Драма |
Михай Йонеску |
1 января 2010 |
1 час 19 минут |
Присутствие этого фильма в конкурсе ММКФ восстанавливает связь времен. В 1979 году, когда Кесьлевского никто не знал, золотой приз у нас взяла его первая большая игровая работа «Кинолюбитель». В ней он опирался он свой опыт штатного кинохроникера одного крупного предприятия, показывая, что легче всего превратить в фальшивку именно кинодокумент. У него был свой травматический опыт: когда-то он сделал документальный фильм «Станция», а потом отснятые им материалы использовались в качестве вещдока на разбирательстве уголовного дела. В игровом кино есть хотя бы правда волеизъявления автора. В документальном запечатленная жизнь — заложник идеологии, которая в данный момент ею пользуется. «Разные матери» сняты по мотивам «случая Кесьлевского» на станции, где пятеро документалистов проводят полсуток, размышляя, какой фильм у них получится, а выходит то, что было надо совсем не им. Разговоры о матерях — еще один, менее очевидный, воздушный поцелуй «Кинолюбителю»: вспомните у Кесьлевского весело помахивающую из окна мать, которая через пару дней умирает, — и тогда бытовая съемка про то, как многокартирный дом собирается утром на работу, превращается на ее похоронах в слезливую эпитафию.