«Я сегодня завалил четверых, потом сходил в церковь, помолился, причастился и в баню пошел. У меня вобла такая классная есть», — рассказывает плохой человек (Мосин) хорошему, с гитарой (Гаркуша). Тот тоже был в церкви, а до этого долго плутал по Васильевскому острову, купил в аптеке пихтовое масло. В телевизоре говорят о конце света, Сергей Шолохов берет интервью у мальчика-пророка (Петр Балабанов), а где-то между Петербургом и Угличем, оказывается, есть аномальная зона, куда все стремятся, но откуда никто не возвращался: там, посреди вечной ядерной зимы, стоит Колокольня счастья — одних она забирает, других отвергает. «Я туда поеду», — скажет Бандит Музыканту. «Я тоже хочу», — ответит тот.
Эти слова скажут и другие: друг бандита (Матвеев), его отец (Горбунов), проститутка (Шитикова), которую они подберут по пути, да кто угодно — все хотят счастья, даже присевший на ступеньку перед Колокольней кинорежиссер, член Европейской киноакадемии. До «Я тоже хочу» Балабанов появлялся в кадре только однажды — в своей короткометражке «Трофим». С тех пор прошло почти двадцать лет, его успели объявить и богом, и монстром, клеймили ксенофобом и русофилом, несколько раз даже хоронили — а ему хоть бы что, он привык среди мертвецов. Каждый из его поздних фильмов называли последним, а что поделать, они действительно выглядят как последние. Этот не исключение.
Балабанов долго не хотел переходить с пленки на цифру, но в «Я тоже хочу» сдался, и у него парадоксальным образом получился первый за долгое время живой фильм. Словно сделав круг, он возвращается к тому, с чего начинал, — абсурдистской, надтреснутой реальности «Замка» и «Счастливых дней», впервые с тех пор позволяя себе быть фантастом. Только теперь он работает с отчаянием самоубийцы — сбрасывая одежду, идет по снегу босиком. Его киноязык лаконично раскладывается на элементы: вечная зима как декорация, предчувствие конца света как обстоятельство, люди как условные единицы — ни имен, ни прошлого. Вот бандитская перестрелка в заброшенной промзоне, вот знаменитый проход камерой, который сменится бесконечным кружением по городу на автомобиле, вот группа «Аукцыон» за кадром. Отказавшись от лишних маневров, Балабанов наконец завел пронзительный разговор о неудобном: о возможности чуда, границах простоты и эгоизма, поиске веры, упирающемся в вопрос, во что именно и как надо верить, в конце концов, духовном пути из ниоткуда куда-то, где, возможно, все по-другому, но черт его разберет. В «Счастливых днях» позабывший собственное имя герой Сухорукова бродил по обледеневшим, пустым петербургским улицам, раздраженно сообщая каждому встречному: «Я хочу найти комнату, чтобы просто там жить!» Примостившийся на заснеженной ступеньке режиссер, член Европейской киноакадемии, по-прежнему глядит на людей и жалеет, и любит, и ненавидит их всех одновременно, и ему самому тоже хочется туда, где счастье, только то ли боязно, то ли не берут. А может, просто слишком разные у них дороги.
Это и правда один из лучших фильмов Балабанова за последнее время. Фирменные диалоги, фирменный, очень к месту подобранный роковый саундтрек, фирменная реалистичность действия, без перегибов в сторону гипер-реализма и эстетства - т.е. по форме это не "Груз 200" и не "Про уродов и людей". Если вам у это го режиссера понравились именно "Брат", "Война", "Мне не больно" - понравится и этот фильм.
За спичками ходят только герои старых финских комедий. Наши, российские люди не мелочатся - им всем счастья подавай. На обочине дороги, в бане и за обеденным столом - выпив беленькой, они грезят об избавлении, манне небесной, великой халяве и прочем хэппи-энде. Вот и Балабанов подоспел - понатыкал в кадры храмы и кресты, посадил в эпицентр ссутулого, уставшего от жизни Гаркушу, смешал водку с таким же белым и не менее ядерным снегом, врубил полушаманский саундтрек "Аукцыона"... А счастья-то зрительского - нет. Было оно, теплилось в "Кочегаре", переливалось по венам в "Морфии", и превратилось в какой-то "груз 200".
P.S. почему-то я подумал, что было бы абсудристки здорово подсадить к ребятам в машину Путина. Ведь и он вправе сказать "Я тоже хочу".
Проще всего рассматривать этот фильм как очередной то ли артхаус, то ли эксперимент, где все сплошь символ и поиск веры, на меньше наши режиссеры (из числа тех, кто считает себя режиссером-кино-со-смыслом) не размениваются. Все просто великолепно ложится в канон: в счастливое измерение возьмут только тех, кто не омертвел душой или готов за счастье бороться, преодолевая трудности. А тех, кто в реальности живет стабильно, тех не возьмут. Это лежит так просто на поверхности, что навевает тоску и желание закончит наконец с поисками светлых и чистых душ, искупления и раскаяния. Но с удовольствием можно констатировать, что дело скорее не в том, что кто заслужил, а кто нет, а в том, что счастья хотят все, по-детски, отчаянно. И "Я тоже хочу" - это и есть основной смысл действия, сигнал всей необъятной Вселенной, заявка о себе как о едином-неповторимом, живом, уникальном. А результат - получение счастья на блюдечке с голубой каемочкой вам никто не обещал.
"Я тоже хочу" - очередной, снятый после достаточно долгого перерыва фильм спорного, но в любом случае яркого и оригинального Алексея Балабанова. Из нового здесь - разве что использование цифровой камеры и присутствие самого режиссера в кадре. Остальное - мертвенную картинку, депрессивно-вымирающие пейзажи (в начале питерские, потом просто российские), ощущение спящей, снежной, потерявшейся во времени страны зрители встречали в его фильмах уже не раз. Знакомы и пульсирующий, нарочитый, несмотря на фантастический сюжет, реализм, довлеющие над картинкой саундтреки (в этот раз "Аукцыон").
Сюжет фильма прост и сложен одновременно. В условно-современной России, пропитанной отчаянием, депрессией и предчувствием конца света стоит в некоей аномальной зоне Колокольня Счастья. Добравшиеся до нее получают то ли счастье, то ли смерть - впрочем это и не важно, сама дорога, сборы, разговоры у костра и рефлексии занимают практически весь фильм.
В путь, каждый по своей причине, а некоторые и просто так, собираются персонажи-образы: Бандит, Проститутка, Алкоголик, Старик, Музыкант.
От сравнения со Сталкером, которое приходит на ум одним из первых, режиссер отчаянно открещивается и в интервью называет свой фильм провозвестником жанра "фантастический реализм". В принципе оба заявленных элемента здесь присутствуют, впрочем, как и ощущение полной, тотальной безнадежности. В этом Балабанов смог переплюнуть и свои предыдущие работы и, даже, "Счастье мое" Лозницы.
Манящая надежда, в виде чудесной колокольни, выглядит не более. чем обманкой, болотным огоньком - а мрачная действительность - вот она, здесь, за окном. Потерянная страна, где единственная надежда на спасение, что кто-то заберет в лучший, счастливый мир.
Притча это, или сказка, или русское роуд-муви, или провозвестник нового "фантастреализма", или просто новый фильм Балабанова со всеми его особенностями - в этом должен разобраться сам зритель.
Каким ни было бы отношение к Балабанову, любому, кто хочет быть в курсе современного российского кинематографа придется "Я тоже хочу" увидеть. Хотя бы потому, что сам Алексей, с несколькими немногочисленными коллегами и составляет этот кинематограф (Эрнст-тв и комеди-клаб очевидно выводим из формулы).
А уж хвалить или ругать потом - это дело личное.
весь фильм хотелось убрать песни, которые шли параллельно с диалогами, при всем моем уважении к АукцЫону.
Скучный фильм, при всем моем уважении к Балабанову и даже 70 рублей за билет жалко.
Только песня Гаркуши в конце порадовала и то не особо.
Разочарован.
Не рекомендую.
Каждый видит мир по-своему…Балабанов по-иному
Затянутый сюжет, мало расписанные герои…у всех одна цель. Но эта цель стоит внимания!
Всем любителям кинематографа стоит взглянуть на этот Фильм. Всем поклонникам попкорна сыпящегося на юбку советую это делать в другом зале.
Кино о мечте (надеюсь), надежде, выходе…. у всех он есть, но не все в этом могут признаться.
Герои разные, местами даже не герои…но поступки меняют людей. Идут, едут, ищут вместе…теряют, находят разное.
Да...философский факультет, он такой…
"Я тоже хочу" понять что это было) но предположение только одно - нае**лово) Люблю такого рода фильмы, но только позитивные и со смыслом. Что-то типа "Пыль" и т.д. Здесь же смысл слишком расплывчат, или же наоборот банален - я так и не понял. Почти весь фильм смотрел с улыбкой - было даже безразлично на сюжет - философская притча, колокольня счастья - класс, роуд муви, колоритные персонажи. Но постепенно улыбка стала исчезать с моего лица, а под конец не осталось ничего кроме печали и остался один сплошной минор и пессимизм. Тоже самое у моей девушки.
Стандартный продукт общества потребления - крутой посыл, а по факту - какашка в блестяшке - и соответствующее послевкусие. Колокольня счастья - круто пукнул, но обоср**ся Балабаныч!! От былой славы осталась одна манера изложения, которая и подкупает. А песня "АукцЫона" мне ни одна не понравилась. Больше всего этот фильм напомнил мне финскую "Сауну", такое ощущение что слизал. Только тот наверное даже лучше, хоть я тоже под конец ни черта там не понял. А еще русофобский бред "4" Хржановского.
Надоело такое кино - режиссер выбрасывает на зрителя какой-то смысловой трэш, а люди (потребители с нагромождением чужих мыслей, но без капли своих) потом строят из этого такие кучи, что зачитаешься и даже хочется поставить оценку выше. Ан нет - смысла фильму это не добавляет - троечка!
Ах да, есть еще один замечательный отечественный фильм про поход колоритных персонажей на борьбу со злом)) "Гонгофер" называется - вот он лучше - очень забавный трэш-психодел-позитив-бред-муви)) и еще "Одиссея 1989" и "Смеситель" - отличное, вкусное независимое кино, а не этот картонный фаст-фуд творческого кризиса!)
Сказал бы что Балабанова самого в конце не взяли (кто смотрел тот поймет) и он рухнул трупом, крича: "Я тоже хочуууууу....." но не могу к сожалению... закончить этот фильм достойно. Либо он наоборот туда съе**лся, так ничего никому и не объяснив. Типо вот я главное сам счастья (в виде гонорара) словил. А на вас мне до **зды.
Из интервью с Балабановым о том почему он снялся в своем фильме. Ответ: "Я просто ласты собрался склеить — поэтому решил сняться". Какой тут может быть позитив??
END