Драма |
16+ |
Мишель Франко |
21 мая 2012 |
4 октября 2012 |
1 час 33 минуты |
Алехандра (Иа), пятнадцатилетний ангел с черными бровями и трагическим взглядом, приезжает с отцом в Мехико. Отец — повар, страдающий от клинической депрессии, его жена недавно погибла в автокатастрофе. Алехандра замечательно готовит и, в общем, ладит с новыми одноклассниками, до тех пор пока на одной вечеринке, выпив с друзьями водки, не переспит с одним из них — он снимет это на айфон и разошлет друзьям, а на следующий день жизнь Алехандры начнет стремительно превращаться в ад.
Сочинение на популярную тему «Школа как филиал ада на земле» мексиканец Франко раскладывает как камерную трагедию о личностном распаде. «После Люсии» целиком построен на статичных планах, желательно снятых с какого-нибудь неожиданного ракурса (любимый — с заднего сиденья автомобиля). Его герои живут в мире, визуально похожем на картины символистов, где даже цвета максимально упрощены: трава — зеленая, стены — белые, море — темно-синее; диалоги — механический обмен репликами; за кадром — звенящая тишина. Вместе с пространством Франко упрощает и эмоции: вместо того чтобы сказать папе о том, что в школе издеваются, Алехандра мужественно терпит, как одноклассники ее бьют, насилуют и окунают лицом в торт. Издевательства движутся по нарастающей: Франко избегает откровенных сцен, уходит в тень там, где заходит речь о настоящей жестокости, смягчает бытописание школьной жизни трогательными вставками об отношениях Алехандры с психически неустойчивым папой или телефонными разговорами с тетей про погибшую маму (Люсия из заглавия — это как раз она). Рассказывая свою страшную сказку на одних полутонах, мексиканец рисует апокалиптическую картину из салона автомобиля, чтобы постоянно напоминать о трагедии, случившейся с этой семьей, — и этот автомобиль как будто последовательно разгоняется, чтобы в последний момент режиссер отпустил управление и пустил его под откос: пока ты смотришь по сторонам, тебя привозят в настоящий ад. «После Люсии», получивший в этом году приз каннского «Особого взгляда», пожалуй, один из самых жутких фильмов про подростковые метания, снятых за последнее время, — во многом благодаря этому гнетущему предчувствию столкновения с неизбежностью. Другое дело, что возникает ощущение, будто эта тема немножко себя исчерпала и каждое новое высказывание немотивированно вызывает вопрос: если в школе правда так страшно, как теперь туда отдавать своих детей?
Я испытала шок. Как будто это меня снова в школе душат в туалете. Или мою лучшую подругу бьют головой о стену школы, чтобы она сказал, где лежат фанты.
Мы это реально пережили, мы так нашли свое место, вопреки, не смотря на... Детская жестокость - самая страшная, беспощадная и безопеляционная. Это борьба - подготовка к жизни. Такой же несправедливой, опасной, зависимой от общества и его идиотизма. К этому надо быть готовым.
Смотреть обязательно!
Посмотрела фильм на "Текстуре" в Перми. Фестиваль театра и кино о современности. "Люсия" - своевременный фильм о современности. Его надо смотреть и подросткам и родителям, и про себя и про друг друга.
И дело не в крайней жестокости, происходящего на экране, а в соответствии этой жестокости тем психологическим крайностям, до которых доходят дети и подростки в реальной повседневной жизни.
И вопросов задаешь потом много, и сам себе на них отвечаешь. И испытываешь гамму чувств, аттракционные эмоции. И все эти чувства по итогам верные, они должны быть в кино, чтобы потом избежать их в реальной жизни, или наоборот к ним подготовиться.
Очень пронзительный и красивый фильм о такой отчаянной жестокости, которая бывает только у детей и только друг к другу, о чужих, неопределившихся, оставшихся наедине с этим миром - для меня очень сильное переживание и повод для размышлений. Идите смотреть, если способны еще к такому качеству как сочувствие.
Есть такие фильмы которые бьют наотмашь - это как раз тот самый случай. Очень глубокая, пронзительная, честная, далеко не детская картина, хотя почти все герои — подростки, и сюжет построен вокруг них. Каннский призёр Мишель Франко как нельзя лучше и правдивее передал ту атмосферу школьного неравенства и борьбы за справедливость. Пожалуй, о таких фильмах не хочется говорить красивыми словами, «разбирать по косточкам» и ставить замысловатые оценки. Незачем. Эмоции не отпускают до конца...
Фильм, который нужно смоешь с ребенком, когда объясняешь что такое хорошо, а что такое плохо. И после просмотра обязательно обсудить.
Фильм остро-социальный, жесткий, жестокий, но нужный.
Уходя, задумывается, а что же дальше? А дальше - ничего... Пустота и одиночество. Класс уродов и потерянное поколение. Потерянное навсегда и безвозвратно.