Шестеро лощеных представителей высшего общества, включая двух оптовых торговцев наркотиками, договариваются пообедать вместе. Мечтать не вредно.
Самый смешной кадр мирового кино: шестеро буржуа, целеустремленно шагающие по проселочной дороге в никуда. Многозначительно, как картина Магритта. Старый анархист Бунюэль хорошо знал, что сюрреальна лишь вселенная, собранная из обыденных вещей. А что может быть банальнее и важнее для буржуа, чем трапеза? Но мир возводит на пути к ней столько препятствий, что Еда кажется святым Граалем, чем-то абстрактным, монументальным. Фильм построен как матрешка: стоит вынырнуть из одного кошмарного сна, как оказываешься в другом. Если повезет — в своем, если нет — во сне приблудного солдатика, а то и епископа-убийцы. Рассчитываешь приятно провести вечер у друзей — их сексуальный голод пересилит законы гостеприимства. Выберешься в модный ресторанчик — где стол был яств, там гроб стоит. Потянешься за жареным цыпленком — в лучшем случае на зубах затрещит театральная бутафория, в худшем — получишь пулю в живот. Бедные, бедные буржуа, полагавшие, что мир устроен по их образу и подобию, но оказавшиеся беззащитными перед простеньким и эффективным заклятием, наложенным на них неким высшим шутником.
вообще, тема еды проходит красной нитью через фильмы Бунюэля. вот уже несколько фильмов подряд герои не могут нормально поесть - в "Отвергнутых" ради кусочка хлеба убивают, в "Ангеле истребления" еще чуть чуть и тоже. Что это - фиксация или как всегда абстрактная метафора, значащая не больше, чем - ну там - рояль с мертвым и ослами? ждите ответа.
Разбирать достоинства и недостатки этого фильма нет никакого смысла.Разве нужно говорить о ценности того или иного явления природы? Это просто одна из вершин кино.
Скромное обояние буржуазии началось как всегда в баре. Карьер вместе с Бунюэлем именно там придумывали сценарии или каки-то ходы для фильма. Все началось с того, что вроде Карьер пригласил своих друзей на чай, но совсем забыл об этом и в результате хозяина не было дома, а гости пришли. Дальше, как Бунюэль и любил, и делал, добавляются сны, которые только сперва кажутся парадоксальными, но если присмотрется - имеют вполне обыкновенное объяснение. Бунюэль в цвете начал стебаться буквально над всем, а не только над церковью и религией. Очень понраивлась сценка, когда буржуа пьют шампанское. Герой Фернандо Рея зовет садовника и предлагает ему выпить вместе со всеми остальными. Садовник чувствует себя неловко. Он же всего лишь слуга. Но приказ есть приказ. Они чекаются и садовник выпивает залпом содержимое бокала. Его благодарят, а когда он покидает помещение герой Фернандо Рея говорит: "Вот разница между нами и ими". Этот фильм стоит смотреть даже ради этой фразы, но там много и всего остального, как и в любом фильме Бунюэля.
После просмотра фильма с жадностью проглотил книгу Бунюэля "Мой последний вздох"! Долго смеялся... Ведь скандал с фильмом «Скромное обаяние буржуазии» разразился просто мирового маштаба! Пресса повторяла слова режиссера о купленном у американцев за 25 тысяч долларов «Оскаре» в категории «Лучший иностранный фильм». Бунюэль сказал, что это шутка и отправился снимать следущий фильм. Очень уж привлекали его провакации и скандалы.
А родился уникальный фильм «Скромное обаяние буржуазии» из реальной истории:знакомые явились во-время, но хозяин про приглашение забыл. Теперь нужно было придумать продолжение и Бунюэль со своим другом Зильберманом «скреативили» 5 вариантов сценария за ночь. Потом подумали, выпили любимый напиток режиссера «драйв-мартини» и решили подсократить, используя в сценарии прием сна во сне… Переглянувшись, они обрадовались оригинальности такого хода и его уникальному свойству впаивать одуванчик в хрусталь. Дело пошло!
О, это были отличные бодрые времена! Актеры вкусно ели и пили,обмениваясь фривольными шутками а режиссер, снимал свою историю, кстати первый раз пользуясь видеокамерой… История получилась очень смешной, и в то же время душевной, и даже сентиментальной. На «Ночи Луиса Бунюэля» в «Художественном»( Москва) мы скорее всего разглядим на большом экране, как Дядюшка Луис за нагромождениями неожиданных препятствий у главных геров, от души смеётся над ними и одновременно обожает их пороки. Ведь, каким-бы новатором ни был Бунюэль,он остается тем же «обаятельным буржуа». Хоть и с отменным чувством умора…
Режиссер Луис Бунюэль. Национальная премия и премия «Оскар». Фильм удостоен награды Академии как лучший иностранный фильм в 1972 году.Сюрреалистический фильм. Полон аллюзий, парадоксов, сочетаний несочетаемого.
Главные герои - чванливые, манерные, напыщенные особы, представители верхушки среднего класса. Их быт, их образ жизни весьма необычен для современного нам человека. Многие из их привычек ушли в прошлое. Что делает фильм еще более забавным. Движения этих людей медленны и размеренны, тогда как движения души мелки и порывисты. Даже самые нелепые поступки они пытаются совершать грациозно, и их тщетные попытки выглядеть более претенциозно и возвышенно не могут не заставить зрителя улыбнуться. Люди, по сути своей, мелкие, тщеславные, корыстные и эгоистичные, но претендующие на место в этом мире более почетное, чем они реально занимают.
Сюжет зрителю, не знакомому с воплощениями сюрреализма в кинематографе, может показаться немного нестройным и размытым. Впрочем, как раз в переплетении основных нитей повествования, переплетении снов, из которых он соткан сюжет- очарование этого весьма оригинального творения.
"Скромное обаяние буржуазии" или сюрреализм по-бунюэлевски
компания душ (при жизни буржуа, убитые во время трапезы) мытарствует по тому свету. А может и не по тому и вовсе не мытарствуют. но, собственно, ничто не мешает интерпретировать сюжет этой поистинне сюрреалистической картины в подобном ключе..
Краеугольным камнем для них становится попытка поесть, которая им никак не удается.
Очевидно, что души убитых ни о чем не догадываются. Они продолжают жить в привычном режиме страстей и желаний, страхов и забот. Все как в жизни. Почти как в жизни...Некоторые странности не настолько значительны, чтобы обращать на них внимание; некоторые забавны; некоторые постигаются с трудом... Но рано или поздно все станет на свои места, пазл сойдется и души все осознают и, возможно, отвлекутся от мысли об обеде, который им не удалось доесть при жизни .)
Отточенная стилистика. Очаровательная философская улыбка Бунюэля. Изящно, иронично, легко, гротескно.
В фильме использован интересный прием, использованный, позже, в таких фильмах, к примеру., как "Алиса или последний побег" Клода Шаброля, "Простая формальность" Торнаторе, в которых тема смерти раскрыта с использованием инных стилистических приемов, и тем не менее; то, что умершие воспринимают как свои сны или то, что они "забыли", на самом деле вспышки памяти, освещающие осколки событий, которые происходили в реальности. Так же уместно будет вспомнить фильм Карена Шахназарова "Город Зеро".
Ключевая фраза, т.е. являющаяся ключом к расшифровке символических смыслов обыгранных в фильме, а также философии сюрреализма, на мой взгляд, произнесена священником-садовником, в целом фигурой в высшей степени символической, казалось бы, непонятно к чему: "Когда Лазарь готовился к смерти, он потерял память". Это не цитата из Евангелия , но речь о евангельском сюжете об усопшем Лазаре. Или, выражаясь современным языком, - уснувшем. . Лазарь потерял память и ощущение времени как раз во время смерти или, точнее, сна, как сказал Иисус: "Лазарь, друг наш, успе, но иду, да возбужу его".
Почему Иисус говорит о смерти как о сне: как изъясняет Иоанн Златоуст, «когда пришел Христос и умер, чтобы дать жизнь миру, смерть уже не называется смертью, но сном и упокоением».
Бунюэль семь лет учился у братьев иезуитов, что дает основание для уверенности, что Библию и ее трактование Бунюэль знал очень хорошо. Фраза священника, сказанная как бы в зал, безусловно, неслучайна, как ничто не случайно в фильме.
Обаяние гения Бунюэля не оставит равнодушным , как и виртуозное владение стилистическими приемами сюрреализма.
Сложно структурированное пространство картины Бунюэля напомнило мне работы его соотечественника, гениального испанского художника Веласкеса.
P.S.
Зигмунд Фрейд дал определение сюрреализму: сон + реальность = сверхреальность = сюрреализм.
Отличный французский фильм. Для гурманов самое оно) "Скромное обаяние буржуазии" можно вполне считать классикой сюрреалистичного кино, хотя абсурд здесь не самоцель, а всего лишь прием, помогающий понять задумку автора, обаятельнейшего буржуа Луиса Бунюэля)
Классика кино, которая на удивление не выглядит устаревшей.