Москва

Расписание фильма в Москве, 14 декабря
Курентзис: Замок герцога Синяя Борода и Мистерия на конец времен

Currentzis: Bluebeard's Castle & De Temporum Fine Comoedia, Австрия, 2022

Расписание

2D, SUB
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в
О фильме
Постановка театра Salzburger Festspiele. Ромео Кастеллуччи и Теодор Курентзис возвращаются в Зальцбург с необычной программой: совместной постановкой «Замка герцога Синяя Борода» Белы Бартока и «Мистерии на конец времен» Карла Орфа — двух произведений, которые на первый взгляд кажутся полностью противоположными друг другу. Шедевр музыкального театра начала XX века, опера «Замок герцога Синяя Борода» была написана в 1911 году на текст венгерского драматурга Белы Балажа. Сюжет о Синей Бороде заимствован из сказки Шарля Перро — вельможа-женоубийца запрещает своей излишне любопытной последней жене заглядывать в комнату, где спрятаны тела предыдущих жертв. Опера Бартока представляет эту историю как диалог между двумя героями, Синей Бородой и Юдит, и драма развивается через духовное и эмоциональное противостояние. «Где находится сцена, внутри или снаружи?» — задает вопрос опера, приглашая зрителя к размышлению о загадочной природе театра как преломленного отражения реальности. На Зальцбургском фестивале опера «Замок герцога Синяя Борода» поставлена как часть двойной программы в сочетании с «Мистерией на конец времен» Карла Орфа. В этом спектакле режиссер Ромео Кастеллуччи раскрывает глубокую связь между двумя произведениями при помощи контраста между внутренним состоянием и могучими внешними проявлениями. Сжатость действия «Замка...», отсутствие пространственно-временной привязки и атмосфера тайны свидетельствуют о том, что опера происходит полностью внутри. По контрасту «Мистерия на конец времен» — это произведение о Страшном суде в интерпретации субъективных религиозных представлений композитора. На то, чтобы сочинить текст на греческом, немецком и латинском языках, у Орфа ушло целых десять лет, с 1960 по 1970 год. На работу оказало огромное влияние апокалиптическое видение греческого теолога Оригена Адаманта, в котором утверждается, что в конечном счете даже демоны получат прощение и спасение. Опера-оратория Орфа, представленная Кастеллуччи и Курентзисом на зальцбургской сцене впервые со дня своей премьеры в 1973 году, поражает зрителя первобытной, стихийной мощью. Такой эффект достигается в том числе настойчивым повторением ритмического рисунка в музыке, подчеркнутом массовыми хореографическими сценами Синди ван Акер. Атмосфера же, пронизывающая оперу «Замок герцога Синяя Борода», представляет собой диаметральную противоположность: Кастеллуччи отвечает на сдержанную камерность внутренней драмы тем, что смещает фокус внимания на перспективу Юдит — и на травму, которую раскрывает этот «театр психики». В противопоставлении этих двух произведений, в контрасте между внутренним состоянием и внешними проявлениями невероятной мощи кроется их глубокое родство — Судный день наступает словно бы и для Юдит, как будто она сама совершила грех…
  • Курентзис: Замок герцога Синяя Борода и Мистерия на конец времен – афиша
  • Курентзис: Замок герцога Синяя Борода и Мистерия на конец времен – афиша
  • Курентзис: Замок герцога Синяя Борода и Мистерия на конец времен – афиша
  • Курентзис: Замок герцога Синяя Борода и Мистерия на конец времен – афиша
  • Курентзис: Замок герцога Синяя Борода и Мистерия на конец времен – афиша
Опера, Фильм-спектакль
18+
1 апреля 2024
2 часа 55 минут

Участники
Все

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

9
АНДРЕЙ БОНДАРЕВ
249 отзывов, 1712 оценки, рейтинг 296
9 апреля 2024

Единственная опера Белы Бартока, зачарованного сюжетом Шарля Перро, в постановке Ромео Кастелуччи происходит "полностью внутри" - внутри замка, внутри главных героев. Тьма противодействует свету, огонь - воде, разлитой по всей площади сцены - так внутри героев противоборствуют чувства: страсть и страх, нежность и жестокость, настойчивость и податливость. Юдит жаждет открыть все семь комнат в замке своего возлюбленного - иными словами, она хочет узнать о нем все, но правда его "Я", в момент раскрытия которой на сцене загораются половины букв слова "ICH", отражающиеся в воде, повергает ее в бездну. Юдит своим любопытством, настойчивостью, своим несмирением сама приближает свой конец. Я долго силился вспомнить, какую героиню она напоминает мне в ее безумном стремлении, - Антонину Милюкову, жену Чайковского из одноименного фильма Кирилла Серебренникова - та ведь тоже ровной дорогой шла в ад, не желая видеть правды о своем возлюбленном.
Но ад мы увидим только в последней части "Мистерии на конец времени" Карла Орфа. Признаться, второй раз его прием со всепрощением со мной скорее не сработал. Постановка Анны Гусевой двухгодичной давности на Дягилевском фестивале била в самое сердце - быть может, Люцифер, чей образ был отдан тогда в исполнение маленькой девочке, произносивший на русском "Отец, я согрешил", оказался мне ближе - или просто тогда всепрощение казалось еще возможным. Впрочем, нельзя умолчать о достоинствах: образы бесстрастных Сивилл, вылезающих в судный день и недр сцены скелетов и шипение о горе навсегда останутся в памяти. Гусева в "Мистерии" Орфа рассказывает истории и Христа, и Люцифера в антураже современной семьи; Кастелуччи же идет более метафоричным путем: Бог-отец у него - это дерево, а Иисус - ветвь, которую распинают, а затем и вовсе ломают.
На покрытии сцены, очевидно, не пропускающем воду, на протяжении всего спектакля видна надпись "Meine haut". В конце "Мистерии", во время сцены с Люцифером, покрытие поднимается - и эта надпись (правда, в перевернутом виде) становится видна зрителям. В переводе с немецкого это - "моя кожа", но ощущается нарочная игра слов: "mein gott" - "мой бог". "Конец всех вещей — всех грехов забвением станет" - поставил Орф эпиграфом к своей "Мистерии" цитату Оригена. А может, это конец и для бога?

1
0

Читайте также

Подборки Афиши
Все