Есть актеры, которых публика смотрит не просто так, а еще и чтобы убедиться: это, простите, гений или, наоборот, никакой не гений, а самый посредственный артист, элементарного не умеет. Таких артистов, о которых спорят, мало, на пальцах одной руки пересчитать, и среди них, разумеется, Олег Меньшиков. В апреле-мае проходит фестиваль «Черешневый лес», в программе которого стоит «1900» — премьерный спектакль Меньшикова.
Меньшиков в спектакле не один — на сцене небольшая массовка, джазовый коллектив из трех человек, он сам, но все равно это моноспектакль. Тет-а-тет актера с залом, когда на сцене ему не с кем словом перемолвиться. Учтите и то, что зал в Театре Моссовета один из самых больших в Москве. Не знаю, как раньше, а в последние десять лет один только Константин Райкин отваживался играть в одиночку перед такой толпой — но то Райкин, который выходит на сцену через день, а Меньшиков в последний раз играл года два назад в «Игроках». И хотя мне рассказывали — причем люди глубоко мною уважаемые, — что в спектакле «Нижинский» пятнадцать лет назад Меньшиков играл гениально. И хотя я верю, когда так о молодом Меньшикове рассказывает Павел Каплевич — он был сценографом «Нижинского» и видел того чаще многих. Но лично я никогда не видела в его игре ровным счетом ничего исключительного. Так что я понимаю, с каким чувством шли на спектакль все те, кто смел все билеты задолго до премьеры. Но и вы меня поймите.
«1900» — новелла итальянца Алессандро Барикко, известная у нас своей экранизацией. По-итальянски эта вещь называется «Новоченто», режиссер Торнаторе переименовал ее в «Легенду о пианисте», в главной роли у него снялся Тим Рот. Речь там идет о гениальном пианисте, прикованном к месту своего рождения — пароходу. Он родился в первый год века, поэтому так и был назван: Тысяча Девятисотым. Только однажды Тысяча Девятисотый собрался сойти с корабля на землю, но так и не решился. Рассказ о пианисте ведет человек, когда-то игравший с ним джаз. Только рассказчик в один прекрасный день сошел с корабля, а пианист так и погиб вместе с ним.
Это, конечно, метафоры: искусство в образе корабля, новаторское, модернистское, вольное искусство, рождавшееся сто лет назад и сгоревшее к середине века, но, пока идет спектакль, об этом не думаешь. Художник Игорь Попов построил деревянный помост, углом врезающийся в авансцену, — это палуба корабля. Посреди нее стоит рояль, сзади примостилось джазовое трио. Меньшиков вскакивает на эту палубу и спрыгивает с нее, присаживаясь отдохнуть на кнехт. Он рассказывает о пианисте, играет самого пианиста, его приемного отца и другого пианиста — главного соперника Тысяча Девятисотого; Меньшиков ведет описания и говорит за разных героев разными голосами. Однажды нам кажется, что мы видим Меньшикова, уходящего по палубе вдаль, а в это время он как черт из табакерки выскакивает перед самым первым рядом. Однажды Меньшиков даже бьет чечетку — то есть публику всю дорогу ненавязчиво и даже элегантно развлекают. При этом чего-то все время не хватает. Меньшикову не хватает голоса, чтобы покрыть зал Театра Моссовета, и не всегда он твердо помнит текст. К середине Меньшиков вроде бы входит во вкус, по щекам его не однажды бежит слеза, но и тогда ему все время что-то мешает. На премьере он втыкает посреди монолога реплику кому-то в зал: «Хватит, а?»
Но чем ближе к концу, тем самозабвенней он играет. К финалу перестают слезиться его глаза, а в зале принимаются хлюпать носами. Женщины, принесшие ему свои бесчисленные букеты, к финалу замирают как вкопанные и перестают шуршать оберточной бумагой. В иные моменты — когда, например, Тысяча Девятисотый объясняет, что хотел сойти на берег не ради земли, а чтобы увидеть с обратной стороны море, — я даже понимала, что имел в виду Павел Каплевич.
Горькое чувство опоздания в наблюдении театрального актера Меньшикова. 1900-й видимо был актуален в 2008 году. Возможно угасла страсть погружения в роль.
Странно почему Олег Евгеньевич произносит 1900-й вместо звонкого и солнечного "Новеченто"
На выходе женщина спросила о моих впечатлениях о спектакле. Она сетовала, что ей не хватает реализма. Трудно поверить в реальность истории, чтобы человек родился и всю жизнь провел на корабле, плавая в океане. У меня включился психолог. Начала что-то городить про шизофреническое начало главного героя и принятие его стороны зрителя. Так вышло, что я прочитала половину рассказа "Новеченто" потом смотрела спектакль. Стоя под холодным ветром на платформе вокзала, дочитала вторую половину рассказа Алессандро Баррикко.
На основании спектакля и чтения рассказа складывается картинка метафоры о бескрайности человеческой души в границах пусть даже одного корабля и одного бескрайнего океана. В спектакле возможно акцент на одиночество в огромном и пугающем мире, но силу и красоту, ценность и значимость внутреннего мира человека в границах его дома на корабле.
Случилось это ещё в те стародавние времена, когда у нас было прямое авиасообщение с Украиной. В очередной раз оказавшись в Киеве, пошла я по привычке в Киевский оперный - красивое здание, там ещё Столыпина укокошили - и попросила билет на ближайший спекталь. Им оказалась не опера и не балет, а 1900й Олега Меньшикова. Я к Олегу Евгеньичу отношусь крайне спокойно, но не уходить же было с пустыми руками. Поделив озвученню кассиром цифру четыре тысячи гривен на действующий курс, я поняла, что за тысячу рублей вполне могу позволить себе этот экперимент и ушла с билетом и неясным чувством тревоги. К вечеру после захода в пару ресторанов-магазинов тревога переросла в печаль. Покупая билет, я почему-то поделила сумму на 4, когда на самом деле её следовало умножать. В итоге получалось, что посмотреть на Меньшикова стоило мне 16 тысяч рублей и это были официальные цены, а не тариф каких-нибудь спекулянтов-перекупщиков. Я не сдала билет только потому, что мне очень хотелось увидеть как один Меньшиков на сцене будет играть для одной меня в зале. На удивление, зал был полон...
Теперь про спектакль... Это было формально и скучно. Нет, технически придраться было нельзя, но чувствовалось как актеру надоело это играть и как ему всё это неинтересно. Апофеозом стал момент, когда во время одной из положенных драматичных пауз мы все вдруг услышали громкий храп, раздававшийся из какой-то ложи. Меньшиков дёрнул лицом, дальнейший темп спектакля ускорился, против чего, впрочем, никто не возражал.
Возможно спектакль смотрелся бы по-другому в более камерном варианте- в зале на человек 30. Для большого зала не хватало действия, ровного звука, декораций и понятной сценографии.
Спектакль можно описать короткой, но ёмкой фразой: для поклонников Меньшикова. Впечатления от театра: все пропитано традиционностью в худшем смысле слова. Традиции здесь задушили театр. Не покидало ощущение телепортации лет на 15-20 назад на сцену одного из районных ДК, где давали провинциальную постановку. Гениальные режиссерские ходы, например, "полет темной фигуры в плаще на рояле".. Тронуло два (от силы три) момента. Монолог Меньшикова сам по себе не трогает - только вместе с музыкой... и то минорной. А когда ее не было, была... пустота. И игра временами похожа на кривляние, и смех в зале на слова "жопа", "херов" вызывает печаль.
Понятно, что технические возможности театра ограничены, что это моноспектакль... Но умудряются же в других местах ставить спектакли, в которых вообще почти нет действия, без привлечения технических средств, но при этом слушаешь и смотришь, затаив дыхание?
Однако! Очень красивый финал. Последний монолог, взрыв и волны, которые так просто поглощают все, что было когда-то целым миром для одного отдельно взятого человека. С самим этим человеком. И остаются безмолвными. Мерная водная гладь. А под ней - целая жизнь.
Кстати, в партере почти нет подъема, поэтому почти ничего не видно. И зеркальные потолки в туалете - это сильно.
Спектакль скучный. Местами накрывающая такой тянучкой, что задаешься вполне простым вопросом - Зачем все это Меншикову? Неужели никто из его ближайшего окружения не может осмелиться и высказать в лицо Маэстро? Я понимаю, что актер профессия подневольная, играешь то, что тебе поставили. Но, ведь и так тоже нельзя?! Криминальная репутация большого актера выработанная за долгие годы творчества терпит бурчание зала, который выползает в фойе уже с середины представления. Надежда одна - Он посмотрит как-нибудь запись с "1900" и примет правильное решение.
Возможно, просто нужно сменить режиссера и тогда заиграет история?
Сама досидела до конца. Слишком люблю и уважаю ОМ
Мне удалось прочитать пьесу перед тем, как посмотреть постановку. Пьеса хорошая, легкая и печальная, в ней рождается джаз и ощущается бескрайнее одиночество. Давно хотелось увидеть Олега Меньшикова на театральной сцене и ожидания, конечно, были соответствующие его статусу «актера первой величины». Но… Только 2 раза за весь спектакль я испытала ощущение реальности происходящего на сцене. Какие-то 3 минуты. Мало, бесконечно мало! Моноспектакль- трудный жанр, тем более когда ты ещё и режиссер. Наверное, это потому, что ты не видишь себя со стороны и никто не скажет тебе «не верю». А это драма и в ней совсем нет поводов для веселья. А это та история, которая спустя много лет рвет душу рассказчику, а не просто «жили-были». И это то, чего я не увидела. Вопрос интерпретации… Увы, для меня это не был джаз.
Прочитав огромное количество положительных отзывов, решила посетить данный спектакль.
Я не считаю это произведением искусства:
Половина зала спали пол спектакля - это раз.
Музыка играла громко и не было слышно оратора - это два.
Зал оживлялся только во время слова Жопа, либо шуток ниже пояса - да уж, очень смешно - для меня это говорит о плоскости пьесы, юмора и людей, которые смеются над этим..(это три)
Не было энергетики, волшебства и прочего, описанного здесь иными людьми - это четыре.
Если Вы хотите поспать в театре, под музыку, Вам стоит посетить данный спектакль.
Могу сказать, что у каждого человека по разному воспринимается та или иная картина, действие, мои ожидания не были оправданы, более того я была очень разочарована!
Очень слабый спектакль. Моноспектакль - это трудно, но для артиста уровня О.Е. Меньшикова спектакль не захватывает. Создается ощущение, что ему очень трудно существовать на сцене, и все действие происходит через силу.
Если кратко: замена спектакля, невозврат денег.
Купила билеты в подарок родителям за 2 месяца до даты спектакля. Очень мне понравился их Оркестр мечты и решила, что и этот спектакль будет хорошим.
20 декабря мне приходит письмо, что возвращают деньги в связи с заменой спектаклей «1900» 8 и 21 января, «Игроки» 11 и 23 января, «Макбет» 19 января. А мои билеты были на 25 января. Я была в отпуске в отъезде, родители пошли на спектакль. Я вернулась из отпуска, а оказалось, что спектакль заменили по причине сломанной ноги Меньшикова. Если бы в рассылке об отмене спектаклей этот факт оговаривался, я бы заподозрила, что что-то не так. Но в рассылке ни причины ни даты 25-го декабря не было. Родители обратились в кассу с просьбой вернуть деньги за билеты, им ответили, что электронные билеты возвращаются через сервис Дилявер. Звоню в Дилявер - говоря слишком поздно, деньги могут не вернусь. В театр Ермоловой больше ни ногой, зачем делать рассылку об одних спектаклях, но не делать о других отмененных/замененных? С сервисом Дилявер - написала заявление, будем ждать.
Идя на спектакль, я прекрасно осознавал, что успел и фильм посмотреть, и книгу прочитать. Наверное, это и предрешило мои впечатления. С точки зрения игры Меньшиков подал себя, как всегда замечательно, но вынужден присоединиться к мнению других пользователей: создается впечатление, что где-то он все же «не дожал». Очевидно, сказывается формат спектакля, Меньшиков хорошо раскрывается, когда ему есть с кем играть, причем в буквальном смысле слова. А вот играть самому с собой, пожалуй, любому из нас сложно.
Людям, не знакомым с сюжетом, будет бесспорно интересно следить за всеми коллизиями, а я, поскольку не мог открыть для себя ничего нового, сконцентрировался на актерской игре. То на то и вышло – после фильма и книги моноспектакль «1900» не смотрится, по крайней мере, в постановке Моссовета. Не хотелось бы никого обидеть, но это так.
Итак, если вам рекомендуют этот спектакль, а сюжет вам неизвестен, смело покупайте билеты и вы не пожалеете ни времени ни денег.
Спектакль 1900-й не понравился. Очень слабый и не выразительный.Ожидал от такого мастера как Олег Меньшиков гораздо большего. Финальная сцена- прощание с жизнью перед взрывом коробля очень не яркая..Стоит сходить ради галочки-я был на спектакле самого Олега Меньшикова. Гениальный артист не всегда становится хорошим режиссёром.
Олег Меньшиков мне ОЧЕНЬ нравится, ОЧЕНЬ нравится и его творчество, поэтому я пошла на 1900-й. Но этот этот спектакль у него не получился. Я смотрела в Питере. Восторга не было даже близко. Просто галочка, что спектакль увиден.