Предел, за которым нет ни жизни, ни смерти. Ни жалости, ни оправдания. Нет конца.
Этот предел уже наступил.
Существование за этой гранью становится объектом исследования в спектакле «Мертвянов» Олега Герасимова.
В спектакле ведется поиск формы, адекватной той исчерпанности драматических конфликтов, которая наступила сегодня в театре и в жизни.
В момент, когда отмирают формы человеческих отношений, взаимная ненависть превращает существование в ад, в котором люди буквально «грызут» друг друга, а бытие человека замыкается на банальности и рутине. Это и есть духовная смерть.
Пьеса А.П.Чехова «Иванов» в спектакле намеренно огрубляется до фарса, предъявляя действие в концентрированной, сжатой форме. Ситуацию души, запертой — и отвратительной — в своей человеческой мелочности. Поэтому здесь не работают принципы реалистического театра, оправдывающие существование человека.
Работа в спектакле ведется главным образом в области актерской выразительности. Способ существования в психофизической маске мертвого человека становится воплощением внутренней замкнутости. И в целом — отсутствия выхода.
Потому что врата рая ни для кого больше не отворятся...