Музей изобразительных искусств им. Пушкина














































История мирового искусства в слепках, старые мастера и импрессионисты
Краткая история
В конце XIX веке многие искусствоведы и меценаты говорили о том, что в Москве необходимо создать Музей изящных искусств. Долгожданное строительство началось в 1898 году. Проект здания, напоминающего античный храм, разработал архитектор Иван Клейн. Музей облицевали белым морозоустойчивым уральским мрамором, а главный фасад украсили увеличенной копией колоннады древнегреческого храма Эрехтейон. Крышу сделали стеклянной, поскольку скульптуры лучше всего осматривать при дневном свете. Финансировали затею известные предприниматели, банкиры и благотворители, а главным идейным вдохновителем выступал видный профессор Иван Цветаев. Он заказывал в зарубежных мастерских первоклассные копии недавно открытых скульптур. Он хотел познакомить публику с историей искусства, включая Древний Египет, Античность, Средневековье, Ренессанс и Новое время. Кроме того, музей приобретал подлинники, например, коллекцию из шести тысяч древнеегипетских артефактов. Музей открылся в 1912 году и сразу стал популярен: ежедневно здесь бывало до 800 человек. Основная живописная коллекция сформировалась уже после революции. Сюда отправляли картины старых мастеров из национализированных коллекций, а в 1948 году передали половину коллекции Государственного музея нового западного искусства (вторая отправилась в Эрмитаж). Так в Пушкинском оказались работы французских импрессионистов и постимпрессионистов, которые в свое время собирали Щукин и Морозов. Пушкинский музей располагается в самом центре Москвы — напротив храма Христа Спасителя на улице Волхонка. Удобно добираться на метро: нужно выйти на станции «Кропоткинская» и перейти через дорогу.
- Постоянная экспозиция, Музей изобразительных искусств им. ПушкинаШедевры старых мастеров в обновленном пространствеПостоянная экспозиция, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вековПостоянная экспозиция, Музей изобразительных искусств им. ПушкинаДо 12 февраля, Мемориальная квартира Святослава Рихтера
Рестораны рядом
Рецензия «Афиши» на музей «Музей изобразительных искусств им. Пушкина»
Полтора года назад из Пушкинского музея вынесли всех импрессионистов и работы XX века. Теперь они живут в отдельном здании слева (ранее — Музей личных коллекций, ныне — Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков). В результате на верхних этажах основного здания освободилась куча места — экспозицию решили обновить. Всем хранителям было что вынуть из-под полы — и, разумеется, всем хотелось. Хотя значительно увеличиться могли лишь две коллекции — голландская, за счет бесконечных и бесконечно плодовитых малых голландцев (великие давно в экспозиции), и итальянская, где есть что прибавить к каждому столетию (хотя не представленные ранее имена в основном знакомы лишь искусствоведам, причем итальянистам). В результате добавили и тех и других, но в разных пропорциях. Но обо всем по порядку.
За ночь экспозицию, конечно, не поменяешь, процесс долгий. Залы закрывались по очереди, ремонтировались и менялись, картины реставрировались и доставались из запасников. Унесли наверх французов, собрали в одном зале Рембрандта и его школу. Постоянным посетителям музея это вряд ли покажется поразительной метаморфозой — ну, стены покрасили, этикетки сменили, щиты новые сделали. Но если вспомнить, как все выглядело в прошлом году, — оказывается, все так же, да не так. На первом этаже неизменными остались лишь Греческий и Итальянский дворики (в первом появился проект реконструкции музея, а во втором елка, но это, вероятно, не навсегда). Все остальное перемешалось. Левую анфиладу теперь полностью занимают древности и античность, вытеснившие итальянские иконы и Раннее Возрождение. Правда, путь туда по-прежнему лежит через фаюмские портреты, а «Сокровища Трои», вошедшие теперь в постоянную экспозицию, давно находятся в музее под видом выставки. По центру теперь вход в итальянские залы, в предбаннике которых выставлены произведения Византии. В зале с Итальянским Возрождением больше не показывают Кранаха и ранних немцев. Затем, минуя Итальянский дворик и пройдя через французский портик, попадаешь в северную школу (раньше здесь были французы): у вынесенного из Италии Кранаха теперь свой отдельный закуток. Далее по анфиладе следуют отдельные фламандские и голландские залы с уголками Рубенса и Рембрандта. В Голландии появился Питер де Хох, о существовании которого никто, кроме хранителей, и не догадывался. На втором этаже по-прежнему большую часть залов занимают копии и слепки (их, к сожалению, не тронули). Зато в левом крыле поселились итальянцы — академисты, маньеристы и венецианская школа. Появился новый замечательный Тьеполо, Маньяско и несколько Веронезе (со школой). Правое крыло, как уже говорилось выше, отдано французам, обогатившимся Лебреном и Лорреном. В целом же экспозиция увеличилась на треть, что приятно. Теперь от Пушкинского ощущение, как после неаполитанского музея Каподимонте, — будто история искусства состоит в основном из античности и массы итальянцев, а все прочее было так, по мелочи.
Самое удивительное, что вся эта красота — ненадолго: музей скоро вообще закроют. К столетнему юбилею (то есть к 2012 году) Пушкинский должны реконструировать. Проектом реконструкции занимается Норман Фостер, по предварительным планам, на Волхонке появится огромный подземный музейный квартал. Финал этой истории непредсказуем: пока проект пройдет все согласования, подземный музей может превратиться в тридцатиэтажный торговый центр — но с Пушкинским, надеемся, этого не случится. Пока же в залах музея уже проведена одна незаметная реформа. Дело в том, что в наших музеях принцип осмотра принудительный — благодаря анфиладной системе залов. То есть посетитель не может посмотреть только Рембрандта или только малых голландцев — чтобы добраться до них, волей-неволей приходится миновать множество разных стилей, имен и эпох. Раньше, чтобы попасть в залы древней Ассирии, нужно было пройти итальянские иконы, а вход в Италию XVII–XVIII веков лежал через французский зал. Теперь же можно отдельно сходить в залы античности или ранней Италии, или Голландии, или поздней Франции. Хотя, если честно, музей такой маленький, что просмотрев в один присест всю экспозицию, даже в увеличенном на треть варианте, не устанешь ни за что.
Отзывы о музее «Музей изобразительных искусств им. Пушкина»
5Были с детьми. Лето, будний день. Специально приехали в Москву и пришли в день многодетных показать ребятам "Пушкинский" Электронный билет купить не получилось. Очередь на жаре. Некоторым достаются сломанные зонтики с рекламой банка. В тени только полторы скамейки времён Хрущева, на них сидят измученные пожилые люди (без очереди только если вам до 5 или за 70). Всем остальным только стоять. Галереи по бокам пустые. Поставьте там скамейки, телевизоры с картинами...
Почему нельзя организовать цивилизованный доступ? Нет таких умных кадров? Сострадания к посетителям, гостям, детям точно нет...
Какое впечатление останется у наших детей? Что музей это три часа на жаре?
Да хотя бы очередь могли бы сделать комфортной и помочь провести время интересно. Позорище для столицы.
Обновлённая постоянная экспозиция это восторг! Продуманное комфортное освещение, свежесть светлых стен, идейное объединение работ (!непостоянство очищенных лимонов). Приятно было узнавать любимое знакомое и замечать новое
А что можно написать про собрание шедевров? Это шедеврально. Обязательно для посещения всем.
Всегда с уважением относилась к пушкинскому музею, прекрасные выставки, великолепное собрание.
Но что-то пошло не так. Вы разрешили устроить в музее день рождения дочки Тимати! Ничего святого уже не осталось? Позвали клоунов в один из главных музеев страны, назвали это перфомансом, и как будто от этого действие стало чем-то культурным.
Противно, от того, что именно сотрудники музея не остановили это мракобесие. Вы сами понизили этим статус музея и что самое главное, статус России. Вы показали всему миру, что у нас можно "снять" музей для развлечений дочки второсортного певца.
Позорище.
Рафаэль. Поэзия образа
Ходим в этот музей регулярно. Были на Пикасо, Караваджо, Дали и на многих других выставках... Сейчас посетили выставку "Рафаэль. Поэзия образа". Конечно, это огромная работа организовывать выставки такого масштаба, которая порой под силу только ГМИИ. И большое спасибо им за то, что они берут на себя труд реализовывать это!
Но на этой последней выставке, честно говоря, нам не понравилось две вещи. Во-первых, система с сеансами. Это когда продают ограниченное количество билетов на определенное время. Посетителей, как обычно много, а билетов мало... (Причем, есть как живая очередь, так можно купить билеты и на сайте, что значительно проще.) В любом случае раньше попасть на выставке намного проще.
И во-вторых, выставка проходит в маленьком помещении. К некоторым картинам просто не пробиться -- столько много посетителей на квадратный метр!
И еще одно. Но это уже не к устроителям выставки, а посетителям. Очень (очень!) много людей делает селфи на фоне картин. Потом фотографирует сами картины и таблички с названиями... Люди, одумайтесь! Это -- музей, а не фитнес-клуб или ресторан. Это очень мешает любоваться картинами.
(Посетили в Ноябре 2016)