Театральная афиша Москвы

Спектакль Тщетная предосторожность
Постановка Большой театр

7
Создатели

Галерея

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Юлия Яковлева
отзывы:
363
оценок:
162
рейтинг:
347
7

Первый смеховой

Вообще-то, названием «Тщетной предосторожности» мог быть рекламный слоган любой марки презервативов — толь­ко без упоминания СПИДа и гепатита С. Нет в этой истории ни любви, ни смерти, а только веселая весенняя похоть: мама прочит дочке богатого дурака, а под забором томится удалой де­ревенский кавалер; финал на сене, без экзистенциальных ­по­следствий и личных драм. На вопрос, легко ли быть молодым, ­прима и премьер отвечают легчайшими танцевальными каскадами.

Нынешний спектакль англичанин сэр Фредерик Аштон сочинил в начале 1960-х по мотивам старого французского балета 1789 года, который, впрочем, и весь XIX век был ошеломляюще попу­лярен во всем танцующем мире. По идее, «Тщетная» — это самый старый ­балет­ный текст, который еще скачут на сценах театров во всем мире.

Честности ради надо уточнить: в балете понятие «текст», мягко говоря, не священно. Это даже не как с одеждой, когда модный фасон появляется на подиуме в Париже, а через па­ру лет висит на вешалке посреди китайской барахолки. Если уж продолжать сравнение, то это как если бы к платью сперва пришили рукава, потом перекрасили целиком, потом отпороли рукава, потом отрезали ­подол, потом надставили подол, потом расширили книзу, но главное — все это время упор­но считали бы одним и тем же изделием. Такие уж в балете ­обычаи.

От исторической хореографии «Тщет­ной предосторожности» отпарывали дуэты на каблуках и пришивали пуанты, ставили танцы-заплаты и расшивали мимические сцены мелким бисером, причем в каждой стране по-своему. А в XX веке — под прессингом со стороны других искусств — все-таки сошлись на том, что у спектакля должен быть какой-нибудь один автор. «Тщетная предосторожность» была записана на имя Аштона, и больше ее не трогали — а если бы тронули сейчас, то получилось бы что-то вроде фильма Валерии Гай Германики.

Вместо этого аштоновскую версию ­бережно подкрашива­ют, штопают, пересыпают шариками нафталина: ее берегут, как то «бабушкино», которое, может, и рады бы носить, но уже разучились делать. Дело в том, что «Тщетная предосторожность» — очень смешной балет. Смеш­ной до физического удовольствия.

Когда вы в последний раз хотя бы улыбались в балете (если только это была не хореография Матса Эка или Ратманского)? Смеющегося человека я видела последний раз на «Баядерке» в Петербурге. Его насмешил сначала бутафорский слон, а потом девочки с игрушечными попугая­ми в руках (как вы ­по­нимаете, невозможно было с ним не заговорить; он приехал из Ростова, в балете первый раз — со второго балет уже заражает своей чертовской серьезностью). Я подозреваю, что изначальная французская версия «Тщетной» тоже была не то чтобы обхохочешься. И, похоже, Фредерик Аштон не зря получил право ­автор­ства и звание сэра. Он превратил «Тщетную» в совершенно бесстыжий капустник вроде монти-пайтоновского «Жития Брайана». Сделать его мог только англичанин.

Этот балет танцуют в Большом театре так редко, что упустить его сейчас — преступление. Тем более что это один из тех немногих балетов, который артистам Большого — от примы до ­рек­рутов кордебалета — удается просто превосходно. Стряхнув спесь, звания, обиды и амбиции, они там не просто играют и танцу­ют — они валяют дурака.

Отзывы пользователей о спектакле «Тщетная предосторожность»

Фото Dmitri Alexeyevich Batine
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0

Прекрасно! Если Большой делает что-то новое в знакомом ему жанре (в данном случае - классический балет), то это у него всегда получается свежо и здорово. Сегодняшний балет - тому подтверждение. Искры высокого юмора ощущаются везде: и в костюмах, и в танцах, и даже в режиссёрской транскрипции героев. А как воплощают свои образы балетные! Прекрасный Петухов заставил выделить себя уже на "Анюте", где его потрясающее владение телом приковывало внимание, а здесь он - в удивительном emploi: так захватывающе комично играет вдову, что порой перестаёшь понимать: что - режиссёрская задумка, а что - его импровизация. Настя Горячева тоже была на высоте, хотя выразить характер невесты ей удалось только во втором действии; быть может, это, наоборот, её гений - у неё очень хорошо получился образ дочери, но ведь так и по сюжету: вначале она - дочь, только что пожелавшая оторваться от материного крыла, и только потом - невеста и женщина рядом с женихом, так она и сделала: поэтично танцевала с ним только в конце. Балет смотрится очень легко. Сочетание отработанной театром почти что веками балетной школы с сверхклассическим сюжетом дало весёлый балет, правда, лишённый маломальской психологической глубины, к которой мы все привыкли на его сцене. Только этого мне сегодня не хватило, но в остальном - впечатление крайне благоприятное: балет можно назвать идеальным для обывателя. Что касается меня, то поразило то, что это - первый балет, на котором я столько смеялся. Чего стоят одни цыплята, а танец вдовушки в новых башмаках заставляет просто умереть со смеху. Так что на эту постановку, если вы хотите по-настоящему отдохнуть и не нагружать себя излишними философскими проблемами (а такой отдых порой бывает нужен исключительно всем), едва ли вы найдёте в Москве что-то лучше, сделанное так тонко, с почти что божественным юмором. Сходите, не пожалеете.
Батин Дмитрий, студент Новосибирской консерватории.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить