Этот театральный жанр не позволяет халтурить, «отсиживаться» за спинами партнеров. Здесь нужно играть на разрыв, не выключаться ни на минуту из действия. Именно поэтому моноспектакль – удел избранных, высший пилотаж, на который решаются отнюдь не все.
Камерный драматический театр изначально рискует. Небольшой актерский состав и маленькая площадка перед носом у зрителя предполагают постоянное напряжение сил, выверенную режиссуру. А когда добавляется и оригинальный сценарий – появляются настоящие шедевры.
Спектакль «Это я – Эдит Пиаф» из их числа. Он знакомит зрителя с судьбой французской певицы, воссозданной по ее дневникам. В главной роли – Ирина Джапакова, демонстрирующая на сцене свои лучшие актерские качества – умение глубоко вжиться в образ и прекрасно петь. Наверное, не у одного меня сложилось впечатление, что она как будто реинкарнация Пиаф, настолько похожи их облики и голоса.
История певицы очень трагична. Гибель близких любимых людей, нищета и криминал, творческие взлеты и падения, преодоление наркозависимости, автокатастрофы – все как в настоящем захватывающем фильме. Но при этом мы слышим живой голос женщины, решившей рассказать о себе перед смертью, пытающейся донести до нас свой опыт и остаться в нашей памяти.
Помогает ей в этом не только исполнительница главной роли, но и другие компоненты спектакля. Как обычно, режиссер Яков Рубин делает тонкие акценты на символических деталях, которые зрителю интересно замечать и расшифровывать. Имя певицы рисуется черным скотчем на стене, олицетворяя ее трагедию, но буква «А» изображается с помощью лестницы – единственного элемента декорации, вызывающего ассоциации с творческой карьерой или даже Голгофой. По ходу постановки актриса снимает с себя пальто и шляпу (зачастую обозначающую мужские образы), словно обнажая свою душу перед зрителем. Время от времени используется микрофон – для исполнения песен и для некоторых моментов в монологе (их переплетение, возможно, также символично). Наконец, очень важной оказывается работа со светом, создающим атмосферу то улицы, то сцены.
В заключение отмечу, что спектакль имеет и просветительскую направленность. Как и многие другие постановки КДТ, он обращает наше внимание на неизвестные факты культуры, разворачивает к нам другой стороной стереотипные образы артистов, воспринимаемых зачастую без необходимой глубины.
Доктор филологических наук, профессор Роман Леонидович Красильников