Суровый геолог Чинков (Лавроненко), человек с именем и незапятнанной репутацией, отказывается от всех соблазнительных возможностей и уезжает на Чукотку, где вопреки всеобщему мнению надеется найти золото. Вместе со своим товарищем Монголовым (Бероев), молодым специалистом Баклаковым (Добрыгин) и небольшой группой соратников Чинков упорно трудится над этой задачей, снаряжая все новые экспедиции, осваивая труднодоступные горы и реки, и в итоге ценой самоотверженных усилий и долгой работы золото в районе все-таки находит. Почти три часа экранизации советского романа «Территория» последовательно рассказывают о том, как это происходит, — и оно того стоит.
Молчаливые мужчины в унтах и грубой вязки свитерах идут по тундре, зимуют в снегу, пьют чай, заваренный в банках на костре, составляют отчеты и борются, борются, борются — с обстоятельствами, начальством, стихией. Добрая треть фильма — это живописные вариации на тему «маленький человек на фоне великой природы». Одинокая фигурка полярника пересекает зеленеющий горный склон, размеренно шагает по необъятному горному хребту, сплавляется по реке — к счастью, у съемочной группы Александра Мельника было достаточно вертолетов, чтобы показать Русский Север во всей красе. К счастью, когда обилие живописных пейзажных съемок начинает совсем уж напоминать фильмы National Geographic, режим пейзажа сменяет режим портрета. После полутора часов видовой баллады сценарий сводит героев вместе на полярной станции, чтобы сосредоточиться на их личных историях. Появляются столичная журналистка Сергушова (Кутепова), исследователь-краснобай Гурин (Цыганов), пара-тройка второстепенных сюжетных линий, но главное — «Территория» наконец меняет регистр, превращаясь в драму. Суровые геологи начинают ошибаться, переживать, теряться и вообще, насколько возможно, вести себя по-человечески, словно в контрапункт грандиозному пейзажу. Если закрыть глаза на мелочи вроде злоупотребления закадровой музыкой и романтическими диалогами, в сухом остатке получится, что «Территория» — красивая попытка снять киноэпос о советском времени, который делает вид, что исторический контекст-то здесь и ни при чем. По этой части к ней, впрочем, как раз вопросов хватает.
Роман Олега Куваева вышел в 1973 году и для своего времени стал книгой знаковой — серьезная, суровая, неизбежно романтическая история о геологах, если верить рассказам современников, тогда многих вдохновила на выбор профессии. Мельник (который получил образование гидролога и сам работал на полярной станции) рассказывает, что именно по этой причине уже одно слово «территория» открыло ему многие двери: при изначальной поддержке Сергея Шойгу идея поставить роман вдохновила Министерство природных ресурсов, менеджеров «Норильского Никеля», выделивших те самые вертолеты, и других инвесторов, вложившихся в пятисотмиллионный проект. Режиссер прямым текстом говорит, что хотел воскресить советский миф и помочь решить проблему «нехватки кадров на Севере» — и вот на этой территории о фильме становится как-то грустно думать. Миф, воплощенный Куваевым, от установок, которые в своей версии дает Мельник, конечно, сильно отличается — примерно как 1973 год отличается от 2015-го. И трудно представить, что сегодня этот героический рассказ на фоне великого пейзажа кого-то по-настоящему на что-то вдохновит.
Не зря мне рекомендовали этот фильм. Ходили с друзьями – и не пожалели ни разу, отличный фильм! Природа, переданная атмосфера – всё шикарно! Многие зрители сидели в зале до окончания тиров – большая редкость по нынешним временам.
Кто-то пытался сравнивать «Территорию» с гнусным «Левиафаном» или никчёмным «Географом…» - да помилуйте, ничего общего, и рядом они не валялись с «Территорией»! Даже сравнивать неловко.
Этот фильм о Людях, именно Людях с большой буквы. О Людях, которые пойдут на всё ради своей Мечты, ради Дела. О героях своего времени. И, конечно же, о «территории» - которая всех «просветит», и в конце концов заставить показать свою истинную сущность.
Съёмочная группа старалась не зря, достойная вышла картина!
Недостатков в фильме я не заметил. Остался правда один маленький вопрос. Даже не второстепенный, а третьестепенный, но всё же. Если кто в теме, может, пояснит...
Собственно, какого художника геолог ходит с ППШ?
Кто и на каком основании выдал гражданскому человеку боевое автоматическое оружие? И зачем оно ему? Воевать в тундре не с кем, а для охоты ППШ абсолютно не годится – кучность никакая. Для самозащиты показаны у людей револьверы, для охоты - карабины (не приглядывался, но по идее это должны быть СКС).
Опять же, зачем таскать с собой лишние 2 кг (примерно настолько он тяжелее АК-47 или СКС) груза – геологи и так я смотрю ходили навьюченные по самое не балуйся. Ну и уж если так хочется кому-то автомат (и его даже по неведомым мотивам готовы выдать) – ну, для АКМ положим в 1960-м ещё рановато, а вот АК-47 уже лет 10 как в ходу – куда более легкая, надежная и убойная машина. Короче, этот ППШ – наверно единственно, чего я недопонял в фильме… ;)
Думаю, это кино можно рекомендовать как опыт, аналогичный просмотру "Гравитации", как невероятно красивый фильм о встрече один на один с прекрасным миром, готовым убить в любую секунду и за любую беспечность. Путанная система сюжетных линий, многообразие сложных профессиональных и географических терминов довольно сильно осложняет просмотр, но при этом лихо и полностью погружает в атмосферу вокруг героев. В этот мир легко веришь благодаря невероятной красоты пейзажам, операторской работе от которой становится по-хорошему не по себе и актерским работам на уровне хорошего советского кино, что для кино российского является очень высоким уровнем. Об этом фильме уже стало принято говорить вещи, неприятные для современных российских мужчин офисных профессий и это можно рассматривать как знак нашему кино - в любых странах и в любые времена люди скучают по настоящему - настоящим людям, настоящим профессиям, настоящим мужчинам и настоящим женщинам, настоящей стихии. У нас действительно невероятно красивая страна в которой живет много достойных людей, чтобы это понять и оценить, не обязательно круто менять жизнь и профессию, достаточно хотя бы несколько раз сделать выбор в пользу того, чтобы побывать где-то на русском севере, вместо юго-восточно азиатских курортов, например.
Широка страна моя родная!!! Лишь небольшую часть, как я полагаю, величия этой строки вы можете ощутить во время просмотра этого великолепного фильма. Малую, потому что это только небольшая часть нашей страны. Есть еще Сибирь, Приморье, Забайкалье, Сахалин, в конце концов.
Величие природы севера, ее грация и красота - просто радость для глаз, хочется смотреть и смотреть! Безупречное превосходство над человеком, некая череда борьбы и мира между людьми и природой - это основной сюжет.
Фильм с самого начала очень запутан в плане действий героев, но не пытайтесь заучить имена героев, поверьте, к концу вы будете всех узнавать и понимать кто есть кто без особого усилия.
В действительности, мы знаем кто первый космонавт, или кто был Президентом или Первым Секретарем в то или иное время, помним имена ученых, но мы забываем имена геологов, а многих не знаем вообще. А ведь они такие же великие герои и супермены! И в сущности, во многом мы обязаны им.
Итог: вы знаете, увидеть такую красоту по телевизору и на экране кинотеатра - это две большие разницы. Лучше увидеть один раз, чем сто раз услышать!))
Профориентационный фильм для современных геологов, построенный на опыте советских романтиков-землепроходцев. Кроме, собственно, науки и её практиков, тут присутствует драма не хуже "Ночного дозора": силы Светлые и силы Тёмные в схватке за самородки под песни Юрия Визбора, приказ партии против кодекса чести. Добавьте к этому сногсшибательные приарктические пейзажи (плато Путорана и др.), неожиданные любовные линии (в т.ч. с участием коренных народов Севера), триллерская атмосфера не хуже "Я знаю, что вы прошлым летом..." и интересные переплетения судеб. Отмечу также высокий коэффициент юмора (чего стоит только эпизод "Здравствуй, женщина!"), глубокие диалоги героев (такое ощущение, что каждый советский геолог был Соломон пополам с Аристотелем), а также эпизодические классные находки - типа свечи, романтично вращающейся на грампластинке. Не понравились только заискивающиеся финальные титры с упоминанием (помимо сопричастного к бюджетному финансированию Мединского) С.Шойгу, Д.Медведева и чуть ли не половины правительства и губернаторов, включая Собянина. После всего остаётся вопрос: кто же всё-таки победил - партия геологов или золотодобытчиков?
Потрясающе красивое ностальгическое кино.
Конец 50хх - начало 60хх годов прошлого века. Столичная журналистка Сергушова приезжает в место, именуемое Территория, где советские геологи безуспешно ищут золото. Золота на Территории нет - уверены начальники, да и сами геологи скептически относятся к его поискам, но сломить волю "железного человека" Чинкова еще никому не удалось.
Сам по себе фильм, конечно, удивительно несовременен и одновременно пытается уместить всю литературную основу в хронометраж. Иногда это удается, иногда теряются детали, рвутся нити, как то со свадьбой и судьбой дяди Кости. Где-то второстепенные герои оказываются уникально-яркими, как это вышло с Гуриным, где-то хорошим актерам прописывают уж слишком ходульные реплики, как это случилось с Мамонтовым. Но все-таки это один из тех немногих российских фильмов, не укладывающихся в какую-то канву. Это не из серии "раньше трава была зеленее", это не про войну, это не про интеллигенцию и репрессии, это не про сказку или бандитов и даже не про тяжелую жизнь современного россиянина. Это какое-то удивительное кино про энтузиастов, где вдруг персонажи не теряются на фоне красивой природы, а являются частью этого мира, сурового и прекрасного. И хочется простить фильму все недостатки.
Фильм про силу быть счастливым. Смотришь и плачешь, от тех возможностей,которые у тебя есть,и того, что есть единицы из нас которые хотели жить и смогли,смогли жить по своей мечте.
В фильме мало слов,но те которые есть можно разобрать на цитаты,и если уж не начать жить по ним,то уж точно выписать в тетрадь и возвращаться за переосмыслением.
В фильме потрясающей красоты пейзажи,виды,в которых тонет душа,ты даже с экрана понимаешь, что очутись там,ты найдешь ответы на все свои вопросы,тебе покажут и расскажут,кто ты есть на самом деле.
На мой взгляд фильм гениален,многослоен,чист,душевен,гармоничен. Все от сценария до операторской работы,музыки, все оставляет след.Это одна из немногих работ,которая оставила меня в кресле зрительного зала до последнего титра и последнего звука музыки,заставила услышать каждое слово.
Реальный поклон за такую работу,и побольше бы их,чтобы было видно что такое чистая мечта и цель.
В финале, когда начинают идти титры, и идет перечисление отдельных лиц, отдельных крупных промышленных, отечественных компаний, и целых государственных министерств, который в той или иной степени были заинтересованы в создании этой ленты, понимаешь что вложились в эту картину серьезно и основательно. И у создателей было время, были ресурсы, а возможно и желание - браться за такой «государственный проект». В начале картины, голос рассказчика, сразу поясняет весь смысл картины: он объясняет во имя чего, совершают все эти пешие и трудные дороги по низинам, оврагам, горам и рекам крайнего Севера, в поисках «эфемерного золота» - геологи, географы и естествоиспытатели. Этот огромный риск и неимоверная жажда авантюризма, совершается не во имя материальных благ, и не во имя отдельного долга – а вопреки этому: как раз та самая жажда неизведанного и загадочного, манит всех этих отважных людей , которые кажется «все в детстве читали правильные книги», если судить по Высоцкому. И действительно, смотря на все эти бородатые и загорелые лица, нет сомнения, что они занимаются тем, чем им надо заниматься: они полностью «вросли» в свое положение «кочевников», перебираясь с места одного участка на другой, более дикий и опасный. Золото – один из главных персонажей картины: это наваждение и прозрение всех персонажей. Тема авантюризма и наживы – здесь решается обычным способом: чего не ожидаешь, но что обязательно случиться в самом финале, и оставит картину на нужном придыхании и послесловии. И главный герой – геолог Чинков – начальник знаменитой «Территории» - олицетворение того самого авантюриста и золотодобытчика, которого можно встретить в книгах, а увидав вживую, можно смело признать за барда, который слагает свои песни о тех местах, которые он пытался когда-то «победить». Смотря на это многослойное действо, с большим количеством переходов и изгибов, иногда складывается ощущение, что в отдельных местах с многочисленными фоновыми песнями под гитару, и отдельных диалогов – создатели перебарщивают, и не знают, что делать с отведенными для них ресурсами. Но после, когда постепенно осознаешь и перевариваешь увиденное, весь этот «ком» событий под названием «быт геолога» - превращается в отдельный и крупный пласт истории нашей страны, со всеми ее перегибами и выпуклостями. А точнее сказать,ты понимаешь, что перед тобой отдельный пласт истории экономики и промышленности современной Российской Федерации, которая когда-то началась в советские, послевоенные годы. Это фильм для нас – о нас самих, и для других – о нас. Эту картину, нужно, к примеру, показать американцам или китайцам с их знаменитой экономикой, и объяснить что Россия – не сразу строилась. Эти геологи, чьими трудами сейчас пользуется без малого вся Россия, даже и не подозревали, что их рваный рюкзак, который их спасал в бурной реке – принесет стабильность и уверенность для сегодняшней России. В России, про которую не скажешь, что здесь «пропал дух авантюризма».
Идейно патриотический, сложно многоуровневый кинороман о советском человеке, который прошел сквозь бури во имя великой цели.
Советский Союз, 1960 год. Главный инженер «Территории» Илья Чинков (Константин Лавроненко) идёт на конфликт с высшим геологическим начальством: он полагает, что в подотчётной ему местности на Крайнем Севере есть золото, и готов поставить на кон репутацию и карьеру ради того, чтобы это доказать. Для достижения задуманного он лично отправляется на «Территорию» и планирует несколько рискованных поисковых предприятий в безлюдных северных краях.
«Территория» — экранизация романа Олега Куваева, изданного в 1973 году, и имеет советский прообраз: одноимённый фильм Александра Сурина (1978), где главную роль сыграл Донатас Банионис. Советский фильм значительно более камерный и (редкий случай) почти вдвое короче новой версии.
Фильм зачем-то лишили географической привязки. Под «городом» подразумевается Магадан, под «посёлком» — Певек, а под «Территорией» — северная и западная часть Чукотского автономного округа, где находится Певек и были расположены другие горнодобывающие посёлки (большая их часть в начале 90-х прекратила своё существование). Географическую условность компенсируют карты, которые показывают в начале: использовались реальные геологические карты региона, а на создание титров ушло целых полгода. Да и в целом фильм можно считать долгостроем. Подготовка к производству началась в 2010 году, а съёмки пришлись на 2011-2012 годы. Оставшееся время ушло на постпродакшен, что неудивительно: было отснято 95000 метров плёнки.
«Территория» озадачивает прежде всего своей томной созерцательностью. Красивейшие съёмки, достойные голливудских блокбастеров и лучших научно-познавательных фильмов, сопровождаются загадочными и очень избирательными закадровыми комментариями. Несколько основных сюжетных линий прерываются столь же внезапно, как и начинаются. Не связанные между собой сцены переплетаются с удивительной лёгкостью. Тем не менее, фильм без конца и начала не оказывает усыпляющего действия: смотреть его довольно интересно, хотя продолжительность (3 часа) и характер сюжета осложняют восприятие. Из зала после первых полутора часов ушла половина зрителей.
Самым слабым местом этой конструкции становится идейная составляющая. Громогласные дидактичные монологи про честный труд смотрятся как недобрая самоирония. Увы, самоирония далека от режиссёра Александра Мельника примерно так же, как Певек от Москвы. Мельник — глава кинокомпании с недвусмысленным названием «Андреевский флаг», а 15 миллионов долларов на свой фильм он собрал с помощью Внешэкономбанка, «Норильского никеля» и «Полюс Золота» (логотипами этих и других компаний фильм и открывается). Мотив привлечения средств прост: надо показать, что деньги в жизни человеческой — не главное, что надо вновь мотивировать людей к работе в суровых северных условиях. На деньги нового российского бизнеса кинозрителей учат меньше потреблять и честнее трудиться, что само по себе не лишено иронии.
Над идеями авторов фильм будто насмехается, как насмехалась северная природа над съёмочной группой (во время зимних съёмок на плато Путорана был эпизод, когда до её участников 9 дней не могли долететь даже вертолёты МЧС). «Территория» живёт независимой от авторов жизнью, актёры (особенно хорош Евгений Цыганов) и северная природа существуют в гармонии, пока в картину не вторгаются диалоги о труде и потребительстве. Фильм смотрится не как актуальное послание современной молодёжи, а как историческая и в то же время фантастическая хроника о других временах и других планетах.
«Территория» похожа на «Зори здесь тихие» прекрасной операторской работой, отличным звуком и цветом. То, что у нас можно снять фильм, который по технологическому уровню ничуть не уступает лучшим западным образцам, — само по себе обнадёживает. Это, возможно, ещё не искусство (как и «Зори»), но такие фильмы готовят для искусства почву. «Территория» к тому же наглядно демонстрирует, что советская патриотическая концепция не воплощает ничего, кроме ушедшего прошлого: попытки привязать её к современности вызывают снисходительную улыбку. Никакой замены этой концепции современный «государственный патриотизм» не предлагает — и предложить не в силах.
Фильм для геологов, интересный, в основном, геологам, потому что кино им просто некогда смотреть и негде. По всей видимости, бюджет фильма ушел на дорогие съемки на севере — только этим можно объяснить такую изобилующую косяками и избыточную в принципе постановку. Ну да, конечно, здесь еще режиссер начинающий и монтажер «только из института» — чего еще ожидать? А меж тем, оператор хорош — огромное количество как панорамных планов, так и просто красивых сцен, прекрасное видение картинки, да к тому же еще благодатный фон. Снимать плохо в таких местах — просто стыд большой. Однако, выхлоп оператора — большое количество чернового материала, который и оставили. Куча каких-то брошенных кадров, линий ниоткуда — монтаж титров в стиле AfterEffects, стилизация под 60-е крайне слабая, при том что эпические кадры сделаны крайне современно, и от них почему-то тошнит. Настолько извратить исходник — это же еще талант нужен.
Сюжет, наверное, интересный, только он, скорее всего, хорошо воспринимается в книжном виде, но ведь это не сага, это обычный целостный рассказ с понятными главными героями, который еще и имеет очень логичный конец, так что к сценаристам не придерешься. Останется этот крест нести самому режиссеру.
Очень жалею, дико огорчен, что не посмотрел Фильм в кинотеатре. Было же предчувствие, блин !!!
Гениальное большое Кино. Операторская работа и красоты Севера - запредел 100%.
Актеры - умницы, музыка, сценарий, диалоги... Плывешь по этому фильму как Джонни Депп в лодке в "Мертвеце" Джармуша и бесконечно наслаждаешься.
Мы теперь и Кино снова научились делать. Спасибо, ребята !!!
(Легкая затянутость иногда есть, но не критично - не читайте нытиков с их отзывами про скуууууучный фильм с длииииинными диалогами. Это сильное Русское кино. Полностью повторился эффект от нашей знаменитой "Красной палатки")
P.S.
А вчера я посмотрел этот ФИЛЬМ в 3-й раз !!!. На большом экране. Не скачивайте - смотрите в кинотеатре. Это того стоит.
Фильм-нарезка, собранная из отдельных сценок в стиле театральной постановки. Общая сюжетная линия прослеживается с трудом, потому как затянута до невозможности и изобилует многочисленными персонажами...
Все актеры играют типичные для себя роли - так что сюрпризов не ждите. Цыганов играет Цыганова, Кутепова играет Кутепову. Весело видеть их в паре говорящих одинаковыми надменно-обс.рающими интонациями - словно на спектакль в мастерскую П.Фоменко попал!
Половина зала не выдержала "напора" и сбежала еще до окончания сеанса. Мы же честно досидели до конца...
Картину спасают потрясающей красоты пейзажи, снятые с вертолета. Они действительно прекрасны!
Так что если вас не пугает отсутствие целостной драматургии, которой в "Территории" меньше, чем в большинстве фильмов Discovery Channel, обязательно сходите. И порадуйтесь за съемочную группу - ей удалось так хорошо оттянуться на фоне невероятных красот Северной Сибири, занесенных, кстати, в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО!
Прекрасная операторская работа, неплохая режиссерская по очень нудной книге какого-то геолога-графомана. Будущим геологам смотреть обязательно. Остальные не много потеряют, если не посмотрят фильм. Потому что одной красивой картинки для двухчасового фильма недостаточно.
Достойная лента о сильных мужских характерах, о том, как важны цель и решимость и о суровой, но невероятно красивой северной природе. Читала рецензии, в которых диалоги и герои показались зрителям ненастоящими. В защиту ленты могу сослаться на тот факт, что в основу фильма легла книга, написанная в 60/х годах. Те люди и события были иными, сейчас они могут показаться неискренними, лишь потому что мы отвыкли от открытых, честных людей, от жизни ради иных идеалов, чем собственная выгода.
И конечно же виды северный пейзажей! Операторская работа достойна отдельной похвалы. Натурные съемки потрясают своей красотой, только ради этих кадров стоит увидеть данную картину на большом экране.
Выхода в свет этого фильма мы с мужем ждали с нетерпением. Все-таки мы оба в свое время закончили геологические вузы, у обоих имя Олега Куваева, по одноименному роману которого поставлен фильм, не просто на слуху. Да и увидеть на большом экране всё то, что могло бы ждать и нас, стань мы настоящими геологами, нам было очень интересно. И вот, фильм вышел.
Несмотря на то, что поддержку в его съемках оказали аж сами Путин, Медведев, Шойгу, куча разных министров и губернаторов, фильм получился не для всех. Понятно, что тем самым наши президент и компания хотели привлечь внимание зрителей к славной профессии геолога. И тут я с ними согласна - в конце концов, действительно уже давно пора менять приоритеты и вместо тяги к потребительству воспитывать в обществе любовь к настоящему, как это было в тех же 1960-х. Помните, кем раньше хотели стать детишки? Космонавтами, пожарными, исследователями, геологами... Вот-вот.
Жизнь и работа поисковой геологической экспедиции в "Территории" показана великолепно. Действие происходит на побережье Северного Ледовитого океана в 5000 километрах от Москвы. Территория - это условное название местности, на которой группа геологов пытается найти промышленное золото. И вроде бы все признаки того, что оно тут есть, налицо. То заблестят намытые золотинки в речном песке, то найдут самородок в шурфе. Но... Но главный геолог суровый и честный до мозга костей Чинков верит, что золото на Территории есть, и он никому не отдаст ее, пока не докажет это.
И все-таки пересказывать Куваева, а фильм снят очень близко к содержанию его романа, - дело неблагодарное. Ведь Куваев часто пишет так, что сюжета просто нет, как, в общем-то, и в "Территории". Поэтому роман и фильм - это, скорее, зарисовки о суровом геологическом быте, о тяжелой работе, о цели, которую непременно нужно достичь, порой, даже ценой собственной жизни. Такими были геологи в то время. И ведь это всё - истинная правда. Я прекрасно помню рассказы наших вузовских преподавателей, да и в фильме показано четко и ясно, что далеко не каждый геологический сезон заканчивался без трагедий. Нередко случалось так, что вертолеты просто не могли сесть в те места, где находились геологи, им приходилось сплавляться самим по бушующим и замерзающим рекам на резиновых лодках или на сбитых самими же деревянных плотах, к которым они привязывали себя, составленные ими карты, ящики со взятыми образцами горных пород, чтобы их не унесло на порогах - так появлялся хоть какой-то дополнительный шанс выжить. Сплавлялись к океану, где мог сесть вертолет или их могли подобрать проходившие мимо корабли... "Давайте выпьем за окончание сезона! - говорит один из геологов. - За то, что у нас ни одного трупа!"
Очень жестко, но правдиво, честно. Так, как и было в те годы.
Ну, и конечно же, бескрайние красивейшие просторы севера, как они есть...
Сами решайте - смотреть или нет. Но всем геологам - настоящим, бывшим и даже тем, которые в душе, рекомендую.
Казалось, такие фильмы уже не снимают. На экранах нынче можно увидеть мюзиклы, космические оперы, фэнтези, комедии. И вдруг – «Территория», рассказ о потрясающих людях, которые в начале 1960-х ищут золото на северо-востоке СССР. Фильм про наших отцов и дедов. В жутких страшных условиях эти люди работают во благо страны. Совершают подвиги и ошибки, матерятся и пьют спирт. Совсем рядом в их жизни доблесть и смерть, красота и опасность. Это наши люди и это наша земля. Они достойны того, чтобы их помнили.
Чудесный фильм с прекрасными актерами, великолепными съемками. Потрясающая работа художника по костюмам и реквизиторов. Те, кто помнят советский быт, должны оценить этот труд в полной мере.
Из аннотации Афиши.
"После съемок «Новой Земли» на Шпицбергене режиссер Александр Мельник продолжает исследовать Русский Север с еще большим интересом и вдохновением."
Раза три перечитал. Сходил по ссылке - про ту ли "Новую Землю" речь? Оказывается, про ту.
Это ж какой великий киновед изрыгнул такое откровение, поставив рядом в "исследовании Русского Севера" эти два фильма?! "Новая Земля" вообще по большому счету не про север и не про русский. И ни про какой. Там просто снег, лед, мороз и люди, превращающиеся в зверей, и в буквальном смысле поедающие в том числе и тех, кто в зверей превращаться не хочет. "Новую Землю" не каждый зритель выдержит. На фига же ее упоминать всуе и невпопад рядом с экранизацией Куваевской "Территории". В великолепном романе и неплохом, снятом по нему фильме ничего общего, кроме фамилии режиссера, нет. И такое сопоставление может от "Территории" отпугнуть. Вот не читал бы я романа, увидел бы такую аннотацию, ни в жисть "Территорию" смотреть бы не стал. Может аннотации и великие киноведы пишут, но все-таки как бы аккуратнее надо, как бы объективнее, как бы по теме, а не что попало.
На мой взгляд, Куваевский роман передает не просто атмосферу Крайнего Севера, а атмосферу тогдашней ЖИЗНИ на Крайнем Севере. А вот фильм это не очень передает. Он показывает замечательные картинки. А Куваев написал КАРТИНУ. Роман я в первый раз прочитал лет в 16. И он затмил даже любимого тогда Джека Лондона. Фильм такого эффекта не производит.
Но ругать его не за что. Снят добротно, умело, с душой.
И все равно не удержусь от сопоставления. Роман - не боевик какой-нибудь, он неспешный, обстоятельный, без экшна. Но держит. Читаешь - не оторваться. А фильм смотрится не без интереса, но не захватывает.
Но в принципе хорошие книги вообще невозможно экранизировать, сохранив все их достоинства. Главное - не испортить.. Фильм "Территория" ничего не испортил. Посмотреть можно. Но лучше все-таки роман прочитать. Много лет прошло с его написания, но он как-то и не устарел.
Очень красивые виды северной природы поднаскучивают к середине фильма так как сняты однообразно.
Сюжет говно, типичная для подобных отечественных фильмов куча бессмысленных персонажей, диалоги дико тупые, персонажи ведут себя вычурно и глупо.
Закадровый прокуренный голос какой-то несчастной девушки тоже действует на нервы. 1 звезда только за природу!
Первую половину фильма наслаждаешься видами Севера под прекрасную и разную музыку. Снято очень красиво. Дальше начинается смесь всего со всем: люди, экспедиции, бюрократия, любовь.
Фильм перегружен героями, деталями, сюжетными линиями. Кажется, что состоит из маленьких новелл, просто следующих одна за другой. Все герои прописаны поверхностно, никто не раскрывается.
И я так и не смог понять, о чём этот фильм. О красоте страны? О жизни в 60- е годы? О работе геологов? А может, от меня вообще ускользнул этот самый смысл?
В нашем кино нечасто случаются картины уровня "Территории", и такой случай упускать никак нельзя, даже если вы не любите геологов, золото и советские эпопеи.
Кто-то увидит в "Территории" просто набор красивых видов, а кто-то - вечную борьбу человека со стихией или системой. В фильме и то, и другое верно. Кто-то оценит пафос, хоть он и покажется чрезмерным, слишком назидательным, а кто-то сочтет "Территорию" историей новых конкистадоров, которые гонятся за золотом - пусть и из самых высоких побуждений. Короче говоря, есть над чем подумать.
Весомый плюс - очень хорошие актеры, которые очень хорошо играют. Например, Егор Бероев, которого по-моему все до сих пор помнят разве что по "Турецкому гамбиту", очень хорош.
Очень слабо. Авторы явно пытались срубить деньжат, подключая электричество к трупу энтузиастов-геологов, получился, естественно, живой труп. Смехотворный сюжет, неуместный пафос и даже красоту севера умкдрились показать занудно и однообразно. Не то, чтобы полный провал, но идти смысла нет, лучше Into the wild пересмотреть.
Вообще-то я ожидал большего. Хотя впечатления неоднозначные, но доволен – увидел то что хотел, а именно рассказ о настоящем смысле существования и задачах человека в мире. Прекрасно увидеть такое сейчас, когда пространство заполнено гнусными поцреотическими поделками "геббельс тудей", направленными на планомерную дебилизацию в стиле "еще вчера я был никто, а сегодня частичка нации" и натравливание на соседей.
Общие впечатления –
Объем. Роман просто совершенно не влез в хронометраж фильма. Отсюда рваные сюжетные линии и многие несущественные недостатки. Вообще из романа получился бы просто великолепный сериал. Вот бы кто-нибудь взялся сделать, было бы здорово.
Закадровый голос. Без него вообще бы было ничего не понятно, но могли бы его сделать и более выразительным. Тем более, что бубнящий голос принадлежит единственному женскому персонажу, введенному, казалось-бы, в основном для еще одной иллюстрации общеизвестного тезиса "женщины любят подонков". Что не добавляет ему убедительности :)).
Пейзажи севера. Ничего их не много, как многие пишут, но смотреть их надо, конечно, на широком экране – я смотрел в зале с обычным экраном и иногда было почти физическое впечатление, как будто смотришь изнутри какой-то коробки :).
Главные герои. Главный герой (их там несколько - но это типа самый главный) большой геологический начальник – является жутковатой фигурой. В фильме его поведение состоит из мрачных размышлений и приказов, в большинстве случаев неправомерных и провокационных, отменяющих инструкции и утвержденные более высоким руководством планы, а иногда и просто прямых подстав подчиненных (парочка таких ситуаций четко показана в фильме). При этом он наотрез отказывается оставлять какие-либо следы таких своих приказов. Круто. В закадровом тексте не раз говорится, что это человек-танк, всегда добивающийся своего – респект создателям фильма за реалистичность образа и честность. В жизни именно так все и происходит. При этом его подчиненные проводят свои дни между постоянной и очень и очень реальной угрозой смерти от замерзания, утопления, падения со скал, болезней без присутствия помощи в радиусе 200 км, попадания под статью УК и трудно предоставляемой обычным городским человеком нечеловеческой работой (как вам, например, дробление коротким ломом при свете нескольких огрызков свечей и температуре -15 дна скально-земляного колодца глубиной метров 5? Бодрит?) Рассчитывать, что молодежь, посмотрев все это "загорится романтикой" такой жизни и все такое, на мой взгляд, крайне сомнительно.
Отрицательные впечатления -
Их немного, и большинство связано с попытками впихнуть в фильм любимые тезисы действующей чекистко-поповской власти (следы этого явственно заметны, как на замке заметны царапины от попыток взлома). Результат забавный, поскольку роман, во-первых, самодостаточен, а во-вторых описывает время с совершенно другим мировоззрением. Любопытно взглянуть по порядку - 1) "родина в кольце врагов" – не прокатило, поскольку до ближайшего жидомасона, мечтающего уничтожить святую русь, веру православную и завклубом не менее 20 тыс. км. До ближайшего укрофашиста несколько меньше, но все равно нереально. В итоге следов данного тезиса почти нет (ну, кроме того, что третий главный герой на собственной свадьбе вдруг начинает вещать о необходимости взять в руки меч и т.д. – но это может и в романе так) 2) "всякая власть от б-га" – облом. Люди в то время от власти себя не отделяли, поскольку и у власти, и у народа была цель (пусть и номинальная) – построение справедливого общества будущего. И это было здорово. Поэтому ничего по поводу власти в фильм не влезло. 3) "нищим быть богоугодно" – здесь дела получше, предпосылки темы в романе прослеживаются - закадровый голос время от времени бубнит "не ради денег..." и все такое. 4) "плодитесь и размножайтесь" – не представлен, поскольку нет предпосылок.
Еще одно впечатление - скорее курьез. Вот как вы думаете, сколько может протянуть человек, получивший пулю в верхнюю часть легкого на 25 градусном морозе, без медицинской помощи? Первый курс мединститута – от 2 до 10 мин, пока после внутреннего кровоизлияния легкое не заполнится кровью и кислород не престанет поступать в ткани. А вот и нет. Правильный ответ – 2 суток (!) с ночевкой на льду озера в буран в качестве бонуса. С последующим триумфальным оживлением. Это и случилось со вторым главным героем в фильме. Ну ладно, законы жанра все-таки. Интересно как дело было в романе.
Положительные впечатления.
Сам роман, который как-бы все время стоит за фильмом. Книга, судя по всему, великолепная.
Режиссура. Отлично.
Игра актеров. На высоте, да. На мой взгляд, очень профессионально и впечатляюще.
Музыка. Отлично.
Вообще весь фильм можно посмотреть только ради персонажа Кости-танкиста. На весь фильм с ним всего-то три сцены минут на 15, но великолепные, а сцена с трактором вообще поразительная, просто поразительная. Говорить что-либо бесполезно, надо смотреть.
Итог - 4.7. И здорово что такой фильм вообще появился.
В апреле на экраны вышла картина Александра Мельника «Территория». Еще по рекламе фильма было видно, что замах грандиозен. Но увиденное превзошло все мои ожидания. Это триумф, символ Русской Победы!
Я увидел сияющее советское кино, возрожденное на новом техническом уровне. Настоящее полотно о русском Севере, о его героях, об особом пути нашей страны. И об уникальном народе, который скован и закален в этих суровых краях.
«Повесть о настоящем человеке» почти через век.
Сюжет фильма опирается на историю о поиске золота на некоей Территории зауральского севера Советского Союза. Работа геологов, упорство, вера и сомнение, выбор людей, потеря друзей, цена успеха.
Но довольно скоро мы понимаем, что золото здесь не главное. И центральные драмы развернутся по ряду сюжетных линий, которые будут очень мало связаны с великой целью. В мелочах, в диалогах, во взглядах и выборе раскрываются характеры племени героев и первопроходцев, особой касты.
Фильм неспешный, длинный, оставляет время подумать, полюбоваться природой, представить себя на месте героев. Прочувствовать, представить себе, что такое эти сто пятьдесят, двести, триста километров до Посёлка. Которые надо пройти пешком!
Эта неспешность характерна для советского кино, где главное – не мельтешение вещей в кадре, а размышление, идея, образы. «Территория» дает их достаточно. Это время идет не напрасно.
Меня фильм тронул тем паче, что я сам ходил по таким горам и видел эти пейзажи. Жил в палатках на льду и понимаю цену всему, чего добиваются люди.
Это кино, как серия портретов на тему «Какие люди покорили для нас Север?»
И вот какие. Простые советские романтики, иногда фанатики, иногда поэты. Но все привычные к труду и понимающие свою работу. Не случайные. Не простые и не идеальные. Совсем не «супермены» и не любят, когда их так называют.
Это особая порода, ветер странствий, «Большая медведица». Не все должны быть такими, но уважать их труд и подвиг надо. Особенно же хочется отметить высокую сознательность и чистоту, без высокопарности, но четкую, твердую правильность. Которая обнаруживается почти в каждом. Север не примет других. Здесь как на войне.
В кино, строго говоря, личных конфликтов-то и нет. Это драма глобального характера, человек и мир, человек и природа, человек и смерть. Есть и минуты радости, любви, шуток в этом полотне. Но в целом, это огромный Север и на его фоне маленький человек, который, вопреки всему, «могёт».
«Гимн Гиперборее»
Природа и съемки заслуживают отдельной похвалы. Подобного гимна Гиперборее, нашей запредельной Родине, я в кино еще не встречал и едва ли скоро встречу.
Туманы, висящие молоком. Сияющие синевой льды. Ледовый белый океан, который бесконечно лакает берег. Тундровые реки, водопады, горы и скалы. Это прекрасно, это само по себе бросает тебе вызов, задает вопрос, чего ты стоишь, побывал ли там?
Прекрасная иллюстрация к книге Андрея Петровича Паршева, «Почему Россия не Америка». Вот в этой ледяной пурге и каменной крошке добывается достояние народа, золото, нефть, газ. Всё, что имеем, достается нам труднее, надрывнее, чем любому другому народу. Такой уж климат и условия.
Это не арабская нефть в жаркой равнине, не американские три урожая в год. Это Россия, сынок.
И Арктика наша по праву первородства, ни одна другая нация не сделала столько для исследования и освоения этих холодных и безжалостных мест. Да, потом придут вездеходы, железные дороги и самолеты. Протянут провода и построят дома. Включат мощные ТЭЦ. Но это будет потом. Первые шаги всегда делают герои, личный подвиг лежит в основе нашего благополучия.
«Это золото государства!»
Такие слова, произнесенные с жаром персонажами фильма, звучат уже непривычно. Но черт возьми, давно пора было их сказать. Ведь это правда.
Мы отвыкли от патриотического духа в кино. От истины, от чистой доблести. А тут она возвращается. Блестящий монолог Бероева на свадьбе. В мире есть зло. Но мы стоим против него. «А в мирное время, добро – это честная работа».
Герои предрекают нашествие «приобретателей» с их машинами и квартирами на первом месте. И мы-то, к сожалению, знаем – чем кончится это «забалдевание» через тридцать лет.
Мы все знаем, что добро, честь и ответственность – они, конечно, есть. Но вот когда их так прямо и упорно провозглашают. Отстаивают. Требуют. Кажется уже и непривычным. Вот Территория и возвращает нас на Родину.
И когда в финале, с радио на вездеходе раздается весть о первом космонавте, Юрии Гагарине. Когда уставшие геологи ликуют и смотрят ввысь, в полярное небо, как бы видя за ним просторы Космоса. Тогда нельзя не подумать, что именно такие же парни оставят «на пыльных тропинках далеких планет» свои следы.
Тогда нельзя не задать себе тот самый вопрос. Где я был? С кем я? Куда мы идем?
Но ответ есть, и еще не поздно.
Сам факт, что такой фильм был снят, что люди смогли так увидеть и воплотить эти образы. И нашли даже деньги. Вот что вселяет в меня окончательную веру в наше, русское будущее.
Степан Зотов, Партия «Родина».
Современная государственная идеология напоминает не прочный плот, на котором можно выстроить что-то фундаментальное, а соломинки, за которые цепляются власти. И кинематограф страдает от этого в числе прочего, потому что не может выдать ничего внятного, лишь набор разрозненных, часто противоречащих друг другу идей. Одной из таких соломинок является "культ Победы". Не отрицая значение Победы, нужно отметить, что все остальное советское время теряет свою осмысленность. Это хорошо отражено в кинематографе. Довоенное время предстает в лучшем случае прелюдией, подготовкой к Войне, а в худшем (и чаще всего) какой-то мрачной эпохой страха, когда все люди делятся на палачей и жертв. Но хуже всего с послевоенным периодом. Он вообще теряет значение, превращаясь в искривленное отражение нашего времени со всем набором "прелестей" (безудержной коррупцией, продажными ментами, маньяками и мафией). Смысл, цели, устремления людей послевоенного СССР исчезают. Эта современная идеологическая бессмысленность бытия послевоенного советского поколения удручает. Ведь это наши отцы и матери. Думаю, Михаил Сегал в своем "Кино про Алексеева" задумался о судьбе этого поколения. Фильм Александра Мельника пытается вернуть потерянный смысл тому времени.
Снятая по книге Олега Куваева, картина "Территория" показывает чем жили, о чем мечтали, что пережили люди 50-х - 60-х гг. Мельник, конечно, не дословно воспроизвел произведение Куваева сорокалетней давности. Но суть передал верно. Это суровое и красивое повествование о предпоследних (а может всё же о последних?) авантюристах – геологах. Но эти советские конкистадоры, в отличие от испанских, не убивали, не разрушали, не алкали искомого золота. Для чего же они жили и трудились? Об этом сказано в самом начале ленты и, на всякий случай для самых непонятливых, это ещё раз повторено в конце. К этому стоит ещё присовокупить монолог персонажа Егора Бероева, он дополнит сказанное.
Самое красивое в картине это всё же не природа, хотя виды, конечно, потрясающие. Самое красивое в ней – это люди. Мы видим людей за работой. За большой настоящей работой. И делают они эту работу качественно, с полной отдачей. Не ради выгоды, а ради уменьшения зла в мире. И они все в ней. Без этой работы их нет. Это фильм не о поиске золота для государства, не о трудностях бытия на Крайнем Севере, это кино не о производстве или выживании. Это фильм именно о людях. Их судьбах, характерах, мыслях, чувствах. И каждый из них по-своему мудр и искренен. Потому что нельзя в таких местах и на такой работе быть глупым и лживым. Глядя на персонажей, понимаешь, что это не просто люди, а Человеки. Великаны прошлого, словно выкованные в кузне богов. Титаны, которые смогли поднять мир на свои плечи.
Картина "Территория" это дань ушедшей эпохе. Эпохе, когда можно было жить по мечте. Когда люди могли жить работой и находить в ней счастье. Когда их не волновали бытовые и материальные вопросы. Когда дела были большими, а счастье находили в малом. Сейчас, увы, потребители захватили мир. И многим (может, и большинству) эти титаны духа и мысли будут непонятны, скучны и пусты. Но стоит сходить в кинотеатр, чтобы увидеть этих людей. Проникнуться их жизнью, взглянуть на мир их глазами, прочувствовать то, что чувствовали они. И понять, что они жили здесь, в этой стране, рядом с нами, ходили по той же земле, дышали таким же воздухом. И что всё это наши отцы и матери. Люди, которые прожили жизнь полную смысла и мудрости. И это мы наполнили её бессмысленностью и пустотой.
ЗЫ Фильмы Мельника нужно смотреть до самых титров. Они в его лентах – это важная часть картины. И вот что я увидел в конце "Территории" – это список лиц, которых благодарили создатели картины за участие. Этот список длиннее, чем перечень актеров. Открывает его Сам Господин Президент. Затем идут Медведев, Собянин. Шойгу и прочие-прочие-прочие высокопоставленные шишки уровня не ниже членов правительства или глав регионов. Оттого у меня возник вопрос: почему при таком широком участии всяких влиятельных лиц фильм идет в довольно ограниченном прокате? Вот она та самая искренняя и патриотичная картина, на которую детей водить классами и которую надо показывать иностранцам. Но нет, лента идет не во всех кинотеатрах, да ещё по паре сеансов в день. Боюсь, что это всё тоже издержки нашей поверхностной и противоречивой идеологии, или того, что ею называется.