Фильм ужасов о женщине, которая разыскивает свою маленькую дочку в городе-призраке. Редкой красоты экранизация компьютерной игры. Режиссер — автор «Братства волка», сценарист — небезызвестный Роджер Эвери.
Триллер, Ужасы, Драма |
16+ |
Кристоф Ганс |
21 апреля 2006 |
2 часа 6 минут |
sonypictures.com |
Маленькая лунатичка Шэрон (Джодель Ферланд, дитя прерий из «Страны приливов») по ночам ходит прыгать с обрыва, а когда ее ловят на краю, бьется в конвульсиях и страшным голосом кричит про место под названием Сайлент-Хилл. Узнав через Google, что такой город правда есть (точнее, был) в Западной Вирджинии, приемная мать (Митчелл) тайком от разумного тихого мужа (Бин) везет девочку туда — лишь затем, чтобы сразу по приезде ее потерять. Проглотивший ребенка райцентр, 30 лет назад не то выгоревший, не то поголовно задохнувшийся при пожаре угольной шахты, обладает собственным обширным подсознанием, в котором героиня и застревает — на пару с некстати погнавшейся за ее внедорожником полицейской блондинкой (Холден). В воздухе будто разлили молоко, с неба рождественским снежком падает пепел, на местной церкви ревет сирена воздушной тревоги, предупреждая о наступлении ночи. Ночь тут наступает примерно каждые полчаса, с приходом тьмы из-под всех поверхностей начинает переть наружу склизкая хищная органика, а за пустыми фасадами лязгает механизированный ад и рыщут босховские твари.
Авторство этого убийственно жестокого, красивого, как черт знает что, двухчасового (режиссерский вариант, как сообщается, идет все три часа) полотна по мотивам японской компьютерной игры принадлежит престранному дрим-тиму: французский режиссер Ган (снял «Плачущего убийцу» и «Братство волка» — две упоительные, пусть и несколько бестолковые картины), бывший тарантиновский соавтор Роджер Эйвери и еще один француз — Николя Букриф (сценарист фильма Кассовица «Убийца/Убийцы», сделавший как режиссер отменный неонуар «Инкассатор»). Для жанра, в котором снята эта удивительная история про девушку и ад, имеет смысл придумать красивое страшное название на латыни: самый близкий из уже существующих терминов — гран-гиньоль — для «Сайлент-Хилла» как-то недостаточно grand. К тому же гиньоль подразумевает балаган и бутафорию, а Ган как живописец старой школы ничего не имитирует, он работает не с поверхностями и текстурами, а напрямую с материей — в данном случае с материей зла, иррациональной, завораживающей и отталкивающей на каком-то базовом, молекулярном уровне. Из общедоступных поп-произведений недавних лет такой доходчивостью в изображении чисто физиологических различий между добром и злом могли похвастаться разве что «Хеллрэйзер» и, может быть, пара минут из тарсем-сингховской «Клетки». И примороженная главная героиня, чей скромный словарный запас и замедленная реакция на творящиеся вокруг кошмары вызвали массу веселых шуток в англоязычной прессе, на самом деле ведет себя единственно правильным образом: она внимает.
Потому что «Сайлент-Хилл» не про страх, когда над ухом крикнули «бу!» или вцепились зубами в ляжку, он про ужас как духовный опыт — чистый, неразбавленный, со вкусом и цветом, очищающий, дезинфицирующий, как медицинский спирт. В своих методах и целях он ближе не к хоррору в обычном его понимании, а к изуверским квазирелигиозным эпосам какого-нибудь Алехандро Ходоровского (с той поправкой, что Ган, на мой непритязательный вкус, сильно талантливей Ходоровского, да и денег ему дают больше раз примерно в сто). После него не боишься темных углов, тумана и закрытых дверей — просто пару дней живешь в полной уверенности, что в голове у тебя сотня сообщающихся между собой неосвещенных комнаток, а по ним ходит растрепанная артистка Митчелл с фонариком в руке и зовет дочку. Экранизация компьютерной игры, говорите? Ну-ну.
А ведь японцы делали всего лишь очередную видеоигру. Ган переписал ноты, и теперь безобидный Безмолвный Холм ассоциируется лишь с Аушвицем. Призрак третьего рейха перебрался в Вирджинию, в туман, в тишину. Здесь ничто не мешает пеплу быть похожим на снег, ведь жгут здесь именно ведьм, а вовсе не тех, о ком вы подумали.
Пробравшись на места, решительно сразу стало тесно. От количества людей, от количества чавкающего поглощения жёлто-воздушной дряни. Предвкушая атмосферу белой пелены, меняющейся с кромешной тьмой, пришлось расслабиться. Среднестатистическая истеричная черноволосая девочка маячит перед глазами. Щелчок. "Звонок", "Тёмная вода"… Щелчок. Японцы. Только начинаешь въезжать в посредственность, теряешь нить атмосферы, начинаешь придираться к дурной матери, которая не понятно, зачем вообще вышла замуж, раз не доверяет ему и не может полностью положиться. Взгляд пустеет. Искать нечего. Неадекватный женщина-полицейский. Взгляд тупеет.
Fade sound 0 to 1. Что это? Воздушная тревога? Люфтваффе! Где же шум моторов? Где же разрывающиеся снаряды. Где же я, чёрт возьми? Клоака тумана разрезается. Что-то лезет изнутри. Это божьи твари. И уже хочется потискать их за ушком. Губы расползаются к ушам – ты уже улыбаешься. Да. Это то, что нужно.
А потом наступает противостояние режиссёра, сценариста и продюсеров. Кто тянет одеяло? Почему все трое под одним одеялом? Очень жаль, но режиссёр не смог отпереть двери задумок полностью – настежь. Он лишь отворил их, а злобная система и установленные правила лишили его возможности осветить тёмное сознание людей, полностью отворив ставни его взглядов. Два часа? Вы точно не в своём уме, господа. Вижу здесь все три. Четыре часа! Сразу вспоминаю беднягу Гиллиама.
Тем не менее, успел въехать в эту прекрасную бездну, которую удивительно чётко воспроизвели и перенесли на экран. Конами довольно кивает. Не знаю на счёт аплодисментов, ведь японцы это не корейцы. А ведь конец фильма просто проецирует творчество Ким Ки Дука. Ган смотрел «Пустой Дом», точно вам говорю.
Так звонко слово «ведьма», на моей просроченной памяти, не орал ещё никто. А у Гана орут! И хоть ты трижды тресни, но когда сектанты сожгли полицейскую, я безнаказанно аплодировал.
Проследили намёк на Жанну Д’арк? Ах, Жанночка, и без тебя тут не обошлось. Секта. Строй. Нелепость. Радикализм. Кретинизм. Чёткая грань. Я плохой – ты хороший.
Сладкий и лёгкий пафос. Очень приятный. Облизываешься. Гармония. Тоска. Титры?
Есть лишь одна вещь, которая рекомендует… нет, обязывает смотреть эту ленту. Все параллели, проводимые автором, являются не просто стрелочкой или ссылочкой. Они предстают перед нами ничем иным как колючей проволокой. Как в прямом, так и в переносном смысле. Каждый увидит разные параллели, а кто-то и вовсе назовёт их своим любимым словом «штамп». Не судите тех людей строго. Просто помимо того, как клеймить заштампованным фильм, они умеют разве что поглощать попкорн. Ребята, даже Дядюшка Сэм гордится вами!
Это телефон звонит, или тревога? Где же тут комод с фонариком? Что-то это за звук? Там кто-то есть?..
Мне жаль до слез, что не удалось посмотреть «Сайлент Хилл» на большом экране. Но я не устаю наслаждаться «репродукцией», и беру с собой заезженный диск во все долгие поездки, предполагающие вечерние киносеансы.
Этот фильм – экстракт запредельного ужаса из сюрреалистического мира. Чудовища, вызванные авторами из недр адского вечно полыхающего городского подполья, страшны своей схожестью с людьми, и своей нечеловеческой сущностью.
Если по порядку, то сюжет картины прост, приемная дочка героини явно больна, и что бы ее излечить (выбить клин клином), мать едет в город, название которого мелькает в навязчивых идеях суицидальной девочки. Город не просто так попал в знаменитый список «городов-призраков». Как только безутешная мать пересекла границу поселения, началась чертовщина, которой в конце будет довольно заурядное, но весьма красочное объяснение. Девочка во всем этом кровавом хороводе сыграет не последнюю роль, семья, так или иначе, воссоединится.
Что меня притягивает в этой жуткой и мрачной ленте? В первую очередь – красота исполнения. И чудовища, и антураж, и звуковая дорожка –все что находится в пределах экрана – заставляет зрителя погрузиться в страшное чужое сновиденье, стать соглядатаем мрачного мира психического больного. При всем этом, вы не отрываясь следите за судьбой главных героев –дочь бежит, мать догоняет, и это единственное, что связывает происходящее на экране с реальностью. Все остальное – фантазия, сон разума, картина сумасшедшего гения.
Кино из серии «Смотреть обязательно» даже тем, кто не жалует ужастии. Этот фильм- произведение кинематографического искусства, после которого многие любимые за нарядность исполнения картины безвозвратно меркнут.
Отличный фильм с захватывающим сюжетом. Боялся, что увижу бессмысленную страшилку с монстрами, но кино превзошло ожидания. Замечательный, совсем не противный фильм ужасов, посмотреть который стоит всем любителям мистики, игры Silent Hill и просто хорошего кино.
Пересматривал этот фильм несколько раз и пересмотрю еще с удовольствием. Великолепная операторская работа, атмосфера загадочности и ужаса - всё как должно быть! Качественных фильмов ужасов подобно этому, к сожалению мало.
В эту картину действительно было вложено много сил людей разного профиля.
Жалко что продолжение "Сайлент Хилл 2" было снято отвратительно....
Решил тут пересмотреть первую часть после второй. Как-никак, шесть лет прошло. И когда-то я был не в восторге от этого "шедевра" кинематографа. Но сейчас...
Сразу оговорюсь, что сравнивал старый "Сайлент Хилл" с новым. И вот сравнение было не в пользу нового. Да, в первом сюжет скомканный, местами скучно. Но боже, какой же это великолепный фильм, если сравнить его с недавней премьерой. Здесь есть атмосфера мертвого города, страх и уныние, безысходность и понимание того, что надежд не осталось. В "Сайлент Хилл 2" всего этого нет и в помине.
Так что, если будет выбор, какую часть смотреть - без раздумий качайте первую и не прогадаете. А про вторую забудьте. Ее нет. Просто нет.