Выставки Москвы

Музей изобразительных искусств им. Пушкина

9.0
оценить
Музей изобразительных искусств им. Пушкина

Пикассо, Моне, Дега, Ван Гог, Ренуар и другие

Cамый академичный музей Москвы, в постоянной экспозиции которого можно по слепкам и копиям изучить всю историю мирового искусства, от портика Парфенона и Давида Микеланджело до целого готического портала и конных статуй отважных людей Возрождения, все в натуральную величину. Кроме копий — значительная, хотя, конечно, не эрмитажная, коллекция живописи старых мастеров, где и Рубенс, и Боттичелли, а также регулярные выставочные хиты, привозные и российские.
телефон+7 (495) 697 95 78
адрес
подробнее
Античность, Средние века, Ренессанс и главная детская достопримечательность — мумия кошки — в Египетском зале
Ныне известный как Пушкинский, Музей имени Александра III возник благодаря стараниям профессора Ивана Цветаева, отца поэтессы. Планировалось, что это будет подсобный музей слепков Московского университета. Гипсовые копии остались до сих пор, дабы посетители могли ознакомиться с образцами античной и ренессансной скульптуры вдали от подлинников, пребывающих в собраниях Англии, Германии и Италии. В дальнейшем музей приобрел коллекции египетского искусства, нового европейского искусства, а также живопись новейшего времени. Школьников, изучающих историю Древнего мира, в первую очередь ведут смотреть на мумии в Египетском зале и на Гермесов с Афродитами в Греческом. По мастерски сделанному макету Акрополя можно наглядно объяснять понятие «периптер» и прочие триглифо-метопные греческие дела, а по вделанному в угол гигантскому слепку с колоннады Парфенона — отличие дорического ордера от остальных четырех. Для тех, кому просто экскурсии мало, работают изостудия, Клуб юных искусствоведов, Клуб любителей искусств и семейные группы: дети с родителями прослушивают вводный курс по истории искусств, а потом по свежим впечатлениям рисуют.
ценаВход 200–400 р., для детей до 16 лет вход свободный
официальный сайт
входит в сетьМузей изобразительных искусств им. Пушкина

Рецензия «Афиши» на музей

Фото Александра Рудык
отзывы:
455
оценок:
207
рейтинг:
566
7

Полтора года назад из Пушкинского музея вынесли всех импрессионистов и работы XX века. Теперь они живут в отдельном здании слева (ранее — Музей личных коллекций, ныне — Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков). В результате на верхних этажах основного здания освободилась куча места — экспозицию решили обновить. Всем хранителям было что вынуть из-под полы — и, разумеется, всем хотелось. Хотя значительно увеличиться могли лишь две коллекции — голландская, за счет бесконечных и бесконечно плодовитых малых голландцев (великие давно в экспозиции), и итальянская, где есть что прибавить к каждому столетию (хотя не представленные ранее имена в основном знакомы лишь искусствоведам, причем итальянистам). В результате добавили и тех и других, но в разных пропорциях. Но обо всем по порядку.

За ночь экспозицию, конечно, не поменяешь, процесс долгий. Залы закрывались по очереди, ремонтировались и менялись, картины реставрировались и доставались из запасников. Унесли наверх французов, собрали в одном зале Рембрандта и его школу. Постоянным посетителям музея это вряд ли покажется поразительной метаморфозой — ну, стены покрасили, этикетки сменили, щиты новые сделали. Но если вспомнить, как все выглядело в прошлом году, — оказывается, все так же, да не так. На первом этаже неизменными остались лишь Греческий и Итальянский дворики (в первом появился проект реконструкции музея, а во втором елка, но это, вероятно, не навсегда). Все остальное перемешалось. Левую анфиладу теперь полностью занимают древности и античность, вытеснившие итальянские иконы и Раннее Возрождение. Правда, путь туда по-прежнему лежит через фаюмские портреты, а «Сокровища Трои», вошедшие теперь в постоянную экспозицию, давно находятся в музее под видом выставки. По центру теперь вход в итальянские залы, в предбаннике которых выставлены произведения Византии. В зале с Итальянским Возрождением больше не показывают Кранаха и ранних немцев. Затем, минуя Итальянский дворик и пройдя через французский портик, попадаешь в северную школу (раньше здесь были французы): у вынесенного из Италии Кранаха теперь свой отдельный закуток. Далее по анфиладе следуют отдельные фламандские и голландские залы с уголками Рубенса и Рембрандта. В Голландии появился Питер де Хох, о существовании которого никто, кроме хранителей, и не догадывался. На втором этаже по-прежнему большую часть залов занимают копии и слепки (их, к сожалению, не тронули). Зато в левом крыле поселились итальянцы — академисты, маньеристы и венецианская школа. Появился новый замечательный Тьеполо, Маньяско и несколько Веронезе (со школой). Правое крыло, как уже говорилось выше, отдано французам, обогатившимся Лебреном и Лорреном. В целом же экспозиция увеличилась на треть, что приятно. Теперь от Пушкинского ощущение, как после неаполитанского музея Каподимонте, — будто история искусства состоит в основном из античности и массы итальянцев, а все прочее было так, по мелочи.

Самое удивительное, что вся эта красота — ненадолго: музей скоро вообще закроют. К столетнему юбилею (то есть к 2012 году) Пушкинский должны реконструировать. Проектом реконструкции занимается Норман Фостер, по предварительным планам, на Волхонке появится огромный подземный музейный квартал. Финал этой истории непредсказуем: пока проект пройдет все согласования, подземный музей может превратиться в тридцатиэтажный торговый центр — но с Пушкинским, надеемся, этого не случится. Пока же в залах музея уже проведена одна незаметная реформа. Дело в том, что в наших музеях принцип осмотра принудительный — благодаря анфиладной системе залов. То есть посетитель не может посмотреть только Рембрандта или только малых голландцев — чтобы добраться до них, волей-неволей приходится миновать множество разных стилей, имен и эпох. Раньше, чтобы попасть в залы древней Ассирии, нужно было пройти итальянские иконы, а вход в Италию XVII–XVIII веков лежал через французский зал. Теперь же можно отдельно сходить в залы античности или ранней Италии, или Голландии, или поздней Франции. Хотя, если честно, музей такой маленький, что просмотрев в один присест всю экспозицию, даже в увеличенном на треть варианте, не устанешь ни за что.

27

Отзывы пользователей о музее «Музей изобразительных искусств им. Пушкина»

Фото Светлана Микулишна
отзывы:
31
оценок:
36
рейтинг:
88
1

Вчера приходили на выставку Караваджо, очень любим его. Отпросились с мужем с работы, приехали в начале шестого. Музей был закрыт, ворота, замок, все как полагается... Люди подходили, ходили вокруг, дергали за ручку ворот - ничего. Кроме вывески, что музей работает до 19.00, выходной день - понедельник (вчера был вторник).
У служебного входа курила сотрудница, сказала, что ничего не знает, наверно "девочки" решили закрыть кассу пораньше. Без объяснения причин. И вообще, (это был юмор) - раньше приходить надо, это музей изящных искусств, нечего в последнюю минуту прибегать.
Я была во многих музеях, и даже представить не могу, что, например, в Метрополитен или Лувре может такое случиться!!! Чудовищный совок и хамство. Хотя бы объявление повесили или в интернете сообщили.
Пошли в соседнее здание, там великолепная выставка импрессионистов - огромное количество сотрудниц "бальзаковского возраста", которые смотрят на посетителей как на преступников.
Не пора ли внести свежесть, человечность и любовь не только к искусству, но и к согражданам???

26
Фото Alessandro Smirnoff
отзывы:
74
оценок:
124
рейтинг:
104
9

В основном здании ГМИИ буфет весьма ущербный, он в подвале. Узкое помещение, камерное, часто толпа, из-за этого не присесть (разве что по будням в 10 утра и 1го января). Ассортимент средний. Тем не менее, аутентичная атмосфера и культурный фон во время приема пищи здесь довольно высок. Простой салат способен вызвать мысли о поллоке и андрее рублеве, а клеенка на столе — о тяжелом быте соцреализма.

11
Фото Moisey Aronov
отзывы:
57
оценок:
77
рейтинг:
116
5

Наверное, когда-то давно, когда инвалиды за людей не считались, а родители детей не выводили из дома до трех лет, это был хороший современный музей. Сегодня это, конечно, позор современной Москвы. Это неудобный музей. Чудовищная логистика касс/входа/выхода, огромные лестницы, не оснащенные ни пандусами, ни лифтами, неудобные рамки и турникеты, неприветливый персонал.

8
Фото Victor Solkin
отзывы:
7
оценок:
8
рейтинг:
125
3

Новую экспозицию древнеегипетского искусства в ГМИИ все очень ждали: египетский зал Пушкинского все помнят с детства и любят в него возвращаться. Там более, что и памятники в коллекции, которая является одной из самых значимых в ядре подлинного собрания ГМИИ, интересные, подобранные с большой любовью и знанием дела. В основе коллекции – вещи из коллекции Владимира Голенищева – выдающегося русского востоковеда и страстного любителя древнеегипетского искусства, который был известен не только обширными знаниями и энтузиазмом, но и тонким вкусом. Зал, созданный архитектором Р.И. Клейном, – сам по себе произведение искусства. Его колонны, выполненные в форме связок бутонов папируса воспроизводят колоннады двора Луксорского храма, а росписи потолка, выполненные художником А. Нивинским, имитируют декорировку потолков египетских храмов и гробниц 15-12 вв. до н.э.

Нынешняя экспозиция – четвертая за историю ГМИИ. Предыдущая была создана в 1969 году египтологом С.И. Ходжаш и художником А. Деулем, была очень красивой, однако откровенно нуждалась в модернизации уже с конца 1990-х. В последние годы жизни С.И. Ходжаш очень жестко противилась любой модернизации в зале, несмотря на отсутствие нормального этикетажа, пыльные витрины и многие другие проблемы.

Новая экспозиция – это синий, почти лазуритовый зал. Первое впечатление очень непривычное, однако получилось красиво: стены идеально гармонируют с потолком, на их фоне отлично смотрятся кофейно-песчаные «папирусы» колонн, возникает ощущение какого-то погружения в нильскую синеву, в пространстве которой вновь возникает мысль о естественной для Египта яркости красок, которой мешает привычный золотистый колорит пустыни и древних архитектурных форм, полихромная роспись которых утеряна.

Экспозиция выстроена очень логично и состоит из трех частей: половину периметра зала занимает жестко хронологическая экспозиция от додинастического Египта до конца Нового царства; вторая часть – это мировоззрение египтян и погребальный ритуал, наконец третья – это отдельно стоящие витрины с наиболее известными памятниками музея.

Думается, хронологическую экспозицию выстроить было очень непросто, учитывая то, что многие знаковые моменты египетской истории в памятниках ГМИИ представлены фрагментарно. Но все получилось: мерный ряд огромных витрин у стены, соседствующей с «Греческим двориком» ,очень хорошо наполнен предметами. Ряд логично «разбит» перпендикулярно стоящими витринами с рельефами из гробницы Иси и витриной с имитацией погребения Среднего царства, где помимо привычных погребальных ладей впервые появился после долгого забвения замечательный прямоугольный саркофаг вельможи Шепсипумина. В блоке Среднего царства выигрышно поднялись с нижней полки в середину витрины скульптурный портрет Сенусерта II, гранитная голова сфинкса царицы. Визуальный ряд стал менее декоративным, однако собран гораздо более профессионально, чем раньше. Хронологическая экспозиция продолжается там, где раньше лежала мумия с большим блоком Нового царства к которому перемещена отдельная витрина с саркофагом жрицы Иусанх. Блоки всех эпох дополнены предметами, которые раньше не выставлялись, при этом общее число выставленных в зале вещей очевидно уменьшилось, правда, в пользу качества экспозиционного материала.

Комплекс двух огромных инсталляций, посвященных богам долины Нила и погребальному ритуалу, расположен в противоположном конце зала; его с двух сторон фланкируют старые знакомцы – каменные саркофаги Имхотепа и Чаиму. В центре, перед инсталляциями, создана еще одна, горизонтальная, отдельно стоящая. Туда «переехала» с сопутствующими ушебти, фигурой богини-плакальщицы, посохом мумия жреца Хорха к которой, кстати, вернулась красивая родная крышка саркофага (ранее крышки в экспозиции не было). Из экспозиции ушли голова мумии женщины, что можно только приветствовать из этических соображений, и распеленатая мумия сокола. Мумия кошки в поздних геометрических пеленах – осталась и теперь лежит рядом с саркофагом Хорха. В раздел погребального ритуала пришел великолепный расписной ковчег с канопами Сенебуни, который теперь соседствует с известной фигурой лежащего Анубиса и рельефом с погребальной процессии из гробницы писца войск Нана. В центре инсталляции, в обрамлении масок и массы замечательных вещей – саркофаг Ихери. Симметрично, в углу витрины, посвященной египетскому пантеону, также стоит саркофаг, по сторонам от него – инсталляция из мира богов, очень удачная, с несколькими значимыми предметами из хранения (например, красивейшим вотивным систром Хатхор, статуей бога Хапи, которая обязательно должна быть в экспозиции зала, и моим любимым штандартом с навершием в форме скорпиона Селкет). Т.н. «уголок скульптора» с моделями, незавершенными рельефами и т.д. остался почти на своем месте, но в новом исполнении.

Теперь о шедеврах. Саркофаг Маху сместился ближе к входу в зал и смотрится на синем постаменте отлично. На его старом месте теперь возвышаются в новой красивой витрине Аменхотеп и Раннаи, которые ослепительно хороши с новым светом - мягким и не бросающимся в глаза. Остальные знаменитые вещи и ювелирные украшения теперь распределены по высоким узким витринам, внутри которых находятся массивные наклонные плоскости – не то обелиски, не то контрфорсы, на фоне которых и стоят вещи. Поочередно: бюст Аменемхета III, рельеф с плакальщиками, лицо амарнского царя и, наконец, ложечка-пловчиха. В этой же группе, ближе к Аменемхету III на отдельном постаменте стоит сфинкс Аменхотепа II. И.Антонова была права: Аменемхет III размещен очень высоко, что мешает взгляду на памятник, несмотря на отлично поставленный свет. Рельеф с плакальщиками смотрится на «обелиске» чуждым. Ложечку же структура витрины попросту задавила и это очень обидно. Получилось, что именно знаковые вещи выставлены дизайнером неудачно, им откровенно мешает массив «обелисков» и они бы великолепно смотрелись в отдельно стоящих витринах на этих же местах. Если бы новые жалюзи в окнах с этой стороны были бы нее белыми, а непрозрачными, синими, то высота зала при умело поставленном свете пропала бы и не пришлось бы «обелисками» «вытаскивать» миниатюрные вещи. Плюс за счет того, что витрины прислонены к стенам, пространство этого участка зала кажется пустоватым, несколько непропорциональным по отношению к остальной отличной экспозиции. Это единственный минус нового египетского зала, броский, но легко устранимый при желании. Кстати, продолжающая этот ряд витрина с ювелирными изделиями и амулетами – красивая и за счет того, что вертикальная плоскость, заменившая столики старой экспозиции, занята низками, гармонично смотрящаяся, несмотря на явный недостаток подсветки в нижней части, где много миниатюрных памятников. В ней, кстати, появилось золото – погребальный венок римского времени и красивейшие женские серьги, ранее отсутствовавшие в экспозиции.

Важный момент: в соседнем также полностью обновленном зале древних цивилизаций появился отличный блок с памятниками письменности народов Древнего Востока. Теперь именно там появился знаменитый фрагмент с «Текстами пирамид» из гробницы Пепи I, который до этого не выставлялся, «Московский математический папирус», неразвернутый свиток папируса; в этой же витрине, помимо писца, статуэтки Имхотепа и стелы с демотической надписью – таблички из Амарнского царского архива. Витрина получилась – замечательная.

Вообще стоит отметить одну важную деталь: новая экспозиция дидактична, т.е. более направлена на понимание закономерностей развития и особенностей культуры, чем на классический «искусствоведческий восторг». Это важно и очень здорово; думаю, новые залы очень полюбят экскурсоводы – им в них будет работать много проще, чем раньше. Ну и конечно, в завершении этого обзора отмечу этикетаж и экспликации. Сделаны они хорошо, этикетки – на двух языках, написаны, правда, предельно осторожно и иногда не очень конкретно, в особенности с памятниками скульптуры. Но, повторю, все это – мелочи. "Нильская синева" удалась, и хранителя отдела О.В. Лечицкую можно только поздравить. Это достойный успех.

(с) Виктор Солкин

6
Фото Марта Ди
отзывы:
8
оценок:
17
рейтинг:
14
9

Ох, как достали музейные бабули...
Люблю Пушкинский, но до сих пор не могу понять, какой беспросветный олух перевесил импрессионистов из главного здания, где они были чудесно освещены естественным светом, в музей личных коллекций, в этот отвратительный полумрак со стоваттным освещением? Убийцы.

6

Галерея