«Чем путешественник отличается от туриста? Турист, только прибыв на место, уже думает о возвращении, а путешественник не знает, вернется ли вообще». Эти — нью-йоркские интеллектуалы в Танжере, опустошенные души, ищущие то, что можно найти, только потерявшись, — вернутся вряд ли.
Считается, что после «Последнего императора» Бертолуччи окончательно сдулся, обуржуазился и стал живым классиком, снимающим посредственные фильмы. Это ерунда. «Под покровом небес» обладает глубиной и энергетикой, присущими Бертолуччи на взлете, во времена «Конформиста», «Последнего танго в Париже» и «Двадцатого века». Как и тогда, режиссер, погружаясь в пластическую среду, превращает интеллектуальный концепт в эротическое переживание: пространство (снятое уже канонизированным оператором Витторио Стораро) пульсирует, подрагивает, инстинктивно сжимается от прикосновения и влажнеет на глазах. Саундтрек Рюити Сакамото — местами томно-симфонический, местами арабский — добавляет заманчивости. Роман Пола Боулза, по которому поставлен фильм, — о невозможности понять другую культуру. Фильм Бертолуччи — о невозможности потеряться. Как путеводитель для путешественников, которые, в сущности, увы, тоже всего лишь туристы.
Алжирский (не путайте - не марокканский!) семейный экстрим от Бертолуччи с драматичным любовным треугольников в стиле Маяковский-Брик и эротическими подробностями из жизни американских и алжирских женщин. Картинки некоторые завораживают, но сам фильм одной лишь визуализацией не вытягивается. Так и хочется сказать: "Какого хрена?!" Почему главная героиня, не похоронив, мужа, бросается во все берберские тяжкие? Аффектом это не назовёшь. Кажется, Бертолуччи хотел экранизировать женскую импульсивность и нелогичность, но в итоге сюжет как-то развалился на части.
Действительно стоящий фильм Бертолуччи, в котором кроме невообразимой красоты кадра, страсти и секса есть история, идея и Африка как на ладони. Кроме этого там есть Малкович и отличная цитата:
"Чем отличается турист от путешественника? Турист после приезда сразу думает о возвращении. А путешественник может и не вернуться".
Фильм длится около двух часов и не является развлечением, так что рекомендуется к просмотру, когда есть время и вдумчивое, неспешное настроение.