

В палате онкологического отделения встречаются двое стариков. Один (Фримен) — автомеханик-энциклопедист — положительный, религиозный и полвека счастливо женатый на одной женщине. Второй (Николсон) — миллиардер, владеющий в том числе и госпиталем, в котором лежит, — вздорный, циничный и четырежды разведенный. Когда врачи объявляют обоим, что им осталось жить несколько месяцев, они отправляются наверстывать упущенное автомехаником и отчасти миллиардером: прыжок с парашютом, Тадж-Махал, доброе дело — далее по списку.
Такой сюжет можно было раскручивать в двух направлениях: либо как иссиня-черную комедию, в которой маячащая впереди смерть — лишь сценическая условность, либо как взрослую драму о подведении жизненных итогов. Есть и более экзотические варианты, как известно из фильма «Достучаться до небес», у которого Райнер, осознанно или нет, украл сюжет. Но режиссер выбрал самый прямой, самый простой и самый неудачный путь: решил пройти по краешку, скрестил легкомысленный buddy movie с трагедией. При этом у Райнера и его сценариста не хватает цинизма, чтобы сделать это кино действительно смешным, и не хватает сердца, чтобы сделать героев достойными любви, а не только снисходительного сочувствия. Все что у них есть — два идеальных артиста и Саргассово море сентиментальности. И Николсон и Фримен в сотый раз играют штампы собственных образов, аккуратно и тупо встроенные в штампы жанровые, вплоть до параллельного монтажа, в котором Фримен радостно трапезничает в окружении любимых чад и домочадцев, а потом припоминает с женой «первый раз», в то время как Николсон стучит кулаком по запакованному холостяцкому ужину, а потом рыдает с проститутками. Не в деньгах счастье. Живем только один раз. С любимыми не расставайтесь. Приготовьте носовые платки.
Николсону и Фриману стоило сыграть вместе, пока они не сыграли в ящик. Для этих целей сгодился сюжет о двух смертельно больных. Сценарист сделал героев стариками, чтобы добавить оригинальности этой перепевке ленты «Достучаться до небес». Тема тут скорее обозначена, чем раскрыта.

Пожилой умудренный жизнью автомеханик (Фримен) и эксцентричный миллиардер (Николсон) познакомились там, где только могли встретиться эти два непохожих человека, — в палате для неизлечимо больных раком. Им обоим осталось жить чего-то там с полгода, может меньше. Но самое удивительное, что не чувствуют они ни приближение смерти, ни страха перед ней, а ощущают, что называется, колоссальный прилив энергии и жизненных сил. Еще у них есть общий список самых заветных желаний — первый правда написал туда вещи вполне духовного толка: «увидеть красоту», «смеяться до слез», а второй взял и добавил: «сделать тату» и «прыгнуть с парашютом».
Счастье и ожидание смерти — вот две главные составляющие данной добротной, но совершенно ненужной американской перепевки «Достучаться до небес», которая имела необычайный успех у себя дома и стала кассовым хитом, заработав свыше 80 млн. Черпал ли ремесленник Роб Рейнер идеи из немецкого фольклора, достоверно неизвестно. Но и так видно, что работал с чужим материалом и слово в слово следовал по тексту, только там, где было сложно, делал лицо попроще. Мягко говоря, эта банальность режиссерского мышления картине немного мешает, зато растрепанное обаяние величайших актеров-пенсионеров современности как нельзя лучше соответствует общей скоротечности этой истории. Положительный Морган Фримен и бесконечно харизматичный Джек Николсон проводят вместе время, гоняют по автотреку на пижонских тачках с белыми полосками, размышляют на фоне египетских пирамид о загробной жизни, ведут долгие разговоры за поеданием черной икры и улыбаются своими желтыми опломбированными зубами словно дети. От всего этого испытываешь чувство глупого бессилия: на фоне приторных речевок и сахарного финала, нечестно так режиссеру ходить с двух козырных тузов подряд.