С утра в воскресенье, когда нормальные люди обедают, артист провинциального ТЮЗа Аркадий Сапёлкин (Маклаков), залечив больную с перепоя голову, идет на работу. Мордастый, мохнатый, далеко уже не мальчик, Сапёлкин натягивает на себя костюм зайца. На сцене премьерша, Аркашина бывшая жена, и молодая инженю, на которую Сапёлкин заглядывается исподлобья, исполняют что-то из жизни животных, над чем уссываются в зале пятилетние мальчики и девочки. Когда подходит очередь произносить свои реплики зайцу, он ни с того ни с сего начинает нести что-то из «Лира».
Не знаю, с кого Вячеслав Росс писал эту роль — с себя самого или с Алексея Маклакова: в новосибирском театре «Красный факел» они работали вместе, а у Маклакова до того был еще и ТЮЗ. «Открывалась кувшинка, появлялась голова Леши, — рассказывает Росс, — и он говорил: здравствуй, гадкий утенок!»
Не знаю, что у Маклакова произошло в действительности, отчего он превратился из кувшинки в прапорщика Шматко. В фильме к нему прямо в ТЮЗ приезжает Никита Михалков — звать на съемки в качестве Лира, само собой. Зато известно, за какие заслуги получил право на дебют в полном метре выпускник ВГИКа Слава Росс: сценарий «Тупого жирного зайца» три года назад выиграл на Международном вгиковском фестивале. Так что для Михалкова участие в картине было чем-то вроде благотворительности. Не слишком, впрочем, обременительной: его камео длится пару минут, за которые успевает соткаться и развеяться сапёлкинский золотой сон. И Сапёлкин после этого сна становится сам не свой. Искусство манит его неудержимо. Местный колбасный магнат (Баширов) затевает в ТЮЗе постановку «Плоть, или Вампиры навсегда» — у Сапёлкина в ней главная роль, а он чихать на нее хотел. По ночам на кладбище Сапёлкин репетирует «Черную курицу» с опальным режиссером (Бехтерев). И если учесть, чем пробавляется половина театра (а половина театра колесит по деревням, играя передвижное шоу прямо на скотном дворе), то «Черная курица» действительно покажется искусством. Но не один Сапёлкин мечтает о лучах софитов. Когда того увольняют-таки за очередной срыв, роль зайца отдают возлюбленной его инженю. И вот тогда разочарование приводит Сапёлкина на самый край. Стоя там, на тюзовской крыше, он начинает было декламировать «Лира» — и в эту минуту срывается вниз. Успокойтесь, не насмерть.
Все хорошо в этих клоунских «Полетах во сне и наяву». Непонятно только, кому эта малость анемичная комедия предназначалась. Театральные люди — их много, они так же живут в своих саратовских драмах и нижегородских комедиях, но они ж никогда не сделают продюсерам кассу. А кроме них, никто нигде в мире и ни в одной стране не поймет, что здесь к чему. Здоровый лось лет сорока с небольшим по выходным играет на сцене зайца — хорошо, а где он работает?
Фильм для тех кто говорит , что в России не умеют снимать нормального кино...вот вам хорошая грустная комедия в стиле фильмов Данелии и с французским акцентом... но ДУХа Советского (Российского) кино увы больше нет... но обещали что будет.(((
Полностью согласна с предыдущим автором. Действительно - рецензия вышла поверхностная, довольно примитивная. Создалось ощущение, что автор рецензии то ли не понял фильма, то ли смотрел его, что называется, "вполглаза". А фильм получился отличный - грустный, тонкий, с изящной иронией над тупиком, в который загоняет жизнь большинство из нас, не только театральных актеров.
Редко, к сожалению, у нас выпускают по-настоящему хорошие фильмы - этот один из них. Очень приятно, что у автора сценария и у режиссера отменное чувство юмора - сейчас, в эпоху довольно примитивных фекально-нецензурных шуточек, это тоже большая редкость. Смотрела фильм с удовольствием - он и смешной, и грустный, с неожиданными сценами, при этом не создает никакого нарочитого надрыва. И замечательно, что у него хороший конец (но при этом не слащаво "голливудский"). Все-таки и так устаешь от ощущения безысходности...
Этот фильм - как большая шутка над самим собой: когда человек шутит, чтобы выжить.
первый раз, когда не могу подобрать слов или описать ощущуения. Так же интересен, как и "Граффити" - о жизни вдали от столицы. С той разницей, что здесь слез не будет. Улыбаться будете - уж очень мил и очарователен этот тупой жирный заяц :)
Можно долго рассуждать на тему великого смысла и отражения российской реальности в фильме. Но что-то не хочется.
Этот фильм можно полюбить за красивые кадры, за множество невероятно красивых и точных деталей, за общий золотисто-уютный цвет, за те самые 25 мешков жёлтых бабочек, за Неву, сыгранную так по-разному. Много за что. В любом случае за то, что его можно пересматривать много и много раз и ни разу не разочароваться.
Милый сердцу фильм. Приятное удивление, ведь Долинского, Маклакова и Баширова мы привыкли видеть в ширпотребных сериалах.
Кадры с желтым плюшевым зайцем и девушкой-мухомором хочется если не на стену повесить, то хотя бы распечатать миниатюрными фото и пересматривать тоскливыми осенними вечерами. Или отдельный ролик сделать, оставив так хорошо звучащую в этом фильме 5NIZZ'u и дурашливую Рамамбухарумамбуру, вроде тоже написанную ни о чем, но с таким чувством исполненную.
Грустная комичность зайца, сценарий по его части безупречен, роль исполнена Маклаковым на пять. Но вот пошлость затхлой провинциальной жизни, вложенной в роли соратников зайца по цеху, иногда поражает тонкими находками (попойка в автобусе после очередного "чёса", где так по-русски пьет водку Иван Царевич и Василисой Прекрасной), а иногда расстраивает напоминанием о фильме "Ширли-Мырли" (сцена со свадьбой). Хотя, возможно, свадебные застолья по-другому и не отобразишь. Некстати было и появление на экране Михалкова, он в этой роли под стать фарсу, но никак не этой картине.
Но все же очень тонкий, проникновенный фильм. Хочется, болтать ногами, сидя на крыше театра в круговороте падающих листьев. Безысходность участи актеров, вынужденных в 300й раз играть желтого зайца в детском спектакле, здесь не драматизируется. Хотя талант этого зайца неоспорим. Жаль, конечно, но большинству из нас приходится довольствоваться возделыванием отведенного участочка земли, и лишь немногим играть короля Лира. Судьба - злодейка, приходится мириться с ней, ведь даже умереть спокойно не дадут. Обязательно проедет грузовик с яйцами, помешав горемыке-самоубийце.