Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
5.2

Опера
Война и мир

Постановка - Мариинский театр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Постановка Андрея Кончаловского – третье обращение театра к опере Прокофьева «Война и мир». В 1977 году ее постановка стала одной из первых работ нового главного дирижера Юрия Темирканова. Режиссерскую концепцию разработал тогда Борис Покровский. Дирижером-ассистентом спектакля был 24-летний стажер – Валерий Гергиев. Следующая постановка состоялась в год 100-летию Прокофьева. В 1991-м Гергиев и английский режиссер Грэм Вик впервые представили оперу без единой купюры в один вечер. В 2000-м гигантскую партитуру Прокофьева уложили в масштаб нормального оперного спектакля. До антракта вместились сцены мира, после – войны. Редакция, ставить которую пригласили Андрея Кончаловского, а оформлять – Георгия Цыпина, стала одним из самых экспортируемых мариинских спектаклей. Задуманный как копродукция, он шел в Метрополитен-опере и имел счастливую гастрольную судьбу. Не случайно над ним работали режиссер и художник с большим западным, прежде всего американским, опытом. В «Войне и мире» русская культура, как мало в каком другом тексте, развернута к западному читателю, открыта ему и привлекательна. Это справедливо и в отношении музыки Прокофьева. Национальная патриотическая эпопея решена композитором в строгом и вполне интернациональном неоклассическом стиле – не по конкретным приметам «старинного» в партитуре, а по ее ампирной упорядоченности, стройности и иерархичности. На такой же лад настраивает сценическое решение оперы: минималистские графичные декорации в сценах мира, скупо оформленные, но драматизированные гигантскими людскими массами сцены войны. После многолетнего перерыва и еще одного варианта «Войны и мира» Грэма Вика (2014 год), театр возобновил спектакль Цыпина – Кончаловского.
Опера
12+
Андрей Кончаловский
11 марта 2000
3 часа 55 минут, 1 антракт

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Ольга Манулкина
422 отзыва, 428 оценок, рейтинг 109
25 апреля 2003

«Звезды белых ночей» открываются «ВОЙНОЙ И МИРОМ» Прокофьева. С премьеры, ознаменованной визитом Путина, спектакль удобен для парадных случаев и декларации военной мощи. Режиссер Андрей Кончаловский и дизайнер Георгий Цыпин поставили разного Прокофьева. Цыпин — «председателя земного шара», модерниста, символиста и лирика, Кончаловский — советского композитора, дописывавшего патриотические хоры по требованию Комитета по делам искусств. У Цыпина люди ходят по покатой земной макушке и Москва горит свечками в хрустальных бокалах-куполах. У Кончаловского бородатый детина машет дубиной партизанской войны и висит красный тряпичный петух на веревочке. Если не Гергиев-директор, то Гергиев-дирижер, несомненно, в союзе с дизайном.

0
0

Отзывы

9
Мария
21 отзыв, 24 оценки, рейтинг 5
29 ноября 2019

Постановка Андрея Кончаловского – редкий гость на сцене.
Список действующих лиц и исполнителей на 2 листах, 4 часа, задействовано порядка 200 человек! Это эпично, масштабно и очень зрелищно.
Блестящие партии:
Кутузов в исполнении Павла Шмулевича – так точно передан образ полководца: решительный и одновременно угнетённый, великий и любящий свою армию;
Наполеон в исполнении Василия Герелло – именно в сцене Бородинского сражения в арии Бонапарта особенно проникновенно звучат слова о русской армии, о боли и величии сражающихся;
Пьер в исполнении Евгения Акимова – слов нет, исполнение потрясающее, образ в самую точку;
Наташа Ростова в исполнении Гаспаровой – легка, порывиста, чудна и наивна, всех и не перечислить.
Полная гармония музыки и исполнения.

0
0
7
olga_la99
14 отзывов, 14 оценок, рейтинг 3
4 января 2010

Очевидно, что опера написана для людей, хорошо знакомых с первоисточником. Иначе им будет трудно понять, что происходит на сцене. Конечно, глупо думать, что в четырёхчасовой опере можно отразить всю глубину толстовских идей. Но либретто могло бы быть и получше. В нём откровенно не хватает логики. Человеку, не знакомому с романом, будет трудно понять, кто все эти люди на сцене (их кстати более 200) и какую роль они играют в жизни главных героев.

Если говорить о либретто в целом, не очень понятно, как связаны между собой первое и второе действие. У Толстого сцены войны и мира органично переплетаются друг с другом. А в опере война и мир так отделены друг от друга, что иногда даже кажется, что это две разные оперы.

Ну и, конечно, в опере невозможно отразить всю сложность и многогранность толстовских персонажей. В опере они значительно проще, чем у Толстого. Наташа и князь Андрей периодически напоминают героев классических опер 19 века: любовь, признания, смерть на руках у любимой…

Поэтому я бы скорее воспринимала «Войну и мир» Прокофьева как яркую музыкальную иллюстрацию к роману Толстого. Благодаря музыке Прокофьева, можно снова переживать вместе с любимыми героями их судьбы. Оперные герои часто говорят словами героев литературных, а это помогло мне наконец-то услышать некоторые фразы романа, давно забытые после школы. Например, слова Каратаева: «Час терпеть, а век жить», «Да червь капуста гложе, а сам прежде того пропадае». Или Болконского: «Всё, всех любить – то есть никого не любить, не жить земной жизнью», «Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь».

В целом постановка Кончаловского понравилось, хотя понятно далеко не всё. Я так и не уяснила для себя, что символизирует огромный красный петух во второй части. Первой ассоциацией были языки пламени в горящей Москве, но в огромном алом петухе явно есть ещё какой-то (скрытый) смысл.

Декорации минималистичны. Главная «декорация» – сцена в виде полусферы. По замыслу Кончаловского, она символизирует земной шар (интервью с А.Кончаловским на сайте Мариинский Медиа). Для меня это совершенно неочевидно. Тем не менее крутящую сцену-полусферу я оценила. Лучше всего она «сыграла» в сцене Вальса Ростовой и Болконского. Известнейший вальс Прокофьева, танцующая пара, вращение сцены – всё это вместе вызывает вполне реальное приятное головокружение.

Ещё понравилось, что декорации меняются в процессе, не создавая задержек по ходу действия оперы. Это придаёт динамизм и целостность происходящему на сцене. Но не всем это нравится. Музыковед Леонид Гаккель наоборот считает, что из-за отсутствия пауз «психическая энергия гениальной музыи не успевала накапливаться..» и слушатель «не успевал суммировать впечатления от слышанного и виденного…» (рецензия на премьеру (2000 г.))

Вообще опера поразила своими масштабами – задействовано более 200 артистов; cшито около 1000 костюмов, общий вес декораций превышает 60 тонн, тяжёлые декорации доставлены на сцену без какого-либо специального оборудования. И как всё-таки Мариинскому театру совместно с Метрополитен-опера удалось создать такую махину?

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все