Опера |
12+ |
Андрей Кончаловский |
11 марта 2000 |
3 часа 55 минут, 1 антракт |
«Звезды белых ночей» открываются «ВОЙНОЙ И МИРОМ» Прокофьева. С премьеры, ознаменованной визитом Путина, спектакль удобен для парадных случаев и декларации военной мощи. Режиссер Андрей Кончаловский и дизайнер Георгий Цыпин поставили разного Прокофьева. Цыпин — «председателя земного шара», модерниста, символиста и лирика, Кончаловский — советского композитора, дописывавшего патриотические хоры по требованию Комитета по делам искусств. У Цыпина люди ходят по покатой земной макушке и Москва горит свечками в хрустальных бокалах-куполах. У Кончаловского бородатый детина машет дубиной партизанской войны и висит красный тряпичный петух на веревочке. Если не Гергиев-директор, то Гергиев-дирижер, несомненно, в союзе с дизайном.
Постановка Андрея Кончаловского – редкий гость на сцене.
Список действующих лиц и исполнителей на 2 листах, 4 часа, задействовано порядка 200 человек! Это эпично, масштабно и очень зрелищно.
Блестящие партии:
Кутузов в исполнении Павла Шмулевича – так точно передан образ полководца: решительный и одновременно угнетённый, великий и любящий свою армию;
Наполеон в исполнении Василия Герелло – именно в сцене Бородинского сражения в арии Бонапарта особенно проникновенно звучат слова о русской армии, о боли и величии сражающихся;
Пьер в исполнении Евгения Акимова – слов нет, исполнение потрясающее, образ в самую точку;
Наташа Ростова в исполнении Гаспаровой – легка, порывиста, чудна и наивна, всех и не перечислить.
Полная гармония музыки и исполнения.
Очевидно, что опера написана для людей, хорошо знакомых с первоисточником. Иначе им будет трудно понять, что происходит на сцене. Конечно, глупо думать, что в четырёхчасовой опере можно отразить всю глубину толстовских идей. Но либретто могло бы быть и получше. В нём откровенно не хватает логики. Человеку, не знакомому с романом, будет трудно понять, кто все эти люди на сцене (их кстати более 200) и какую роль они играют в жизни главных героев.
Если говорить о либретто в целом, не очень понятно, как связаны между собой первое и второе действие. У Толстого сцены войны и мира органично переплетаются друг с другом. А в опере война и мир так отделены друг от друга, что иногда даже кажется, что это две разные оперы.
Ну и, конечно, в опере невозможно отразить всю сложность и многогранность толстовских персонажей. В опере они значительно проще, чем у Толстого. Наташа и князь Андрей периодически напоминают героев классических опер 19 века: любовь, признания, смерть на руках у любимой…
Поэтому я бы скорее воспринимала «Войну и мир» Прокофьева как яркую музыкальную иллюстрацию к роману Толстого. Благодаря музыке Прокофьева, можно снова переживать вместе с любимыми героями их судьбы. Оперные герои часто говорят словами героев литературных, а это помогло мне наконец-то услышать некоторые фразы романа, давно забытые после школы. Например, слова Каратаева: «Час терпеть, а век жить», «Да червь капуста гложе, а сам прежде того пропадае». Или Болконского: «Всё, всех любить – то есть никого не любить, не жить земной жизнью», «Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь».
В целом постановка Кончаловского понравилось, хотя понятно далеко не всё. Я так и не уяснила для себя, что символизирует огромный красный петух во второй части. Первой ассоциацией были языки пламени в горящей Москве, но в огромном алом петухе явно есть ещё какой-то (скрытый) смысл.
Декорации минималистичны. Главная «декорация» – сцена в виде полусферы. По замыслу Кончаловского, она символизирует земной шар (интервью с А.Кончаловским на сайте Мариинский Медиа). Для меня это совершенно неочевидно. Тем не менее крутящую сцену-полусферу я оценила. Лучше всего она «сыграла» в сцене Вальса Ростовой и Болконского. Известнейший вальс Прокофьева, танцующая пара, вращение сцены – всё это вместе вызывает вполне реальное приятное головокружение.
Ещё понравилось, что декорации меняются в процессе, не создавая задержек по ходу действия оперы. Это придаёт динамизм и целостность происходящему на сцене. Но не всем это нравится. Музыковед Леонид Гаккель наоборот считает, что из-за отсутствия пауз «психическая энергия гениальной музыи не успевала накапливаться..» и слушатель «не успевал суммировать впечатления от слышанного и виденного…» (рецензия на премьеру (2000 г.))
Вообще опера поразила своими масштабами – задействовано более 200 артистов; cшито около 1000 костюмов, общий вес декораций превышает 60 тонн, тяжёлые декорации доставлены на сцену без какого-либо специального оборудования. И как всё-таки Мариинскому театру совместно с Метрополитен-опера удалось создать такую махину?