В конце XIX веке многие искусствоведы и меценаты говорили о том, что в Москве необходимо создать Музей изящных искусств. Долгожданное строительство началось в 1898 году. Проект здания, напоминающего античный храм, разработал архитектор Иван Клейн. Музей облицевали белым морозоустойчивым уральским мрамором, а главный фасад украсили увеличенной копией колоннады древнегреческого храма Эрехтейон. Крышу сделали стеклянной, поскольку скульптуры лучше всего осматривать при дневном свете. Финансировали затею известные предприниматели, банкиры и благотворители, а главным идейным вдохновителем выступал видный профессор Иван Цветаев. Он заказывал в зарубежных мастерских первоклассные копии недавно открытых скульптур. Он хотел познакомить публику с историей искусства, включая Древний Египет, Античность, Средневековье, Ренессанс и Новое время. Кроме того, музей приобретал подлинники, например, коллекцию из шести тысяч древнеегипетских артефактов. Музей открылся в 1912 году и сразу стал популярен: ежедневно здесь бывало до 800 человек. Основная живописная коллекция сформировалась уже после революции. Сюда отправляли картины старых мастеров из национализированных коллекций, а в 1948 году передали половину коллекции Государственного музея нового западного искусства (вторая отправилась в Эрмитаж). Так в Пушкинском оказались работы французских импрессионистов и постимпрессионистов, которые в свое время собирали Щукин и Морозов. Пушкинский музей располагается в самом центре Москвы — напротив храма Христа Спасителя на улице Волхонка. Удобно добираться на метро: нужно выйти на станции «Кропоткинская» и перейти через дорогу.
+7 (495) 697 95 78, +7 (495) 697 15 46 |
Москва, Волхонка, 12 |
Вход 300–650 р., для детей до 6 лет вход свободный |
pushkinmuseum.art |
вт-ср 11.00–20.00, чт-пт 11.00–21.00, сб-вс 10.00–20.00, касса закрывается на час раньше |
Откроется в 10.00 |
Вконтакте |
Полтора года назад из Пушкинского музея вынесли всех импрессионистов и работы XX века. Теперь они живут в отдельном здании слева (ранее — Музей личных коллекций, ныне — Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков). В результате на верхних этажах основного здания освободилась куча места — экспозицию решили обновить. Всем хранителям было что вынуть из-под полы — и, разумеется, всем хотелось. Хотя значительно увеличиться могли лишь две коллекции — голландская, за счет бесконечных и бесконечно плодовитых малых голландцев (великие давно в экспозиции), и итальянская, где есть что прибавить к каждому столетию (хотя не представленные ранее имена в основном знакомы лишь искусствоведам, причем итальянистам). В результате добавили и тех и других, но в разных пропорциях. Но обо всем по порядку.
За ночь экспозицию, конечно, не поменяешь, процесс долгий. Залы закрывались по очереди, ремонтировались и менялись, картины реставрировались и доставались из запасников. Унесли наверх французов, собрали в одном зале Рембрандта и его школу. Постоянным посетителям музея это вряд ли покажется поразительной метаморфозой — ну, стены покрасили, этикетки сменили, щиты новые сделали. Но если вспомнить, как все выглядело в прошлом году, — оказывается, все так же, да не так. На первом этаже неизменными остались лишь Греческий и Итальянский дворики (в первом появился проект реконструкции музея, а во втором елка, но это, вероятно, не навсегда). Все остальное перемешалось. Левую анфиладу теперь полностью занимают древности и античность, вытеснившие итальянские иконы и Раннее Возрождение. Правда, путь туда по-прежнему лежит через фаюмские портреты, а «Сокровища Трои», вошедшие теперь в постоянную экспозицию, давно находятся в музее под видом выставки. По центру теперь вход в итальянские залы, в предбаннике которых выставлены произведения Византии. В зале с Итальянским Возрождением больше не показывают Кранаха и ранних немцев. Затем, минуя Итальянский дворик и пройдя через французский портик, попадаешь в северную школу (раньше здесь были французы): у вынесенного из Италии Кранаха теперь свой отдельный закуток. Далее по анфиладе следуют отдельные фламандские и голландские залы с уголками Рубенса и Рембрандта. В Голландии появился Питер де Хох, о существовании которого никто, кроме хранителей, и не догадывался. На втором этаже по-прежнему большую часть залов занимают копии и слепки (их, к сожалению, не тронули). Зато в левом крыле поселились итальянцы — академисты, маньеристы и венецианская школа. Появился новый замечательный Тьеполо, Маньяско и несколько Веронезе (со школой). Правое крыло, как уже говорилось выше, отдано французам, обогатившимся Лебреном и Лорреном. В целом же экспозиция увеличилась на треть, что приятно. Теперь от Пушкинского ощущение, как после неаполитанского музея Каподимонте, — будто история искусства состоит в основном из античности и массы итальянцев, а все прочее было так, по мелочи.
Самое удивительное, что вся эта красота — ненадолго: музей скоро вообще закроют. К столетнему юбилею (то есть к 2012 году) Пушкинский должны реконструировать. Проектом реконструкции занимается Норман Фостер, по предварительным планам, на Волхонке появится огромный подземный музейный квартал. Финал этой истории непредсказуем: пока проект пройдет все согласования, подземный музей может превратиться в тридцатиэтажный торговый центр — но с Пушкинским, надеемся, этого не случится. Пока же в залах музея уже проведена одна незаметная реформа. Дело в том, что в наших музеях принцип осмотра принудительный — благодаря анфиладной системе залов. То есть посетитель не может посмотреть только Рембрандта или только малых голландцев — чтобы добраться до них, волей-неволей приходится миновать множество разных стилей, имен и эпох. Раньше, чтобы попасть в залы древней Ассирии, нужно было пройти итальянские иконы, а вход в Италию XVII–XVIII веков лежал через французский зал. Теперь же можно отдельно сходить в залы античности или ранней Италии, или Голландии, или поздней Франции. Хотя, если честно, музей такой маленький, что просмотрев в один присест всю экспозицию, даже в увеличенном на треть варианте, не устанешь ни за что.
В этом музее всегда великолепные свежие выставки, приятные сотрудники, гардеробщики - просто бомба, премию им! Удобная запись в интернете ( свободно записалась утром выходного дня, вечером пришла), хорошо регулируемый поток посетителей, экскурсионные группы не мешают никому и друг другу, нет тесноты и давки. Постоянная экспозиция давно знакома и уже родная, единственное пожелание - почаще протирать пыль, по возможности)
Выставка натюрмортов, ради которой собственно заходила, удивила не только концепцией ( итальянский натюрморт выставляется впервые) , но и новыми именами, многообразием самовыражения в рамках единого стиля, тонкостью и нежностью большинства полотен, внутренним светом и общим приятным долгим послевкусием. Много полезной сопроводительной информации. Более двух часов удовольствия. Спасибо организаторам! Возможно, вернусь с тематической экскурсией)
Была в Пушкинском последний раз, наверное, в школе. Все собиралась, но что-то не складывалось, гораздо чаще бываю по соседству - в Галерее искусства стран Европы и Америки. Но наконец дошла и в Пушкинский. И этот музей, несомненной, "маст хэв". Ну потому что там есть на что посмотреть во всех смыслах. Начиная с прекрасного самого здания и заканчивая, конечно, экспонатами. Статуи и барельефы прекрасны, монументальны и масштабны, картины изысканы, а египетские залы вызывают даже некоторый трепет: осознание, что на расстоянии руки от вас лежит труп... )) Шучу, конечно, там все очень интересно и наглядно. Что немаловажно - очень хорошо расположено и подробно подписано. Многие музеи и выставки очень этим страдают: то экспонаты на уровне колен, то подписи мелкие, то вообще никакой информации. Здесь всё отлично. Я провела в музее шесть часов!, даже не заметила, как время пролетело и ни капли усталости. Когда интересно - тогда интересно)
Но есть и минусы. Годы и прогресс мчатся вперед, люди уже Марс практически колонизируют, а в Пушкинском всё неизменно: стоит очередь на улице, в дождь, снег и мороз! Причем, есть возможность пустить людей под крышу в дождь или жару, поставить лавочки, чтобы пожилым было удобнее ждать, поставить на входе дополнительные рамки и пропускать народ быстрее, но... ощущение, что кому-то нравится издеваться над посетителями. Возможно, это аттракцион для туристов? Позорище, честное слово((
График безобразный, особенно в ночь музеев.
Ночь музеев проходит ночью и бесплатно, а не вечером и платно!!
20 мая ровно в 22 часа поцел овала закрытую дверь галереи Европы и Америки.
Закрыли в 22 и цена 700 р.
Просто продлить на час вход это не есть акция ночь музеев!
Потерянные время и деньги!!
Для сравнения, Новая Третьяковка работает до 00, вход до 23 ч и бесплатно в ночь музеев!!
Только Пушкинский продолжает из себя корчить элиту, которой не является!!
Были с детьми. Лето, будний день. Специально приехали в Москву и пришли в день многодетных показать ребятам "Пушкинский" Электронный билет купить не получилось. Очередь на жаре. Некоторым достаются сломанные зонтики с рекламой банка. В тени только полторы скамейки времён Хрущева, на них сидят измученные пожилые люди (без очереди только если вам до 5 или за 70). Всем остальным только стоять. Галереи по бокам пустые. Поставьте там скамейки, телевизоры с картинами...
Почему нельзя организовать цивилизованный доступ? Нет таких умных кадров? Сострадания к посетителям, гостям, детям точно нет...
Какое впечатление останется у наших детей? Что музей это три часа на жаре?
Да хотя бы очередь могли бы сделать комфортной и помочь провести время интересно. Позорище для столицы.