирижер Баварской оперы (об органической неспособности Мариинки к краткосрочному планированию смотри выше). В оркестре слушайте знаменитую бархатную мариинскую медь и струнные, сперва строгие, после чувственные. Следите, как томительно медленно пронизывают оркестровое тело лейтмотивы и как напряженны долгие-предолгие паузы. В тот момент, когда вы вдруг ощутите настоятельную потребность в том, чтобы эта медленная пытка длилась еще и еще, — знайте, вагнеромания уже проникла в ваш организм, и впредь вы вряд ли сможете обойтись без этого зелья. Причащайтесь.

1
0

Отзывы

10
Оксана Васько
485 отзывов, 683 оценки, рейтинг 114
11 февраля 2020

"Парсифаль" - религиозная церемония, смелая кантата, философское размышление Рихарда Вагнера, длящееся по ощущениям целую вечность (мне сразу вспомнился спектакль "Процесс" Кристиана Люпы, показанный в рамках Театральной олимпиады-2019). И даже по театральным меркам всё идет довольно долго - 5, 5 часов.

Мрачная, постапокалиптическая опера стала заключительной и самой масштабной работой 70-летнего композитора. Кстати, сам Вагнер сторонился называть свое произведение оперой (ведь не для развлечения же оно было написано) и определял его не иначе, как "торжественная сценическая мистерия", служащая"завещанием для будущих потомков". Он даже требовал, чтобы не было никаких аплодисментов по окончании актов, а ставиться "Парсифаль" может и должен был только в его театре Бюнен Фестшпильхаус в Байрёйте, под который Вагнер, собственно, и писал свое детище. К всеобщему счастью это правило отменила вдова Вагнера Козима в 1913 году, и сегодня "Парсифаль" с успехом идет на сценах ведущих театров мира. В Петербурге его можно послушать на сегодняшний день только в Мариинском театре.

Образы и тему своей мистерии Вагнер взял в эпической поэме «Парциваль» Вольфрама фон Эшенбаха. Сказка представляет собой смешение легенд о короле Артуре, христианского мистицизма и буддизма в философии Шопенгауэра и повествует о священном ордене рыцарей, возглавляемом раненым телом и душой Амфортасом. Его единственная надежда на выздоровление - невинный, ставший мудрым благодаря состраданию, коим и окажется впоследствии "дурак" Парсифаль. Во имя спасения короля он сразится со злым колдуном Клингсором и Кундри - оборотнем, одновременно являющейся самоотверженной слугой рыцарей и прекрасной соблазнительницей, и заберет у него священное копье, которое исцелит Амфортаса.

Сложные духовные, эмоциональные и метафизические проблемы, борьба двух начал (зла и добра) тесно переплетаются в изысканном и изобретательном произведении немецкого композитора. И, на самом деле, лично мне сложно представить кого-то другого за дирижерским пультом (кроме Валерия Гергиева), кто взялся бы воскрешать демонов и ангелов Вагнера. Гергиев настолько сливается с музыкой, отдавая себя процессу целиком, что, в конечном счете, приковывает к своей властной и бесовской натуре гораздо больше внимания, чем исполнители на сцене. Хотя там тоже происходит настоящее волшебство: начиная от фантастической сценографии руки Евгения Лысыка до божественных голосов (Вадима Кравеца, Елены Панкратовой и Михаила Векуа), которые раздаются буквально отовсюду, в том числе и с 3-ого яруса (голос с неба - Мария Уварова) . Страдания грешников и сострадание непорочного юноши ощущаются каждой клеточкой тела.

Единственное, что омрачает прекрасное таинство и полное погружение в музыку , - это регулярные задержки со стороны Гергиева, что в конечном счете приводит к уходу большей части зрителей после второго антракта (опера и так заканчивается в 00:00 часов, а намеренное растягивание пауз со стороны руководства приводит к еще более позднему завершению театрального вечера).

Возможно, что Гергиев таким образом формирует у зрителей театральный аскетизм для большей сопричастности с главным героем и глубинного понимания тем Вагнера...?!

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все