Нальчик, Кабардино-Балкария. У водительницы автобуса Антонины Петровны (неузнаваемая Ксения Раппопорт) сын погибает в Сирии. Поскольку он служил в составе ЧВК, то его представитель пытается откупиться от женщины полумиллионом рублей, а когда она начинает упорствовать, заявляя, что ее ребенок все еще жив, тот говорит: «Следствие закончено, забудьте». Но Антонина не хочет забывать, поэтому идет в армию, полицию, пишет заявление в прокуратуру, но везде ей говорят, что частная военная компания — это теневая, неподведомственная никому структура, и все, что было в Сирии, остается в Сирии. Местная власть в лице мечтающего перебраться в столицу молодого чиновника (Александр Горчилин) тоже не в восторге от активности безутешной матери, поэтому приказывает ее прессануть. Но даже это не останавливает Антонину, пока… Дуб — дерево, роза — цветок, а операторка «Мама, я дома» Ксения Середа — кинематографистка мирового уровня. Даже по ее меркам картина снята достаточно лихо. Это живое, максимально тактильное кино, которое, кажется, можно пощупать руками. Камера, как прицепленная, следует за героиней Раппопорт, которая тут, в свою очередь, тоже творит что-то невероятное (особенно под песню «Весело и грустно» Ic3Peak и Хаски). Как и героиня Николь Кидман в боевике «Время возмездия», Антонина не человек, а сгусток неукротимой энергии, бескомпромиссная, не идущая на переговоры личность, античная Медея, даром что история, которая с ней случилась, не уступает трагедии Еврипида. Все дело в том, что фильм Владимира Битокова — воспитанника нальчиковской «Мастерской Александра Сокурова», выпускниками которой также являются Кантемир Балагов, Кира Коваленко и Александр Золотухин, — начинается совершенно в духе «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури». Потерявшая ребенка женщина пытается добиться справедливости, пытливо, на манер Фрэнсис МакДорманд, задавая каждому силовику вопрос: «Как же так вышло, гражданин начальник?» Это длится где-то час, и за этим неизменно увлекательно наблюдать, ведь чем дальше, тем сильнее накаляется обстановка, потому что Битоков только и делает, что с первых же минут обостряет конфликт. А затем в фильме происходит сюжетный твист, сравнимый с советским детективом «Ловушка для одинокого мужчины» по пьесе Робера Тома или же с уингардовским «Гостем». На пороге квартиры Антонины (небольшой спойлер) появляется даже не сослуживец ее сына, а бритый налысо военный (Юрий Борисов), утверждающий, что он и есть ее погибший сын Женя. Так ли это? И если это так, то насколько вменяема героиня Раппопорт? С этого момента картина ступает на зыбкую почву конспирологического триллера. Мы уже ни в чем не можем быть уверены, как и заглавная героиня, — и этот момент, когда у тебя выбивают почву из-под ног, самый ценный в фильме. Но и после, когда все становится на свои места, картину Битокову все равно интересно смотреть. Вообще, отчетливо видно, как вырос режиссер, до этого топорно препарировавший токсичную маскулинность в «Глубоких реках». И то ли дело в сценарии (на сей раз он работал с текстом дебютантки Марии Изюмовой), то ли в продюсере (им выступил Александр Роднянский), но вторая работа начинающего постановщика выглядит просто на порядок круче.
Драма |
18+ |
Владимир Битоков |
сентябрь 2021 |
1 час 44 минуты |
Это всего лишь вторая полнометражная работа постановщика Владимира Битокова, выпускника сокуровского режиссерского курса (три года назад на «Кинотавре» показали его преувеличенно маскулинные «Глубокие реки» про братьев-лесорубов). Если в «Капитане Волконогове» получился масштабный разговор, по сути, со своей же нацией, то здесь страна приносит на суд мировой общественности донос на саму себя. Это кино о войнах нового поколения, в которых Россия принимает участие посредством запрещенных на территории страны частных военных компаний (но, как говорится, если очень хочется, то ЧВК все-таки можно). И о том, как эти самые войны воспринимаются изнутри страны.
Ксения Раппопорт — безусловно, талантливая актриса, но трудно понять, почему именно она играет водительницу автобуса в отдаленном поселке, местную фем-икону Тоню из отдаленного кавказского поселка (шутка ли, единственная женщина в депо). Всю первую половину фильма она с большим трудом вписывается в местный сюжет. Однажды протагонистке сообщают, что где‑то около реки Евфрат в Сирии погиб ее сын, который как раз записался в ЧВК. Матери выдают негосударственные посмертные медали и шмат страховых выплат в полиэтилене, но Тоня не верит словам сумрачного вербовщика. Она начинает разыскивать своего сына, от которого даже останков никаких не осталось. При этом давит всеми силами на местные власти, которые и так вряд ли бы ей помогли, а тут обезумевшая от горя женщина еще и заявляется к ним тогда, когда к ним должны скоро нагрянуть высокопоставленные гости из Москвы.
Так вот, вплоть до появления того самого внезапного гостя в исполнении Юры Борисова, о котором предупреждают еще в названии, «Мама, я дома» кажется третьестепенным якобы сатирическим фильмом. Неуместным кажется комедийный пролог о жизни кавказской высокопоставленной бюрократии в духе «Последнего министра» или «Домашнего ареста», где важнейшую роль играет Александр Горчилин в кургузом пиджаке. Дальнейшие попытки сделать передраматизацию при помощи продолжительной сцены танца Раппопорт под песню «Весело и грустно» группы Ic3Peak и Хаски выглядят нарочито — считай, прямым текстом нам разжевывают внутреннее эмоциональное состояние героини.
Но затем появляется Борисов, и благодаря именно этому актеру-спасителю в не самой главной роли удается превратить эту картину в притчу о внезапном сближении душ в самых невероятных для этого обстоятельствах — хотя, казалось бы, уже нечего в данном фильме было спасать. И такое бывает — один актер спас все российское кино в Венеции от забвения. Еще в фильме красиво сгорает автобус пазик, но это скорее увлекательная и дорогая сердцу каждого русского зрителя интермедия.