Театральная афиша Москвы

Спектакль Римская комедия (Дион)

7.4
Театр: Римская комедия (Дион)

Виктор Сухоруков в пьесе про конфликт поэта и власти

Историческая, но полная аллюзий на современность пьеса Леонида Зорина была написана в середине 1960-х — тогда «Римскую комедию» играли в БДТ (с Юрским и Лебедевым в главных ролях) и в Театре имени Вахтангова (с Михаилом Ульяновым). Нынешний спектакль поставлен в 2014 году в Театре Моссовета — и тоже со звездным составом. Особенно хороши император Домициан — Виктор Сухоруков и его жена Мессалина — Ольга Остроумова. В роли вольнодумца-поэта выступают Георгий Тараторкин или Сергей Виноградов. Конфликт «вечного диссидента» и придворных интриганов разыгрывается в роскошных декорациях народного художника России Бориса Бланка и в не менее роскошных костюмах лауреата «Золотой маски», художницы Виктории Севрюковой.

Отзывы пользователей о спектакле «Римская комедия (Дион)»

Фото Владислав Штольц
отзывы:
29
оценок:
29
рейтинг:
81
7

Шел на Сухорукова и не разочаровался - он в прекрасной форме, ожидаемо дик и эмоционален - его император горяч, труслив, зол, расчетлив и высокомерен одновременно.
Тараторкин играл одной краской и, честно говоря, скучноват со своей честностью, как и Остроумова, изображающая роль жены-курицы при муже.
Костюмы и декорации, музыка и движение сделаны добротно в манере хорошего советского театра образца второй половины 20 века. И сама пьеса по сюжету, смотрится скорее как заурядная разборка в союзе писателей в котором бездарный но эмоциональный начальник двигает актуальных и лояльных совписов, ущемляя правдорубов и антисоциалистических реалистов.
Посему сама постановка и тема кастомизированы на возраст 50+. Какой нибудь московский научный сотрудник пенсионного возраста так и не уехавший за границу по причине собственной лени и бездарности найдет там как любимые исторические аллюзии на Бродского (поэта выслали) так и и закладки про современность (Домициан - это Рим, Рим - это Домициан).
В общем и целом - добросовестная попытка что-то сказать о современности установками, языком и выразительными соедствами советского театра образца второй половины 20 века.
Другое дело, что современным императорам на поэтов вообще наплевать - у них другие каналы медиа воздействия, и Домициан-Сухоруков эмоционально скорее Хрущев, чем Путин.

5
Фото Юрий Литвиненко
отзывы:
283
оценок:
281
рейтинг:
928
9

Современные критики должны писать кипятком от восторга! Более модного и актуального в настоящее время вряд ли удастся придумать к постановке. Завуалированная политичность сюжета на злобу дня, как не кстати, да? Несмотря на все огрехи и периодически забываемый текст Дионом (ну что поделать, возраст берет свое...), спектакль отлично подан и сыгран. Сухоруков бесподобен! Будучи не со всем согласен по выводам, да и по самой постановке, но сама идея и сам спектакль отыгран великолепно! Браво!

2
Фото Юлия
отзывы:
12
оценок:
12
рейтинг:
10
7

Данный спектакль выбрала, прочитав аннотацию на сайте театра. Мне кажется, что в подобных спектаклях, в основе сюжета которых лежат весьма отдаленные события, происходившие в минувшие эпохи, особенно интересно то, насколько они окажутся современными. Отдаленность эпохи позволяет режиссеру и актеру в лице персонажей прошлого показывать наших современников, пользуясь иносказательным языком. И в выборе я не ошиблась. Действительно, в постановке есть очень актуальные для настоящего времени реплики, которые не были пропущены публикой и были встречены аплодисментами.
Однако в постановке я совершенно не увидела режиссерских находок. Их просто не было. Видимо, режиссер решил целиком положиться на игру актеров и ход действия в самой пьесе. И это обидно, поскольку, мне кажется, материал пьесы таков, что можно было бы попробовать сделать ее более остросовременной. А так несколько эпизодов в монологах героев прозвучали хоть и современно, но довольно тускло, "обтекаемо" и осторожно.
Поскольку интересных режиссерских находок я не увидела, основное внимание было сконцентрировано на игре актеров. И здесь впечатления восхитительны. Прежде всего это Виктор Сухоруков, которого я уже не в первый раз вижу на сцене и герои которого потрясающе органичны - кого бы он ни играл - злодея или праведника, - так что он не может не поражать и не вызывать восхищения. В Сухорукове есть некая детскость и отсюда его потрясающая искренность на сцене. Переиграть его абсолютно невозможно, как невозможно переиграть ребенка, еще не умеющего лгать и притворяться. Сухоруков естественен как в падении и унижении своих героев, так и в их величии. В нем есть детскость и чистота.
Очень рада была увидеть Георгия Тараторкина и Ольгу Остроумову, которых не видела на сцене целую вечность. В конце на аплодисментах мне показалось, что публика пришла на Сухорукова, по крайней мере особенно рьяно аплодировали ему, и это обидно, потому что, на мой взгляд, Тараторкин и Остроумова заслужили не меньшее внимание.
Хотелось бы отметить интересные декорации и костюмы, что очень украсило постановку.

2
Фото alla-averina
отзывы:
12
оценок:
13
рейтинг:
7
7

Пьеса, написанная в середине 20-го века, поставленная в БДТ, но, к показу все-таки запрещенная, что и понятно, ведь, хоть речь идет о древнем Риме, все-таки мысль о том, “На свете нет, не было, и не будет власти прекрасней императора такого-то”, читай – правящей партии, все-таки отдает голимой пропагандой, и властям не очень симпатична. И вот она опять замечательно актуальна. История не то чтобы циклична, все проходит, но ничего не меняется, все вечно в нашей вечной как Рим цивилизации. Вечные темы, вечные архетипы. Художник и власть, власть и правда, правда и/или благоденствие.
Как узнаваемы некоторые деятели культуры, поэт на службе у любой власти, читай у Отечества. Но не все так однозначно. Вечно нищий гений – озлобленный гений, сатира устаревает, а оды остаются, неважно, к кому обращены и за что. В конце концов, сильная власть – это порядок, стабильность, есть отдельные недостатки, но по большому счету, куда лучше, чем смута, а чуть власть даст слабинку, смута не за горами. Как не воспеть эпоху, когда говорят лиры, а пушки молчат… Да?
Сатирик-мученик за правду – герой менее жизненный. Все диссиденты, как правило, получают хорошие дивиденды от последующих властей. Но Дион, (недаром это второе название пьесы), остается верен себе, такой идеальный герой. Работа Виноградова замечательная, он по-аптекарски точен, положителен, но не приторен, умен, не скучен. В начале 90-х, в самом начале, когда ветер перемен чуть приоткрыл шторку наших горизонтов и вынес много талантливых имен, он был почти культовой фигурой. Но времена не выбирают. Глядя как сейчас из ребят с микроскопическими способностями делают звезд,… да, «что-то пошло не так»…Много чего.
Женщины в политике. Как велика их роль. Шея, что вечно крутит головой. Она вытерпит любую нужду, пройдет все ссылки, будет и в горе, и в радости. Преданные жены – великий ресурс. Но без них как-то свободнее… Роковые соблазнительницы…никто не устоит, взгляды взглядами, а инстинкт сильнее нас. Потрясающей красоты актриса (А.Гарнова), и хорошая актриса, в роли Лоллии она прекрасна. Её природная фактура здорово ей помогла. Такая женщина, соблазняет уже тем, что просто находится рядом, не нужно форсировать свою сексуальность. Вообще, все женские образы удались, всем актрисам - «Браво», школе нашей актерской реалистической – «Браво».
Сухоруков – император, цезарь, человеко-Бог. Грандиозный актер, в любой роли хорош, и здесь он великолепен в гротеске, чем-то, правда, напоминая Филлипенко, вот, в общем-то, и все. Природа власти глубоко трагична, как и актерская природа самого артиста В.Сухорукова. Но здесь как-то не об этом, все в одной плоскости, комедия все-таки. Но быть властителем куда сложнее, чем писать складно-сладкие вирши или резать правду матку. Поэт и Властитель равны друг другу и поэтому интересны, в вечности-то оба остаются…Ссылку на известное произведение приводить не будем.
Сценография и костюмы – очень средненько. Слишком яркие цвета, слишком искусственно блестит золото… Мода на выбривание висков, конечно, была еще в древнем мире, но когда молодые артисты в костюмной (исторической) постановке выглядят как с модели с обложки парикмахерского журнала…. Вся эта неаутентичность диссонирует и с хорошим текстом, и хорошим актерами.
В целом осталось впечатление о хорошем, добром и добротном спектакле, как будто посмотрел телеспектакль середины 80-х. Зал с искренним интересом, судя по спокойной сосредоточенной тишине, внимала действу. Те, кто постарше были рады, что их не огорошили режиссерским экспериментами – все привычно, все понятно, тем не менее, действительно, на очень хорошем уровне. Молодые обсуждали в очереди в гардероб, выдавали интересные сентенции вроде: «Власть любит только лесть», их задело, заставило думать – прекрасно! Было ли возможно все это лет двадцать назад? Однозначно - нет! «На свете нет, не было и не будет власти прекраснее императора…..». Риму есть, чем годится.

1
Фото Liza
отзывы:
17
оценок:
15
рейтинг:
19
9

Блистательный спектакль!!!, со умыслом поставленный именно сейчас, в наше время, сопряженное с военной лихорадкой и тем, как властьпридержащие мужи трясут друг перед другом регалиями, военными достижениями, мечут "умными" высказываниями. Актёрский состав только укрепляет отлично продуманную постановку. Однозначно рекомендую!!

1