Театральная афиша Москвы

Спектакль In Touch/Прикасаемые

9

Слепоглухота как параллельная вселенная

Воспоминания, очерки и интервью слепоглухих разных поколений и судеб перенесены на сцену в виде серии легких и аккуратных этюдов. Семеро людей, в какой-то момент жизни потерявших все контакты с миром, кроме тактильного, играют спектакль на равных с семью зрячими и слышащими артистами: носятся по сцене, дурачатся, танцуют, выполняют завораживающие этюды с воображаемыми предметами. Проект придумали Театр наций в лице Евгения Миронова и фонд «Со-единение», продюсером выступила Ингеборга Дапкунайте, а спектакль помогают вести Елена Морозова и Евгений Цыганов. Для режиссера Руслана Маликова тем временем это второй значительный социальный проект после «Бросить легко» в Театре наций.

Отзывы пользователей о спектакле «In Touch/Прикасаемые»

Фото Анастасия Косарева
отзывы:
108
оценок:
165
рейтинг:
52
9

Как жить, когда ты не видишь и не слышишь?
Спектакль "Прикасаемые" даёт нам ответ. Казалось бы, слепоглухота - это потерянность, отсутствие какого либо смысла жизни. Но нет! Среди слепоглухих есть и архитекторы, и учёные, и многие другие разносторонние личности. Они знают дактильную азбуку и общаются дактильно на русском языке.
Спасибо этому спектаклю за "знакомство" со слепоглухими. Здоровые актёры рассказывали истории каждого из них: жизнь до болезни и после. Ведь раньше они Видели и Слышали этот мир, а сейчас они лишены этого. Но не отчаиваются! А какие жизнерадостные они были на сцене: бегали, прыгали вместе с теми, кто рассказывал о них, изображали действия в пантомиме, пластически. Очень трогательна сцена полёта слепоглухой девушки Алёны: несколько актёров поднимали её в воздух, прямо к декорациям потолка, а лицо девушки сияло от счастья...
Но стало немного жутко от сцены, когда слепоглухие стояли в круге, и на них громко-громко крикнули здоровые актёры. А в ответ - никакой реакции. Ничего не видят. И не слышат. Но тем не менее, живут по-своему насыщенной жизнью!

2
Фото Viacheslav Gerasimchuk
отзывы:
35
оценок:
35
рейтинг:
16
9

Не все участники постановки Театра Наций «Прикасаемые» увидели и услышали ту стоячую овацию, которую им устроили во время конкурсного показа в Центре имени Мейерхольда.

Семеро артистов – это полностью слепоглухие люди.
Ещё 11 слышащих, видящих и говорящих артистов становятся проводниками между нашим миром и тем, в котором нет музыки и света, где глазами и ушами становятся руки.

Прикосновения для этих людей куда красноречивее любого монолога, произнесённого вслух. Положив руку на горло собеседника, слепоглухие люди могут слышать пение. Освоив технику Брайля, они могут читать и писать.

Казалось бы, ничего нового. Эти люди были, есть и будут. Общество цинично отворачивается от них и лицемерно старается не замечать их.

Много ли у вас слепоглухих друзей? Знакомых? Наверно, ни одного.

Что вы испытываете, если видите слепоглухих? Скорее, жалость?

Но участники «Прикасаемых» жалости не вызывают. Они вызывают уважение.

Передвигаясь на ощупь, прикасаемые, тем не менее, не перестали быть людьми со своими чувствами, эмоциями и желанием общаться с миром, который нельзя увидеть, но можно потрогать.

А еще слепоглухие хотят и могут работать. Прикасаемые – живое тому подтверждение. Кто-то из них делает металлические детали, кто-то ваяет скульптуры, кто-то пишет рассказы. У каждого из них своя история.

В спектакле звучат тексты, написанные слепоглухими участниками спектакля, а также первой в СССР слепоглухой женщиной-дефектологом Ольгой Скороходовой. Несмотря на недуг, она преподавала, писала научные работы и стихи.

Голосами этих дневников стали Чулпан Хаматова и Дмитрий Брусникин.

Постановка номинирована на «Золотую маску» в категории «Эксперимент». Эксперимент здесь безусловно социальный. Это попытка открыть ворота между страной глухих и страной бесчувственных.

1
Фото fg fg
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
9

Видим ли мы действительно, слышим ли мы отчетливо, способны ли мы в полной мере насладиться всем разнообразием мира вокруг нас, имея зрение, слух, нормальную речь?
Можем ли и способны ли мы сполна оценить истинную радость просто от полноценной жизни имея все это?
Так ли мы живем, на то ли направлены затраты нашей энергии и нашего времени?
Такие вопросы невольно начинаешь задавать себе иногда.
Но особенно ярко они возникают, когда сталкиваешься с существованием ограничений.

Это краткое резюме мыслей, которые сформировались после просмотра спектакля "Прикасаемые" накануне.
Спектакль, в котором принимают непосредственное участие, являются основными героями и играют самих же себя слепоглухие люди.
Вдумайтесь в это словосочетание. Попробуйте только представить, как это. Но у вас не получится.
Так это описывает в своей автобиографической повести слепоглухая писательница, поэт, психолог, художник и с недавнего времени актриса ИРИНА ПОВОЛОЦКАЯ:
«Тихо. Совсем тихо. Всегда. Это — всегда. Это — глухота. Иногда в тишине — шум. Визг. Звон. Неприятно – но это тоже – есть.
Темно. Иногда вспышками свет, молнии, фейерверки. Иногда — смазанные пятна непонятных очертаний. И это — всегда. Это — и днем, и ночью. Это слепота.
Мир без звуков. Мир без картинок. Он — такой. Вечно. У каждого из нас — своя глухота и своя слепота. Мы — слепоглухие».
Спектакль – это чтение автобиографических заметок этих людей, в основном казалось о простых бытовых вопросах, которые приобретают совершенно другой уровень значимости и сложности в жизни этих людей.
Биографий порядка 6-7, все разные и все одинаковые.
А на протяжении всего времени чтения, на сцене творится что-то невероятное. Актеры танцуют, играют, общаются, слушают по-своему, через прикосновения рук и особенно кончиков пальцев, они особенно чувствительны – это их глаза, уши, язык.
..еще нос, очень чуткое обоняние. сигналы о смене действий для них – это ароматы, которые распространяются в нужный момент на сцене через специальные красные гофрированные трубы, развешенные повсюду.
По-настоящему удивительны судьбы каждого из них: кто-то скульптор-художник, кто-то слесарь на УПП Люблино, кто-то поэт, кто-то мать, воспитавшая двоих совершенно здоровых детей. Главное Все они творческие, открытые и сильные духом, сильнее большинства из нас.

А награждали мы и благодарили их за спектакль и настроение топотом, топотом ногами на весь зал.
Ведь они не видят наших восторженных улыбок и не слышат громких аплодисментов. Зато чувствуют вибрацию пола от нашего длительного топота-аплодисментов.

Что я хочу сказать, Друзья... всем рекомендую посетить. Даже если не для возможной переоценки ценностей, то хотя бы ради благотворительной цели. Денежные средства от продажи билетов как правило идут в различные фонды поддержки и реабилитации людей с особыми потребностями.

1
Фото Ally Mistake
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
7

Спектакль очень понравился. Но! Хотелось бы большего. А именно больше узнать о жизни слепоглухих, их общении, мыслях, ощущениях. Хотелось бы, чтобы это была более интерактивная постановка (насколько это возможно). Например, придя в зал, я сразу подумала о том, что в один из моментов спектакля тут полностью погаснет свет и настанет тишина. Чтобы на минуту почувствовать, какого это - быть слепоглухим. Или же к темноте добавят некий писк, шум, который иногда слышат люди типа слуховой галлюцинации. Таким образом можно было также показать, как человек теряет зрение - свет в зале потихоньку гаснет, появляются какие-то отдаленные вспышки прожекторов - остаточная реакция на свет.
Также очень привлекли внимание декорации под потолком - трубы, которые можно было бы использовать для подачи разных запахов в зал (но да, это наверное совсем сложно реализованный вариант). Но это было бы очень впечатлительно: свет погас и зал наполнился запахом цветов или деревьев, а голос актера продолжал бы читать соответствующие отрывки из дневников на эту тему.
Или же хотелось бы услышать самих глухонемых, если кто-то из них говорит. Или наоборот послушать про то, как их учат речи, общению, брайлю, дактилологии. Как они пользуются компьютером, общаются в интернете.
В общем все их отрывки из дневников хотелось бы видеть в "оживленном" варианте на сцене, не только слушать обычных актеров, но и видеть какие-то действия со стороны самих авторов дневников. Да и в целом не очень понравилось распределение ролей авторов по актерам. Когда кто-то из мужчин читает дневник маленькой девочки - это как-то сложно вопринимать. Есть предложение подобрать таких же, как сами авторы актеров: т.е. если это мужчина средних лет, то пусть его "зрячеслышащее воплощение" тоже будет актер средних лет и в такой же одежде, только серого цвета. Если слепоглухая девочка - то пускай дневник читает тоже светловолосая девочка такого же возраста в таком же платье, только сером. Этакие призраки самих главных персонажей. Уверена, что тут еще можно многое придумать и получше раскрыть всю тему, донести до зрителя гораздо большее и оставить его с потрясающими впечатлениями от увиденного: счастьем от того, что он все может видеть и слышать, и с молчаливой благодарностью и уважением к тем людям, которые этого лишены, но все равно продолжают жить и познавать мир.

0

Галерея