Ильин (Любшин), фронтовик и боксер с несломанным носом, возвращается из северного поселка Усть-Омуль в послевоенную Москву к Томке (Гурченко), которую обожал аккурат перед войной. Он проводит с ней пять щедрых вечеров и понимает, что любит и вроде любим, однако, не желая считаться шофером-неудачником, срывается назад в Воркуту.
Гениальные фильмы часто получаются в перерывах между съемками фильмов просто хороших. Так Вонг Кар Вай снял «Чункинский экспресс», отдуваясь от «Праха времен»; так Михалков снял лучшее свое кино в коротком отпуске от «Обломова». Экранизация блистательной пьесы Александра Володина 1967 года даже в чем-то подправила первоисточник: в фильме Гурченко, по счастью, не называет Любшина Сашком; а он в пьесе, к сожалению, не ищет насущной песенной правды с буфетным солдатом. Станислав Любшин, лучший актер 1979 года по опросу «Советского экрана», сыграл лучшую свою роль. Он явил собой неповторимый образец того самцового юродства, при котором и прямым в подбородок — всегда пожалуйста, и «Думы окаянные» с дамской шляпкой на голове — не слабо; и которого никогда больше не будет в советском кино. Будет либо рукастый перец Гоша — Баталов из фильма «Москва слезам не верит» — домовитый и скучный жлоб; либо чересчур истеричный денди Янковский из «Полетов во сне и наяву». Андрей Тарковский говорил, что все в этом кино хорошо, кроме финальной фразы: «Главное, Саша, чтобы не было войны». И ведь как был прав.
Душещипательная история соединения двух сильных, любящих сердец после 25-летней разлуки, связанной с войной. Интеллектуал-шофёр с Севера претворяется директором химкомбината, а его старинная невеста - этакий строгий комсорг на швейной фабрике. С возрастом характеры, вероятно, портятся, но настоящей любви это не помеха. Встречаются трогательные моменты, местами и прослезиться не грех. И конечно, во всей "красе" тут показан был коммуналки.
Немолодой Александр Петрович (С. Любшин) приезжает на отпуск в Москву, где знакомится с легкомысленной бакалейщицей Зоей (В. Теличкина). Случайно выглянув в окно из её комнаты, он узнает дом, в котором когда-то до войны жила его девушка Тома. Решившись зайти, он с радостью обнаруживает, что Тома по прежнему там живет. Правда теперь она не Тома, а Тамара Васильевна (Л. Гурченко). Работает мастером на заводе. Воспитывает племянника - студента Славу (И. Нефедов). В-о-о-т. Неловкое молчание, сразу наводящее на мысли о том, что между ними когда-то что-то было. Это вскоре и подтверждается. Теперь у них есть пять вечеров, чтобы попробовать исправить свои ошибки...
Практически полностью снятая в интерьерах московской коммуналки жизненная история о двух разлучённых войной людях оставляет двойственное впечатление. С одной стороны есть дуэт великолепного Станислава Любшина, создавшего образ чрезвычайно обаятельного и противоречивого Александра Петровича, и чуть менее заметной на его фоне Людмилы Гурченко (в своем стиле - местами истерично, местами ничего), а с другой стороны создаётся впечатление того, что Михалков явно чего-то не договаривает о своём главном герое (например упоминания про ГУЛАГ мы так и не дождемся). Тем не менее по-вуайеристски снимая диалоги между героями то из-за зановесочки, то через стекло, Никите Михалкову удается мастерски сохранять интригу практически до самого конца фильма.
Кстати именно в конце, после прозрения Александра Петровича, когда черно-белые тона картины превращаются в цветные, реально начинаешь восхищаться безукоризненной работой художника-постановщика Александра Адабашьяна. Блеск!
Согласен с Тарковским по поводу финальной пафосной "Лишь бы не было войны" - она явно сказана не к месту - Михалков учился быть конъюктурщиком.
Как бы ни странно это звучало, это не самый яркий фильм, но это прекрасный сюжет и сильнейшая игра Любшина и Гурченко. Настоящая ощущаемая сила и трагедия персонажей, и это очень круто. Михалков тут, вообще говоря, мало при чем.
Прекрасный фильм про трагедию, одиночества и человека, переданный совсем-присовсем точно.
Решила посмотреть этот фильм после увиденного мною одноименного спектакля "Пять вечеров" в Современнике, который мне очень понравился своим надрывом сюжета и игрой актеров. В отличие от спектакля, в фильме не было весьма интересной сцены разговора Тамары с Зоей. Что касается персонажей, каждый актер в фильме буквально прожил свою роль: мы верим и влюбленной Томе, и отчаянному Александру, и пьяной Кате. Но всё равно не могу сказать, что смотреть фильм было легко: мы привыкли к быстрому развитию событий, смене кадров, а здесь в целом безрадостная обстановка, музыка и долгие, хоть и красноречивые, взгляды.
Безусловно, одна из лучших "драм про любовь в советских реалиях", к тому же, выявляет вторичность более раскрученного фильма "Москва слезам не верит".
Любшин и Гурченко дотягиваются до моего зрительского сердца. 4,25 из 5
На мой взгляд это один из наилучших фильмов с участием Людмилы Гурченко. Основное действие фильма разворачивается в квартире главной героини, куда приходит её бывший жених, желая хоть что то узнать о своей несостоявшейся невесте. Их свадьбе помешала война, с которой он уже к ней не вернулся. И вот через много лет герои встречаются и оказывается, что чувства не только не остыли, а бережно хранятся в сердце, в их воспоминаниях. Прекрасная актёрская игра Людмилы Гурченко и Станислава Любшина не оставит зрителей равнодушными, а взволнует до глубины души. Советую всем посмотреть этот трогательный фильм, не пожалеете.
По - моему это один из лучших фильмов, снятых Никитой Михалковым. Фильм о встрече двух уже немолодых людей, разлучённых войной. Они когда то любили друг друга, и вот судьба свела их вновь. Они вспоминают о своей молодости, о своих свиданиях, первых поцелуях. Александр хочет обеспечить счастливую жизнь Тамаре, хотя бы в течении пяти вечеров, пока он находится в городе. При этом он прибегает ко лжи, выдаёт себя за большого начальника. Ему удаётся растопить сердце Тамары. Если вначале это чёрствая и раздражённая женщина, то в течении пяти вечеров она становится всё боле мягкой и женственной. Не в силах больше врать Тамаре Александр сбегает от неё, но всё же любовь к ней, заставляет его вернуться и рассказать всю правду. Фильм добрый и трогательный. Я уверен, что он всегда найдёт своего зрителя.
С Тарковским по поводу последней фразы согласиться можно, но к тому моменту когда она прозвучит, душа содрогнётся такое количество раз, что простить Володину можно всё. Катарсис - это вам не хрен собачий.
Картина редкая, картина, вызывающая состояние душевного страдания накала столь сладкого и невыносимого, что диву даёшься: Откуда бы? Да - удивительная игра актёров: Любшин в роли Ильина породил коллективное бессознательное мужчин 60-х годов рождения. Гурченко неподражаемо сходит с ума от любви. Все до единого в ударе. Но суть не в этом.
Сквозь ТВ и радио речитатив о советских спутниках и балете прорывается вневременное, непроизносимое и совершенно неожиданное в экранизации данной пьесы данным режиссером откровение. Режиссуре не поддающееся и похоже, что нерукотворное - Большое Искусство.