Москва

Все отзывы о фильме «Я тоже хочу»

Рецензия Афиши

7
Ann Sotnikova
110 отзывов, 115 оценок, рейтинг 2241
26 ноября 2012
Притча о русской душе в поисках счастья

«Я сегодня завалил четверых, потом сходил в церковь, помолился, причастился и в баню пошел. У меня вобла такая классная есть», — рассказывает плохой че­ловек (Мосин) хорошему, с гитарой (Гаркуша). Тот тоже был в церкви, а до этого долго плутал по Васильевскому острову, купил в аптеке пихтовое масло. В телевизоре говорят о конце света, Сергей Шолохов берет интервью у мальчика-пророка (Петр Балабанов), а где-то между Петербургом и Угличем, оказывается, есть аномальная зона, куда все стремятся, но откуда никто не возвращался: там, посреди вечной ядерной зимы, стоит Колокольня счастья — одних она забирает, других отвергает. «Я туда поеду», — скажет Бандит Музыканту. «Я тоже хочу», — ответит тот.

Эти слова скажут и другие: друг бандита (Матвеев), его отец (Горбунов), проститутка (Шитикова), которую они подберут по пути, да кто угодно — все хотят счастья, даже присевший на ступеньку перед Колокольней кинорежиссер, член Европейской киноакадемии. До «Я тоже хочу» Балабанов появлялся в кадре только однажды — в своей короткометражке «Трофим». С тех пор прошло почти двадцать лет, его успели объявить и богом, и монстром, клеймили ксенофобом и русофилом, несколько раз даже хоронили — а ему хоть бы что, он привык среди мертвецов. Каждый из его поздних фильмов называли последним, а что поделать, они действительно выглядят как последние. Этот не исключение.

Балабанов долго не хотел переходить с пленки на цифру, но в «Я тоже хочу» сдался, и у него парадоксальным образом получился первый за долгое время живой фильм. Словно сделав круг, он возвращается к тому, с чего начинал, — абсурдистской, надтреснутой реальности «Замка» и «Счастливых дней», впервые с тех пор позволяя себе быть фантастом. Только теперь он работает с отчаянием самоубийцы — сбрасывая одежду, идет по снегу босиком. Его киноязык лаконично раскладывается на элементы: вечная зима как декорация, предчувствие конца света как обстоятельство, люди как условные единицы — ни имен, ни прошлого. Вот бандитская перестрелка в заброшенной промзоне, вот знаменитый проход камерой, который сменится бесконечным кружением по городу на автомобиле, вот группа «Аукцыон» за кадром. Отказавшись от лишних маневров, Балабанов наконец завел пронзительный разговор о неудобном: о возможности чуда, границах простоты и эгоизма, поиске веры, упирающемся в вопрос, во что именно и как надо верить, в конце концов, духовном пути из ниоткуда куда-то, где, возможно, все по-другому, но черт его разберет. В «Счастливых днях» позабывший собственное имя герой Сухорукова бродил по обледеневшим, пустым петербургским улицам, раздраженно сообщая каждому встречному: «Я хочу найти комнату, чтобы просто там жить!» Примостившийся на заснеженной ступеньке режиссер, член Европейской киноакадемии, по-прежнему глядит на людей и жалеет, и любит, и ненавидит их всех одновремен­но, и ему самому тоже хочется туда, где счастье, только то ли боязно, то ли не берут. А может, просто слишком разные у них дороги.

27
0
7
Евпатий Букоян
250 отзывов, 1209 оценок, рейтинг 1236
27 декабря 2012

Это и правда один из лучших фильмов Балабанова за последнее время. Фирменные диалоги, фирменный, очень к месту подобранный роковый саундтрек, фирменная реалистичность действия, без перегибов в сторону гипер-реализма и эстетства - т.е. по форме это не "Груз 200" и не "Про уродов и людей". Если вам у этого режиссера понравились именно "Брат", "Война", "Мне не больно" - понравится и этот фильм.

3
0
5
сергей коновалов
1042 отзыва, 1341 оценка, рейтинг 667
3 февраля 2013
За счастьем

За спичками ходят только герои старых финских комедий. Наши, российские люди не мелочатся - им всем счастья подавай. На обочине дороги, в бане и за обеденным столом - выпив беленькой, они грезят об избавлении, манне небесной, великой халяве и прочем хэппи-энде. Вот и Балабанов подоспел - понатыкал в кадры храмы и кресты, посадил в эпицентр ссутулого, уставшего от жизни Гаркушу, смешал водку с таким же белым и не менее ядерным снегом, врубил полушаманский саундтрек "Аукцыона"... А счастья-то зрительского - нет. Было оно, теплилось в "Кочегаре", переливалось по венам в "Морфии", и превратилось в какой-то "груз 200".

P.S. почему-то я подумал, что было бы абсудристки здорово подсадить к ребятам в машину Путина. Ведь и он вправе сказать "Я тоже хочу".

4
0
7
Juniper
254 отзыва, 389 оценок, рейтинг 615
18 декабря 2012

Проще всего рассматривать этот фильм как очередной то ли артхаус, то ли эксперимент, где все сплошь символ и поиск веры, на меньше наши режиссеры (из числа тех, кто считает себя режиссером-кино-со-смыслом) не размениваются. Все просто великолепно ложится в канон: в счастливое измерение возьмут только тех, кто не омертвел душой или готов за счастье бороться, преодолевая трудности. А тех, кто в реальности живет стабильно, тех не возьмут. Это лежит так просто на поверхности, что навевает тоску и желание закончит наконец с поисками светлых и чистых душ, искупления и раскаяния. Но с удовольствием можно констатировать, что дело скорее не в том, что кто заслужил, а кто нет, а в том, что счастья хотят все, по-детски, отчаянно. И "Я тоже хочу" - это и есть основной смысл действия, сигнал всей необъятной Вселенной, заявка о себе как о едином-неповторимом, живом, уникальном. А результат - получение счастья на блюдечке с голубой каемочкой вам никто не обещал.

1
0
7
Андрей Александрович
213 отзыва, 1024 оценки, рейтинг 519
13 декабря 2012

"Я тоже хочу" - очередной, снятый после достаточно долгого перерыва фильм спорного, но в любом случае яркого и оригинального Алексея Балабанова. Из нового здесь - разве что использование цифровой камеры и присутствие самого режиссера в кадре. Остальное - мертвенную картинку, депрессивно-вымирающие пейзажи (в начале питерские, потом просто российские), ощущение спящей, снежной, потерявшейся во времени страны зрители встречали в его фильмах уже не раз. Знакомы и пульсирующий, нарочитый, несмотря на фантастический сюжет, реализм, довлеющие над картинкой саундтреки (в этот раз "Аукцыон").
Сюжет фильма прост и сложен одновременно. В условно-современной России, пропитанной отчаянием, депрессией и предчувствием конца света стоит в некоей аномальной зоне Колокольня Счастья. Добравшиеся до нее получают то ли счастье, то ли смерть - впрочем это и не важно, сама дорога, сборы, разговоры у костра и рефлексии занимают практически весь фильм.
В путь, каждый по своей причине, а некоторые и просто так, собираются персонажи-образы: Бандит, Проститутка, Алкоголик, Старик, Музыкант.
От сравнения со Сталкером, которое приходит на ум одним из первых, режиссер отчаянно открещивается и в интервью называет свой фильм провозвестником жанра "фантастический реализм". В принципе оба заявленных элемента здесь присутствуют, впрочем, как и ощущение полной, тотальной безнадежности. В этом Балабанов смог переплюнуть и свои предыдущие работы и, даже, "Счастье мое" Лозницы.
Манящая надежда, в виде чудесной колокольни, выглядит не более. чем обманкой, болотным огоньком - а мрачная действительность - вот она, здесь, за окном. Потерянная страна, где единственная надежда на спасение, что кто-то заберет в лучший, счастливый мир.
Притча это, или сказка, или русское роуд-муви, или провозвестник нового "фантастреализма", или просто новый фильм Балабанова со всеми его особенностями - в этом должен разобраться сам зритель.
Каким ни было бы отношение к Балабанову, любому, кто хочет быть в курсе современного российского кинематографа придется "Я тоже хочу" увидеть. Хотя бы потому, что сам Алексей, с несколькими немногочисленными коллегами и составляет этот кинематограф (Эрнст-тв и комеди-клаб очевидно выводим из формулы).
А уж хвалить или ругать потом - это дело личное.

1
0
3
egortut
201 отзыв, 472 оценки, рейтинг 382
17 декабря 2012

весь фильм хотелось убрать песни, которые шли параллельно с диалогами, при всем моем уважении к АукцЫону.
Скучный фильм, при всем моем уважении к Балабанову и даже 70 рублей за билет жалко.
Только песня Гаркуши в конце порадовала и то не особо.
Разочарован.
Не рекомендую.

5
0
5
Виктор Палатник
94 отзыва, 677 оценок, рейтинг 353
14 декабря 2012

Каждый видит мир по-своему…Балабанов по-иному

Затянутый сюжет, мало расписанные герои…у всех одна цель. Но эта цель стоит внимания!
Всем любителям кинематографа стоит взглянуть на этот Фильм. Всем поклонникам попкорна сыпящегося на юбку советую это делать в другом зале.
Кино о мечте (надеюсь), надежде, выходе…. у всех он есть, но не все в этом могут признаться.
Герои разные, местами даже не герои…но поступки меняют людей. Идут, едут, ищут вместе…теряют, находят разное.

Да...философский факультет, он такой…

2
0
5
Exxento
138 отзывов, 549 оценок, рейтинг 310
19 декабря 2012

"Я тоже хочу" понять что это было) но предположение только одно - нае**лово) Люблю такого рода фильмы, но только позитивные и со смыслом. Что-то типа "Пыль" и т.д. Здесь же смысл слишком расплывчат, или же наоборот банален - я так и не понял. Почти весь фильм смотрел с улыбкой - было даже безразлично на сюжет - философская притча, колокольня счастья - класс, роуд муви, колоритные персонажи. Но постепенно улыбка стала исчезать с моего лица, а под конец не осталось ничего кроме печали и остался один сплошной минор и пессимизм. Тоже самое у моей девушки.

Стандартный продукт общества потребления - крутой посыл, а по факту - какашка в блестяшке - и соответствующее послевкусие. Колокольня счастья - круто пукнул, но обоср**ся Балабаныч!! От былой славы осталась одна манера изложения, которая и подкупает. А песня "АукцЫона" мне ни одна не понравилась. Больше всего этот фильм напомнил мне финскую "Сауну", такое ощущение что слизал. Только тот наверное даже лучше, хоть я тоже под конец ни черта там не понял. А еще русофобский бред "4" Хржановского.

Надоело такое кино - режиссер выбрасывает на зрителя какой-то смысловой трэш, а люди (потребители с нагромождением чужих мыслей, но без капли своих) потом строят из этого такие кучи, что зачитаешься и даже хочется поставить оценку выше. Ан нет - смысла фильму это не добавляет - троечка!

Ах да, есть еще один замечательный отечественный фильм про поход колоритных персонажей на борьбу со злом)) "Гонгофер" называется - вот он лучше - очень забавный трэш-психодел-позитив-бред-муви)) и еще "Одиссея 1989" и "Смеситель" - отличное, вкусное независимое кино, а не этот картонный фаст-фуд творческого кризиса!)

Сказал бы что Балабанова самого в конце не взяли (кто смотрел тот поймет) и он рухнул трупом, крича: "Я тоже хочуууууу....." но не могу к сожалению... закончить этот фильм достойно. Либо он наоборот туда съе**лся, так ничего никому и не объяснив. Типо вот я главное сам счастья (в виде гонорара) словил. А на вас мне до **зды.

Из интервью с Балабановым о том почему он снялся в своем фильме. Ответ: "Я просто ласты собрался склеить — поэтому решил сняться". Какой тут может быть позитив??
END

2
0
9
Elena525
150 отзывов, 245 оценок, рейтинг 306
16 декабря 2012

На мой взгляд, это один из самых "несмотрибельных" фильмов Балабанова - он откровенно затянут, населен малосимпатичными героями и вообще непонятен.
Но я считаю, что его все равно нужно посмотреть, поскольку высказывания о вечном человека вроде Балабанова всегда интересны. Основная часть фильма идет в движении, много сцен снято в машине, вообще, все герои постоянно идут, бегут, едут, стремятся к чему-то - эта идея хорошо выделена. Ну да, сильные аналогии со Сталкером. В принципе, если кто-то поймет, что именно хотел сказать автор - поделитесь)

1
0
9
DarkSud
179 отзывов, 270 оценок, рейтинг 269
15 декабря 2012

Фильмы Алексея Балобанова это отдельная песня в нашем кинематографе. Но будем по порядку. Не смотря на холод в субботнее утро я направилась в кинотеатр на произведение с название «Я тоже хочу».
По этому кино можно судить о загадочной русской душе. Которая желает счастья и ищет его. Но при этом мечтает получить все и сразу, так, что бы без усилий. И в один прекрасный момент такая возможность появляется. И как в доброй сказке кампания наших путешественников отправляется сама не зная куда, но зная за чем. И всего то надо пройти через «Чернобыль», Это будет страшный и сложный путь. И сами наши путешественники необычны это бандит прикрывающийся полицейским удостоверением, рок музыкант, девушка проститутка, друг полицейского с отцом. Из всего этого получилась история о смысле жизни и поиске счастья. Которое по настоящему есть только в наших сердцах, а не где-нибудь снаружи. Просто надо его найти и верить.
Редкое и великолепное кино, где реальность это то, что мы видим в окно. Мир, где после убийства человека можно сходить в церковь и тебе отпустят грехи. А даже высшее образование не гарантирует работу, а заставляет идти на дорожку торговли телом. Так же удивителен музыкальный ряд этого фильма состоящий из песен группы «Аукцион». Пожалуй это тяжелый фильм, но может достойно представлять нас на любых международных кинофестивалях.
http://kino-i-muzyka.ucoz.ru/publ/o_kino/otechestvennye/ja_tozhe_khochu/8-1-0-130

0
0
7
Roman Kremnev
67 отзывов, 136 оценок, рейтинг 224
19 января 2013

Очень хорошее кино. Главное - попасть в его настроение.
Не попадешь - сразу захочется встать и уйти.

По мне, так Балабанов - самый честный россиийский режиссер.
Ноль глянца, ноль вранья, ноль не смешного смешного.
И при этом он всегда дает зрителю маленькую, но надежду.

Авторское кино, которое смотреть действительно интересно.

1
0
7
maxilla_k
131 отзыв, 138 оценок, рейтинг 185
16 декабря 2012
А я не хочу.

Конечно, ушлые критики уже попытались притянуть сюда за уши Тарковского (видимо, по принципу: не знаешь, что сказать, говори - Тарковский)... Ну да, зона, "Сталкер", конечно. А то кто же?!
Ну если уж кому-то так уж надо определить жанр этого фильма, то это, по здравому размышлению, скорее все-таки сказка. Недетская сказка, да. Ну, как известно, изначально сказки писались вообще не для детей. Не секрет, что в тех же реальных (не дистиллированных) сказках братьев Гримм можно найти вещи 18+ (если еще и не поболее). Депутату Милонову уж точно мало бы не показалось!
Считается, что сказки были, скорее, формой передачи потомкам некоей информации о ритуалах, ибо ритуалы издавна считались очень важными, как сейчас модно говорить, "скрепами". А ритуалы они на то и ритуалы, что их бесполезно даже пытаться понять умом и объяснить. Поэтому, видимо, так сложно объяснить большинство поступков и мотиваций героев фильма "Я тоже хочу". Все просто сыпется, как песок сквозь пальцы. Мне это представляется просто набором неких ритуальных маркеров: баня, рыба, пустырник, водка, традиция травить байки по дороге... Байки эти тоже совсем необязательны. Как обычно: про пиво, пидаров и баб. Они никак не характеризуют персонажей. У каждого из нас найдется немало таких историй. Мы их рассказываем, чтобы скоротать время. И не более. Тоже, своего рода, ритуал, между прочим.
Тем не менее, фильм держит. И держит отлично. И нет здесь никакого противоречия. Все просто: Балабанов идеально выдерживает ритм и форму. Балабанов, как никто у нас, сейчас владеет этой "магией кино". И музыка Леонида Федорова, соратника Олега Гаркуши, играющего в фильме роль рок-музыканта, по группе "АукцЫон" тут, несомненно, в помощь. Если в "Брате" одной из "скреп" был Наутилус, то здесь - АукцЫон. Конечно, герою Бодрова АукцЫон не подошел бы. Сейчас другое время, другие герои, другая музыка. Тем не менее, фильм, на мой взгляд, является прямым наследником именно "Брата" того же Балабанова, а вовсе не "Сталкера" или даже "Мишени" Александра Зельдовича, например (если уж искать тематические параллели). "Брат" здесь то и дело проскакивает и в постановке кадра (как располагается машина во дворе, как они пропускают пассажиров трамвая), и в ритмике. Бодров (Багров) искал правду. Балабанов стал на 10 лет старше и помудрел. Теперь его герои ищут счастье. Также как и он сам. Вполне себе, по-моему, закономерная эволюция.
Единственная линия, которую мне удалось усмотреть, это когда они на машине останавливаются, чтобы пропустить пассажиров, выходящих из трамвая в городе, и коров - уже в "зоне". Но линия эта очень короткая. Это видимо те, которые "не хотят". Я, например, тоже НЕ хочу. Не то, что я не хочу счастья, я не хочу ТАКОГО счастья. Но, видимо, я просто еще не дошел до той мудрости, до которой дошел режиссер: чтоб как угодно, только бы отсюда: "хоть тушкой, хоть чучелом".

P.S.
Репортаж о встрече с режиссером Алексеем Балабановым см. здесь

3
0
7
Aleksey Dvoeglazov
143 отзыва, 153 оценки, рейтинг 181
18 декабря 2012
Портал в рай

За несколько дней до Конца Света Алексей Балабанов открыл портал в рай и впервые появился в камео-роли. В это таинственное место стремятся бандиты, музыканты и проститутки. Вознесутся не все, но для каждого из них актуальна фраза: «Я тоже хочу».

Мастера подводят итоги. Сокуров снял «Фауста», Герман – «Трудно быть Богом», Балабанов… «Сталкера». Правда, раньше его снял Тарковский, но это ничего. Чтобы не возникло путаницы, Алексей Октябринович назвал своё творение «Я тоже хочу»... Полностью читать на сайте StrangeFilm.org

1
0
7
Сулес Евгений
53 отзыва, 161 оценка, рейтинг 179
26 февраля 2013

Как хорошо известно, самой сильной и действенной является краткая молитва, сказанная от сердца. Новый Балабанов восторга не вызвал. Но что-то в этом фильме есть. Вроде бы опять балабановские повторы, вроде бы рецепт давно известен и ясен. Никаких тайн и удивлений. Но вдруг становится уютно в этом неуютном фильме с такими понятными правилами игры. И где-то во второй половине (но во многом как раз благодаря первой) начинает что-то происходить и рождается авторское высказывание. Такое тихое, простое, не величественное, но точное и важное. Краткая молитва, которая стоит многословия язычников. Я тоже хочу…

0
0
7
­
50 отзывов, 51 оценка, рейтинг 138
18 декабря 2012

В передаче «Большая разница» была пародия на то, как в Голливуде снимали бы кино про русских.

Не исключено, что Алексей Балабанов вдохновился той пародией, когда снимал «Я тоже хочу». Фильм представляет собой сплошную выставку‑ярмарку стереотипов русского антуража. Во‑первых, все непрерывно пьют водку и не закусывают. Вообще, водка играет в сюжете важную смыслообразующую роль. Фактически весь фильм — о водке. Мне кажется, это один из лучших фильмов про водку; «Особенности национальной охоты» и рядом не валялись.

Кроме водки, в ассортименте широко представлена русская зима с морозами и сугробами (хотя действие происходит летом), русская баня и аутентичная голая баба. На икру и медведей, видимо, не хватило бюджета, поэтому их заменили соответственно воблой и коровами.

Очень много церкви. Почти столько же, сколько водки. Сначала один герой посещает церковь, потом другой рассказывает ему, как он тоже посещал (сразу после того, как убил четырёх человек), потом они в дороге беседуют о судьбах священников, потом та самая голая баба приходит в церковь погреться, потом у ночного костра происходит теологический диспут, и заканчивается всё тоже в интерьерах церкви.

Но самый знаковый момент — когда герои подъезжают к военному посту, охраняющему «мёртвую зону», и бойцы говорят им: мол, патриарх велел всех пропускать. Вот оно как: оказывается, вооружённые силы подчиняются патриарху. Наверное, поэтому у нас всё так, как оно у нас есть.

Наконец, никто из героев фильма не работает, не производит ничего конструктивного. Кругом показана разруха и неустроенность, а бороться с нею некому: один людей убивает, другой водку пьёт, третья — проститутка с философским образованием, четвёртый — старик в маразме… Единственная реальная работа в сюжете состоялась, когда один из героев самоотверженно выкопал могилу.

Я уже писал в рецензии на «Орду», что не одобряю тенденцию современного «интеллектуального кино» показывать Россию и русских через призму говна и разрухи. По‑моему, от таких фильмов становится больше и того, и другого.

16
0
9
кино умерло
40 отзывов, 62 оценки, рейтинг 112
14 декабря 2012
Как Балабанов за счастьем ходил

Как ни относись к Алексею Балабанову, а приходится признать, что каждая его новая картина – это интрига. Чёрт знает, на что способен этот понурого вида человек в тельняшке! Может, породит очередного народного мстителя, или выложит всё как на духу про уродов, да про людей, может, выдаст эстетскую стилизацию под начало XX века, или до смерти запугает ужастиками, позаимствованными из отечественной действительности. Аудитория, разумеется, расколется надвое: одни назовут увиденное шедевром, другие – «омерзительным зрелищем», но объединит всех чувство удивления. Балабанов ведь потому и Балабанов, что умеет удивлять, каждый раз подавая то, чего от него не ждут. Признайтесь, Вы ведь и представить не могли, что после череды брутальных постмодернистских опусов, вроде «Жмурок» (2005), «Груза 200» (2007) и «Кочегара» (2010) режиссер выдаст философское роуд-муви с элементами фантастики и с пронзительной авторской исповедью в финале. А между тем, уже само название, не по-балабановски размашистое и прямодушное «Я тоже хочу», говорит о том, что картина для автора нетипична.

История, рассказанная в фильме, на первый взгляд, выстроена во вполне традиционном для большинства работ Балабанова духе. Компания противоречиво-маргинальных персонажей-типажей – киллер-полицейский, проститутка-философ, рок-музыкант-праведник и просто алкоголик – бросив всё, травя байки, обильно запиваемые водкой, отправляется на поиски, ни много ни мало, счастья. Но на этом моменте Балабанов добавляет вроде бы давно забытый им элемент лёгкого абсурда и мистики, промежуточной между былинным сказом и «Сталкером» Тарковского. Счастье, оказывается, находится там, где ему вроде бы совсем не место – в радиоактивной зоне, в некой загадочной колокольне. Благосклонности этой колокольни, разумеется, добиться может не каждый, а потому дорога к счастью устлана трупами недостойных. Но разве есть такая сила, какая могла бы удержать русского человека, коли ему счастье посулить? Вот и герои фильма идут к своей цели напролом, положившись на родимый авось, и совершенно не задумываясь о том, что путешествие может закончиться печально.

«Я тоже хочу» производит впечатление этапной работы, подводящей черту под определённым периодом в творчестве режиссёра, и открывающей возможные векторы его дальнейшего развития. Так, с одной стороны, картина представляет собой квинтэссенцию всего лучшего из того, что составляет уникальный балабановский стиль: хлёсткая социальная ирония, простые как дважды два убийства, отрывистые диалоги, построенные на афоризмах, ударный запоминающийся лейтмотив и, конечно же, излюбленные автором трамваи-символы. К этому всему добавлена фантастическая атмосфера ранних экспериментальных картин, «Счастливых дней» (1991) и «Замка» (1994). С другой стороны, в картине появляется если не новый, то очень непривычный Балабанов – откровенный, страдающий, добродушный маленький человек. Впервые с момента короткометражного «Трофима» (1995) появляясь в кадре, режиссёр берёт на себя смелость напрямую поделится со зрителем сокровенными мыслями и переживаниями. Оттого картина напоминает своеобразную исповедь, тихую и искреннюю, которую произносит скептик, уставший от собственной привычки отпускать по поводу неказистого устройства нашей жизни пессимистичные, горько-ироничные шутки.

Таким образом, картина является ключом ко всему творчеству Балабанова. За эпатажными жестами, провокационными приёмами и настораживающими заявлениями, трактуемыми то как националистические, то как консервативные, то как ещё бог знает какие, оказывается, скрывается вселенская скорбь и тоска человека-как-все. Кажется, что режиссёр, не найдя решений бесчисленным проблемам русского житья-бытья, просто-напросто отказывается продолжать поиски. И единственное, что ему остаётся, это по-детски, наивно, но искренне признаться, что тоже хочется счастья. Как его получить – не важно, пусть хоть благодаря радиоактивной колокольне.

5
0
5
rocky_plays_rocky
367 отзывов, 370 оценок, рейтинг 109
7 мая 2013

Если однажды Питер исчезнет как город, то можно пересматривать фильмы Балабанова, чтобы город восстановить на чувственном уровне. Это из хорошего.
Второе "хорошее" - это композиция фильма. Длительная дорога к "счастью", которая оканчивается либо забиранием, либо незабиранием.
Ну и всё. Плюсы у этого фильма - как у неплохо рассказа.
Но, к сожалению, это вторая подряд работа Балабанова, которая по масштабу остается рассказом или типа притчей. Этого мало. Этого реально мало.

0
0
5
Bondurant
199 отзывов, 702 оценки, рейтинг 98
7 июня 2013

У каждого есть своя притча. Каждый верит в лучшее и всегда ждет рая на небесах, где есть обязательное счастье. Но, так дано - не каждый его получает. Вечная память Балабанову.

0
0
9
Антон Командиров
61 отзыв, 360 оценок, рейтинг 98
13 декабря 2012

Россия как голая проститутка, бегущая за счастьем по снегу, в лютую ядерную зиму... Алексей Октябринович! Я тоже хочу!

1
0
5
enlightened
519 отзывов, 625 оценок, рейтинг 95
15 октября 2013

люди мчатся на машине в заповедную зону, где зима и счастье... вот только забирают не всех. и кого не забирают, те ложатся и помирают. хорошая идея. вот только реализация довольно затянутая. слишком много перемещений и движений и мало диалогов.
цитата героя о том, почему он пьет: "я не могу не менять состояние. мне скучно. это интересно: когда хорошо, потом плохо, потом опять хорошо..."

0
0
1
varyusha
35 отзывов, 47 оценок, рейтинг 77
19 декабря 2012

Не ходите на это кино!!!Бред,ужас и бессмыслица...Глупо как то или слишком умно...музыка за кадром отвратительная,даже повторение "зимы не будет" из "бумера" не особо удачно.

2
0
9
mike
13 отзывов, 13 оценок, рейтинг 75
14 декабря 2012

Никогда не пишу рецензии на "Афише" фильму, которому ставлю три звезды. Такие фильмы я считаю "добротно" сделанными - т.е. не разочарование, и не восторг.... И "Брат 1-2" Балабанова, и "Морфий", "Кочегар", "Война"(отступлюсь от принципа - хорош "Война", кстати, на четыре! - не написал), и "Про уродов и людей", и "Груз 200"..Несколько вываливается для меня его "Жмурки" в две звезды,..но простительно, пусть на три звезды будет - молчу...(Я - обыкновенный зритель, поэтому имею полное право ставить звёзды на свой лад, как предлагает "Афиша")....
Сегодня я посмотрел его "Я тоже хочу"....Этот фильм меня не отпускает уже по прошествии пяти часов после просмотра!..Вспоминаются "Сны" Куросава (1990) с новеллами на тему "я видел этот сон", выложенные в короткометражки Куросавой в упорядоченном хронологическом порядке....И тема(фабула) "Я тоже хочу", какбы переплетающаяся со "Сталкером" Тарковского, тоже очень условна по похожести действия и надуманна .. Балабанов уложил все "Сны"-новеллы Куросавы во всего лишь 90 мин Путешествия к Счастью..Балабанов лишил своих героев из "Сталкера" Тарковского пресловутой фразы из "Зеркала" того же Тарковского - "Я МОГУ ГОВОРИТЬ!"...Балабанов заставил своих героев говорить на том языке, который НЕ придуман, и не написан.. Бесподобно!..."Золотой Середины" между "Сталкером" и "Снами" не существует...Тарковского и Куросавы в "Путешествии" Балабанова- НЕ СУЩЕСТВУЕТ!..Есть - одинокий и ОДНОБОКИЙ БАЛАБАНОВ!...На мой скромный взгляд, это его лучший фильм...Я ставлю крепкие пять звёзд!

9
0
9
Евгений Тумило
35 отзывов, 37 оценок, рейтинг 73
24 мая 2013

Заплутал, не знаю где,
Чудо-чудное глядел,
По холодной по воде,
В грязном рубище...


Этот фильм - маленькая такая смерть. Демо-версия. Экспресс-тест души на беременность Раем. Возьмут ли тебя или ты тоже "член европейской киноакадемии"? Который, к слову сказать, в кадре ничуть не рисуется и, видимо, совсем не кривит душой.

* * *

Несколько раз слышал от синефилов со стажем, что последний фильм у Балабанова будто бы не удался. И даже если он и не плох, то явно проходной. Послушайте! Конечно, по силе изображения, по пронзительности Алексей уже наверно никогда не превзойдёт успех "Про уродов и людей". Как не превзойдёт по объёму цитирования "Брата", а по масштабу полемики "Груз 200". Не превзойдёт - и не надо. Вершины взяты, караван идёт дальше. Новая картина — это самая глубокая на данный момент, самая тонкая из работ мастера. Ошеломляюще искренняя. И совершенно очевидно, почему фильм не получил и, вероятно, не получит громких наград. Во-первых он очень русский. Во-вторых, ну это сродни тому, как за исповедь попросить/подарить шоколадку. Потому что, пожалуй, эта кинолента для Алексея Балабанова ещё и самая личная. Она и начинается так, с Я — "Я тоже хочу".

* * *

С выходом 14-ой ленты Балабанова что-то поменялось в мире. И не только в кино-мире. Но мире большом. Эсхатология изменилась. "Конец света близок!" — кто только не пугает доверчивого зрителя багами майанского календаря. Так, например, меланхоличный Ларс ибн Триер, вылечив депрессию собственную, медленно, с наслаждением загоняет в неё каждого из нас.

Но это всё там, "у них". А у нас.... "Конца света не будет" — вычитываю я у Алексея Октябриновича. "Мы УЖЕ по ту сторону. Мы в Чистилище". И совершенно не случайно фильм начинается в баньке, да под пивко, да в душевной такой компании с убийцей-душегубом. И тот моральный релятивизм, то спокойствие с которым ты смотришь эти кадры, да и вообще фильм... Пугает? Нет. Страх — это руководство к действию. А что можно сделать, если ты уже на Суде? Только надеяться.

* * *

Многие в контексте данной картины постоянно говорят о сходстве со "Сталкером". Но разве весь русский былинный эпос, все сказки про Ивана-Дурака/Царевича — это не "Сталкер" чистой воды? "Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что". Успех Тарковского со Стругацкими только в том, что они уловили и отчётливо выразили этот архетип России современным языком — это наполненное хтоническим ужасом необъяснимого вечное болото/вечные снега, где теряешь коней, друзей, голову, но можешь найти настоящее Чудо. Царевну-Лягушку, например. Шар Золотой. Или просто — Счастье.

И "браво" Балабанову, что не побоялся вторичности. Потому что его Зона — это уже не романтичный пафос советского модерна середины того века — "Счастье для всех!", это горькая ирония пост-модерна начала века сего — "Я тоже хочу". В новом веке Счастье уже не можно попросить для всего человечества, но только для себя лично. И дастся не любому. Хоть ты трижды святой, хоть ты трижды нагой.

* * *

Есть в этом фильме и что-то Люциферское. Недаром "член европейской киногильдии" сидит на завалинке в размышлениях. Фильм навевает на некоторых такой силы Уныние, что выходят словно под магическим гипнозом. Хотя, конечно, тут и сама по себе Россия-Матушка навевает грусть-тоску — особенно вечночахнущей провинцией, особенно зимой. А тут ещё этот Триер: "Меланхолия нас всех погубит". И ведь кстати губит, недаром же уныние практически во всех видах христианства входит в список главных грехов.

В том, что вот так легко постулируется "Войдут не все", тоже есть что-то анти-гуманное и анти-христианское. С другой стороны, опять же, то, как спокойно мы принимаем эту норму говорит о том, что Рубикон перейдён. Ну не все, так не все. Alea iacta est!

* * *

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Всё будет так. Исхода нет.

Так писал Блок в 1912 году в межреволюционном Питере. "Кабак, аптека, церковь, баня". Так начинается действие картины Балабанова — спустя сто лет, в Питере эпохи "Бунта Кисок". Как видно, наличие трёх новых мест кардинально ничего не поменяло в стихосложении, живи хоть четверть века, хоть целый век.

Питер в фильме, надо сказать, очень красивый. Даже в его далеко не открыточных видах. Настоящий какой-то, не как для туристов.

* * *

Давно ли человечество перестало думать о Жизни Грядущей? Смею предположить, что в масштабах цивилизации - ровно с распадом СССР. Мечты о Рае Небесном канули с началом Прогресса. Мечты о Победе Прогресса/Рае Космическом не оправдались с полётом на Луну. Мечты о Рае на Земле/Коммунизме развалились на наших глазах. Всё, мечтать больше не о чём. В смысле Человечеству не о чем. Человечку, который всё ещё надеется звучать горденько, ещё мечтается о чём-то земном - о машинке, о домике, о поездочке на пляжики, о красивых зубиках в улыбочке... Но многим уже понятно, что и "американская мечта" лопнула. Всё. Трест закрылся. Остались только рога и копыта... На холодец.

И вот это ощущение пустоты грядущего Балабанов поймал как никто другой. Может вообще первый. Может даже ещё и не понял, что поймал. Но вот оно! Ясно виднеется, что "все пять скандх пусты" и остаётся только "избавиться от страданий, перейдя на другой берег".

Камо грядеши?

* * *


Когда-то, на заре церковного Реформаторства, во время Малого Ледникового Периода, Питер Брейгель-старший нарисовал полотно "Охотники на снегу", как некий образ идеальной жизни. Видно, что несмотря на житейские неудачи (охотники возвращаются ни с чем), холод и серость, жизнь вокруг наполнена энергией — на костре готовится еда, на льду играют в хоккей и кёрлинг, по направлению к часовне едет телега.

Эту картину несколько раз использовал в своих лентах Тарковский, как позаимствовал её и Триер, в упомянутой выше "Меланхолии". А теперь представьте себе, что это прекрасное некогда селение умерло. И прошло много лет... Вот практически в него и приходят наши охотники за Счастьем. Один в один.

* * *

Кто-то представляет себе Врата в Рай так, будто там стоит Пётр-Ключник — эдакий старик в тоге и с бородой. Кого-то пускает, кого-то не пускает. Но вот он, стоит — живой и тёплый. С ним можно поговорить. А может и договориться. Ну хоть взглянуть разок. Ну хоть в щёлочку. Ну или может хотя бы спросить, что сделал не так? В какой момент оступился? Ан нет... Никакого разбора полётов. Говорить-то и не с кем. Только с такими же как ты. Но о чем с ними говорить?

Холодные стены заброшенной колокольни твои бессловесные судьи. И вечная зима посредине лета.

* * *

В своей душеведческой практике я часто натыкаюсь на то, что главной сложностью у людей является отнюдь не конфликты, сложности в общении, неудачи в личной жизни. Как правило, когда мы доходим до самого главного, во что всё упирается — это вопрос "Чего же я на самом деле хочу?" Именно я, именно хочу, именно по-настоящему. В окружающем нас мире мы "всем всё должны". Человек ещё не родился, а уже кому-то должен. Плюс, потом, на протяжении жизни нам ещё и постоянно указывают, чего и как правильно хотеть. Поэтому с истинным хотением у большинства полная terra incognita. Хотеть мы умеем только то, что приказали, либо так, чтоб как у соседа. Или как в рекламе. Именно поэтому фильм называется "я ТОЖЕ хочу". Ведь крах жизни, показанный в финале, не в том, что меня не взяли, а в том, что меня КАК ДРУГИХ не взяли. Только вот вопрос — а хочу ли я того же самого, только без "тоже"? Нужно ли мне Царство Небесное(или Счастье. Сам Балабанов специально открещивается от религиозной символике, но всё ж понятно.) самому по себе? Не оглядываясь по сторонам.

И вот после этого фильма невольно заглянешь вовнутрь.

* * *

Есть ещё один аспект этого "тоже хотения". Правовой. Детская, наивная уверенность, что справедливость — это когда всем поровну. И если даётся Иакову, то должно даться и всякому. Только вот кому пожаловаться, когда вокруг нет никого? Кто должен восстановить status quo? "Я тоже хочу" — это требование и обида одновременно. Разочарование и прозрение, пришедшее, увы, слишком поздно.

* * *

Начав свой путь кинематографиста с фильмов полных абсурда("Счастливые дни", "Замок"), Балабанов вновь возвращается к иррациональному, непостижимому умом, логикой. К тому, про что говорили ещё древние схоласты. Credo quia absurdum! Только если в первых фильмах то был абсурд одного отдельного человека, ну пусть даже одного селения, то в последнем виден абсурд даже не человечества...

Только не трактуйте абсурд вслед за Ожеговым, как нелепицу и бессмысленность. Абсурд — это в первую очередь противоречие, конфликт, несогласованность со здравым смыслом, но не его отсутствие. В конце концов, как говорил Камю, абсурд в жизни — это единственная данность.

* * *

Балабанов давно стал этаким летописцем русского рока — в обоих смыслах этого слова. Но в данный момент я про музыку. Лентой "Я тоже хочу" Алексей увековечил в кино... Ну а кого ж ещё, если речь об абсурде? "АукцЫон". Живой и как будто не от мира сего Олег Гаркуша в главной роли, и такие же потрясающие песни Леонида Фёдорова за кадром. Две песни в этом фильме я бы выделил как знаковые — "Душа" и "Элегия". Вторая на стихи ОБЭРИУта Александра Введенского, основоположника абсурдизма в русской литературе.

* * *

Я уже написал в начале, что "Я тоже хочу" — возможно, самая личная картина Алексея Балабанова. Ходят разные версии о его здоровье с одной стороны и о его творческих планах с другой. Стоит ли воспринимать эту картину как исповедь покажет время. Но мне примечателен тот факт, что за последний год-два многие знаковые режиссёры сняли такие вот личные высказывания. "Ариран" Ким Ки Дука, "Это не фильм" Джафара Панаги как наиболее яркие. "Я тоже хочу", - видимо сказал себе Алексей Октябринович, когда уловил идею. Всё чаще режиссёры сами играют в своих фильмах. А в этих трёх — так самих себя. Знаково, что режиссёр перестал прятаться за сюжетом, за камерой, за картинкой. Кому это всё интересно сейчас, если нет главного — героя дня сегодняшнего, не выдуманного, но настоящего? В наше время неличное высказывание стремительно теряет ценность. Важно не только, что тебе говорят, но и кто. Что за личность? Что стоит за его словами? Какой опыт, какая жизнь, какая правда? Зритель уже меньше верит абстрактному апокалипсису(что в переводе с греческого - откровение). Потому как наелся агитпропа и целлофановой рекламы за 20-ый век. Умный зритель жаждет увидеть откровение реального человека, чтобы соотнести его с реальным собой. Именно с этим, в частности, связано наступание на пятки художественному кинематографу документального. Примечательно и то, что даже в балабановском - художественном - фильме играют непрофессиональные актёры, а сценарий на 80% состоит из реальных людских историй, во многом рассказанными этими же актёрами. Почти вербатим.

Меняется кино-мир. Кто бы мог подумать, что звёзды боевиков и мелодрам, далеко не интеллектуального жанра — Клинт Иствуд, Бэн Аффлек, — сев в режиссёрское кресло, заговорят как личности? Опять же сами и играют в своих фильмах. Мэл Гибсон в своём "Апокалипсисе", хоть и не играет сам, но раскрылся как никто. (apocalypto, греч. - показывать себя)

Литературный круг замыкается. Акакий Акакиевич, как собирательный образ умирает. Возвращается время частных откровений. Фактически, грядёт время новых Евангелистов. Откройте ютюб, там давно каждый сам себе режиссёр и апостол. Да что ютюб - вот он ЖЖ! Помните, как он у вас появился? Я вот про свой помню. Увидел у соседей по общаге и загорелся: "Ух ты! Я тоже хочу"

* * *

"Я тоже хочу" — это по-настоящему авторское кино. Не только в том смысле, что снято оно по авторской задумке, а не по заказу гостелерадио, но и в том, что в отрыве от автора не может существовать. Если выдать эту киноленту под чужой фамилей это будет уже совершенно другой фильм. Тем кто не знаком с Балабановым и его творчеством, впитать данную картину будет сложнее. Равно как и иностранцу, начисто лишённому наших культурных ключей. Собственно, в каком-то смысле, "Я тоже хочу" - кино и про этих людей, достаточно лишь заменить в уме колокольню на кинотеатр.

* * *

Напоследок думаю, вот что есть эта Колокольня Счастья? Не мерный ли камень судеб?
Поехал бы я к ней, окажись на месте героев?

Скажите, бывает у вас так, что в земной круговерти хочется порою остановиться и спросить кого-то: "Я правильно иду?" (Если вдруг у вас так не бывало, не переживайте, у Поля Гогена однажды случилось так, что хватит и на вас, а может даже и на нас на всех)

Мне вот порой очень хочется кого-то спросить. Только некого. А тут — такой шанс! Да кто ж его упустит? Я тоже хочу!

* * *

А вы бы поехали?


оригинал в Другом Кино

5
0
3
Н. З.
31 отзыв, 70 оценок, рейтинг 67
16 декабря 2012

"Я тоже хочу". Кино. Не для всех... Вот говорят: "у кого чего болит, тот об этом..." . Что-то оочень "болит" у г-на Балабанова... Я бы посоветовала ему это ЧТО-ТО от"резать, к чертовой матери, не дожидаясь перитонитов", и увидеть, наконец, что жизнь состоит не только из уродов, но и из Людей. )

4
0
9
Владислав К
29 отзывов, 127 оценок, рейтинг 59
27 января 2013

Исследование сравнительной пользы армейских специальностей, университетского образования вообще и философского в частности, и прочих жизненных обстоятельств в обретении счастья. Ответа в конце учебника нет.

0
0