Фильмы-антиутопии я делю на две категории. Первая – это экранизации классических произведений, большая часть которых была создана в середине прошлого столетия, а из современных внимания достойны лишь некоторые, избранные произведения. Вторая – это оригинальные сценарии, в основу которых положена мысль, идея. Чаще всего у сценаристов оригинальных сюжетов не хватает ни фантазии, ни жизненного опыта для того, чтобы создать альтернативную реальность, в которой будут разворачиваться события. Именно поэтому до сих пор никто не может превзойти Оруэлла с его «1984» и «Скотным двором». Но робкие попытки предпринимаются, и чем меньше пытаются авторы быть оригинальными, тем более качественными получаются истории.
http://obzorkino.livejournal.com/455453.html
В недалеком будущем в США к власти приходит партия, устанавливающая диктатуру во всех аспектах общественной жизни. Общество процветает, безработица и преступность на нуле, однако все это достигнуто небольшим нововведением – раз в году объявляется «судная ночь», время, когда закрываются все государственные учреждения, включая госпитали и полицию, и разрешаются все проявления насилия. Хочешь убить начальника? Отомстить обидчику? Не вопрос, дождись «судной ночи». Естественно, довольно быстро ежегодная кровавая баня превратилась в банальный геноцид тех, кто послабее, теми, кто побогаче. Состоятельные граждане приобрели защитные системы и проводят эту ночь в кругу семей, а на улицах творится то, что говорящие головы из телевизора называют «правосудием». Главный герой – лучший продавец защитных систем, но в эту «судную ночь» все пошло наперекосяк. Сын впускает в дом какого-то негра, за которым охотится банда подростков. Дочь впускает своего любовника, который хочет прикончить папашу возлюбленной за то, что он против их отношений. Соседи тоже не прочь провести суд над теми, кто нажил богатство на продаже всему кварталу защитных систем. Так что ночь обещает стать долгой и насыщенной.
Джеймс ДеМонако, режиссер фильма, сценарий для своей картины написал самостоятельно. Пусть нигде и не упоминается, из чего он черпал вдохновение, но имеется лишь один роман со схожей идеей общественного катарсиса в виде узаконенных в определенном временном промежутке убийств – «Говорит Москва». Эту весьма корявую и бессмысленную с художественной точки зрения повесть написал Юлий Даниэль, который, кстати, схватил пятилетку лагерей за публикацию своих виршей за рубежом. В «Говорит Москва» в альтернативном СССР был введен день открытых убийств, что было поддержано большинством населения.
Другим романом, которым, как мне кажется, вдохновлялся Джеймс ДеМонако, стал «Заводной апельсин» Энтони Берджесса. Банда подростков, осадивших дом главного героя, как будто списана с экранизации «Апельсина» Стэнли Кубрика, а их мотивация и идеология позаимствована именно из романа. Только вот если у Берджесса и Кубрика дается объяснение мотивам и поведению главных героев, то в «Судной ночи» это вынесено за рамки повествования.
Честно говоря, такие фильмы – большая редкость. «Судную ночь» нельзя назвать оригинальной, но и невозможно отрицать, что сюжет проработан с должной скрупулезностью. Это фильм о насилии, но после просмотра возникает желание поговорить с тем, кто разделил это удовольствием с вами, о, допустим, проблемах воспитания и адекватности таких мер общественной разрядки, избавления от напряжения. Я не хочу рассказывать детали сюжета, потому как он слишком вкусный, чтобы сыпать спойлерами. Могу лишь сказать, что фильм хоть и определяется, как триллер, но страшного в нем ничего нет – немного убийств, немного гнетущей атмосферы. Все это можно потерпеть, ибо далеко не каждый день попадается фильм, который, во-первых, интересно смотреть, и во-вторых, интересно обсуждать.
Вердикт: очень рекомендую всем, кто любит антиутопии и фильмы о социальных экспериментах. Редкое кино.
Понравилась рецензия? Подпишись на новые.
(с) Обзоркино
Недалекое будущее 2022 года. США. Система власти сконструирована таким образом, что идея об идеальном мире и идеальной справедливости воплощена в реальной жизни. Антисоциальные элементы неблагополучного общества почти искоренены благодаря так называемой «Судной ночи», когда позволено им, криминальным элементам и обычным, жаждущим крови людям, по сути все и, в первую очередь, убивать, насиловать и извращаться. Это единственная ночь в году, когда происходит большая чистка. Правда, в этом году Джеймс Сэндин и его семья надолго запомнят ночь всеобщей кровавой чистки.
Вторая по счету режиссерская работа американского сценариста Джеймса ДеМонако, фильм «Судная ночь» 2013 года (в оригинале же просто «Чистка»), снятый на небольшом даже для хоррора трехмиллионном бюджете и разом окупившийся в бокс-офисе в первый же день, представляет из себя как вариацию на тему берджевского ультранасилия и невольно облекает данный фильм в антиутопическую резко-социальную оболочку, так и продолжает традиции таких памятных лент, как «Незнакомцы», «Забавные игры», «Они» и прочих им подобных картин в жанре, действие которых ограничено по сути и главным героям уготована садистская игра на выживание. Собственно антиутопическая часть фильма присутствует лишь вплоть до появления главных антигероев в ухмыляющихся зверских масках, а в дальнейшем «Судная ночь» превращается в этакий мрачноватый слэшер с весьма однозначным финалом с нотками едкой иронии и намеком на то, что история не окончена.
В актерском составе ленты присутствуют Итан Хоук, ранее игравший в дебютной работе ДеМонако «Стейтен Айленд» и яркой ролью Джеймса Сэндина пополнивший свою фильмографию в жанре хоррора и саспенса. Убедительна и Лина Хиди, а главный антагонист в лице Риза Уэйкфилда вышел крайне отталкивающим и прямо отсылающим к Алексу из «Заводного апельсина»(внешнее сходство с этим героем в «Судной ночи» даже намеренно синефильски и утрированно подчеркивается).
Оператор Жак Жуффре снял фильм в мрачной, гнетущей атмосфере, буквально накаленной едва ли не с первых кадров, нарочито беззаботных и в тоже время очень тревожных. Также отличным элементом фильма стал и саундтрек, написанный композитором Нэйтаном Уайтхедом и звучащий на всем протяжении ленты в предвкушении чего-то страшного, переливающийся тревожным дребезжанием.
Итак, «Судная ночь» — весьма качественный, хотя и не лишенный некоторой ординарности триллер с элементами антиутопии и кровавого хоррора, который, я думаю, должны по достоинству оценить все поклонники жанра.
Шикарный, захватывающий фильм о демократии для богатых.
Живут себе люди в развитой стране, имеют работу, имеют достаток, ни в чем себе не отказывают, но наступает одна ночь в году, когда каждому приходится бороться за свою жизнь и эта ночь называется "Судная ночь" и многими жителями этой страны, воспринимается как национальный праздник. Как жаль, что этот праздник только для богатых, как жаль, что лишь богатые могут быть уверенны в своей защите в эту ночь, как жаль, что этот праздник был придуман не во благо людей, а с целью сокращения нищего и самого незащищенного слоя общества.
Фильм динамичный, интересный, с захватывающими поворотами. Ты смотришь, кажется что уже все, что уже нечего боятся, как ни откуда ни возьмись, появляется очередной убийца, который хочет позабавиться, поиграть с уже полюбившимися персонажами и ты заново начинаешь переживать за них.
Мне очень понравилась концовка фильма, вообще с самых первых минут было понятно, кто враг кто друг, но такой благородной концовки я честно говоря не ожидала.
Один из лучших фильмов, что мне когда либо приходилось смотреть. Невозможно удержать адреналин в крови при просмотре этой картины. Съемки настолько качественные, что ты буквально погружаешься в этот хаос и чувствуешь весь этот страх персонажей. На подсознательном уровне, ты вместе со всеми пытаешься спастись, придумываешь куда бы ты забился, чтобы тебя не достали. Это шикарный аттракцион для взрослых.
отличная комедия! душевная! смеялся до слез! очень милое и трогательное кино!!! можно смотреть!!!!!!!!!!
Этот фильм держит в напряжении на протяжении всех 86 минут. Даже забавно, что за столь короткий хронометраж нам успели показать все что только можно. Поразительно что в эти 86 минут смогло уместиться столько насилия, отчаяния, жестокости. Я откровенно не понимаю тех, кому не нравится этот фильм. Он построен на глубокой морали и приправлен невообразимой жестокостью, которая подчеркивает тот факт, что за все надо платить, но далеко не всем. Если ты богат и успешен, то тебе платить не придется. Если ты обычный трудяга, то у тебя нет выбора, из тебя будут выбивать и деньги и жизнь, тебе остается лишь выбрать, заплатить за свою жизнь деньгами или же отдать свою жизнь на растерзание.
Потрясающий триллер с резкими поворотами и неожиданностями. Я осталась в полном восторге и сегодня посмотрю вторую часть этого фильма.
Мне кажется так выглядит усреднённый американский страх перед будущим в свете последн их событий - терроризм, участившиеся случаи немотивированной стрельбы, споры о делегализации личного оружия, экономический кризис...
Идея фильма симпатичная, но всё во второй половине скатывается к достаточно предсказуемому триллеру.... да и идея, если вдуматься, не без изъяна: ну если у людей такая ненависть и жажда крови, если они в эту ночь готовы убивать не смотря ни на какие риски - в том числе и смертельные - что бы могло их заставить воздерживаться от этого в течение остальных 364 дней?
Отличное динамичное и интересное кино, которое позволяет задуматься о том, что в мире много жестокости, которая требует выхода. И случись на самом деле такая ночь, все было бы именно так как и показали. Короткий хронометраж не даст заскучать. Фильм стоящий и рекомендуется к просмотру.
Я уж не знаю, кого этот фильм может заставить хоть о чем-то задуматься. Мне стоило немалых сил, чтобы не выключить его уже минут через 10.
И, знаете, лучше бы выключил. Я думал, такие унылые фильмы перестали снимать много-много лет назад.
Мы живем в мире насилия, которой повсеместно окружает нас. Когда на города спускается ночная дымка, на улицы выходят отморозки, с целью поживится легкими деньгами. Такое происходит не только ночью, днем так же, но ночью намного чаще. Как пороться с этим недугом общества, как защищать своих близких и родных? Мы пока не придумали, но Джеймся ДеМонако предлагает один из вариантов решения этой проблемы. Судная ночь - отличный способ избавится от накопившегося стресса за целый год и как следует расправится со всеми неприятелями, что доставали тебя в течении года. Но никто не застрахован от того, что и его подстерегают такие же садисты убийцы.
Задумка очень интересная, с самого начала она воспринимается зрителем как отличное решение наших проблем, но под конец приходит осознание того, что это не выход. Что жестокость провоцирует жестокость и в данном случае выигрывают только те кто при деньгах. А нищие люди как были бесправные, так и останутся таковыми.
Несмотря на то что этот фильм часто ругают по разным причинам, я бы все же советовал посмотреть его. Он дает пищу для размышлений о нашем бытие. А так же зритель получает незабываемый заряд адреналина. Во время просмотра, сердце бьется как белка в колесе.
Америка, недалекое будущее. В смысле, что живут там припеваючи недалекие люди. 10 лет назад США поднялись с колен (интересно, с чего бы они на них рухнули??) и теперь страна живет тихо-мирно и счастливо. Все как в старые добрые времена - преступность на нуле, приветливые соседи угощают печенюшками, улыбаются друг другу и зовут в гости на чай. Но один раз в году можно бросить это лицемерие и оторваться по полной, вплоть до убийства - когда наступает Судная Ночь.
Наш главный герой за это время тоже успел выбраться из грязи в районные князья, завел детишек, отгрохал дом, которому и арабский шейх позавидует. И все благодаря системам безопасности защищающих обывателей в Судную Ночь.
... И без того затасканную идею о выборе, праве дрожащем или твари бессердечной тут порезали в лохмотья тупыми ножницами. Отношения героев между особой, особенно в этой чудо-семейке выглядят ненатурально и наигранно, словно на школьному балу ботаник-очкарик вынужден танцевать с вице-мисс - оба мучаются, но терпят до финала.
Поскольку смотреть за этими псевдо переживаниями жутко скучно, мозг переключается на мелкие детали, отчего фильм становится совсем +уевым.
Крутая система безопасности оказывается простенькими жалюзями, легко выбиваемыми. В доме нет аварийного освещения Черт возьми там даже нет бинтов и зеленки! О системе пожаротушения лучше не вспоминать - хорошо что никто из школоты не додумался раскуриться и бросить окурок на газон.
Почему в комнате нет "паник-рум" уже сейчас популярной и на западе и здесь?
Пара бронежилетов тоже не помешали бы, кстати)))
Почему вообще нельзя было свалить из этой страны на недельку, пока там такая веселуха?
Все эти варианты спокойно можно перебрать , пока семейка лениво выясняет отношения и бродит в темноте поодиночке по дому.
В финале папаша отрывается и перевыполняет план за десять лет таких ночей сразу.
А мораль? Какая нафиг мораль - в следующий раз когда к вам придут соседи с печеньем познакомится в новом районе - спустите на них собак - тогда уж точно завидовать не будут вашему пентхаусу.
Это крутой фильм, который заставляет задуматься над устройством современного мира. Нет у нас нет судной ночи, у нас есть судный день, каждый день и он точно такой же, его просто не всем показывают. Богачи развлекаются как могут, а нищим с каждым днем все сложнее и сложнее пробиться в те облака, где есть эта иллюзорная демократия и безопасность.
Фильм на протяжении всего хронометража держит в напряжении, он динамичный и с невероятным количеством сумасшедших поворотов. Много жестокости, крови, насилия и все настолько правдоподобно, что сложно не поверить.