

Вид влюбленных, присосавшихся друг к другу на платформе метро, стал последней каплей для не то чтобы несчастного, но как-то фатально заскучавшего от жизни Андреаса (Эурвог), и тот с кислым лицом шагнул под поезд. На том свете оказалось примерно так же, как на этом, только почище и везде играла «Песня Сольвейг» Грига. Андреаса встретили трогательным транспарантом «Добро пожаловать» и определили на службу, где надо было совсем немножко что-то считать на калькуляторе, а платили при этом столько, что аванса хватило на спорткар с откидным верхом. Сослуживцы и начальство были милейшими людьми. Палец, из любопытства сунутый под канцелярский резак, на следующее утро вырос обратно. Малознакомая красавица (артистка Баркер, при виде которой ахнут те, кто в детстве видел ее в советско-норвежском боевике «И на камнях растут деревья») переспала с Андреасом, даже не дожидаясь первого свидания, а когда Андреас устал от нее, на противоположном конце офисного кафетерия тут же нарисовалась альтернатива. При таких раскладах, наверно, странно было не стать счастливым, но у Андреаса — получилось.
Экзистенциальное отчаяние — вещь сама по себе не то чтобы дико смешная. Комедии на эту тему удаются только Джармушу и скандинавам, которые, видимо, на генетическом уровне все немного джармуши. В своем втором по счету (и первом, попавшем в более-менее международный прокат) фильме норвежец Йенс Льен, в прошлом рок-музыкант, берется исполнить вариацию на мотив отчаявшегося сердца, но выводит ее флегматично и ловко, будто играет на пиле: сам способ звукоизвлечения тут так занятен, что неизбежно отвлекает от душераздирающих свойств мелодии. Эффект удивительный — даже любопытно узнать, что за рок-н-ролл играл этот Йенс, прежде чем пойти учиться в киношколу.
При поверхностном рассмотрении «Неуместный человек» получается такой сатирой на победивший скандинавский социализм, доэволюционировавший путем неуклонного повышения уровня качества жизни до чего-то типа райских кущ. Главная и единственная тема для застольных разговоров в здешнем раю — новый каталог IKEA, уровень счастья населения заботливо отслеживают люди из отдела кадров (заходят в конце рабочего дня и спрашивают — «Ну как, вы счастливы?»), попытка суицида дурацким образом наталкивается на повышенную прочность телесной оболочки: настроившись по старой привычке решить все свои проблемы повторным броском под поезд, герой следующие минут пять с трагикомическими воплями наматывается на колеса локомотива, но погибнуть никак не может. Притом, как и положено по-настоящему хорошей абсурдистской работе, кино это сделано так невозмутимо и так всерьез, что иронический прищур автора толком регистрируешь лишь к середине фильма, а с тем, на чей именно счет его отнести, не можешь определиться до самого конца — как не получается с полной уверенностью понять, в раю происходит дело или все-таки в аду с высокой степенью социальной защиты. И по мере того как изначально довольно приятный артист Эурвог приобретает все более разительное сходство с линчевским Головой-ластиком («Ластик» — логичным образом — любимый фильм режиссера Льена), как-то очень естественно понимаешь, что пресловутое экзистенциальное отчаяние ничуть не почтенней разговоров о каталоге IKEA. И какое это, в сущности, забавное, праздное искусство — находить в заботливо подстраивающемся под тебя мире поводы для несчастья и из принципа, из глупого капризного упрямства (главная претензия героя к раю — что там недостаточно сильно пахнет свежими булочками) отправляться погибать в такие снега, куда ни одна, даже самая мотивированная и резвая Сольвейг не прибежит за тобой на лыжах.

Противоречивый, артхаусный киноэксперимент, исследующий поведение обычного человека в условиях крайней нормальности и стабильности. Эдакое скандинавское шоу Трумана. По сюжету главный герой точно так же попадает в утрировано благополучный город, в котором у него есть все необходимое для жизни, люди вокруг приветливы и красивы, женщины любвеобильны и не истеричны, а тело само себя лечит. Все бы хорошо, но герой начинает сходить с ума без наличия "жизни" в этом бытие и кажущийся рай становится адом, из которого нет выхода. Или все же есть?
Ответ на этот вопрос, как и расшифровка показываемой ситуации, будут полностью возложены на зрителя. В лучших традициях артхауса, простой сюжет разбавлен недосказанностью и пронизывающими до мурашек деталями, которые очень странно и неожиданно вписываются в размеренный и тягучий сюжет, смешивают эмоции и добавляют новых вопросов.
Смотреть это кино порой тяжеловато, но оно поднимает важную и многогранную тему существования личности в нормальных условиях, которая актуальна как никогда для всех желающих жить в благополучных странах. Потому что оказывается, что там почти так и есть, а показанная правда не такая уж и утрированная. И вот люди заявляют, что хотят переехать, но смогут ли они быть счастливыми в идеальном мире? Не будет ли им скучно, когда вокруг все нормально, чисто и комфортно? Будут ли они чувствовать вкус к жизни, когда вокруг нет истерик и человеческого беспредела?
Проживая в данный момент в таком вот идеальном мире могу уверено заявить - большинство не сможет. Большинству будет скучно, пресно и бесцветно. Страна и мир вокруг будут виноваты в этом. Но правда в том, что скучно тому, у кого скучно внутри. Кому нужен внешний раздражитель для того, чтобы быть счастливым. Лично мне показалось, что главный герой он из этих самых. Он ничего не создавал, он не рос внутренне, он только искал внешнего, привычного счастья. С другой стороны кажется условия, в которых он пребывал были бы невыносимы и для меня самой, ведь кроме отсутствия яркости там отсутствовало что-то намного более важное, то, что все еще присутствует в реальной жизни в любой цивилизованной стране. И тогда главный вопрос фильма трансформируется в еще более сложный: как жить в замкнутом пространстве, в котором нет жизненно важных для тебя вещей? Можно ли быть счастливым, не смотря ни на что? Мне все-таки кажется, что можно. А что думаете вы?
Рекомендовано любителям сложного, необычного кино на описанную тему.

Ну вот, и до меня дошла очередь посмотреть этот шедевр. В последнем слове вполне емко отображена моя характеристика этого фильма в целом, так что остановлюсь на собственных впечатлениях.
Платон ассоциировал душу с высшей нервной деятельностью, и отделял последнюю от физического тела. Сейчас - то мы знаем, что мыслительный процесс происходит в коре головного мозга, являющимся частью физического тела, но знаем ли мы лучше от этого душу? Авторы фильма показывают, что нет. Прекрасно закрученный сюжет в эстетике "Града обреченного" Стругацких разворачивается в душевной тюрьме загробного мира для самоубийц. Однако не все самоубийцы одинаковы, и у кого-то может появиться шанс на что-то лучшее.. Постановка, музыка, и картинка достойны руки самого Марка Захарова. Теперь будем знать имя Енс Льен. 95 минут не отрываясь. Пятерка.

Пожалуй действительно ничего нового, по крайней мере в плане сюжета. Несмотря на почти не фантастический, а скорее аллегорический сюжет, вспомнились и "Бразилия", и "Город Зеро", и даже "Окно в Париж". Но фильм оказался ничуть не оторванным от реальности. Норвежец Льен вполне качественно прошёлся по проблемам загнивающей Европы: общества привычек и моды, потребления и безвкусной еды, бездушия и суицида. Ведь это не утопия - город счастливых жителей, это наш с вами город, просто на взгляд немного со стороны. Конечно, для полного совпадения с реальностью в сюжет можно было бы добавить немного межнациональных проблем и террориста Брейвика. Но если присмотреться повнимательнее - в фильме их тоже можно обнаружить.

Зря я посмотрел трейлер. В результате всё было предсказуемо. Не знаю какбы посмотрелось если бы не смотрел трейлер. Концовка в каком-то смысле предсказуема(понятно было, что в момент когда до чего-то дороется на этом всё закончится). В результате последние минут сорок было очень скучно.
Вобщем скучноватый атмосферный фильм, который наверное может понравится в каком-то специфическом состоянии.
Мне кажется всё таки не нужно ставить аллегорию на первый план. Аллегории должны идти фоном, а здесь как-то наизнанку. Хотя сюжета даже пожалуй нет. Сплошная концепция и аллегория. Ну можно написать философское эссе на такую тему, но кино делать всё таки не стоит.