Москва

Положительные отзывы о фильме «Обитаемый остров»

Россия, 2008, Рейтинг 5

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

7
Роман Волобуев
535 отзывов, 587 оценок, рейтинг 11456
25 декабря 2008
Злободневная социальная фантастика для зрителей от 12 лет. Первая серия

Максим Каммерер (Степанов), очень кудрявый, наивный до безобразия, но ­отлично физически подготовленный ­космический турист с идеальной Зем­ли будущего, заболтавшись по громкой межзвездной связи (что характерно, с бабушкой), врезается в астероид и терпит крушение на изрядно загаженной обитателями планете Саракш. Попав на территорию какой-то отчетливо фашистской метрополии, жители которой ­смотрят ­телепрограммы про вязание крючком, верят, что мир вогнутый, и поклоняют­ся компании томных анонимных абсолютистов (Серебряков, Суханов, Бондарчук в фиолетовом платье и другие), не в меру дружелюбный землянин спер­ва за компанию записывается в местное СС, потом примыкает к террористическому сопротивлению, оказывается в итоге на каторге — и только там ­на­чинает что-то понимать про бесконеч­но запутанные аборигенские политические расклады.

Самый диссидентский роман Стругацких (где герой, кроме прочего, мечтает взорвать инопланетный вариант телецентра «Останкино») в руках члена политсовета «Молодой гвардии» и автора публичных речей про то, как «все успехи отечественного кинематографа связаны с Путиным» (конец цитаты), по идее, должен был превратиться в гарантированное черт знает что — но вот чудеса: бондарчуковский фильм удивительно близок к букве и смыслу первоисточника. Спор о том, была ли сочиненная 40 лет назад фантастическая книжка для юношества великим пророчеством о судьбах страны или это просто схемы, по которым эти судьбы развиваются, берутся из фантастических книжек для юношества, хочет­ся оставить специально обученным людям, но «Остров» — даже и без подставленных сценаристами реплик про усмирение ­сепаратистов и взрывы детских садов — действительно выглядит отчаянно злой, лобовой сатирой на русское сегодня. С киношными достоинствами все немножко сложнее. Еще по «9 роте» было заметно, что у Бондарчука все недурно с энергетикой, но сильно так себе со вкусом, — и это скорей его везение, чем заслуга, что в данном случае энергетика оказалась нужнее, чем вкус. Разноцветный сверх всяких приличий, ­перебираю­щий сусальной и прочей красоты (когда замечательная дебютантка Снигирь поворачивается попой к залу, течение времени останавливается, а реплики утрачивают связность), «Остров», тем не менее, достигает той же цели, что и книжка: формулирует довольно сложную, типично российскую коллизию общественной свободы-несвободы языком, понятным пятикласснику. Какие-то акценты неизбежно сползли: Неизвестные Отцы, ­рулящие страной, в фильме скорее мо­шенники, чем фашисты, герой — скорее идиот, чем идеалист, и сам фильм, чисто визуально, скорее «Три толстяка», чем «Бегущий по лезвию», русскую версию которого явно мечтали сделать режи­ссер Бондарчук и продюсер Роднянский. Но это, в сущности, мелочи. Пятиклассники, хочется верить, все поймут правильно.

81
1
9
relay
94 отзыва, 11940 оценок, рейтинг 1490
24 января 2009


2157 год…Человечество преодолело свои старые проблемы и болячки ( хотя вряд ли тут же не создало себе новые , но об этом нам ничего не говорят). Приключенческие книги ,просмотр боевиков , компьютерные игры и работу во время каникул земным подросткам заменил куда более увлекательный Свободный Поиск. Конечно , вряд ли их пускают в него без принятия необходимых мер безопасности вроде простых и надёжных звездолётов, использования скрытых возможностей организма и соответствующих тренировок . К 20-ти годам большинство ребят, наигравшись в первооткрывателей, уже находят себе настоящее любимое занятие . Однако недоросли всегда были ,есть и будут. И вот летит себе симпатичный такой недоросль , с улыбкой выслушивает нотации любимой бабушки и в ус не дует. (Кстати ,любовь к разным играм (например к компьютерным , как сейчас) ещё не означает , что человек плохо учится в институте.) Летит он в привычной обстановке , как много раз до этого , чувствует себя в полной безопасности , поэтому и улыбается так беззаботно. Даже астероиды ему нипочём.
И тут бац ! наступает сбой программы защиты и звездолёт совершает вынужденную посадку , а точнее просто грохается на поверхность планеты. Мы ведь к неожиданному сбою вроде бы супернадёжной и неоднократно проверяемой технической системы привыкли больше , чем бедный Максим ( после катастрофы "Челленджера" и т.п.). Поэтому и слегка ошарашен наш недоросль-супергерой( сокр. недосупергерой).Однако звездолёт все-таки исполняет главную функцию качественной тачки, а именно самому разбиться, а пассажиров спасти. И выпускает на поверхность планеты нашего бойскаута не сразу, а видимо после элементарной проверки минимальных условий выживания за бортом. Кстати ,даже такая нештатная ситуация должна была рассматриваться при обучении пилота, только одно дело тренажёр и экзаменатор, а другое когда ты в это вляпываешься сам.
Оставшись без уютного корабля и связи, наш бедный , но неунывающий пионер ( в смысле первооткрыватель )начинает исследовать этот вроде и похожий на земной мир, а вроде и непохожий – что-то с рефракцией не то , да и с цветовым спектром. Сначала ему встречается Нечто, Смотрящее из-за Деревьев , которое благоразумно решило не связываться ( наверное улыбки Максима испугалось).Зато на Человека с Ружьём улыбка никак не подействовала ,ему только банку тушёнки подавай. И дальше все пошло-поехало,как на мази , сидят зрители и считают –вот это сцена со звёздной десантурой, а дальше вообще вроде увеличенного макета Нью-Йорка( или Готтэм-Сити), а потом улицы в стиле "Блэйдраннера" и фильмов с Джеки Чаном и т.д. , и т.п.
Вроде опять показывают нам очередное тоталитарррное государство , которое наш хоть и недосупергерой , а вот возьмёт и разрушит до основания , а затем…
Короче , фу, как неинтересно и уныло.
Так бы и было, будь это голливудским фильмом.
Но фильм не американский , а русский . И актёры тоже русские. И режиссёр.
Хотя иногда показывают по ТВ какой-нибудь русский сериал, вроде все нормально , а как-то не по-русски все звучит , да и ситуаций таких у нас не было никогда .А все потому что ситком (или там мелодрама какая-нибудь) лицензионная и чужой сюжет втиснули в прокрустово ложе нашей действительности.
Самое смешное , что в этом фильме каждый усмотрел что-то своё (или что-то чужое).Одни увидели банальное продление советской практики критики нацизма-фашизма(хотя это совершенно разные термины, кто историю знает) , типа фантастический "Щит и меч" . Другие плохо исполненную критику звериной сущности капитализма , такой сплав" Аэлиты" и "Незнайки на Луне" . Третьи вообще обвинили-поздравили приближенного к власти Бондарчука с пародией на современное российское общество, чуть ли не современной "Историей одного города".
Если с любой из этих точек зрения смотреть ,то фильм конечно вторичен и слаб.
Только фильм совсем не о том. По крайней мере его первая часть( второй я ,в отличии от Дмитрия Быкова, которому фильм понравился ,не видел).
Фильм на самом деле о встречи свободного и счастливого человека с несвободными , но тоже по-своему счастливыми людьми. Уж кому ,как не нам знать ,что и в самом тоталитарном обществе люди остаются все-таки людьми, могут любить и даже испытывать счастье.
Да, общество в стране Неизвестных Отцов, этом обломке не так давно исчезнувшей величественной империи все-таки оказалось тоталитарным ,только об этом окончательно зрителю стало известно только в конце первой части. А все ложные штампы , которые с хитрой улыбкой Умника нам подсовывает режиссёр , это ложные пути , как в хорошем детективе.
Чем муштра Боевой Гвардии на плацу отличается от муштры роты жандармов в наидемократичнейшей Франции , включая и текст песни-речёвки ? Да ничем.( Фильм "Солдат Джейн" про американскую армию и песню "Ты сейчас в армии " про британскую помните ? )
Кто сказал, что после ядерной войны возродившееся государство обязательно подстрижет всю экономику под одну гребёнку и не будет уличных торговцев и даже уличных проституток. Неизвестные Отцы, конечно ,обманщики и аферисты, но не идиоты же. А если вспомнить НЭП после военного коммунизма? А чёрные рынки в оккупированной Европе и свободном Лондоне во время второй мировой ?
Ну а пропасть между избранными и быдлом становится ещё больше как раз во время разных бед . Кому халат со стразами ,а кому грязную лепёшку. Кому кататься в единственной чудом оставшейся под колпаком особого района ПВО после ядерной войны (вместе с городом) монорельсовой дороге и пользоваться тач-скрином, а кому и бегать внизу в лохмотьях . И вообще про город контрастов Париж ,Лондон , Нью-Йорк , Стамбул (нужное подчеркнуть) нам в своё время очень доходчиво рассказали .
Боевая гвардия устраивает облавы на выродков? Так ведь они тоже не ангелы , башни взрывают ,гибнут ни в чем не повинные люди ,да и гвардейцы тоже люди. При демократии бороться с террором вообще очень даже комильфо. Взятую с поличным террористку не насилуют и даже не избивают ,а вроде бы даже объективно судят. (Тут вообще прикол, только ленивый не усмотрел в образе Орди Тадер в исполнении Анны Михалковой Валерию Ильиничну. Хотя Стругацкие видели её совсем другой. Но не смог Бондарчук удержаться от такой аналогии. Да и не вижу ничего унизительного в сцене перед расстрелом , все по-человечески нормально , зря все на Анну так накинулись.)
Ну а Фанк , он же Зорг , он же Мерзликин на побегушках у Странника просто ассоциативная шутка, как в анекдоте про таксиста . "Это кто же такой важный в машине ездит, если его сам Брежнев (вариант Горбачев, Папа римский) возит? "А уж вариант со Штирлицем еще смешней.
А может , тоталитарность режима Неизвестных отцов отражена в теленовостях ? Да нет, среднестатистическая такая пропаганда , учитывая действительную обстановку на границах и в самой стране. Смело можно ставить в углу логотип из трёх букв хоть латиницей, хоть кириллицей, да каким угодно алфавитом.
Так что вряд ли стоит недоумевать по поводу того, что не распознал Максим подлой сущности тоталитаризма , да ещё так неполиткорректно пошёл в Боевую Гвардию служить.
Кстати, учитывая острую нехватку здоровых призывников после атомной войны , ничего удивительного в приёме в кандидаты в Гвардию не вижу, как и в том , что кандидатам не делают сразу фирменную причёску. Тем более , что кандидат сначала должен пройти испытание кровью.
А не смог наш студент эту подлую звериную сущность признать по простой причине. Ну не жил он при этом тоталитаризме, да и на историка явно не учился. Выветрился из мира Полдня даже дух его ( а вот эта и есть , учитывая наш печальный опыт, самая настоящая фантастика). Нет у него, например, никаких условных рефлексов при виде агитпроповского плаката с бравым гвардейцем, ни положительных, ни отрицательных. Вот и выглядит в глазах саракшцев дебилом.( Сколько, однако , у нас этих саракшцев оказалось !) Ведь злосчастное излучение башен , такое сладострастное для многих и такое мучительное для некоторых на самом деле не аналог официальной пропаганды ,которая вторична по сути и всего лишь один из инструментов любой власти. Излучение- это всепоглощающее желание большинства во имя иногда очень даже хорошей цели отключить мозги и в едином порыве , сплочёнными в твёрдый монолит , стальными когортами куда-то зашагать, не обращая никакого внимания на летящие во все стороны не то что щепки, а даже целые бревна, и видя во все ближе приближающейся пропасти образ вечного светлого завтра. К тому же у излучения есть и обратная сторона – всегда есть меньшинство у которой при виде всего этого начинает отчаянно болеть голова , да и все остальное , до припадков включительно. Кстати , мозги при этом у них тоже отключаются ,правда , в отличии от первой категории , только на время. Ненависть – тоже плохой советчик.
Бедный , бедный Максим. Не знакомо все это ему. Такой у него диагноз. "Реакция на А-излучение нулевая в обоих смыслах". Все ему какой-то глупой игрой кажется ,хоть нападение чересчур колоритной банды (кстати , то что он её просто отметелил и вроде даже никого не убил внутренне более логично, чем в книге), хоть облава на выродков , хоть испытание кровью, да и деятельность подполья ( тоже ведь в его глазах полным дурдомом выглядит). Ну не слышал человек таких до боли знакомых нам слов , как "кто не с нами, тот против нас" и "если враг не сдается, его уничтожают".
А на самом деле жалеть надо Гая , Раду, молодого безымянного кандидата, даже ротмистра Чачу ,не говоря уж о бедных выродках . Первые даже не подозревают о существовании этого излучения , вторым чрезмерная боль, ненависть и политические расчёты тоже мешают адекватно оценивать ситуацию.
Так что сюжет напоминает все-таки больше не "Незнайку на Луне " (книжка была написана Носовым примерно в то же время ),а "Кланы Альфанской Луны" Филлипа К.Дика. Там землянин с обычной психикой попадает на забытую планету, которая служила когда-то дурдомом . Со временем психи и их потомки создали там кастово разобщённое( по основным типам болезней- маньяки, шизофреники и т.п.) и нестабильное общество( хотя среди них оказалось много очень одарённых людей). Однако только землянин с самыми заурядными способностями , но здоровой и цельной психикой сумел их объединить для отпора внешней угрозе. Также и в фильме Бондарчука внутренне свободный человек никак не может вписаться в колючие рамки этого больного общества, ломает при этом много дров и приносит боль любимой и другу. Поэтому очень интересно, какое развитие характера Максима произойдет во второй части, прогнется ли он "под этот изменчивый мир " или , возмужав , останется цельным и солнечным .
Так что фильм получился очень даже не по-голливудски прямолинейным .Такая волна обсуждений (а особенно диаметрально полярных осуждений и восторгов) не может объясняться только рекламой и пиаром, в том числе черным пиаром. Видимо, очень многих он задел. Причём спектр претензий и (в меньшей мере восхвалений) необычайно широк .
В основном, конечно, обвиняют режиссёра, хотя достается (иногда очень заслуженно, а иногда и не очень) и всей съёмочной группе.
Режиссёра обвиняют во всех мыслимых и немыслимых грехах , например в том что по таланту не превзошёл своего гениального папу , что не видно, куда делись деньги (особенно смешно когда сравнивают себестоимость фильмов в долларах 80-ых и нынешних ),что любовной линии не должно было быть вообще(вариант –слишком мало секса), что главная героиня слишком женственна (вариант-лошадь какая-то),что он привлек слишком много начинающих актёров(вариант- слишком много известных), что весь фильм один штамп сменяется другим, до боли знакомым(вариант - фильм крайне непонятный ,если книгу не читал).А также в надоевшем осуждении (вариант-тонком восхвалении ) тоталитаризма и вообще спецслужб ( каждый второй припоминает Фёдору Сергеевичу Бондарчуку инициалы ,как будто при его рождении они чего-нибудь значили).
В восторженных отзывах наблюдается такой же диаметрально противоположный разнобой. В Интернете развернулась виртуальная война ,сравнимая с теми, что прошли по поводу разных известных политических событий.
Мне кажется, что этому есть несколько объяснений:
1. Фильм мощно рекламировался в стиле "Наш ответ Голливуду", однако для достижения уровня блокбастерности сегодняшних боевиков при нынешних производственных возможностях российской киноиндустрии никаких 36 миллионов долларов не хватит(ведь на ихнем киноконвеере даже дорогостоящие декорации передаются как переходящее знамя).
А как раз ту часть фильма , что "made in USA ", многие назвали самой совковой.( Роднянский вообще назвал это безобразие чуть ли не саботажем.) Почему-то многие зрители действительно ждали супербоевика и повели себя, как обманутые вкладчики.
2.Зрители очень устали от льющейся с теле- и киноэкранов скрытой рекламы , гламурности , пошлости, чернухи и чрезмерном обилии лиц нетрадиционных ориентаций.
Отсюда обвинения в чрезмерной гламурности бомжей и правителей, раздражающей эклектичности видеоряда. Хотя в тоталитарных режимах помпезности и мишурности во всех временах хватало , в зависимости от возможностей и политической надобности.
Отсюда обвинения героя в слишком белозубой улыбке, как в рекламе " Блендамеда " , хотя в фильме, в отличии от многих других , вообще нет скрытой рекламы .
Отсюда обвинения в поднадоевшей со времён перестройки педалировании темы тоталитаризма ( особенно советского, хотя я считаю что тоталитаризм в фильме именно саракшский , то есть по замыслу режиссёра это собирательный образ ).
Отсюда резкое неприятие слишком сладенького, по мнению многих , образа главного героя, хотя чем он отличается от таких же чистых, белозубых и златокудрых Ивана-Дурачка, Емели(особенно лёжа на танке) и Финиста-Ясного Сокола в любимых старых киносказках ? Забавляют высказывания типа "не читал, не смотрел, видел только афишу, но такому "герою " место в гей-клубе Красная Шапочка! " Как неожиданно много оказалось знатоков этого клуба! При том что Степанов парень из обычной, негламурной семьи, учился в физкультурном техникуме , занимался рукопашной борьбой, правда ,сам москвич ( вот этого ему простить никак не могут).
3. " Обитаемый остров " совершенно неожиданно оказался культовым произведением Стругацких, многие читали и зачитывались им в детстве и юности, естественно , каждый видел Саракш и героев ОО по-своему, особенно Максима, Орди Тадер, ротмистра Чачу , Вепря и конечно, конечно же многострадальных голованов.
Первый раз мне дали сборник Стругацких на одну ночь , так что пришлось читать в таком же рваном режиме, как и в фильме. Купить книгу в 1985 году мне, студенту техникума, никак не удавалось. Однако в магазине с книгами соцстран удалось приобрести издание на болгарском языке. Ироничная проза Стругацких настолько хорошо запомнилась, что перечитать ОО на близком к русском ,но все-таки незнакомом языке, оказалось неожиданно легко. Хотя я не считаю себя их фанатом ,потому как есть у Стругацких вещи, которые мне резко не нравятся.
Естественно, тогда я воспринял все буквально и просто. Фашистский режим, подкреплённый спецсредствами зомбирования, недоросль-супергерой из коммунистического будущего , который, однако в результате всех метаний то ли остается у разбитого корыта ,то ли одерживает моральную победу над взрослыми дядями из Галактической Безопасности. Лично я был на стороне Максима.
Экранизация же Бондарчука , несмотря на многие недостатки, все-таки хороша.
4. Обвинения Бондарчука в бездушной штамповке образов героев чередуются с обвинениями в недостаточно буквальном следовании букве и духу произведения Стругацких. Хотя мне тоже очень не хватает дялюшки Каана , а от голованов я бы оставил только упоминание. Но режиссёр ,конечно же , имеет полное право на свою трактовку, если это оправдано художественными задачами.
5.Многих какой-то актёр просто лично раздражает, особенно если у него известные родители, или он часто мелькает на экране, или играет в непривычном амплуа, или наоборот в обрыдшем своем . Но всем зрителям еще ни один режиссер никогда не сумел угодить.
А мне молодые актёры понравились.
Гай человечен, несмотря на горе, лишения и тяжкий труд в прошлом, кровь и муштру в настоящем .
Рада обычная официантка , такая серая мышка со спущенными утром носками , и в тоже время воплощение настоящей, не гламурной женственности, в неё невозможно не влюбиться .А в книге образ Рады куда более схематичен.
Максим добр и любознателен, как молодой сенбернар и начисто лишён каких-то фобий ( что для нас на уровне подсознания уже повод покрутить у виска).
Запомнился молодой гвардеец из взвода Гая в сценах боевых тренировок и ареста Максима.
Из опытных актёров понравились многие , хотя все образы немного расходятся с книжными.
Не согласен что ротмистр Чачу вышел тупым солдафоном ( я "Девятую роту" так и не смог заставить себя посмотреть , вроде Евланов там тоже играл ). Наоборот, он выглядит умным, но закомплексованным ,и орет –то он так самозабвенно и весело, чтоб скрывать все свои фобии и комплексы. И распознал он сразу в Максиме врага не по причине тупой подозрительности, а потому что почуял в Максиме его внутреннюю свободу. И не садист он вовсе, иначе Гай простым переводом в армию не отделался.
Зеф получился ближе всего к образу из книги, и плевать на отсуствие рыжей бородки, этого профессорского атавизма 60-ых . Гармаш снова в своей стихии , и у него все отлично получилось.
Странник в исполнении Серебрякова вызвал меньше всего претензий у всех зрителей. Трактовка образа актуальна и удачна. Вот только непонятно, почему он все время небрит ,как Гозман в "Ликвидации", но этот вопрос к Бондарчуку.
Неизвестные Отцы хорошо исполнены. Суханов на высоте , Мазаев тоже. Хотя убрать главу спецслужбы прямо во время заседания правительства… Нет, это перебор.
Умник тоже хорош, почему бы и не быть ему таким хитрым , жеманным, гламурным .
К Вепрю у меня двойственное отношение. Если в сцене допроса он адекватен , то в лесу слишком лебезит перед Максимом, аж противно.
Выродки в лесу тоже убедительны, особенно Генерал и Доктор. Чувствуется ,что вся их почти безнадёжная борьба превратилась для них просто в способ избавления от каждодневной боли.
Теперь немного о ляпах.
1. Раздражает несогласованность книжных диалогов с фактом понимания Максимом языка через нано-переводчика.
2. Реакция Максима на шлепок Шляпника неадекватна . Не мог он никого животным назвать, тем более в книге всё иначе.
3.Тактика борьбы с железяками в лесу совершенно дурацкая. Как зэки выживают при такой тактике , непонятно.
4. Красный цвет танка( то что он именно красный, лучше всего видно в момент прорыва через блок-пост ) не имеет большого значения, зато размер имеет. В книге это здоровенная гусеничная ракетная установка. Я бы согласился на подобие "Мышонка" или самоходную гаубицу. Что сам танк заказали как автоматический , без никакого люка и чуть ли не Бондарчук собственноручно его выпиливал, верю . Это по-нашему. Но неужели при монтаже нельзя было отретушировать несчастную петлю?
5.Поле с ветряками еще можно оправдать намёком на донкихотство главного героя , но проезд колёсным танком через минное поле (причём все мины взрываются, а танку хоть бы хны ) уже из жанра фэнтези .
Я бы оценил экранизацию "Обитаемого острова" Бондарчуком в целом на слабую четверку, но в противовес незаслуженных единичек приходится оценивать пятёркой. Когда объявили о том ,что ОО будет снимать именно Бондарчук, я очень боялся что выйдет тупой голливудский боевик-пустышка. При всех своих недостатках, фильм получился живым и далеко не однозначным.

18
0
7
Kater
165 отзывов, 944 оценки, рейтинг 795
7 января 2009

Фильм совсем не идеален – перебор с цветными фильтрами и три-дэ эффектами. Возникло ощущение, что с помощью компьютера попытались «замазать» многочисленные огрехи и промахи. Жаль, что кое-чью плохую актерскую работу не скрыть технологиями.
Однако, благодаря кристально выраженной идее о засирании мозгов средствами телевидения, фильм произвел впечатление. Система информирования, психопанорамы, излучательные вышки – все это отлично экстраполируется в настоящее нашей страны, в которой власть принадлежит телевизору. Время всеобъемлющего маркетинга, пиара, рекламы, продвижения. Позиционирование семейных ценностей, популяризация патриотизма, пропаганда успешности. Безусловно, вся эта лживая реальность у нас, выродков, вызывает боль. Отрываясь от интернета, выезжая вглубь страны на поезде, слушая людей, понимаешь, что эти вышки - настоящее зло. Телевышки. Предлагаю взорвать.

5
0
7
Денис Захаров
82 отзыва, 100 оценок, рейтинг 714
4 января 2009

Признаться, я шел на фильм, начитавшись негативных отзывов на этом сайте, обвинениями в непонятности сюжета, да и после просмотра "Любовь Морковь-2" я не ждал ничего хорошего.
Первые 10 минут "обитаемого острова" меня "ломала" жалкая графика с которой показан космос и внутренний интерьер корабля главного героя. Голливуд сделал бы лучше и естественней - это уж точно! Меня не обрадовала "простота в лоб" с которой Ирина Скобцева (бабушка Максима) рассказывала зрителю о противоречивости героя. Мол, вы - люди в зале, - полюбите Максима за 3 минуты данного эпизода, пока я обрисую вам характер персонажа. Не полюбили и не самоидентифицировались, увы... потому что, не все рождены голубоглазыми блондинами и не все воруют у дедушки часы.
В общем, каким-то скучным мне показалось начало. Не хватило интриги, не заставил меня режиссер сопереживать и любить своего героя. А жаль... Эта же ошибка была у Бондарчука и в "9 роте", когда до конца так и не ясно зрителю, зачем нам любить героев фильма? Зато, переседев эти первые минуты отторжения, режиссер обманул меня обилием деталей мира наизнанку. Я вдруг стал с вниманием следить за картинкой, и в какой-то момент не заметил, что стал глазами Максима. Словно это я очутился в странном мире и узрел планету Саракш.
А дальше все покатилось очень хорошо. И сюжет, который интриговал своими непонятностями (объяснения, к счастью, нашлись еще в первой серии), и неожидаными поворатми фабулы и самим миром братьев Стругацких. Это все наговоры - что непонятен сюжет! Чушь! Если смотреть невнимательно и отвлекаться на комментарии соседей - то всё, действительно будет непонятно! Смотрите и слушайте фильм внимательно - там все есть! Я вышел из зала под впечатлением, мне понравился фильм. Честно! Я очень хочу узнать чем все закончится. Хотя я понимаю, что Бондарчуку даже первой серией не хватило, чтобы уместить все приключения Максима в эти два часа. Режиссера давил формат, но он правильно заострил внимание на деталях - ибо за счет них достигнута, на мой взгляд, атмосфера ужаса в котором живут люди. А Максим - лишь проводник в этот мир. Ему и играть там нечего - экскурсовод только рассказывает и заостряет наше внимание на важных деталях - а выводы делает каждый свои. Для этого и выбрали красавца-актера, универсального проводника, который нравится и мужчинам, и женщинам. (А вы не замечали, что симпатичный гид делает ваше путешествие более запоминающимся? Так и в "Обитаемом Острове" - реакция на Максима такая же). Браво Бондарчук. Хороший фильм! Рекомендую!
P.S. Обратите внимание на эпизод с участием Анны Михалковой (роль Орди). Крайне интересно сделан по-актерски. Честно признаться, не ожидал от Анны такого.

5
0
7
Juniper
254 отзыва, 389 оценок, рейтинг 614
5 января 2009

"-- Вообще-то, мне понравилось., - сказал жизнерадостно Артур.
Форд повернулся к нему, уронив челюсть. Такое ему в голову просто не приходило." (с Путеводитель по Галактике для автостопщиков)

А я в юности перечитала Стругацких от начала до конца. Правда, ОО не входил в число моих любимых произведений АБС.
Не шедевр вроде Бегущего, но фильм хороший. Вполне качественно созданный мир. И актеры на уровне. Все близко к тексту, там же Дяченко - сценаристы, другого и не ожидала. По духу к книге близко. Вон недавно "Гадких лебедей" экранизировали. Из остряка Банева сделали какого-то рефлексирующего зануду.
Что касается главного героя, то вон в чем проблема. У АБС читатель смотрит на мир глазами Максима, а в кино мы смотрим глазами жителей планеты Саракш. Вот и бесит и его улыбочка, и его наивность, и его чрезмерный энтузиазм. Тем более, что в фильме его усилили, в романе, если не путаю, Каммерер был в некотором смысле неудачник, да и постарше немного.
Есть некоторая скомканность, но тут скорее от желания все вместить в фильм. Бондарчук, конечно, не Джексон, но до уровня Лукаса последних ЗВ вполне дотягивает. А 9 роту я не смотрела, к счастью, наверно.
Правящая верхушка хороша в фильме. Прям в духе "17 мгновений весны".
Резюмирую. Смотреть можно и стоит. Расслабившись. И помнить, что если не любите приключенческую фантастику с социальным уклоном, то лучше сходить на что-нибудь другое.
З.Ы. Помню, как первых Дозор обсуждали. И какие оценки ставили. Да... Времена.

3
0
7
Константин
270 отзывов, 507 оценок, рейтинг 598
10 января 2009

После каждого фильма Бондарчука у меня возникает желание этот его фильм переснять. "Обитаемый остров" конечно же вызывает визуальные ассоциации с "Безумным Максом", "Эквилибриумом", "Матрицей-3" и даже "Кин-Дза-Дзой" (по крайней мере летающий утюг в самом начале фильма это прямо гибрид робота из Матрицы с кораблями четланцев и пацаков), но в целом получилось очень симпатично за исключением небольших технических и стилистических нареканий, которые, собственно, больше - вопрос вкуса. Без каких-либо "но" оставляю лишь одно: буду ждать второй серии.

3
0
7
Vine
99 отзывов, 168 оценок, рейтинг 580
2 января 2009

Фильм как социальный протест.

Федор Бондарчук случайно или нет но снял чрезвычайно актуальный для России сегоднешнего дня фильм. По книге Стругацких у власти стоят отцы, которые при помощи башен-ретрансляторов (читай 1 канал и РТР) одурачивают собственное население и настраивают его на мнимых врагов (страны СНГ), жестоко подавляя всех внутрених врагов. В этот мир попадает землянин из москвы (молодой актер вполне прилично сыгравший роль), который побывав в лагере стороников сильного государства и противников взрывающих ретрансляторы и разочаровывается как в первых так и во вторых, и решает действовать самостоятельно, и в конце фильма на танке уезжающий на юг (выступает как эмигрант). Другими словами Бондарчук своим фильмом подсознательно говорит о пути трезвомыслящего человека, которому нет места в современной России .
Говоря о художественной стороне фильма, то тут существуют определенные недостатки: не все актеры сыграли на уровне, не очень понравился саунд фильма, а вот визуальные эффекты для Российских фильмов на уровне (пример падения одной из башен на конвой в начале фильма). Среди актеров отмечу Степанова, Бондарчука и Гармаша.
Резюмирую вышесказанное можно сказать что фильм удался и посмотреть его стоит. Плюсы ФИЛЬМА это хороший сценарий, актуальный социальный и политический подтескт, сильный состав актеров. А к минусам я бы отнес неприятный саунд, и отсутствие хорошего саундрека для фильма. Поэтому оценка 4. Будем надеятся что вторая часть будет как минимум не хуже.


4
0
7
Дмитрий Витер
253 отзыва, 312 оценки, рейтинг 562
13 января 2009

Хотят ли авторы фильма, снятого по популярной книге, чтобы зрители смотрели кино, уже ознакомившись с первоисточником? Когда как. Вот Хичкок, говорят, скупал все экземпляры книги Роберта Блоха «Психоз», вышедшей за год до премьеры его знаменитой экранизации, чтобы зрители были абсолютно неподготовлены к тому, что им покажут. А вот те зрители «Ночного дозора», которые не были подготовлены лукьяненковской мифологией о Дозорах и Сумраке, явно оказались сбиты с толку и не смогли получить должного удовольствия от хитросплетений сюжета.

На какого зрителя ориентировались авторы экранизации романа Стругацких «Обитаемый остров»: на читавшего книгу или нет? Трудно сказать. Могу сказать по себе – мне, не читавшему роман-первоисточник (каюсь), было довольно трудно пробиться через повороты сюжета. Почему миролюбивый и пацифистски настроенный Максим, оказавшись на чужой ему планете, первым делом… отправляется служить в гвардию – практически в полицию? Почему в тоталитарном государстве, где всех и вся проверяют на благонадежность, его в эту самую гвардию спокойно принимают? Почему Фанк, герой Мерзликина, явно являющийся «выродком» (при первой же сирене у него изо рта течет белая пена), после приступа продолжает выполнять свои обязанности – ведь «выродки» формально вроде как вне закона? Почему правящая верхушка, сплошь состоящая из «выродков», допускает ежедневную двухразовую пытку сиреной, скрашивая неудобства «ломки» сидя в подгузниках в теплой ванне? Даже допуская, что на все эти вопросы в книге существуют продуманные ответы (хотя местами действие явно пропускает какие-то куски текста – уж больно «рвано» перемещаются герои по сюжетным локациям), эти нестыковки довольно отвлекают от цельного восприятия фильма.

Что касается визуальной стороны, то тут Бондарчуку и компании есть чем гордиться — на фоне другой распиаренной в свое время дилогии про «Параграф 78» «Остров» держится просто молодцом! Да, при желании любой более-менее осведомленный киноман во время просмотра поставит много «галочек» в виртуальную книжку кинопамяти: трейлер «Острова» упрекали в «трансформеровости», щупальценогий корабль Максима явно приплыл из мира «Матрицы», бодрая гвардия Саракша в полном составе прибыла из верховенского «Звездного десанта», мрачный город родом из «Бегущего по лезвию бритвы», а сцены допросов напоминают о тоталитарном мире и застенках «Бразилии» Терри Гильяма. Все эти вольные или невольные заимствования вызывают скорее не раздражение, а ощущение перенасыщенности – временами «Обитаемый остров» ОЧЕНЬ хочет казаться громким, заметным, значительным. От этого обилия взрывов, падающих вышек, скрежета и пальбы быстро устаешь – а после первых 20 минут фильма чувствуешь себя просто контуженным.

На фоне всех этих пестрых спецэффектов легко могли затеряться актеры – к счастью, этого не произошло. К дебютанту Василию Степанову претензий особых нет, Бондарчук зажигает в первой же сцене, сидя в ванной в подгузниках, демонический Серебряков проделывает на экране тот же трюк, что с ним самим проделывали в «Грузе 200», а Петру Федорову, играющему Гая, явно стоит попросить гримеров сделать его хоть чуть-чуть непохожим на Колина Фаррелла. На мой взгляд, «не на своем месте» находятся в фильме Куценко и Гармаш, хотя в «параллельных» новогодних премьерах про «Любовь-морковь» и «Стиляг» они были, как влитые. Куценко вообще так часто появляется на экране, что, увидев его в роли пышногривого клешнерукого мятежника, уже ничуть не удивляешься – мог бы быть, как Орбакайте, чебуреком. А Гармаш столько густо загримирован, что на его месте мог запросто быть любой другой актер.

Весь этот карнавал дружно дошагал до конца первого фильма, и, в отличие от упомянутого «Параграфа», на вторую часть я наверняка пойду. Но сначала, пожалуй, прочитаю-таки книгу. Может быть узнАю, что такое «масаракш» :-)

17
0
7
NastyaPhoenix
381 отзыв, 381 оценка, рейтинг 493
19 августа 2009

Как человек, для которого Стругацкие – один из немногих непререкаемых авторитетов в мировой фантастике, я не то чтобы ждала большего, скорее я надеялась на большее. Да, я не устаю повторять, что хоть наш кинематограф и растёт потихонечку, до забугорных эпопей он ещё не дорос, и что Бондарчук – не Джексон и не Дель Торо. Но всё-таки хочется большей глобальности, и не в смысле зрелищных спецэффектов, – то, что он умеет делать ярко и громко, Бондарчук нам уже успел доказать в приснопамятной Девятой роте, – а в смысле того, что в этой самой роте было хоть отбавляй, а в Острове я не углядела практически вообще: психологизма и драматизма. Ну не сопереживается как-то главному герою Максиму, и, думаю, не только потому, что у него настолько смазливая физиономия, что хочется предложить ему лимон (хотя при всей своей негеройской внешности Степанов, как непрофессионал, играет вполне искренне и тем выгодно выделяется на фоне легко узнаваемых "динозавров" кинематографа). В остальном же, не говоря об уже упомянутых спецэффектах, всё сработано на твёрдую четвёрку: музыка хороша, хоть и не всегда слышна, компьютерная графика не всегда убедительна, зато иногда вполне живописна, на драки смотреть приятно, хоть их и как-то мало и они малость выпадают из общего контекста, вот только жаль, что голованов нам так и не показали с головы до пят – только фрагментами, да и то игрушечными какими-то (некоторые зрители могли и не понять, кто это вообще такие). А главное в этом фильме всё-таки не воплощение, а сюжет – антиутопические картины тоталитаризма и контроля и противостоящих им повстанческих сил были и будут актуальны всегда и всегда хоть кого-нибудь хоть о чём-нибудь да заставят задуматься. Отдельное спасибо Бондарчуку за то, что он не стал утрамбовывать содержание объёмистого романа в рамки одного двухчасового фильма (хотя некоторые сцены всё-таки оказались немного скомканными) и закончил «как всегда, на самом интересном месте» классической фразой «продолжение следует». Из чего можно сделать вывод, что если первая часть Острова оправдает вложения (немаленькие, следует полагать), мы когда-нибудь увидим вторую, а если провалится, как когда-то провалился замечательный мультик «Князь Владимир» (который тоже закачивался этой самой сакраментальной фразой), то не увидим. Почему-то мне кажется по отзывам выходивших после сеанса людей («Лучше бы мы на Стиляг пошли», «Только 1 января по укурке можно такое смотреть»), что не увидим, и тем не менее я вам советую первую часть Острова заценить – у нас с такой наивной амбициозностью (взять хотя бы бессчётное количество цитат из классики кинематографа всех мастей) давно ничего не снимали, а уж фантастики и подавно.

01.01.2009
Комментировать рецензию

1
0
7
Igor Makhno
48 отзывов, 594 оценки, рейтинг 448
6 января 2009

"...Надо все-таки разбираться в мире, где вы живете. а то вы все воображаете, что старую историю отменили и начали новую... ужасное невежество!.."
Среднестатистическому зрителю, пришедшему в кино, достаточно информации о фильме такого типа, как: кто режиссер, кто снимался, каков бюджет и жанр. Если эта информация еще подкреплена тизерами и трейлерами, то мониторинг успешно провиден. Сидя в кресле, ждут зрелища: предстоящий к просмотру продукт должен быть готовым к употреблению, (не важно фаст-фуд это, или полноценный обед со вторым и компотом), жевать его должно быть легко и вкусно, и чтобы чувство сытости оставалось надолго. Вот в рецензиях на "Афише", в основном я и вижу этих самых среднестатистических зрителей, таких "гурманов", с разными вкусами, которые надкусывают и откидывают большинство, что тянут в рот по глупости. Знаете, чем гурман от простого едока отличается? Простой едок откусит, если не понравится - выплюнет и отшвырнет после первой пробы, а гурман смакует, он может есть и получать удовольствие, к чему большинство и языком бы не прикоснулось, он жует долго и тщательно. Вкусы возможны все: от горького до ароматно-приторного. Он хочет понять сущность того, что он ест, познать все вкусовые стороны, того, чем он питается. Он захочет узнать. как и где были выращены продукты, какая их порционная составляющая, и как они были приготовлены.
"Обитаемый остров" блюдо русской кухни, приправленное западным соусом. После трапезы, тут либо попросят повара на ковер, либо попросят добавки, либо откусят один раз и отшвырнут всю тарелку, либо съедят все полностью, оплатят счет, но в следующий раз закажут что-нибудь другое, дабы не мучится сомнениями: вкусно было или нет.
"Обитаемый остров" не шедевр мирового уровня. Будь это продукт западных производителей, то фильм прошел бы не заметно, как медведь в ролике на внимательность. Но, в конце этого же самого ролика есть умная мысль: просто упустить из виду то на, что ты не обращаешь внимание. Если ты на трассе – это не значит, что на ней нет места велосипедистам – будь внимательнее, доводит главную мысль эта социалка. Так вот и «Обитаемый остров», две ее части, нельзя рассматривать в рамках просто фильма. Это точка отсчета. Точка отсчета наших креативщиков, концепт - криэйторов, вообще людей создающих общую картинку фильма, для многих это был первый опыт такого масштаба, который можно занести себе в актив. Федор Бондарчук в своих интервью о самом фильме говорил всегда очень мало, он обычно подчеркивал составляющие крупицы производство: съемочный период картины составил 222 дня; в массовке участвовало более 7000 человек; для картины было разработано и пошито порядка 3000 костюмов; фильм был чрезвычайно сложен для художников по гриму; героям фильма разработали десятки вариантов специального грима и причесок и так далее. Федор говорит о масштабах, он первооткрыватель, он в новой России первый, кто удостоился такого бюджета и такого кредита доверия. Он понимал, что критики разобьют многое в пух и прах, но кому - то надо начинать. Спасибо ему. Как можно сравнивать продукт конвейера Голливуда, возводившегося десятилетиями по крупицам, и нашего молодого кино, только ступающего на этот путь? Мы их еще догоним и перегоним, но нужно время, не рубите с плеча. Есть от чего теперь двигаться, ставить новую планку и карабкаться вверх. Фильм сделали молодые и упрямые, они осознают ошибки, учтут их и порадуют нас новыми успехами.
Это только начало. Это прогресс. Это неплохой фильм. Он стоящий.

11
0
9
Виктор Стёпин
160 отзывов, 176 оценок, рейтинг 391
3 января 2009

Братья Стругацкие пожалуй самые культовые звёзды мировой фантастики. Их романы читают, их критикуют, но то, что они самые лучшие, в области фантастики, с этим не поспоришь, а когда их талант соединяется с талантом великолепного потомственного режиссёра, то получается кино, которое взрывает похмелье нового года. Да, Фёдор Бондарчук взорвал спокойное течение новогодних праздников, потому что его фильм «Обитаемый остров» уже в прокате.
Признаюсь честно, был шокирован тем обстоятельством, что первого января на «Обитаемый остров», уже был аншлаг. Да, реклама-это страшная сила, но обо всём по порядку.
Режиссёрская работа достойна отдельного разговора. Такой прекрасно нарисованной вселенной, космических кораблей и одинаково жутких мутантов не было в нашем кино никогда. Всё действие картины происходит не так динамично, как, скажем в «Звёздных войнах», но Бондарчук постепенно затягивает в самую глубь своего творения, где главный герой рьяно взрывает весь монотонный ход жизни планеты, куда собственно и упал. Мутанты также были подобраны очень дальновидно. Гоша Куценко, Сергей Гармаш, Анна Михалкова в образах мутантов-выродков ярко противостоят деспотичному строю, который методично пытается их уничтожить. Конфликт получился отменным.
В работе над сценарием участвовал Борис Стругацкий, что позволило сохранить в фильме ту жуткую и одинаково притягательную содержательно-смысловую часть Стругацких. Приближаясь к концу противостояние мутантов-выродков и деспотичного строя этой необычной планеты приобретал всё более яростный характер, переместив Максима из разряда героев в разряд гонимых десидентов. Спираль действия как-то не логично ломается ближе к концу фильма, и герои меняют свою маску.
Обитаемый Остров-это только начало мощной трилогии и поэтому говорить о каких-то результатах работы Фёдора Бондарчука говорить пока рано, но одно ясно уже сейчас. Такого качественно сделанного и одинаково содержательного фантастического кино не было никогда. В каждом кадре виден не маленький бюджет детища Бондарчука. Ну что же будем ждать продолжения.
Ну а пока, 9/10.

5
0
7
Wallote
258 отзывов, 943 оценки, рейтинг 377
1 января 2009

Отличный фильм, лучший из наших фильмов, виденных мной за последнее время. Картина получилась динамичной, зрелищной и атмосферной: нет ощущения павильонности, как в других фильмах отечественного производства.
Порадовали молодые актеры, вполне естественно смотревшиеся и соответствовавшие своим книжным прототипам. Особенно хороша Юлия Снигирь, каждое появление в кадре которой оператор словно смакует, показывая и вырез платья, и красивые плечи, ну и остальные изгибы. Не совсем вписались, на мой взгляд, Куценко, Гармаш и Михалкова, но этого оказалось недостаточно, чтобы испортить общее благоприятное впечатление.
Надеюсь, что вторая часть не слишком заставит себя ждать и окажется не слабее первой.

2
0
7
Павел Л.
150 отзывов, 1677 оценок, рейтинг 374
16 января 2009
Обитаемый остров!

А Вы знаете, фильм понравился!!! Перед просмотром слышал много разных мнений, но в основном негативных. В данный момент читаю книгу Стругацких, так как очень интересно, что будет дальше. Фантастика в представленном виде, тем более Стругацких, по-моему очень даже получилась. Пусть еще не на 5, но фильм достоин твёрдой четверки. Единственным минусом, с моей точки зрения, является выбранный главный герой. Мне кажется это должен быть другой молодой человек, с другим взглядом, с другой внешностью. Подборка актеров, да и роль самого Бондарчука очень подходящая для этого фильма. В итоге супер сюжет, супер подборка актеров, не очень главный герой, графика на 4 - достойная русская фантастика. Очень обломался, что разбили на 2 части фильм. Могли бы сделать 3-х часовой, но это чисто коммерческий проект. Очень порадовала эпизодическая роль Спиваковского в новостях в телевизоре, если кто заметил. =)
Всем рекомендую прочитать книгу, так как все-таки фильм немного другой в представлении Бондарчука. Но хороший.
Буду ждать 2-ой части.

Спасибо.

4
0
7
Михаил Заикин
183 отзыва, 638 оценок, рейтинг 374
11 января 2009

Не читал книгу.

Фильм нормальный, не плохой, не хороший, а такой обыкновенный. Есть массу плюсов по спецэфектам и есть минусы, и они от того, что сюжет значительно опережает действие на экране.

Буду рад если уважаемые господа отобьют бюджет картины. Фильм куда более понятнее чем, Дозоры и Ирония судьбы. Но значительно слабее 9 роты.

5
0
7
Alek Sey
165 отзывов, 575 оценок, рейтинг 320
4 января 2009

Прочитал сегодня несколько рецензий - и сходил на этот фильм. Не слушайте тех, кто пишет, что фильм туфта - они сами наверняка ничего не создали.

Слёзы выступили несколько раз за фильм и много раз смеялся. Несколько раз было СТРАШНО.

Не противно, как на некоторых фильмов ужасов - а СТРАШНО.

Реально - один из самых чистых и светлых фильмов.

ОБЯЗАТЕЛЬНО посмотрите и обязательно в кино.

4
0
7
Алексей
85 отзывов, 541 оценка, рейтинг 295
1 января 2009

До начала проката я ждал выхода этого фильма, но уже после начала сеанса ждал, когда он, наконец, закончится. Если бы фильму сменить режиссера, да подобрать не такую невероятно страшную главную героиню, да заставить актеров жить своими ролями -- возможно, получилось бы действительно неплохо, ибо атмосфера, декорации, взрывы, грязь и кровища получились вполне себе ничего.

Даже присутствие среди актеров Гоши Куценко и самого Бондарчука не смогли испортить впечатление от фильма, видимо в силу того, что играли они самих себя -- немногословного туповатого бомжа-инвалида и самовлюбленного гомосексуального правителя соответственно.

Режиссуре незачет. Она настолько плоха, что при общем хорошем уровне отдельных составляющих все собрано в некое подобие "кино" на скорую руку и уж как получилось. Актеры играют очень старательно -- то ли Бондарчук им изнасиловал мозг, то ли они сами по себе плохие актеры. (А где же он нашел эту страхилюдину на главную роль?)

Однако сюжет увлекательный. Собственно, один только сюжет весь фильм и вытягивает. Трояк мне ставить просто жалко, но четверку фильм, честно, не заслужил. Пол-бала ставлю авансом в поддержку отечественного производителя.

Искренне надеюсь, что во-первых этот фильм побудит посетивших его к чтению серьезной фантастики, во-вторых, что увеличивающиеся бюджеты и постоянная практика доведут-таки наш кинематограф до хорошего среднего уровня и российское фантастическое кино наконец-то можно будет смотреть без кривой усмешки и на сытый желудок.

Резюмируя, это не блокбастер, не "фильм года номер один", но смотреть можно. Тем более, такие длинные выходные -- от скуки посмотришь даже то, что не собирался.

3
0
7
alexeydubinin
88 отзывов, 519 оценок, рейтинг 259
15 января 2009

По началу фильм не очень нравился, тем более успел услышать не очень лестные отзывы, но в целом получился неплохим, держал в напряжении. Буду ждать вторую серию, хочется пожелать, чтобы его не растягивали, как Властелина колец, дабы деньжат сшибить. Хотя после просмотра именно сравнение с Властелином колец у меня и осталось, не думаю, что Бондарчук замахнулся на меньшее)))

2
0
7
Lyla
132 отзыва, 1045 оценок, рейтинг 248
1 января 2009

Фильм очень понравился. «Обитаемый остров» - никакая не фантастика, а полноценный кинопамфлет. Сюжет одноименного романа, написанный Стругацкими в 1969 году в кинопересказе Федора Бондарчука, выглядит более чем современно, а реплики персонажей очень точно описывают окружающую нас действительность. Оценивая фильм, понимаешь, какая колоссальная работа была проделана. Сюжет, диалоги, яркие, выразительные персонажи, костюмы, декорации, компьютерная графика – все вместе это такая мощная глыба! Бондарчуку и всей съемочной группе РЕСПЕКТ! Ребята, вы сняли очень крутой фильм! С нетерпением буду ждать вторую часть.

Все актеры, занятые в фильме, в том числе и дебютанты, абсолютно убедительны и реалистичны в своих образах. Герой Василия Степанова харизматичен, красив, умен, открыт миру, умеет постоять за себя, защитить девушку, хороший друг. Лично меня очень радует тот факт, что на смену кинобыдлу на бумерах приходят романтические персонажи полные благородства и достоинства! Разумеется, мужская половина киноаудитории возненавидит Степанова, как в свое время возненавидела Леонардо Ди Каприо после «Титаника», а девушки будут счастливы! )))

P.S. «Обитаемый остров» не рекомендуется смотреть любителям пережеванного и переваренного кинодерьма наподобие «Самого лучшего фильма», «Очень русского детектива» etc. Если вы хотите тупо прийти поржать, то этот фильм не для вас! Над ним надо думать.

4
0
7
Evgeny Tayk
68 отзывов, 843 оценки, рейтинг 216
2 января 2009

Ну что я могу сказать...
За такое члена партии ЕР Бондарчука вполне могут попросить партбилет на стол положить))) Понимаю, что он этого не хотел, и не имел это в виду, но что получилось, то получилось;))

С точки зрения режиссуры и особенно монтажа фильм далеко не шедевр, но запас прочности исходного литературного материала настолько высок, что испортить его до конца было сложно. Плюс Бондарчук действительно блестяще поработал над созданием "вселенной" Саракша. Так что снимаю шляпу и ставлю от себя твердые 4+. Что-то мне подсказывает, что второй фильм будет значительно сильнее.

К сожалению, на 99% уверен, что у нас фильм и близко не окупится Хотя, качественный скачок по сравнению со всякими "дозорами" сделан впечатляющий, и у фильма неплохие шансы на дополнительные 20-30 млн.$ в мировом прокате. Нужно только грамотно его перемонтировать. А то отдельные эпизоды безбожно затянуты и убивают темп, другим же, наоборот, уделено явно недостаточно внимания.

0
0
7
pua Березнев
121 отзыв, 381 оценка, рейтинг 212
6 января 2009
Ужасы нашего городка

По сложившейся уже традиции с первого января нового года во всех кинотеатрах страны новый супермега блокбастер “нашего советского” производства. Кажется, вроде должны привыкнуть, однако особенность новинки состоит в том, что это все-таки “Обитаемый остров”, экранизация одноименного фантастического романа не кого бы то ни было, а самих братьев Стругацких, снятая Федором Бондарчуком, который так или иначе, но уже зарекомендовал себя в качестве постановщика дорогого масштабного и амбициозного кино. От сюда же и опасения о том, поднимут ли создатели столь непростой для экранизации материал, не сведут ли при этом до уровня пригламуренного глупого боевичка, смогут ли красиво снять и подать так, чтобы и многочисленные любители классиков русской фантастики остались довольны и обычные зрители бы проникли. Увы, первые опасения начали закрадываться уже с выходом первых промо роликов…

Однако достаточно неожиданно вышло так, что кино удалось в тех местах, где не ждали и не удалось там, где провал вроде был меньше всего ожидаем. Причем все светлое, что хочется отметить собрано в первой половине фильма. И все было бы хорошо, причем настолько, что я был уже готов поверить в то, что “Обитаемый остров” таки окажется лучшим российским фильмом-блокбастером в нашей новой истории, но, увы, ко второй половине тучи начали неумолимо сгущаться.

Наиболее удачной оказалась именно первая треть фильм, наверное, потому, что в ней практически ничего не происходит, точнее, происходит, но исключительно ради знакомства с миром, в котором терпит крушение корабль заболтавшегося по межзвездной связи белокурого землянина. Пока идет исключительно демонстрация всех прелестей полуфашистского, грязного, отвратительного Саракша со всеми этими куклами с ирокезами, иступленными песнями боевой гвардии etc. все более чем замечательно. У Бондарчука явно получается живописать такой вот мрачный трэшовый вывернутый наизнанку исказившийся мир недружелюбной планеты, погрязшей в собственных пороках. Не вижу ничего особо ужасного и в общей стилистике, в которой перед нами предстает этот мир. Да, все очень вычурно, аляповато, да, возможно, где-то неправдоподобно и слишком искусственно. Но не стоит забывать, что перед нами все-таки фантастика, в которой жизнеспособность конкретной модели стрелкового оружия отдельного рядового боевой гвардии не ставится во главу угла (ну так и быть, простим уж создателям розовый танк), а работает скорее на создание своего стиля, стиля самобытной инопланетной цивилизации, а потому законы логики могут здесь давать кое-где и сбои. Не это важно. А важно то, что у Бондарчука получилось-таки создать фантастический мир планеты Саракш и противопоставить этот выдуманный искаженный мир нашему с вами, потому что все равно, как ни крути, а он лишь его искаженное отражение.

Так что в этой связи большой неожиданностью получается то, чего как раз после первых роликов “Обитаемого острова” ждали меньше всего. Выбор на роль Максима Каммерера актера Василия Степанова есть более чем осмысленный и даже удачный ход. Эти светлые развивающиеся кудри, эта белая, обнажающая все прелести накачанного мужского тела маячка и эта, в конце концов, постоянная идиотская улыбка, все это настолько контрастирует с серостью и злобой Саракша, что вера в счастливое “коммунистическое” будущее Земли становится более чем осязаемой, а сам Максим является единственным светлым пятном во мраке Саракша, за которого по идее и должен ухватиться зритель. Хороши в целом и остальные актеры, среди которых особенно хочется отметить Петра Федорова прекрасно исполнившего роль Гая.

Однако, на нерадостную, недружелюбную планету мы уже попали и даже с ней более близко познакомились, надо бы и сюжет начинать дальше двигать. И вот тут у фильма начинаются проблемы. Скажу банальность, но чем отличается книга от фильма? Тем, что на два часа экранного времени приходится несколько сотен страниц текста, и чтобы уместить все содержание литературного источника в фильм, при этом не растеряв ничего по пути, нужно очень сильно постараться. Если для придания необходимой мотивации героям и их поступкам у Стругацких уходит десятки страниц, то Бондарчук вынужден довольствоваться от силы парой тройкой эпизодов, после которых нужно неизбежно двигаться дальше. Вот и получается, что, начиная с момента вступления Максима в ряды доблестной боевой гвардии, сюжет начинает нестись по главным сюжетообразующим моментам книги, что не самым лучшим образом влияет на само повествование и его увлекательность. Именно из-за этого героям нередко приходится потом словесно объяснять свои предыдущие действия, хотя в идеале авторы должны были создать такую структуру фильма, чтобы зритель понимал все и без лишних слов через должным образом построенные сценаристами и режиссером образы, сцены и видеоряд. Так, например, вся террористическая деятельность Максима была урезана аж до 2 эпизодов: вступления в ряды повстанцев и выхода из их рядов, что, естественно, не может не сказаться на восприятии всего сюжета в целом

Таким образом, произошло нечто парадоксальное, авторам даже при разделении фильма на две части (что уже само по себе является достаточно большим минусом) не хватило хронометража. Выбранное почти дословное воспроизведение Бондарчуком книги похвально, однако вышло боком. Не зря же дословная экранизация считается либо почти невыполнимой задачей, либо требующей недюжего таланта. А в погоне за ней у “Обитаемого острова” утрачена и динамика, и сюжетная самостоятельность, и интерес зрителя. Либо тогда уж стоило более избирательно и тоньше относится к самому материалу, так например, сцена с крепостью и голованами в контексте первой части фильма является абсолютно, на мой взгляд, лишней.

Ну и еще одна серьезная проблема фильма, которая также проступает ближе к середине фильма, это выбранный авторами картины способ подачи материала. Бондарчук, стремясь живописать все ужасы местного тоталитаризма, слишком уж переборщил с трэшем. По количеству грязи, мрака и других подобных художественных прелестей фильм переплюнул все, что только можно (ведь даже тот же “Парфюмер” Тыквера, где всякая грязь была более уместна, был выполнен в более щадящем для зрителя ключе). Так что на выходе, вышло 2 с лишним часа депрессивного, гнетущего и просто неприятного действа, выдержать которое способен не каждый рядовой кинозритель, а тем более не каждый захочет повторить его. Так что весьма неоднозначным выглядит выпуск данного фильма в новогодние праздники (а что делать бюджет то надо отбивать), когда люди отдыхают, веселятся, хотят пойти развлечься в кино, и, не дай бог, они не будут иметь представления о том, что для них приготовлено на сеансе “Обитаемого острова”.

Видно, что и авторы, осознавая данную чрезмерную мрачность, стремились развеять ее усиленной романтической линией между Максимом и Радой. Но и тут у них не все вышло гладко. Толи не совсем удачный выбор актрисы на роль Рады, играющей скорее формами нежели чем-либо иным, толи излишняя приторность, включающая все эти пафосные поцелуи на фоне неземных красот, толи недостаток мотивации сыграли свою роль, но любовная линия не только не разгоняет тучи мрака, но только усиливает общее раздражение.

В итоге же получается, что с середины фильма у зрителя, так или иначе, теряется интерес к фильму, а от постоянного гнетущего видеоряда лишь прогрессирует усталость. По выходу из кинозала я не слышал ни одного ярко выраженного положительного отзыва, максимум были вялые оправдательные. С подачи Бондарчука вышел у нас скорее такой арт-трэшевый фантастический фильм на тему ужасов местного тоталитаризма, но совсем не вышел массовый народный новогодний блокбастер, что собственно не есть плохо, но есть очень на любителя. Так что, видимо, все же “Обитаемый остров” по народной нелюбви постигнет участь близкая к “Волкодаву”, а по прокатным сборам близкая “Параграфу 78”, что увы и ах.

1
0
7
Пошевай
123 отзыва, 176 оценок, рейтинг 178
9 января 2009

я вот за 12 часов до просмотра фильма дочитала книжку, так что мне было интересно. просмотр иллюстраций. было приятно, что некоторые диалоги прямо по тексту. только вот столь греющая тема идеальности землян, на которую намекнули во вступлении, была вообще не раскрыта, но мне показалось, что она важна.
у актеров проблемы с актерским мастерством. монолог Вепря про настоящих палачей звучит как рассказанный 7-классником на день учителя. а костюмы... костюмер книжку читала или просто вытворяла, что хотела? не подходящие они, не смотрятся.
в общем, вопросов много, но денег обратно требовать не хочется.

0
0
7
Александр
81 отзыв, 99 оценок, рейтинг 166
27 января 2009
"Мы не одни в этой галактики".


Фильм действительно интересный, необычный и немного даже захватывающий!! Ничего сверхъестественного, но для нашего кинематографа это огромный шаг вперед!!
Художники по костюмам, "изобретатели" и вообще все-все проделали огромную работу! Фильм снимался по-моему 3-4 года!!! Результат на лицо!
Кино со смыслом! Не просто потраченные миллионы-и-миллионы долларов, а кино,которое развивает и даже учит чему-то!! Лично мне сразу захотелось взять томик братьев Стругацких и полистать на досуге!

2
0
9
iznovosiba
69 отзывов, 125 оценок, рейтинг 156
5 января 2009
Хорошая фантастика!


Фильм лично мне очень понравился, хотя ходил с тремя девушками, две сказали, что на вторую часть не пойдут. Так что на вкус и цвет сами знаете что.
А так все снято хорошо, актерский состав классный, всем советую сходите не пожалеете. Сюжет смысла нет пересказывать, все увидите сами, скучать не придется.

5
0
9
Moisey Aronov
56 отзывов, 96 оценок, рейтинг 126
5 января 2009

Я отношусь к аудитории, хорошо знакомой с творчеством братьев Стругацких. Роман "Обитаемый остров" прочел несколько раз, причем последний - совсем недавно. Первое ощущение - это радость от самого того факта, что по этому роману сняли фильм. Второе, тоже позитивное - что Мак именно такой, каким я его представлял. Не ожидал увидеть таким город, каким его сделал режиссер - мне кажется, что более приближенный к нашим реалиям (вспомните проникновенную ржавчину кин-дза-дзы) он позволил бы фильму произвести более мощный эффект самой идеей сюжетной линии (хотя возможно, именно поэтому Бондарчук и придал слегка нереальный кич декорациям, чтобы ибежать ярлыка диссидента в наши "кризисные" дни). К плюсам также отнесу близость к тексту диалогов и ключевых моментов романа. Игрой актеров доволен, хотя, возможно, Гоша Куценко тяжело воспринимается в роли закоренелого подпольщика, но Гармаш его вполне компенсирует. Странник отменный, Рада - хороша, Гай и Чачу тоже вполне удались. Прокурор... ну простим Бондарчуку его слабость полюбоваться собой, в конце концов, это может быть плохим влиянием старших (Никита Сергеевич тоже этим грешит, оставаясь при этом гениальным режиссером). Работа оператора мне очень понравилась. Возможно, в руках Тарковского роман получил бы более блестящую экранизацию, но ставлю 5 баллов за то, чтобы попытаться вытащить этот в целом замечательный фильм из на мой взгляд незаслуженной "тройки" на так мною уважаемой афише.

4
0
7
А С
102 отзыва, 110 оценок, рейтинг 121
6 января 2009

к счастью, это довольно захватывающий фильм, просмотр которого не вызывает отвратительного чувства стыда за кинопродукцию «великой страны». но захватывающий не настолько, чтоб не пожелать увидеть большего. сценарий довольно бережно следует оригинальному сюжету стругацких. художественное оформление вплоть до самой маленькой нашивки на рукаве - радует. техника, не выглядящая картонной; город, залитый разноцветными огнями и дождем, - все это очень мило. но все это и не решает ровным счетом ни-че-го. эпизоды, которые в действительности трогают, - это сплошь крупные планы и натурные съемки, когда не возникает ощущения, что герои упрутся в стенку съемочного павильона как несчастный труман. воздуха хочется больше, меньше павильонной пыли. вторую часть, в любом случае, пойду смотреть обязательно – первая прям многообещающе заканчивается. есть надежда на лучшее, а не просто хорошее.

6
0
...