Москва

Отрицательные отзывы о фильме «На краю рая»

Auf der anderen Seite, Германия, Турция, Италия, 2007, Рейтинг 7,6

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

7
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20420
22 августа 2008
Германо-турецкая драма про фатальные случайности

Одинокий пожилой турок (Куртис), живущий в Бремене, ходит к соотечественнице-проститутке (Кезе) и однажды предлагает ей переехать к нему жить. Запускается цепь событий, из-за которых его сын, грустный профессор-германист (Даврак), станет владельцем книжной лавки в Стамбуле. Тем временем дочь проститутки, молодая стамбульская радикалка (Ешильчай), спасаясь от преследования властей, с поддельными документами бежит в Германию. Там у нее начинается бурный роман с немецкой студенткой (Циолковска) и тлеющий конфликт с ее матерью (Шигулла).

Фатих Акин, фильм за фильмом тасуя одни и те же мотивы (возвращение домой, бегство, столкновение культур, мораль против религии) и даже сюжетные повороты (непреднамеренное убийство, переход границы, Стамбул как неизбежный пункт назначения), поднимает планку все выше. Скажем, микросюжет «путешествие гроба», в одной ранней картине Акина решенный как комическая чехарда, превращается тут в два монументальных, смыслообразующих кадра. От грубой, приземленной, варварской мелодрамы молодой режиссер движется к густонаселенным символическим полотнам, так что, кажется, еще шаг — и он, взгромоздившись на кросскультурные котурны, начнет пасти народы (немецкий и турецкий, как минимум). В «На краю рая» Акин, тем не менее, на краю и останавливается; это размашистое, амбициозное кино порой сбивается на фальшивые ноты, литературщину («Как вы меня узнали?» — «Вы тут самый грустный человек». — «Как хорошо вы знали мою дочь?» — «Достаточно, чтобы проникнуться к ней симпатией»), но обезоруживает своей дерзостью и своей энергией. Совпадения, судьбоносные случайности — прерогативу телевизионного «мыла» и напыщенных фильмов Иньярриту — Акин аранжирует так тонко, что они не выбиваются, дразня, из общей мелодии, а лишь организуют ее. Спрессовав в два часа материал на три-четыре плохих фильма, турок каким-то чудом умудряется сделать из него один очень хороший.

14
0
5
Федор Обзоркин
595 отзывов, 782 оценки, рейтинг 2052
19 марта 2010
Атмосфера безысходности: «На краю рая»

Я редко перед написанием рецензии читаю чужие отзывы. Обычно фильмы оставляют весьма однозначный осадок, и рассказывать о них – просто и легко. Но все не так с фильмом «На краю рая». Он одновременно уныл и интересен, скучен и динамичен, и вызывает полный спектр эмоций – от восхищения до отвращения. Да, бывает и так, но если положить руку на сердце, то я, пожалуй, выберу отрицательную оценку этого фильма. Потому что он – бессмысленен, так же бессмысленен, как и практически весь кинематограф, взявший за основу проблему жизни эмигрантов в странах с совершенно иной культурой.

http://obzorkino.livejournal.com/82445.html

Фатих Акин, так понравившийся нашему дружному коллективу по фильму «Душевная кухня», предлагает зрителю историю столкновения двух культур: немецкой и турецкой. Для более крепкого сплетения многочисленных сюжетных линий были взяты за основу три семьи: «истинно арийская», чисто турецкая и семья эмигрантов из Турции, проживающая в Германии. Из каждой семьи выдернуты по два члена – родитель и ребенок. Ну а дальше все сюжеты переплетаются. Али, отец Нежада, приводит в дом проститутку Этер, которую в порыве одержимости зеленым змием убивает. В это время ее дочь Айтен сбегает из Турции из-за политических гонений и знакомится в Германии с немкой Лоттой. Долго Айтен не продержится, и полиция ее депортирует обратно в Турцию, Лотта, вопреки воле своей матери, отправляется за Айтен, но так же глупо, как Этер, погибает. И типа получается, что в каждой семье произошла потеря, все они типа несчастны, и этим типа горем пропитан этот типа фильм.

Вообще, если раскладывать фильм на кусочки, на мини-сюжеты, то он становится очень интересным. Диалог Сюзанны, матери Лотты, и Айтен о том, что Турции надо бы вступить в Евросоюз, очень показателен. Молодое поколение стран типа Турции и других «кандидатов в ЕС» не понимает, что такое жить в «общем доме». Если в России большинство людей переболело революционным протестом уже давно (а те, кто не переболел, просто доживают свой шизофренический век), то в той же Турции борьба в самом разгаре. Протесты примерно из разряда «пчелы против меда», и в принципе, очень показательны для поклонников либерального течения в России – именно этим закончится излишнее бурление в простом электорате. Айтен плевать на все и всех, но даже она в конце концов между «идеей» и «жизнью» выбирает второе.

Нежад – тоже весьма интересный персонаж. До истории с его отцом и проституткой он – скучный профессор. Но после определенных событий он находит в жизни новую цель – найти дочь той самой проститутки и дать ей возможность получить образование. Слава Богу, не находит, так как Айтен это образование в жопу не впивалось, если говорить грубо.

Жалко в этом паноптикуме только одну героиню – Сюзанну, консервативную немку, чья дочь в лесбийском порыве уехала в Турцию и там погибла. Эта седовласая женщина символизирует все Европу, добрую и спокойную, но впустившую в свой дом вандалов и голодранцев, устанавливающих собственные правила. Ее горе показано особенно хорошо, и, по сути, она и Нежад – это то, что Европа хотела, а Лотта и Айтен – то, что Европа на самом деле получила. Смерть вместо жизни, протест вместо компромисса, разрушение вместо строительства нового дома для всех европейских стран.

Перечитал вышенаписанное и думаю – сейчас ведь меня обвинят в том, что я, гадина, рассказал весь сюжет и не оставил интриги. Какая вам нужна интрига? Это очень меланхоличное и сложное кино, в котором динамическое развитие событий подменяется необходимостью переосмысливать все, что происходит на экране. Да, это очень, очень скучный и унылый фильм. Примерно как роман «Война и мир» Толстого – далеко не всем он по плечу, но есть и такие люди, кто зачитывается этим унылейшим романом и даже может на память его цитировать. Что ж теперь, назвать таких людей дебилами? Нет, за этим – не ко мне.

Вердикт: рекомендую тем, кому близка тема столкновения двух культур в отдельно взятой европейской стране. Ну и качественный арт-хаус вообще. Остальных предупреждаю – фильм уныл и долог, не тратьте время.

(с) Обзоркино

2
0
5
Kater
165 отзывов, 944 оценки, рейтинг 795
8 сентября 2008

Два приза за сценарий - честно заработаны. Однако, одной запутаннной истории, а вернее трех, переплетенных в одном сюжете, явно недостаточно для того, чтобы получилось великое кино. Лично мне трудно воспринимать фильмы о том "как надо", призывы к терпимости, примирению и прочему всепрощению - выстрелы в молоко. Не зря роковые обстоятельства и сценаристы не дают героям фильма встретиться, найти друг друга, узнать правду, избежать смерти. Их судьба предрешена уже в названиях глав, то есть не случайна, а запрограммирована.
И вина, ответственность за все, что случилось - на самих героях, а не на Воле случая. Заключительные объятья выглядят нелепо. Боюсь, что герои фильма не сделали всех нужных выводов. Человеку нужно, не чтоб его терпели, а чтоб его любили. И доверяли. Правду надо говорить своим близким, даже если правда груба или причиняет неудобства и боль. А ваше терпение молчаливое никто не оценит и благодарить за него не станет. В лучшем случае все подумают, что вас все устраивает, в худшем... ну, вы видели.

1
0
5
сергей коновалов
1042 отзыва, 1341 оценка, рейтинг 665
11 сентября 2008

Мне кажется, что из фильма, где все основные герои характерно колесят по незнакомым странам и уклончиво отвечают на вопрос при заселении в очередную квартиру "Вы надолго?" - "Не знаю..." - можно было бы выжать что-то более захватывающее, нежели два трупа в немецко-турецком культурном контексте.

Отец-турок влюбляется в проститутку, потом в аффекте её убивает. Много курит, трахается, говорит и пьёт ракию. Его сын - полная противоположность, скучнейший профессор германистики, ботан, тихоня и дауншифтер - возвращается на историческую родину, заваленную книгами на немецком, и усердно, но безуспешно ищет дочь убиенной проститутки. Чтобы помочь ей.

В это самое время дочка - революционерка и лесбиянка - безуспешно ищёт убитую мать в Германии, но находит роковую любовь в виде англоговорящей студентки Лотты. Скоро Лотта тоже едет в Стамбул, чтобы помочь вышеуказанной дочке. Лотта глупо умирает. В Стамбул едет мама Лотты. Чтобы допомочь.

Все в этом фильме хотели, как лучше. А получилось, как в России..

0
0
3
Sarah
383 отзыва, 421 оценка, рейтинг 265
30 сентября 2008

Худший фильм Акина, пафосная чушь. Натужное желание явно оевропеившегося режиссёра заставить плакать политкорректных обитателей старого света не вызывает ничего, кроме смеха.

1
0
5
Orrgail
10 отзывов, 55 оценок, рейтинг 83
18 сентября 2008

Это кино - одна из многочисленных вариаций на тему "в жизни так бывает" и "как причудливо все переплелось". Выйдя из зала, я довольно долго пытался объяснить спутнице и самому себе чувство разочарования и даже раздражения от картины, прийдя в результате вот к какому образу: представьте себе, что вы сидите напротив человека, буквально на расстоянии вытянутой руки. Но вместо того, чтобы смотреть на него, вы глядите в мутноватое зеркало, висящее на стене, и обращаетесь не к человеку, а к его нечеткому отражению. Так сказать, "поддельные елочные игрушки: блестят как настоящие, а радости никакой". Видимо, персонально мне надоело смотреть "кино про обычную жизнь", потому что, как бы ни старался автор, оно все равно бесконечно далеко от обычной жизни. Вроде кабинетного ученого, прочитавшего 1000 книг об окружающем мире, но так и не вышедшего за порог собственного дома.

Кроме того, "На краю рая", заигравшись в стремление к правдоподобию, принесло в жертву художественную составляющую. В этом смысле "Мои черничные ночи" (при всей их голливудской прилизанности) выглядят много крепче: когда фильм честно заявляет, что он "играет в жизнь", а не пытается "имитировать жизнь", находится место для проявления мастерства и оператора, и актеров, и всех остальных участников творческого процесса. А чрезмерное заигрывание с реалистичностью лишает "На краю рая" сюжетной динамики и интересной операторской работы. Собственно, ни того, ни другого там просто нет. Как, впрочем, и сценария: 2 каннских премии - это очевидный политзаказ (немцы и турки, "вам надо в Евросоюз", ислам, радикалы и антиглобализм). Такие ходы популярны в последнее время.

НО! Боже мой, какие удивительные, невероятные, фантастические глаза у актрисы, исполняющей роль матери Лотты, какое просветленное лицо...

Вывод: если вам раньше не приходилось смотреть simple life movie, сходите на это кино. Возможно, откроете для себя новый пласт киноискусства. Или поразмышляете на тему "переплетения человеческих судеб". Однако если вы успели посмотреть "Простую историю", "Легенды Риты" или "Танцующую в темноте" - отойдите от кассы и езжайте в гости к бабушке. Поверьте, ее истории намного удивительнее.

1
0
5
GangsterLady
2 отзыва, 10 оценок, рейтинг 0
28 ноября 2008

Интересно, а что же Акин не снимет фильм про то, как у в его Турции людей воруют? Про то, сколько русских девушек томятся в их борделях и горных аулах, про жестокость, страх и тупое равнодушие... Пусть высветит свой народ еще и с другой стороны! А то взял одну заранее выигрышную тему и мусолит ее вдоль и поперек.

0
0