Накануне Рождества детдомовские сироты Алена (Косюк) и Никита (Бурлака) отправляются в областной центр, чтобы отыскать там своих отцов — двух любовников недавно умершей матери-алкоголички. Дети с лицами кранаховских ангелов и жизненными принципами христианских праведников за два с половиной часа фильма проживут одни леденящие сутки, побывают на вокзале, в казино и дорогом супермаркете, а также встретятся — на пару минут с каждым — с доброй сотней традиционных муратовских персонажей в исполнении непрофессионалов и профессионалов. (Рената Литвинова, Олег Табаков, Нина Русланова, Жан Даниэль, Георгий Делиев и так далее — все эти люди настолько вросли в мир режиссера, что иногда сомневаешься, есть ли у них какая-то своя отдельная жизнь.)
«Мелодия для шарманки» — один из лучших фильмов Киры Георгиевны Муратовой, а значит — один из самых мучительных. Всю дорогу зритель должен продираться сквозь пелену злобы на режиссера, в пыточном арсенале которой и песни Земфиры, и беззастенчивая сентиментальность, и вечный издевательский намек на возможность счастливого исхода, и дубовая игра двух детей, весь фильм при явном авторском поощрении скорее участвующих в пантомиме про сироток на морозе, чем пытающихся их изображать. На этом фоне трудно восхищаться — но нельзя не признать, что внутренние демоны Муратовой приставлены на этот раз к полезной работе с невиданной прежде эффективностью. Облеченный в освященную традицией форму рождественской трагедии (см. андерсеновскую «Девочку со спичками») муратовский пессимизм перестает быть причудой режиссера-мизантропа. Часто раздражающая манера ее героев повторять одни и те же фразы как никогда прочно укоренена в сюжете: не увидев, не поверишь, что десять раз произнесенная фраза «Это маринованные огурцы или соленые?» может быть органической частью истории. Главное — обычный для нее безразмерный человеческий паноптикум становится тут социологической статистикой, сообщающей самый пугающий вывод фильма: мало того что с ужасом существования никак не справиться, так еще и любая попытка это сделать ведет к катастрофе. Страшнее всего тут сравнительно хорошие, добрые и внимательные люди — и даже если ты каким-то чудом оказался в десяти шагах от невероятного счастливого исхода, всегда найдется кто-нибудь, кто подарит тебе связку воздушных шариков, назовет мальчиком-ангелочком и случайно заставит пойти в другую от счастья сторону.
Говорят, что публикация «Рождественской истории» Диккенса когда-то привела к тому, что Рождество в Англии из религиозного обряда стало праздником доброты и подарков у семейного очага. Если б мы сохранили впечатлительность викторианцев, после «Мелодии для шарманки» Рождество можно было бы вовсе отменять. Но поскольку со впечатлительностью теперь швах, нас едва хватит на то, чтобы последовать примеру последнего из череды персонажей фильма: несколько раз громко икнуть.
На протяжении первого часа фильма (всего 140 мин "нечеловеческой шарманки") несколько раз намеревался встать и уйти, - теплилась надежда, что скоро закончится неудачное вступление и начнется фильм, появится смысл, забрезжит наконец идея. Надежда расстаяла окончательно, когда появился на пару минут Табаков. Вообще, не очень понятно, зачем там сыграли он, Литвинова, Русланова. Украсить этот фильм не под силу даже самым заслуженным и талантливым.
Два главных героя фильма - перекормленные пухлые неприятной наружности мальчик и девочка, изображающие голодных сироток, - напоминают очень неудачный низкопробный Ералаш.
В целом сложилось впечатление, что к Муратовой обратились люди и сказали: вот тебе деньги, чтоб через три дня фильм был готов. Что в голову взбредет и кого из актеров успеешь найти, то и лепи.
Никакой логикой не связанные между собой сюжеты, ни одного психически здорового человека, море криков и примитивных массовок.
Жаль Муратову, жаль пухлых бездарных детей, жаль потраченных денег на фильм, судьба которого - навсегда залечь и покрываться пылью на самых верхних полках отечественного киноархива.
Сложно разобраться в мотивах автора, который не оставляет шанса на спасение никому в этом мире, включая детей, которые выглядят в фильме как маленькие гоблины и вызывают добрые чувства раза два за просмотр.
Мир абсурден (а мы-то не знали, ага), финал предсказан через 2 минуты после начала просмотра, бесконечные клоны вокруг.
Сознательное упрощение, мифологизация истории делает ее архитипичной, но одновременно увеличивает дистанцию между зрителем и фильмом. Ты не можешь в полной мере погрузиться в содержание. И, с одной стороны, только поэтому и досматриваешь фильм до конца, а с другой.. даже поплакать невозможно, потому что над сказками и в детстве не плачут, т.к. всем известно, что в жизни так не бывает.
Вот и сидишь как дурак.
Двое малолетних сирот, после смерти матери став жертвами квартирных мошенников, ищут в большом городе призрачного папу, но натыкаются лишь на эксцентричный цинизм типичных муратовских героев. Кира Георгиевна в очередной раз ставит неутешительный диагноз всему человечеству, методично уничтожающему собственное будущее в лице двух беззащитных беспризорников.
Во многих предыдущих (если не во всех) работах Муратовой ни один персонаж, включая главных, сочувствия не заслуживал по определению, олицетворяя тот или иной порок человечества, как то: алчность, глупость, бездуховность, мстительность. Причем данное правило распространялось даже на детей — вспомнить хотя бы девочку из «Трех историй», хладнокровно подсыпавшую крысиный яд в стакан с водой своему парализованному дедушке, устав слушать его нравоучения. Теперь же в «Мелодии для шарманки», казалось бы, появились невинные души, созданные как будто не для муратовского театра пороков и даже, быть может, вопреки ему, однако именно им суждено стать его закономерными жертвами.
В остальном же Кира Георгиевна верна себе до мелочей, ее авторский почерк, впрочем, как и всегда, узнается с первых кадров. Актерский состав традиционно неизменен, за исключением опять же малолетних актеров — дебютантов в большом кино, причем весьма удачливых: двенадцатилетняя актриса Лена Костюк уже получила на ММКФ «Серебряного Георгия» за лучшую женскую роль.
Бомжи, мошенники, умалишенные, бандиты, подозрительные пенсионеры и чудаковатые нувориши, словно в безумном калейдоскопе, сменяют друг друга под музыку Земфиры. Классическая рождественская сказка в стиле Диккенса превращается у Киры Георгиевны в самый что ни на есть ад, с присущими ему концентрическими кругами. Но, в отличие от ада Данте, преисподняя, населенная многочисленными муратовскими персонажами, слишком уж похожа на обыденную реальность, разве что немного утрирована и бесспорно мастерски стилизована.
Фильм отвратительный, меня стошнило на первых кадрах. Не знаю что произошло с режисером, но такой плохой игры я не видела никогда. Кто хочет получить такого рода "живые" впечатления, может пойти и походить в районе Курского вокзала или Казанского, все это можно увидеть там. Никому не советую смотреть этот фильм.
Последние фильмы Киры Муратовой ("Два в одном", "Настройщик", "Три истории", "Чеховские мотивы") производили впечатления гротескного ёрничинья. Несмотря на трагический подтекст, они все-таки воспринимались , как комедии абсурда, как изощренные черные шутки. Их можно было смотреть, чтобы изысканно повеселиться. В "Мелодии для шарманки" Кира Георгиевна НЕ ШУТИЛА. Она словно решила сделать для умилияющийся, расслабившийся публики жестокий сюрпризик, мол, "Что-то вы ребята разомлели слегка... Забыли где живете? Забыли какие вы скоты? А ну-ка получите!!!" И отточенным, как бритва серпом – хвать по самому чувствительному месту.
Подлость человеческая, продемонстрированная в фильме, выходит за пределы дозволенного: Муратова нарушила одно из самых строгих табу искусства – показала медленное умерщвление равнодушными людьми доверчивого ребенка. Того воспитанного ребенка, для которого слово взрослого человека – абсолютный авторитет. Конечно, Киру Муратову будут обвинять в андерсоновских спекуляциях, но все-таки, хорошо, что такой фильм вышел. Здорово, если бы его показали в новогоднюю ночь (фильм-то рождественско-новогодний) вместо "Иронии судьбы". Ах, как было бы здорово!
Владимир Гуга
http://johaan.livejournal.com/
Киру Муратову не поняла. Проблема понятна, идея понятна, ну а КИНО-то где?! 153 (!) минуты слишком тяжелой для восприятия летны.
Никакого морализаторства. Кира Муратова не указывает никаких путей, чем жить и что делать.
Она просто предлагает определенный срез современной эпохи.
Кино, да и искусство в целом, не имеет целью показать правила, которым необходимо следовать на жизненном пути (хотя многие пытаются это сделать). Искусство, мне кажется, следует воспринимать, как попытку предложить свое восприятие чего-либо и если это находит отклик, и главное какой, – это уже неплохой знак. Кино и искусство это не инструкция для применения! Классическая эстетика обанкротилась!!! И это предельно хорошо. Способы прочтения сюжета у каждого свои конечно.
Там нет никаких монстров, там люди, которые не интересуются друг другом, мы не хотим узнавать, что за человек рядом с нами, чем и как он живет. Это хорошо показано в фильме. И так оно и есть.
Мне очень нравится, что в ее фильмах есть воля (смерть мальчика)!
Мне импонирует, как она ощущает социальную реальность. Во мне отражается абсолютно! Я давно, а, может быть, никогда не испытывала такого ….удовольствия от кино.
А мальчик должен был умереть в конце. Я это интерпретирую, как символ того, что в жизни многое проходит мимо сознания человека, по разным причинам, проходит мимо и умирает….
И, слава богу, она убрала бога (прошу прощения за абсурдность начала этой фразы)! Его присутствие в жизни ощущается крайне редко (в библейском варианте). Кроме того, доказать или опровергнуть существование бога логическими способами невозможно. И стремление зрителей уповать на бога мне не очень понятно. Особенно в наше время в этой стране. Человеческий мозг может сам найти смысл жизни! А Бог (и мне кажется, именно это показывает Муратова в этом фильме) это исторически обусловленное понятие (e.g. рождественские открытки в электричке). Но многие все-таки хотят, чтобы Бог, как трансцендентная сила, решил все противоречия (назовем это так).
А икота – это НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ реакция организма!!!! Которая в конце фильма, для меня, говорит о том, что, НЕПОСРЕДСТВЕННО сталкиваясь и видя в жизни какие-то моменты, человек может (способен) пробудить свое сознание.
Икота в конце фильма….это режиссерское предположение возможности того, (икота кстати возникает из-за сухости в желудке, что можно трактовать как провозглашение сухости нашего общества) что кто-то способен от этой сухости хотя бы испытывать дискомфорт (для начала).
Так был ли мальчик? Был ли младенец-Христос? Или его убили жестокие воины царя-Ирода...Кира Муратова показывает, что нет, не было. И человечество пребывает в жестокости и грехе по сей день. И никто не спасается "мановением белой руки", и "заграница" с Диккенсовской трубкой или пятью сотнями евро - тоже не помощники.Вся надежда на любовь. Любовь сестринскую, материнскую, отцовскую...Отец Никиты так и делает, спасая другого голодного и бездомного мальчика от смерти простым куском пирога. Так что, надо следовать традиции языческой и дать колядовать детям, чтобы спасти их от неминуемой смерти? По Муратовой выходит, что так...
Добрые и честные мальчик и девочка - брат и сестра с синяками под глазами едут в город искать своих пап. В городе их ждут встречи с ничего не знающими, сумасшедшими и не очень героями. Их путь будет пролегать по заснеженным улицам, казино, тропическим садам и т.д. Их будут подстерегать соблазны - еда, деньги, но они смогут устоять, лишь в заключении девочка не устоит и их пути разойдутся. А мальчик, став чистым и прекрасным, как в сказке улетит на разноцветных шариках на небеса.
Красивый фильм - приключ ение, грустный, как мелодия шарманки.