Москва

Все отзывы о фильме «О' Хортен»

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Роман Волобуев
535 отзывов, 587 оценок, рейтинг 11456
4 марта 2009
Норвежская самурайская комедия про уход в мир иной

Машинист Одд Хортен (Ове, патологоанатом из триеровского «Королевства»), человек редкой внутренней дисциплины, всю жизнь живший по железнодорожному расписанию, в день выхода на пенсию неожиданно для самого себя сбивается с ритма. Испорченный домофон не пускает его на собственную прощальную ­попойку (та в итоге проходит в формате поминок), поезд, который он планировал напоследок повести, уходит без него, а сам он, будто провалившись в зазор между ми­рами, идет плутать по обморочным пригородам, аэродромам и лыжным трассам. Засыпает в бассейне, курит трубку возле цистерны с авиационным топливом, ходит по гололеду на дамских шпильках, навещает маму, пьет с мертвецами. Все это — не меняясь в лице, с большим достоинством.

Стоическая северная ирония, как русская духовность, латиноамериканская витальность, грузинское гостеприимство или петербургская начитанность, всегда отчасти ловушка для своих носителей. На ней всегда есть искушение выехать, как на саночках: даже если сказать особо и нечего, иностранцы, уверенные, что северней 58-й параллели родятся сплошные джармуши, в любом случае будут в восторге. Норвежец Хамер, одинаково ловко ­делавший абсурдистские национальные комедии («Яйца», «Кухонные байки») и жизнеописания американских ­алко­голиков («Фактотум»), всегда казался как раз таким обаятельным саночником, но «О’Хортен» определенно выбивается из его милой и необязательной фильмографии. Задавшись целью показать смерть как главный на свете хеппи-энд, самый лучший момент в меру увлекательной пьесы, он ухитряется не свалиться ни в сентиментальность, ни в загробную ­метафорику — пройти, как и его усатый герой, по границе двух миров. Путешествует машинист Хортон через долину теней или просто в Норвегии по вечерам на улицах много чудаков, сломал он себе шею или все-таки женился, умер или завел собаку — в том и штука, что любой однозначный ответ лишил бы это путешествие смысла и правдоподобия. Ведь и в жизни в таких ситуациях — а черт его знает.

19
0
5
Kabal
105 отзывов, 113 оценки, рейтинг 721
12 марта 2009
Избыточная, по-норвежски холодная история старика-машиниста

Одд Хортен (актер Борд Ове, небывало прекрасен) 40 лет смотрел на мир сквозь запотевшее окно в залитой ровным серым светом кабине машиниста моторвагонного поезда, но однажды вышел на пенсию. С такими удивительными последствиями, что лучше не рассказывать.

Если взять за аксиому, что скандинавы вообще плохое кино не снимают, то эта лента на фоне всех остальных – почти неудача. То ли норвежец Бент Хаммер вдохновлялся фильмами режиссёра «Песен со второго этажа», то ли Рой Андерссон всё исчерпал, но «О’Хортен» сделан и смотрится как вырезанная новелла из Du levande. Не самая к тому же изобретательная, довольно банальная, затянутая где-то на час. Что же до темы экзистенциальных приключений чёрствого до равнодушия героя, который в общей повседневности ищет жизнь, а встречает одних сумасшедших (например, чудаковатого обладателя куска метеорита), то мне больше нравится лента другого норвежца – «Неуместный человек» Лиена. Там в финале вместе с бунтарской надеждой билась эксцентрика, а здесь еле-еле прощупывается редкий, слабый, нитевидный пульс.

1
0
5
id46451
30 отзывов, 41 оценка, рейтинг 158
16 марта 2009

В очередной раз сетую на пятибальность оценки фильма. Ну вот мало тут трешки! Но четверки очень много.
Необычно смешная, добрая и мягкая лента про выпадение из привычного ритма жизни. Из плюсов картины - краски, тексты и собака. Из минусов - у меня лично осталось ощущение, что меня где-то обманули.

0
0
7
Василий Авсеенко
280 отзывов, 2251 оценка, рейтинг 139
12 апреля 2009

Очень медленно, местами очень странно, но романтично и жизнеутверждающе… Норвежский ответ на "Старики-разбойники" :)

0
0
7
Эцилоп
82 отзыва, 411 оценка, рейтинг 126
20 апреля 2009

Добротный скандинавский фильм, воплощение скандинавского же стиля, изысканного в своей кажущейся простоте, но именно из-за этой простоты не дотягивающий до кристальной чистоты гениальности. Абсурдистская комедия положений, отсылающая то к архетипическому Карлсону, то к мотивам странствия сквозь снега в голове извивающегося дракона-поезда, оказывается еще и весьма пронзительной, доброй картиной. Захватывающая операторская работа тоже идёт в плюс этому кино. Немного удивляет двойной финал, но в абсурде всему есть место.

1
0
7
Родерик Споуд
110 отзывов, 122 оценки, рейтинг 122
31 января 2011

Фильм очень и очень своеобразный. Артхаус. Если оценивать его как обычный фильм, то это конечно Ахтунг и лучше на него не ходить.

Это не комедия. Вернее, это "эстонская комедия". Как раз тот случай, когда: "Осторожно, двери за-кры-ва-ютттт-ся опа, - двери от-кры-ва-ютттт-ся".
Происходит все крайне медленно и... ничего собственно не происходит.

Главный герой лезет по лесам, забирается в чужую квартиру там встречает мальчика, который не дает ему уйти. Потом утром он от него уходит. И как бы все. Что, чего, зачем - полные непонятки.

Затем, главный герой засыпает в бане, видит как в бассейн прыгают две лесбиянки. Далее мы видим как он одевается и выходит. И снова - это все.

Можно сказать, что фильм чем-то похож на "О Шмидте" и на "Человека с Поезда", только в три раза медленнее.

Одним словом настоящий эстонский фильм. Есть в нем что-то от "догмы" манеры снимать "как в жизни". Во всем какая-то незаконченность, остраненность, отсутствие ритма.

Если хотите приобщится к "норвежскому артхаусу" - этот фильм самое то, а если ждете, что это будет "нормальный" голливудский, ну или хотя бы европейский фильм, вас ждет разочарование.

Иными словами - картинка завораживает, на события можно смотреть так же долго, как на капающую из крана воду, в рамках понятия об обычном сюжете фильм оставит больше вопросов.

Особенно, если вы перед этим прочитали анонс. Так и будете сидеть и ждать, когда же он найдет собаку, любовницу, продаст катер и т.п. и будете понимать, "нет, не сейчас".

0
0
7
Виталий Мазуревич
75 отзывов, 143 оценки, рейтинг 96
13 ноября 2010
То спишь, то не спишь, а то совсем не спишь

Вырвал на неделе время и посмотрел, наконец, норвежский "О'Хортен", которому уже года два минимум, поэтому киноновинкой его назвать сложно. Весь фильм - это, по сути, процесс курения трубки, если кто знаком с этим занятием. Т.е. необходимо поддерживать в трубке какую-то жизнь, не дать ей погаснуть, но в то же время кочегарить ее до каления тоже не стоит. Вот у Хамера примерно аналогичная ситуация повторяется: только все происходящее на экране в какую-то колею заплетет, как неожиданно появляются какие-то люди с огромной рыбой или дипломат-изобретатель, который умеет водить машину с закрытыми глазами. Причем весь вот этот фарс тут смотрится гармоничным, практически вросшим в суровый норвежский фьорд - он не удивляет, а скорее дополняет.

Сюжет фильма строится вокруг вышедшего на пенсию машиниста (играет его Борд Ове, патологоанатом из триеровского "Королевства"), который большую часть жизни водил один и тот же четырехвагонный состав из Осло. Как показывает практика, дальнейшее повествование обычно постулирует идею о том, что в старости жизнь только начинается, либо скатывается до трагичного суицида в духе того же Брукса из "Шоушенка". Хамер проводит драматургию по тончайшей грани между этими двумя фабулами, которые казалось бы взаимоисключающие. Даже помимо концовки, понимать которую можно как угодно, тут весь фильм протекает на какой-то границе раздела фаз: между жизнью и смертью, разумом и сумасшествием, правдой и вымыслом. Радует, что режиссер находит в себе силы ни в одну из этих крайностей не завалиться.

Я вообще, после "Хортена" начинаю все больше склоняться к тому, что если национальный кинематограф как явление все еще существует, то скандинавы - одни из его лучших образцов (где-то я вообще читал, что только скандинавы не разучились снимать кино). Из не самой, казалось бы, примечательной ментальности они смогли создать определенный стиль, определенный бренд, который не только узнаваем, но и востребован. Скандинавы - это своеобразный "фарс-насипед щщах", такое искусство на грани английской иронии и немецкого бюргерства. И при этом, находясь в пограничном состоянии, они совершенно не чувствуют себя стесненными. При этом у возникают подозрения, что у них в принципе авторского кино нет - оно у них всё вот такое.

В свете этого возникает простой вопрос: так о чем же сам фильм? Ну, во-первых, Хамер посвятил кино своей матери, поэтому для него эта работа, как для Хортена прыжок на лыжах с ледяного трамплина - доказать, что можешь. Получилось у него это или нет? - Неизвестно. Также неизвестно, умер ли усатый Хортен, сломав себе напополам туловище, или женился на своей подруге с неисчезающей улыбкой-оскалом. Вообще-то это и не важно.

0
0
1
Денис Серегин
24 отзыва, 564 оценки, рейтинг 92
23 марта 2009

тягучее, безразмерное говно...
Праздник кричащей банальности во всем: в сценарии, в операторской работе, даже в музыке. Старость, спящий ребенок, старая собака, незаметная смерть, проходящий в огне поезд.... просто энциклопедия избитых мест.
теперь мой принцип: посмотри на Волобуева - и сделай наоборот....

4
0
9
Comradmax
46 отзывов, 67 оценок, рейтинг 59
5 мая 2010

Я не удивлен, что этот фильм создатели оставили напоследок, как десерт. Достаточно начать с того, что он повествует о жителе Норвегии. Соответствующий нордическому характеру суровый, но душевный стиль прилагается. Сценарий тоже явно не дураками писан: есть что обсудить по окончании фильма, есть над чем посмеяться. Паузы в повествовании расставлены ровно так, чтобы было время оценить ситуацию, а их в фильме - множество. В этом кино есть действие, которое развертывается сразу на нескольких планах - от глобального, едва тянущегося, до микрособытийного, наполняющего сцены жизнью.

Главному герою - вышедшему на днях на пенсию машинисту Хортону - постоянно попадаются странные люди. Он оказывается в бытовых переделках, внимательно присматривается к как будто незнакомой ему жизни, уклад которой только что нарушили. Несмотря на слегка поверхностный характер фильма, в рамках которого нас едва успевают познакомить с главным героем, плотность событий к кульминации умудряется заметно увеличиться. Так что бросить фильм на середине просмотра при всем желании не выходит. Сюжет медленно раскручивается, подобно огромному маховику, однако уже к середине фильма его структура набирает такой вес, а повествование развивает такую скорость, что всякое желание спать отпадает напрочь. Финал - великолепен, как, в общем-то, и весь этот фильм.

Я бы посмотрел его еще раз. Не сам, за компанию с кем-нибудь, кто еще этот фильм не смотрел, но готов к такому типу фильмов - по-северному неторопливому, глубокому в своем сосредоточенном молчании и душевному как теплый очаг посреди лютой зимы, у которого присаживаются погреться заплутавшие в ледяной пустыне путники.

0
0
7
corga
37 отзывов, 66 оценок, рейтинг 50
18 марта 2009

O'Хортен - один из тех замечательных европейских фильмов, после которых остается приятная загадочность в мыслях: простой мир обычных людей кажется местом обитания дивных чудаков, ежедневные рутинные действия обретают сакральный смысл, краски повседневности становятся ярче и как-то неоднозначнее.. Словом, хочется видеть во всем окуражеющем нечто необъяснимое и искать двойное дно. Щекочующее ощущение.
О'Хортен, как и все немногие виденные мной фильмы, снятые в Северной Европе, отличает неторопливость, созерцательность и молчаливое удивление главных героев, наблюдающих обыденные странности, которое передается и зрителю. Что все это значит? Да может, и ничего, зато зрелище приятное и будит воображение.

0
0
7
Stryker
31 отзыв, 41 оценка, рейтинг 34
23 апреля 2009

Хортон! Отправляясь на фильм – думал о каком-то слонике с таким же (или похожим) именем и о том, что последняя скандинавская комедия, которую смотрел – «Самый главный Босс» - оч. даже понравилась. Вот и «Хортон» - тоже понравился.
Это - неторопливая сказка о том, что после выхода на пенсию – все только начинается. Можно и жизнь посмотреть – ту, что из-за спешки раньше не замечал вокруг себя. И на улице кому-то помочь, и в бассейне засидеться, и мамину мечту, наконец, осуществить. В общем - жить. Не только с 7 вечера до сна, но просто - жить. В удовльствие (надо сказать - скромное, но все таки).

Фильмов на эту тему много, но здесь манера подачи хорошая. Неспешная такая, скандинавская.
И вроде как ничего особенного, но душевно.

1
0
7
kolllak.livejournal.com
15 отзывов, 32 оценки, рейтинг 31
1 апреля 2009

Фильм "О'Хортен" производства норвежской киностудии «Буль-Буль фильм» (я не шучу) оказался ни разу не артхаузом, а простой и позитивной историей о норвежском старичке. Сюжет незамысловат и линеен. Усатый и флегматичный машинист (играет Борд Ове) выходит на пенсию, тут-то он и принимается жить по-настоящему. До этого момента Хортен погружен в дурную бесконечность повторяемых будней: перегон паровоза, ночевка в пансионате в компании симпатичной бабульки, обратный путь, бокал «иностранного» пива в кабаке и снова по кругу. Но вот коллеги провожают Одда в «последний путь» и пошло-поехало. Думаю, приводить все абсурдные и неловкие ситуации, в которые начинает с завидной регулярностью попадать наш герой нет смысла. На них построен основной комический прием фильма, так что лучше смотрите сами. К счастью, при этом фильм не превращается в тривиальное морализаторство на тему: «Тебе 67? Надо жить! ». История гораздо более глубокая и философская.

Кино про стариков, так что в кадре или за ним постоянно кто-то умирает, либо влачит промежуточное между двумя мирами существование (мать Хортена). Однако все это не оставляет гнетущего впечатления, а разгадка в том, что режиссер время от времени вставляет в картинку что-нибудь долговечное. На фоне грандиозной норвежской природы или на фоне метеорита (4 миллиарда лет в обед), человеческий век кажется смешным и недостойным жалости. «Экие мелочи и глупости!». Кроме того, образ поезда, навязчиво повторяющийся каждые десять минут, недвусмысленно обращает нас к мифу о Вечном Возвращении. Так что кино навевает на философский лад, из разряда "есть о чем подумать".

Фильм позиционируется, как грустная комедия. И действительно, несколько раз я нормально посмеялся, это при том, что, скажем, за последнюю комедию с Джимом Керри я не улыбнулся ни разу. Особенно впечатлила зал сцена с красными сапогами. Хотя юмор местами «норвежский», сродни абсурдному «Ёжику в тумане». Хватает и грустных и трогательных моментов, но все это по-северному, без слащавости (например, сцена у матери). Вообще, картина успешно эксплуатирует стереотипы о скандинавах и Скандинавии, туземный минимализм и неспешность присутствует, но без перебора, просто «такой фон». Так что рекомендую неподготовленным зрителям перед просмотром хорошо выспаться, чтобы не было соблазна.

Про игру актеров сказать, что-нибудь определенное сложно. Скажем, главный герой ходит весь фильм с одной и той же непробиваемой физиономией. При этом чувства реальности происходящего гораздо больше, чем от голливудских кривляний а-ля Кейдж. Так что считаю, что актеры свою задачу вполне выполнили.

Ну и конечно ТРАМПЛИН. Когда-то в Осло я долго и безуспешно его искал. Сказались отсутствие нормальной карты и некоторая неразговорчивость аборигенов. Но теперь ничуть не жалею. Режиссер сумел показать его в такой красе, что я все время просидел, вцепившись в подлокотники.

Итак, фильм понравился. Моя оценка 7/10.

0
0
7
Андрей Лущаев
20 отзывов, 64 оценки, рейтинг 19
13 июля 2011

Размеренно, спокойно, по плану, но главный герой - тот человек, с которым всё всегда происходит за тебя. Поездами всё началось, поездами все и закончилось. А музыка и правда весьма приличная!

0
0
9
imperialiSSt
11 отзывов, 41 оценка, рейтинг 19
22 марта 2009

Под завораживающую музыку, сквозь яркие крупные планы, неторопливо и немногословно проплывает этот фильм - серьезный, трогательный, смешной и грустный.
Несколько дней из жизни машиниста Одда, уходящего на пенсию, как стрелка на котороой он выбирает продолжение своего пути.
Его прежняя жизнь - решетка правил и рутины. Но в эти дни - все идет не так как обычно. Одд встречает разных людей и попадает в ситуации, которые выбивают его из накатанной годами колеи.
Этот фильм - про человеческое одиночество и про то, что никогда ничего не поздно изменить или сделать впервый раз: Одд прячется под кроватью, встает на шпильки, ночью наблюдает любовную сцену лесбиянок в бассейне, катается на машине, которой управляет человек с закрытыми глазами.
Наверное каждому человек рано или поздно нужно прыгнуть в темноту неизвестности, что бы потом увидеть свет в конце тоннеля.

0
0
3
Poyou
11 отзывов, 34 оценки, рейтинг 11
24 марта 2009

Еще один пример, когда рецензиям и звездочкам нельзя верить. Ожидания были в стиле какого то особого норвежского юмора в стиле "Во власти женщины"...Поэтому весь фильм были ожидания, что вот вот Хортен начнет чудить и компенсирует занудное начало. Но ничего завораживающего он так и не сделал, только притормаживал в каждом кадре, то забудет код домофона, то заснет не там где надо, то бросит мертвого знакомого в машине, постоянно всех теряет, ну в общем обычный старческий моразм. Когда он наконец прыгнул с трамплина зародилась надежда ну наконец сейчас начнется экшн, но почти сразу после этого фильм закончился. Разочаровал.... или я просто слишком много ждал.

0
0
9
Asuli
3 отзыва, 4 оценки, рейтинг 9
12 мая 2009

Один из лучших фильмов, которые видела за последние пару лет. Печальный и светлый одновременно... Огорчает только то, что тупые ублюдки зачем-то ходят на интеллектуальное кино. Люди, адекватно оценивайте свои возможности! Этот фильм тупым уродам не понравится. Не мешайте другим и не тратьте свое время.

2
0
7
Зеркальникова
16 отзывов, 96 оценок, рейтинг 9
30 марта 2009
7/10 Есть жизнь после пенсии!)


По сути, в картине показано…ровно то, что есть в описании к фильму. Но атмосфера… ее не передать…
Это фильм из разряда «ни о чем», но здесь и не нужна никакая серьезная мысль. Стоит просто расслабиться и насладиться глупыми ситуациями, в которых то и дело оказывается Хортен; улыбаться каждому повороту сюжета с мыслью «да не может быть»! (будь то красные туфли, человек со спичками или вредный мальчишка, просящий подождать с ним, пока он уснет). «Хортен» вернул мне веру в скандинавское кино, особенно после столь расхваленного бреда «Впусти меня».

0
0
7
LVRUS
1 отзыв, 3 оценки, рейтинг 0
31 марта 2009

Первое слово, которое приходит в голову после просмотра фильма - "добротно". Фильм действительно снят добротно. Стилистически - коктейль из ироничной северной отстраненности и почти буддистской медитативности.
Фильм явно снят не вокруг захватывающего сюжета или революционной идеи, чем он и хорош. За тщательно и вместе с тем органично выстроенные планы ключевых сцен (Хортен с собакой, покидающий место смерти своего новоиспеченного друга; Хортен перед прыжком с трамплина в Холменколлене) - твердая "пятерка".
Еще один плюс фильма - режиссер решил не эксплуатировать идею множества т.н. арт-фильмов "жизнь бессмысленна, смерть неизбежна", а добавить пару уместных ноток отстраненного оптимизма. На мой взгляд, получилось.
Минусы лежат в той же самой плоскости добротности. Иногда режиссер словно сомневается, что зритель правильно понял ход мысли и добавляет пару-тройку лишних поездов к картине вышедшего на пенсию машиниста. Но лучшее - по-прежнему враг хорошего.

Рекомендую для просмотра тем, для кого кино - не набор быстро меняющихся картинок, спаянных крепким сюжетом, а источник раздумий (не всегда важно, о чем).

0
0