Москва

Спектакль
Дневник крестьянина

Постановка ЦТИ Трансформатор

оценить

Ролан Барт комментирует монологи украинского крестьянина

Документальный спектакль режиссера Анастасии Патлай основан на дневнике украинского крестьянина Нестора Белоуса, который тот вел с 1911 по 1934 год. Интереснейшее свидетельство о раскулачивании исполняет артист Александр Усердин, к тексту добавлены комментарии постструктуралиста Ролана Барта. Спектакль был поставлен изначально в Сахаровском центре, теперь идет в репертуаре «Трансформатор.doc», который все время переезжает. Этой зимой «Трансформатор» базируется в Зверевском центре современного искусства на «Бауманской».

Создатели
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о спектакле «Дневник крестьянина»

Фото Татьяна Зимакова
Фото Татьяна Зимакова
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 1
9

Когда случается шагать по Петровке, я вспоминаю песню Визбора про героического Серегу Санина и думаю, что ему Петровка. Довольно унылая улица и, нельзя сказать, чтобы мороженое на каждом углу. Может, это была Петровка детства, когда на поедание одной порции мороженого уходила вечность. Может, все дело в хорошей компании. Холодно. Мне не хочется мороженого, я ищу дверь в "безымянный" бар, хотя бары Петровки, вроде, не по мне и не для меня. Думаю, что не факт, что найду. Останавливаюсь в замешательстве и оказываюсь как раз возле нужной двери.Переступив порог, ощущаю волшебство пространства и тепло. Потом окажется, что тепло относительное.Пар от не слишком горячего кофе ощутимо заметен, но и в этом паре присутствует ощущение тепла.
Зачем я об этом. Затем, что позже, в лирическом отступлении от "Дневника крестьянина" артист Александр Усердин, родившийся и не сгинувший в деревне, вспомнит, как навещал с мамой родные места.Ради мамы. И понимал, что она чувствует, находя место, где стоял дом, место, где росла липа, под которой сиживали бабушка с дедушкой. Понимал, но не ощущал. Как я Петровку. Рассказывал об этом на Петровке. Петровка оживала вместе с деревней детства актера. Бардовская идиллическая песня про родную деревню не отдавала фальшью.
Хотя, на самом деле все не совсем так. На самом деле слишком много несуразностей.
Моя бабушка состояла в активной переписке со всевозможной родней. Иногда ей присылали фото, она вклеивала их в семейный альбом. Городская родня высылала фото юбилеев, сельская - фото похорон. Там и сям запечатлелась максимально возможная роскошь, не соответствующая реальной биографии, и все же являющаяся достоверной частью нашей жизни.
Крестьянин Нестор вел дневник.
Если бы ему не не пришлось стать участником Первой Мировой, его дневник, скорее всего, состоял бы из перечисления количества и качества собранных огурцов и прочих констатаций. Война - зло, но вместе с тем, и событие. У крестьянина появилась потребность фиксировать события.
Пошел дождь. Родилась дочь. Умер поросенок. Подорожал хлеб. Махно воюет и с коммунистами, и с бедняками.
Рождается ужас. Фиксируется ужас. Но и цены. И дождь. На равной ноге.
Коллективизация. Непонятно, о чем писать.
Не пишется.
Раскулачивание. Потом, видимо, последовал арест.

Ролан Барт начинает дневник и бросает. Ему нравится вести дневники, но они кажутся ему недостаточно хорошими и интересными.

Крестьянину не нравится вести дневник. Он ведет его из хозяйственной надобности. То, что он может эмоционально разделить с близкими, например, смерть кого- то из родных, не отрефлексировано в дневнике, а только лакоеично обозначено. Другое дело жалость к безвременно погибшему поросенку, ее особенно не с кем разделить, и она изливается на бумаге.
Сосед сказал Нестору, что опасается во время отсутсвия поджога своего дома. Уехал, и дом загорелся. Первая мысль: сам и поджег, раз заранее об этом говорил ( не смотря на отсутствие). Вести дневник опасно. Иной раз не доверяешь сам себе, не то, что соседу. Но говорить о происходящем еще опаснее. А всегда молчать невыносимо.
Сначала мысли, потом эмоции доверяются дневнику. Приходит осознанность. Это хорошо. Но лучше было бы, если бы можно было поговорить с людьми.

И мы говорим. Здесь и сейчас, на Петровке. О том, что почти все из нас из крестьянских родов. О том, что современные крестьяне, даже оставаясь в деревне, перестают быть крестьянами. А потом иногда вдруг снова начинают.
О том, что кто- то из наших предков волей или неволей кого-то предавал. Или не предавал, но его подозревали.
Или в чем- то дал маху. Или что- то не понимал.Или не так понимал.
Или чрезмерно гордится. Или категорически не любит вспоминать прошлое.
Совместными, нетяжелыми совсем усилиями, мы начинаем что- то понимать. Это становится про нас.Мы не стыдимся своего прошлого, хотя удивляемся или соболезнуем ему и, по возможности, совершенствуем настоящее.
Времена опять нелегкие. Но мы можем говорить и понимать в " безымянном" баре на Петровке. И хозяйка бара с нами заодно. Сегодня вечером мы счастливы. И есть надежда на завтра.

1
0
...
1 марта 2018
Фото Ekaterina Palagina
Фото Ekaterina Palagina
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 1
9

"Дневник одного крестьянина". Спектакль после которого появляется много вопросов. Страшный и депрессивный. Требующий от зрителя выдержки и концентрации. Не оставляющий возможности оставаться прежним. Не смотреть нельзя.

Некоторые цитаты записанные во время спектакля.

...Плохо было, волки по-другому выли.
Хочу подключит сердце, а оно не подключается. Пустота.
Ролан Барт
Кайф оттого что ты есть. Здесь и Сейчас.
Сиюсекундная фиксация.
Александр Никулин главный крестьяновед. ...

1
0
...
26 февраля 2018