Где-то на Диком Западе живет молодая женщина Лиз (Дакота Фэннинг). Она замужем за добродушным фермером (Уилльям Хьюстон). Они воспитывают двух детей — маленькую дочь (ее) и сына постарше (его). Фермер занимается овцами, Лиз принимает роды. Она нема — но не глуха, что объяснится со временем.
Однажды в их поселении появляется новый проповедник (Гай Пирс), суровый мужчина со шрамом на лице. Он обещает прихожанам адские муки, однако ужас, в который приходит Лиз при виде него, поначалу кажется преувеличенным. Но это только поначалу.
Фильм начинается с титра «Преисподняя» Колховена» — с авторским апломбом, который позволяют себе немногие. Международную аудиторию это может позабавить; впрочем, 47-летний Мартин Колховен — один из самых успешных режиссеров Голландии, и этот фильм, на который он угрохал лет семь, — пока самый амбициозный его проект: со звездами, солидным бюджетом, раскиданным между европейскими компаниями, и на английском языке.
В оригинале картина называется «Сера», а «Преисподняя» — название (не слишком правдоподобное, кажется, зато красноречивое) борделя в шахтерском городке, где происходит часть действия. Впрочем, этот фильм настолько перегружен христианской символикой, что слагаемые можно беспрепятственно менять местами. Чем, собственно, сам Колховен и занимается: фильм поделен на четыре главы, и первые три идут в обратном хронологическом порядке, хотя особого смысла в этом нет. На мелочи автор не разменивается: главы называются «Откровение», «Исход», «Бытие» — и, немного в сторону, «Возмездие».
Несмотря на декорации вестерна, в сущности, это очень голландская работа, и по содержанию (главные герои — включая Лиз — оказываются голландскими переселенцами), и по мысли: яростный антирелигиозный памфлет, который уравнивает религию с подавлением, в первую очередь сексуальным. Жанр «Преисподней» можно определить как хождение по мукам: героиня проходит через нечеловеческие страдания только потому, что родилась женщиной в мужском мире, лицемерном и безжалостном.
Все это замечательно, и, наверное, в таких случаях позволительно немного сгущать краски, но Колховен оперирует исключительно иссиня-черным и кроваво-красным. Что, конечно, чисто рефлекторно производит определенное впечатление: три-четыре сцены не стоит смотреть слабонервным (хотя ничего такого уж невероятного), а еще пара — с участием детей — способна вызвать (и уже вызвала) вопросы этического характера. Но шоковые эффекты — это лишь часть проблемы. Важнее, что режиссер настолько серьезен — невозможно поверить, что у него за плечами пара хитовых комедий, — и при этом настолько неглубок, что не замечает, как его материал неумолимо движется в сторону самопародии.
Концентрация зла и низости здесь такова, что граничит с карикатурой. Особенно это касается, конечно, персонажа Гая Пирса, протестантского проповедника, который оказывается дьяволом во плоти и под конец ведет себя уже как герой хоррора. Пирс прекрасный актер, но, учитывая возможности роли, скорее разочаровывает — местами он даже выглядит скучно. Фэннинг, у которой роль почти без слов, очень выразительно смотрит, но она тоже персонаж одномерный, жанровый, просто на другом полюсе.
Удушение кишками, отрезание языков, забой свиней (важная, кстати, тема в творчестве Колховена), повешения на любой вкус, Карис ван Хаутен в наморднике, Кит Харингтон в образе ангела, флагелляция, изнасилования, педофилия, инцест — чтобы оправдать два с половиной часа такого зрелища, нужно предъявить для баланса что-то по-настоящему весомое. Но голландец не справляется ни как художник — не помогают ни многозначительные планы сверху, ни усредненно-голливудская сентиментальная музыка, — ни как сценарист. «Это женская участь». — «Почему?» — «В Библии так сказано». На несчастную героиню периодически пытается залезть какое-то очередное чудовище, приговаривающее: «Я буду нежен», — и режиссер, несмотря на свои лучшие намерения, слишком часто по ходу фильма оказывается примерно в такой же роли.
Грешники старого света
Обреченный может делать все, что пожелает (с)
Немая повитуха Лиз тихо, мирно живет со своей семьей. Все меняется, когда в их церкви появляется новый проповедник. Лиз отказывается принимать его, а священик всеми силами старается оказаться рядом, люто ненавидя тех, кого она любит. Их объединяет тайна, которая должна привести к пагубным последствиям, если Лиз не успеет помешать «святому» человеку добраться до нее и ее семьи.
Вся история распределена по четырем главам, в которых столько всего насобиралось, что после просмотра голова буквально кипит от обилия полученной информации. Огромное спасибо Кулховену за то, что он не стал делать из сюжета головоломку. Ведь вряд ли в ближайшее время, а уж в прокате и подавно, не появится ничего подобного или хотя бы отдаленно похожего. Зато, как чудесно прописаны герои, по актерам прямо видно, что они с головой окунулись в проект во многом благодаря именно этому и возможности отойти от образов обыденных героев.
Гай Пирс научился так выбирать роли, что даже короткие появления, как это было в недавнем «Гении» запоминаются, чуть ли не лучше всего остального. Здесь он невероятно хорош, от него веет холодом и разит своими речами он ничуть не хуже, чем управляется с ремнем и оружием. Дакота Фаннинг здесь действительно играет, ее героине сопереживаешь и хочется ей всячески помочь, она отлично передает весь эмоциональный накал и всю безвыходность ситуации, в которую она угодила. Кит Харрингтон не только не раздражает, а даже демонстрирует, что может быть, как неплохим драматическим, так и комедийным актером.
Оператору Рогиру Стофферсу удалось разнообразно и интересно снять всю историю, хотя герои не так уж часто и меняют локации. Для него были важны, как действия, так и лица персонажей, которые впечатываются в память и не отпускают, даже после выхода с сеанса.
Композитор «Безумного Макса: Дороги ярости» сочинил для «Преисподней» беспроигрышные композиции, замечательно отражающие весь ужас и эмоции героев.
«Преисподняя» — очень «вкусное» кино, которое интересно разматывать, постепенно знакомясь со всеми героями картины. Несмотря на хронометраж, а фильм длится около двух с половиной часов, время проходит незаметно, уж очень хорошо у создателей получилось создать по-настоящему необычный проект, ведь в отличие от стандартного Голливуда они не бояться замарать руки или убить одного из главных героев, тем более и жанр к этому всячески подталкивает.
Ужасно! В смысле, некоторые сцены шокируют. А так, вполне себе вестерн про маньяка (не думаю что очень много фильмов в этом жанре). Разделение на главы идущие не в хронологическом порядке Тарантино напомнило. Только болтовни и чёрного юмора здесь нет (главная героиня немая же, не поболтаешь).
ЭТОТ ДИКИЙ, ДИКИЙ, ДИКИЙ ЗАПАД...
Самый необычный и интересный фильм, увиденный мной за последние несколько лет - фильм, где очень много жестокости, насилия, унижений и крови, но это и фильм о любви: матери к дочери, жены к мужу, о силе духе, о стремлении выживать, о женщине, которая в те времена, когда у женщин не было права голоса, осмелилась сама строить свою судьбу и защищать свои близких.
Фильм снят необычно с обратным хронометражом, и по мере раскручивания сценария, появления жутких деталей, становится понятен его истинный чудовищный смысл.
Но несмотря на мрачное настроение в течение всего фильма и не совсем счастливый финал, фильм красивый, притягательный и смотрится на одном дыхании.
Очень рекомендую!
А почему не убить его сразу?
Начну с того, что до конца финальных титров я сидела и отрицательно качала головой, потому что слов, чтобы описать увиденное у меня не нашлось, а эмоции прибили к креслу.
И сразу добавлю, что фильм к просмотру я советую. Он держит в эмоциональном напряжении, так как фабула раскрывается в очень правильном порядке, а темы выбраны именно те, которые никого не оставляют равнодушными.
Все два с половиной часа киноленты мы видим действительно преисподнюю - преисподнюю, которая воплотилась в судьбе Лиз (Дакоты Фаннинг). И если вам покажется, что она каждый раз она от изумления округляет глаза, то нет, это все мать-природа одарила Ее такими "таращилками", а происходящее ее ничуть не удивляет.
Фильм пропитан жесткостью, откровенно омерзительными кровавыми сценами с вывернутыми внутренними органами, особенно в отношении животных, на что смотреть неприятнее, чем на любые другие отличающие моменты фильма. При всём при этом, сексуальные сцены обыграны плохо, либо же не показаны вообще, а насилие однообразно.
Есть очень много непонятных моментов: матери так легко сводят счёты со своими жизнями, оставляя в этом жесточайшем мире своих маленьких дочек, но почему-то не могут из поколения в поколение разобраться с антогонистом всей их жизни. Или, например, абсолютно непонятен проделываемый во второй главе трюк с языком главной героини. Что мешало ей сделать это частично? Либо вообще попросту не открывать больше никогда свой рот. Многие такие ньюансы простому зрителю непонятны.
Из всего актерского состава помимо Дакоты Фаннинг отмечу ещё Кита Харрингтона, которому так и хочется сказать: "Эх ты, а с ходоками справлялся", ибо он никак не воспринимается здесь как новый персонаж, ведь даже причёска и щетина осталась неизменна.
Подводя итог: шоковые эффекты, а точнее эффектики, на кого-то произведут слишком сильное впечатление, кого-то не тронут вообще. И раз уж языки отрезаем, кишками обматываем и НЕ показываем обнаженного Харрингтона, то почему ж не домучать зрителя сценой педофилии? Ах да, неэтично. А расчленять ягнят, наверное, этично?!
Но главный вопрос: как герою Гая Пирса удалось выжить после того, как ему разрезали шею - так и остаётся у меня в голове.
《-Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные... (Матфей,7:15)
Ммм....😍👏
“Преисподняя”- актуальный фильм Мартина Кулховена.
Шокирующее откровение о роли религии.
Картина без иллюзий и романтизма, но одновременно с тем такая бесконечно красивая и притягательная....
Своей атмосферой, звуковым сопровождением, цветовой гаммой и, конечно же (КОНЕЧНО ЖЕ!)безукоризненной, блестящей игрой Дакоты Фаннинг.
К слову, старшей сестры Эль Фаннинг.
(Эль заслужила моё внимание, почёт и уважениепо любимой роли в картине, которую считаю фаворитом в 2016 году-“Неоновый Демон”).
Так вот старшая же, Дакота, в свои 22 года в “Преисподней” вызывает чувство человека, прожившего как минимум лет 50, о чём в каждом шедевральном кадре говорят её бездонные глаза.
Сценарий ленты повествуется отдельными главами (хм.. навеяло Ларса Фон Триера..)под названиями “Исход”, “Бытие” и “Возмездие”, которые рассказаны зрителю в обратном порядке- от конца к началу истории. Истории немой девушки по имени Лиз, которая пытается сбежать от своего прошлого.
Композитор душераздирающих трэков из “Mad Max: Fury Road” снова попал в точку и заставил окунуться в историю Мартина Кулховена с первых секунд.🎵🎧
Отдельного внимания и восторга заслуживают костюмы.
Мои любимые шикарные платья, которые, конечно, в это время являлись обыденными и повседневными.
”Преисподняя”- это зеркало души общества как 200-летней давности, так и современного.
Борьба каждого со своими демонами.
👍9/10
Фильм оставляет послевкусие. Всё идеально, начиная от музыки вначале, подбора актёров, их игры (Гай Пирс, Дакота Фанинг OMG!), света, компоновки сюжета. Фильм о том, что не всегда в жизни хэппи энд, не всегда добро побеждает зло, и если зажмуришься, то когда откроешь глаза - ничего не изменится. Никто не спасёт, чуда не случится. О том, кто такой психопат в одной из самых изощренных своих форм. Об одиночестве, о воле, о силе духа, о борьбе, в которой вязнешь, но лучше умрёшь, чем сдашься… Фильм тяжелый,да, мрачный да, жестокий – очень. Но это шедевр.
Посовещается Всем людям которым кажется что им не везёт по жизни или судьба их чем то обделила смотреть этот пиз**цовый фильм...сказать что я под впечатлением ,не сказать ничего ...приветствуется для любителей взрыва мозга ,насилия и религиозной тематики.. фильм очень сильный ,жестокий ... с самого начала и до конца очень тяжёлый ..короче советую в грустный вечер подбить своё говеное настроение Окончательно этой киношкой..пища для размышлений мозговому аппарату после просмотра гарантирована 😵