Недалеко от парка "Лосиный остров" расположился по-домашнему уютный Историко-этнографический театр.
Каждая встреча с театром похожа на свидание со старым другом, которого видишь редко, но знаешь, что он тебя всегда будет рад видеть, напоет чаем, выслушает и примет такой, какая ты есть.
На сей раз поводом для очередного свидания стал спектакль "Звездопад" по одноименной повести и авторской пьесе "Прости меня" Виктора Астафьева.
Действие спектакля проходит в военном госпитале. Среди совсем молодых и уже поживших раненых разгуливает Смерть, время от времени забирая кого-то с собой. Но не всегда ей это удается.
19-летний солдат (Андрей Безымянный) перенес тяжелую операцию. Первая, кого он видит после операции, - это молодая медсестра примерно его же возраста. Конечно же, он влюбляется с первого взгляда, и чувство его оказывается взаимным.
Образ сестры (Виталина Отраднова) мне очень импонирует. Это молодая, сильная девушка, которая не просто механически выполняет функции сиделки в госпитале, но каждую ночь вступает в схватку со Смертью. Да, не всегда ей удается победить, но очень часто, именно благодаря силе и мужеству, удается отсрочить её приход.
Конечно же, Смерть (Светлана Американцева) пыталась разлучить юную медсестру и солдата. Но не удалось ей это сделать с первого раза. И приняв свое поражение, она признается: "Да, Любовь сильнее Смерти."
Любовь (которую и олицетворяет молодая медсестра) и Смерть является основной темой спектакля.
Помните, у Максима Горького было стихотворение "Девушка и Смерть".
В этом стихотворении Смерть, потерпев сокрушительное поражение произносит:
- Что ж, - сказала Смерть, - пусть будет чудо!
Разрешаю я тебе - живи!
Только я с тобою рядом буду,
Вечно буду около Любви!
С той поры Любовь и Смерть, как сестры,
Ходят неразлучно до сего дня,
За Любовью Смерть с косою острой
Тищаится повсюду, точно сводня.
Ходит, околдована сетсрою,
И везде - на свадьбе и на тризне -
Неустанно, неуклонно строит
Радости Любви и счастье Жизни.
Мне кажется, эти строчки отлично подчеркивают главную мысль спектакля - "Любовь и Смерть, как сестры, ходят неразлучно до сего дня".
Где есть Любовь, Жизнь и Молодость, там нет места Смерти и Разрушению - снова вспоминаешь об этом, посмотрев спектакль.
Спектакль отличный с глубоким смыслом, который будет интересен и взрослым, и подросткам.
Рекомендую к просмотру.
Как сложно смотреть постановки о Великой Отечественной войне не просто в наше, мягко выражаясь, не мирное время, но и накануне восьмидесятой годовщины особенно. Спектакль "Звездопад" в Историко-этнографическом театре художественный руководитель театра, режиссер Михаил Мизюков поставил к семидесятилетию победы. Спустя десять лет, увы, смотреть его еще более горько и страшно. В том числе потому, что актриса Светлана Американцева, которая многие годы играла роль Смерти в спектакле, в настоящее время в реальной жизни помогает Родине и нашим защитникам в качестве медсестры.
Спектакль "Звездопад" поставлен по двум произведениям Виктора Астафьева: по повести "Звездопад" 1960 года и по пьесе "Прости меня" 1979 года. Произведения не сильно отличаются друг от друга, кроме того, вышеупомянутая пьеса даже написана по вышеупомянутой повести, но с некоторыми отличиями. Много есть разных пугающих и печальных сюжетов, но когда в жизнь человека приходит война, вот тогда становится по-настоящему страшно и грустно. В спектакле "Звездопад" рассказывается о молодом солдате Мише (Андрей Безымянный), получившим тяжелое ранение, и о медсестре Лидочке (Виталина Отраднова), которая горячо заботится о нем. Парень борется за жизнь, и за ним, как и за другими солдатами, неоднократно приходит Смерть (Наталья Михеева), но его Лидочке каждый раз удается отбить его у нее. Молодые, неопытные, очень разные, они сильно прикипают друг к другу. Параллельно мы наблюдаем за жизнью в госпитале и за другими защитниками Родины, слышим их истории. Шестопалов (Антон Чудецкий), например, потерял всю семью, а тут вдруг полюбилась ему медсестричка Панна (Дарина Строчкова). Строгая и застенчивая, послушала она его, да сердце дрогнуло, и она ответила взаимностью. А что дальше - а дальше - любовь, а дальше - война, этого и боится мать Лиды (Светлана Щеголькова). Да много ли нужно в такие страшные годы, чтобы полюбить, - ведь человеку хочется тепла, поддержки, надежды на счастье, а потому находятся одиночества и согревают друг друга, вместе ведь и горе переживается капельку легче, и мечтается лучше, и живется радостнее. Но как ни крути, за такой любовью всегда по пятам рука об руку идут разлука, страх и госпожа Смерть.
В таких постановках очень важна игра актеров, ведь персонажи должны буквально пронзить души зрителей своими историями. И у актеров Историко-этнографического театра это всегда прекрасно получается. Медсестрички у Виталины Отрадновой и Дарины Строчковой получились очень разные, но при этом такие неподдельно искренние, открытые и чистые, словно подснежники, пробившиеся сквозь корку снега. Как всегда великолепны персонажи у Антона Чудецкого и Виктора Присмотрова, бывалых вояк с большим жизненным опытом за плечами. Очень трогает в своем бескрайнем беспокойстве за судьбу дочери мать Лиды, роль которой исполнила Светлана Щеголькова. Есть в ней одновременно и надежда, и опасение, и где-то внутри будто бы безысходность и неизбежность, которые она чувствует своим материнским сердцем. Николай Антропов в постановке исполнил роль восточного человека, разумеется, с присущими ему харизматичностью и экспрессией. В очередной раз это тот случай, когда благодаря таланту актера персонаж второго плана запоминается наравне с главными героями. Но более всех мне запомнилась, как ни страшно это говорить, Смерть в исполнении Натальи Михеевой. Это грандиозный образ могущественной, но усталой в бесконечном потоке времени темной сущности. Она ужасна и прекрасна одновременно, она притягивает взгляд и заставляет замереть. Она делает свою работу без продыха и без жалости...или все же жалеет?
В эпизоде, где Миша приезжает в гости к Лиде, сцена превращается в темную, но уютную квартирку. Люблю рассматривать в таких декорациях детали: старый абажур, пошарпанная деревянная вешалка, пожелтевшая кружевная скатерть. В сценах с госпиталем мы видим столик дежурной медсестры, койки и окна. А когда Лида и Миша гуляют, они заглядывают в уютные квартирки через окна. Окна - не важно, внутри или снаружи - они проходят сквозь всю постановку глазами незримых наблюдателей. Свет прекрасно дополнял сценографию, образуя то мягкий свет палаты, то холодные лучи вечерней улицы, то рассветное зарево последней, уходящей счастливой ночи (художник-постановщик Мария Утробина). Костюмы все военного времени, но в этот раз я не удивлена. Ведь если в Историко-этнографическом театре такие детально проработанные древние славянские костюмы, то в реалистичности сравнительно современных образов я даже не сомневалась.
Плакала ли я? Конечно плакала. И вы будете. Спектакль "Звездопад" в Историко-этнографическом театре очень трогательный, очень грустный с неизменными слагаемыми "любовь" и "смерть". Кто-то снова скажет мне, что жизнь и без того слишком безрадостная, чтобы тратить свои слезы на спектакли и чужих людей. А я вам скажу, что только так мы будем помнить, только так дети наши будут понимать и помнить, а слезы такие я называю очищающими. После таких постановок вспоминаешь, как это здорово - жить, а жить так, как живем мы - особое счастье.