1950-е годы, Бильбао, маленький Валерий Харламов навещает родственников матери-испанки и чудом остается жив после встречи с разъяренным быком. Много лет спустя, пройдя огонь, воду и бетонные трубы, с которыми связан самый впечатляющий эпизод фильма, Харламов (Козловский) оказывается перед лицом соперника еще более страшного — непобедимой сборной Канады по хоккею. И Давид побеждает Голиафа.
От русского зрительского кино так долго ждали, что по смотрибельности оно хотя бы приблизится к западным образцам, — и вот в этом году выходит уже как минимум второй (после «Метро») фильм невиданного прежде качества; и двадцати лет не прошло. В отличие от «Метро» «Легенда» не заимствует готовые голливудские штампы, но и призрак советского массового кино вызывать не пытается — это современная картинка, выверенная драматургия, несколько ярких сценарных находок (трубы, трубы), крепкие или просто отличные актерские работы, достойный (хотя и не убойный) хоккей и никаких квасных перегибов: единственный отрицательный персонаж в картине — партийный функционер в исполнении Владимира Меньшова (он пытается заставить Харламова стучать на своего тренера Тарасова). Забавно, что исполняющий роль Тарасова Олег Меньшиков — кажется, в обход сценария и по собственной воле — играет нечто вроде идеализированного Никиты Михалкова (чья студия «ТриТэ» и произвела картину): он — величественный и немного усталый гений, бросающий вызов системе, созданной посредственностями для посредственностей. Все это позволяет поставить фильму Николая Лебедева пять и за «блокбастерность», и за ненавязчивую рекламу спортивных добродетелей в предолимпийском году — но (случится или нет у проекта кассовый успех) как-то слабо верится, что после «Легенды» дети начнут играть в Харламова; а сделан фильм так, как будто претендует именно на это.
А я вот искренне не пойму всеобщего восторга. Да, на фоне остальных отечественных лент, выглядит вполне себе ничего так, но если оценивать фильм не взирая на страну происхождения, то графика ужасная, на операторе явно сэкономили, дёрганная камера во время матчей – приём спорный, сюжет тоже может вызвать массу вопросов. Е стественно и плюсы у фильма тоже есть, такие как неплохая передача атмосферы советской бюрократии и политической машины, интрига с участием тренера, смачно показанные тренировки, и это не всё. Так что оценивая картину беспристрастно, я ставлю три балла. Плотненький такой среднячок, одновременно и отталкивающий и притягивающий.
Я люблю хоккей. Сильно. Конечно, перед просмотром поднеси вы датчик антогонизма к моей голове, его бы не зашкалило, он бы просто перегорел! Но, положа руку на сердце, фильм снят неплохо, даже красиво. Местами с излишними красивостями и преукрасами, в жирной клиповой эстетике и тд. Не понравилось: как показаны канадцы. как распорядились талантом Сергея Щербакова. сцены с обнаженкой (это притом, что ханжой меня вряд ли назовешь, а порно я смотрю практически ежедневно, ибо фигле). Игра Меньшикова: сыграл кого угодно, но вряд ли Тарасова. Что понравилось: что про хоккей. Хоккей снят действительно неплохо, если учесть, что хорошо снятый хоккей - это трансляция матчей НХЛ на И-эС-Пи-эН, например. в сухом остатке: фильм запомнился. Эмоции вызвал смешанные. Точно не шедевр.
Возможно, я не особый любитель спорта и того же хоккея (или футбола, волейбола и т.д, неважно) в частности, или меня разочаровало то, что всё показано поверхностно, без подробностей о самом Харламове и его тренерах - но фильм не впечатлил. Один раз можно посмотреть, но ещё - навряд ли... Возможно, сюжет спасло бы то, если бы его более лучше раскрыли и сделали из фильма многосерийный сериал.
На мой вкус весьма топорно все - хорошие, плохие, супергерой - будто комикс экранизировали. Я понимаю, что это, наверное, "быль", как дочка говорит, но - неинтересно.
На самом деле, может мне бы фильм и понравился, если бы я случайно его посмотрела. Но мне рассказывали про исключительно восторженные отзывы, на афише оценка стоит 4,8 из 5 возможных - так что хотелось чуда. Но не получилось...
Хоккей для России – больше, чем просто вид спорта. Он гораздо больше подходит на роль объединяющего национального символа, чем какое-нибудь гундяйство, к тому же, в отличие от последнего, не пропагандирует тупость и не принижает человеческое достоинство, а, наоборот, возвышает его.
Тем неприятнее было наблюдать карикатуру на этот замечательный спорт и людей, которые его прославили, в картине «Легенда №17».
Великий тренер Анатолий Тарасов предстаёт в фильме не человеком, который фактически изобрёл советский хоккей, а самодуром, который только орёт на спортсменов и подвергает их всевозможным издевательствам. И это человек, которого коллеги называли "теоретиком" за обширные и глубокие познания и новаторский подход к тренировкам. Советский хоккей, кто не помнит, всегда отличался комбинационной игрой, высоким уровнем взаимодействия между игроками, совершенной тактикой. Откуда такая тактика и такая игра может взяться у тренера-дуболома, которого интересует одна только физподготовка - непонятно.
Но мотивация для такого изображения Тарасова становится совершенно понятна, стоит взглянуть на главного злодея в фильме. В качестве такового выведен (кстати, полностью вымышленный) работник ЦК, либерал-шестидесятник, критикующий сталинские методы управления. Так что под видом фильма о спорте нам пытаются скормить тухлятину про «эффективный менеджмент» сталинского типа и вредоносность любого другого подхода к управлению. Подчинённый должен любить начальника тем сильнее, чем большим издевательствам и глумлению он подвергся, потому что становлению профессионального мастерства, оказывается, лучше всего способствуют не тренировки, а сидение на скамейке и расстрел шайбами. Отсидка и расстрел как синонимы эффективного управления – ничего не напоминает?
В итоге фильм превозносит слепое подчинение тирании, которая обладает тайным и недоступным простым смертным знанием. Тарасов в исполнении Меньшикова сначала мучает хоккеистов, а потом чертит прутиком на ночном асфальте каббалистические знаки, и спортсмены начинают ни с того, ни с сего творить чудеса на площа6дке. Очень забавно в этой связи, что вечер в Монреале (GMT -5), Москве (GMT +3) и Чебаркуле (GMT +5) наступает одновременно. Это даже круче, чем летнее время зимой.
Обращение с фактами у создателей фильма весьма фривольное. И, если появление у героя в 1969 году "Волги" ГАЗ-24, выпускавшейся с 1970 года, можно считать мелочью, то матч сборной СССР против "Спартака" - это уже откровенная глупость.
Биографические факты из жизни Харламова взяты подлинные, но затем они мелко нашинкованы и перемешаны в угоду сценарию. Так, например, удар клюшкой по ноге Харламов получил не в первом, а уже в шестом матче суперсерии, а на лёд «через немогу» вышел уже в седьмом. Автокатастрофа же случилась вообще много позже.
Канадцы... О, да! Таких представителей Северной Америки я последний раз видел в советском боевике "Одиночное плавание". Здоровенные амбалы с перекошенными рожами и в дурацких париках. Неужели эти жующие жвачку грубые и тупые животные - те самые великие Канадцы, игра с которыми составляла заветную мечту и почти что смысл жизни главных героев фильма? Достойная мечта, нечего сказать.
Кстати, интересная закономерность: канадцы отнюдь не страдали от отсутствия игр с русскими, они чувствовали себя лучшими в мире и так. Это нашим их олимпийское золото и золото чемпионатов мира казалось недостаточно драгоценным без поединка с профессионалами НХЛ. Что это, как не чувство собственной неполноценности? Но авторы фильма этого даже не замечают, и всерьёз предлагают зрителю радоваться тому, что наши чемпионы наконец-то доросли до того, чтобы получить локтями в лицо и клюшками по ногам от гориллоподобных псевдоканадцев.
В итоге патриотический пафос превращается в пук, потому что нельзя одновременно принижаться перед своими соперниками и выставлять их же дебилами.
Любовная линия в фильме невероятно шаблонна, исполнительница главной женской роли выглядит на сорок и играет, как на детском утреннике 1 января.
Единственное, что порадовало в фильме, это съёмки собственно хоккейных матчей. Хотя некоторые визуальные решения отдают бекмамбетовщиной, зрелище захватывает, и от экрана отрываться не хочется.
В сухом остатке имеем очередной псевдопатриотический псевдоэпос, из расползающихся швов которого лезет чувство собственной ущербности. Две звезды только за хоккей.
Фильм снят хорошо, в плане картинки, но не в плане сюжетной линии.
Да, цель авторов - прославить имя Великого игрока и Великого тренера тех времён, ну и пробудить патриотические чувства у молодёжи, да понастальгировать старшее поколение. Всё это есть.
Но вот сценарий...наврали и перемешали всё что можно! Взяли реальные события и поменяли местами, порой ещё и до придумав детали. А порой, либо неточности, либо откровенное враньё!
Для любителей достоверности исторический событий в мире спорта и не только это кино будет разочарованием! Зачем это было сделано, ну "художественная" задумка видимо...жаль, а так хотелось поставить пять!
Любой пишущий негативный отзыв вынужден начинать с оправданий: мол, он любит и любил советский и российский хоккей, и Харламова в частности, и вообще патриот. Последую и я этой традиции, ибо не было советского подростка, не восхищавшегося нашей сборной тех лет, и не обожавшего Харламова, не оравшего до посинения у черно-белых телевизоров — не было и всё. Поэтому с оправданиями закончим.
Очевидно, любому, кто видел и помнит, что фильм к Харламову и советскому хоккею никакого, или почти никакого отношения не имеет. Собственно, это обозначено в названии: «Легенда». Легенда — это, как говорит источник всех наших заблуждений википедия — одна из разновидностей сказочного фольклора, как правило, содержит дополнительный религиозный или социальный пафос. На этом можно было бы и закончить — сказка, она и есть сказка, и пафос содержит, все как положено.
Проблема в другом: как показали беседы с молодым поколением, которое не видело и не болело, сказку, легенду они воспринимают за правду.
Кто-то возразит: а что здесь плохого, подрастающее поколение должно воспитываться на героических примерах. Ключевое слово здесь: «воспитываться», т. е. предполагается возраст воспитуемый, т. е. лет максимум до четырнадцати, а по хорошему, значительно меньше — когда дети начинают подозревать, что с дедами Морозами и аистами что-то не так, как им рассказывали.
Т. е. предполагается, что подросток возьмет книжку, или, там, планшет и попытается узнать как было в самом деле. Потому, что дальше жить в черно-белом мире сказочных героев, простых истин — просто опасно. Иначе вырастет инфантильный неуч, с манипулируемым сознанием. И те, кто думает, что в манипулируемом сознании нет ничего плохого, должен отдавать отчет, что ниточки могут попасть не только в его мудрые руки, и тогда может случиться беда.
Но авторы, видимо, так не считают, как не считает их духовный отец, которого по старой памяти почему то продолжают считать великим русским режиссером. Эти новые сказочники забывают, что всё это уже было: были сказки про дедушку Ленина, потом про него же, вурдалака; про Чапая, Колчака, Жукова, Сталина. Хорошо бы эти сказки постепенно становились фольклором, и мудрые бабушки, когда надо было накормить чадо манной кашей, или, наоборот, приструнить, припугнуть, рассказывали то про Кощея, то про колобка, то про Чапая, то про Ленина. Но когда из сказок пытаются лепить Историю, сказочники тем самым показывают как минимум неуважение к собственному народу, и к хотя и непростой, но великой Истории; и считают народ слишком тупым и инфантильным, а Историю слишком ужасной. Чем выдают себя с головой.
Начитавшись рецензий, решила посмотреть; слава богу, не в кинотеатре.
Фильм оказался "клюквой", двухмерной и стереотипной. Данила Козловский - умница и молодец, но даже он своим обаянием не может создать "химию", которой нет, со своей партнершей. Меньшиков дает "станиславского", но Тарасов - это Тарасов, а не Меньшиков, который им притворился. Режиссерские находки с быками, прутиком, жвачными канадцами и много еще с чем в какой-то момент настолько перешкалили, что мои брови устали изумленно подниматься.
Хотя может и жаль, что не в кинотеатре смотрели - там бы я точно ушла, а лежа на диване вполглаза досмотрела и домучилась.
примитивный квадратно-гнездовой фильм. Какой-то онанизм на тему жизни великого спортсмена. Во-первых, подбор актёров отвратительный: ну какой из накрашенного и напомаженного Козловского Харламов? И что, блин, общего у Меньшикова и Тарасова???
Во-вторых, сплошные штампы: чего только стоит, например, флэшбэк в детство Харламова в самом начале со спасением щенка из-под разъяренных быков в Испании, или изображение канадских спортсменов в виде огромных, наполовину безумных идиотов (которые должны нам напоминать разъяренных быков, конечно), а наша команда, напротив, рядом с ними смотрится как стайка испуганных ботанов.
Вообще история наполовину лживая. Насколько я знаю, Харламов попал в автоаварию много позже этих событий, в прямом эфире по телевизору у нас этот матч не показывали...
Океан пафоса. Совок походу реально возвращается!!!!!!!!!
Всем любителям поанани понастальгировать рекомендую.
Харламов - выдающийся игрок, НО... индивидуалист. Выдающихся, работающих на коллектив, а не на себя, у нас были сотни. Я не вижу положительного примера в лице Харламова для своих детей. Как известно, выигрывает команда, а один в поле не воин. Харламов, это не наш кумир, это кумир Запада, по-сути навязанный нам ими. Только на Западе, один может ВСЁ, только там делают кумиров "self made", и подпитывают такими сказками свои массы, тем самым атомизируя (индивидуализируя) их. С одной стороны, внушают, что один может всё, а с другой - удобно используют такой пипл в своих корпорациях как расходные шестерёнки.
Картонные плоские персонажи. Монтаж, как для сериала резали. Комикс, не фильм. Вселенная Совок против Вселенной Марвелл. И кстати, спортивные сцены, кроме красочных столкновений, жуткая дрянь. Знаменитый гол Харламова в суперсерии есть в сети с десяти ракурсов. Любой из них лучше того дилетанства, что нам показали.
Валерий Харламов – великий хоккеист. Анатолий Тарасов – великий тренер. Гордость народа за свое прошлое – ключевая составляющая государственной идеологии. Что у нас было лучшего в мире, наряду с космонавтикой и балетом – конечно же, хоккей. Но одно дело, когда народ помнит и чтит своих героев, и другое – когда кумиров ему назначают сверху и предлагают с этим согласиться. Народ, получается, со всем согласен – и с кумирами, и с назначением. Хотя в сути такой фокус попахивает шулерством.
В эти дни государственные СМИ заняты делом государственной важности: создают иллюзию, будто все кругом побросали свои дела – ринулись в кинотеатры. На этот самый фильм. Из заслуженных «16+» которого чудным образом исчезла единичка. Формируют, в общем, так называемый эффект повального увлечения – прием в российском маркетинговом пространстве весьма действенный; были бы ресурсы. И ничего, что показана лишь восьмая с начала года касса стартового уикенда – маховик пропаганды еще подраскрутится.
Под это дело, само собой, были подтянуты асы – мастера художественного пиара. В хоккее и спорте вообще разбирающиеся, правда, так себе. Ну что, плебеи? – очевиден их подход. – Что такого драматичного и серьезного можно выжать из этого вашего… хоккея? И ведь наверняка чувствуют себя спасителями – из такой субстанции конфетку сделали.
Конфетка, к слову, сделана из американского байопика, американского кино о тяготах муштры (хоть «Хоккеистом и джентльменом» фильм называй) и американской спортивной драмы. Качество – средненькое по всем пунктам. Не та еще в России культура спортивного кино. Скажем, показал один канал американский сериал «Гимнастки» и тут же на волне успеха запустил наскоро состряпанную «нашу версию» – как будто после сочных окорочков подали «синюю птицу». Потому как в исходнике – хоть он и был мылом мыльным, – классно высвечивались те или иные спортивные нюансы. В «Легенде» же нюансы были таковыми разве что для тех, кто заинтересовался хоккеем, начав писать сценарий о нем. Поскользили по поверхности – и будет. Какой-нибудь элемент игры согласно рецепту обсюжетить, все же, полагалось – потому открытием оказалось то, что клюшкари, бывает, принимают броски на себя. «За-счи-счай ворота!!!»
Что до мелких недочетов – то их попросту не счесть. Бегло: в Советском Союзе хоккейные вратари не пользовались масками из стекловолокна – то был предмет заокеанской моды. Наши надевали шлемы с решеткой (но в маске-то этот… как его… голкипер смотрится колоритнее! – на Джейсона смахивает). А еще там меньшинство впятером отыгрывается. Сиденья пластиковые яркими цветами переливаются. Транспарантик синий натянут. Хоккейные трансляции на Испанию, Италию и Францию ведутся. Советские зрители прямой репортаж из Канады смотрят…
Да и хрен с ними, с мелочами этими мелкими. За что должно быть стыдно авторам – хотя бы за недостаток пиетета к не менее легендарным в советском спорте личностям: Всеволоду Боброву, показанному постольку-поскольку, Аркадию Чернышеву, старшему тренеру сборной и «Динамо», не показанному вообще. За грубые подтасовки: к примеру, Тарасов уводил с матча со «Спартаком» (не ненужного товарищеского – матча, в котором на кону стояли золотые медали чемпионата) не сборную, а ЦСКА – из-за незасчитанной согласно правилам шайбы. Что тогда было – присутствовавший на матче Брежнев возмутился, маршал Гречко дал команду, армейцы вернулись, проиграли, с Тарасова сняли заслуженного, но вскоре вернули. Болельщицкие симпатии генсека, если что, на распределение мест в футболе и хоккее не влияли. Не надо грязи. Да и не увел бы Тарасов сборную – в ней он числился помощником Чернышева.
Как уже было сказано, драму из биографии Харламова усиленно выжимали. Все, что было, впихнули – подумаешь, женился в 75-м, в первую свою аварию попал в 76-м. Пусть все это будет накануне Суперсерии-72. Да и зачем пояснять, что то была серия? Хватит и одного матча, первого, в котором наши 7:3 их раскатали. Ну и что, что Бобби Кларк Харламова на самом деле по ноге рубанул в шестой игре, уже в Москве? Ну и что, что Озеров свое знаменитое «Такой хоккей нам не нужен» произнес в ходе восьмой игры? На чем тогда фильм строить, плебеи?! На этих ваших финтиках-рывочках?
Стоп. Контраргумент изложен, контраргумент понятен. Это не документальный фильм. Без какой-то доли вымысла не обойтись. Но. Фильм, все же, называется художественным. И вымысел в хорошем кино не только для стройности и цельности сюжета задействуется. А еще и для воплощения действительно ценной идеи – как в «Амадее», например. В «Легенде», напротив, вымысел применяется для упримитивления. Чтоб массы легче схавали.
Потому весь такой серьезный Меньшов соревнуется с Крамаровым, чей комитетчик нелепее. То было голливудское кино, с Крамаровым, если кто не в курсе. И канадцы в российском фильме в полной мере соответствуют старым голливудским штампам, касающихся «злых советян». Вот уж где – враг у ворот, хоккейных. Особо во вражеском составе выделяются два гривастых разбойника – Призрак и Тьма канадского хоккея. Как посмотрят – свирепо, набыченно – враз расхочется улыбаться. Потому как уже несмешно.
К слову, в фильме нет ни единого упоминания о том, что наскипидаренные канадцы ту серию, все-таки, выиграли. Зачем об этом говорить? Не для «бобров» снимали. То наша легенда, не ваша. По нашим представлениям, это нормально – когда фильм о звезде МИРОВОГО хоккея проходит мимо мировой аудитории.
Во всем этом видится знакомый почерк – любителя подтянуть государственные идеологические мощности к своему высокохудожественному видению. Да, это опять он, со своими «ТриТэ». Пора привыкнуть к тому, что михалковский лубок – отдельный жанр. Меньшиков тут еще – мискастинг похлеще того самого. Пожалуй, даже розовощекий юнкер из него нынешнего вышел бы натуральнее, чем грузный пожилой человек по фамилии Тарасов.
А если кому мало было дорогого Никиты Сергеича, то вот оно, пожалуйста: к фильму приложилась еще одна организация, славная своей слоновостью – Континентальная хоккейная лига. Та, что Кубок любившего хоккей Гагарина разыгрывает и НХЛ-овские зарплаты копирует. Вот она активным образом продвигает фильм с бюджетом, примерно равным годовой (по слухам) зарплате цсковца Радулова. Бизнес так и прет: премьера подоспела аккурат к окончанию сезона в КХЛ и началу плейофф НХЛ, в которой блещут наши новые хоккейные легенды. За четыре месяца до начала набора в хоккейные секции и школы.
Забористая получилась настойка на клюкве.
Ну конечно... Не было ни Якушева, ни Мальцева, ни Валеры Васильева... Ни даже Третьяка (!!!), который в фильме упоминается лишь однажды в виде второразрядной шуточки. Т.е. номера их в фильме есть (я-то их помню), а самих их нет. Между тем, в той хоккейной суперсерии СССР - Канада 1972 года, которую мы, кстати, в итоге проиграли (ну это, конечно, не так важно), ВСЕ в один голос признавали, что успех советской сборной был построен именно на КОМАНДНОЙ игре. Это было революционным для хоккея того времени. В противовес индивидуальной игре канадцев. В Советском Союзе даже понятия звезда не было и в помине.
Что ж, поздравляю, господа присяжный заседатели! Соцреализм возвращается. Тот самый махровый соцреализм, от которого при просмотре фильма временами становится просто неловко. Залепуха, она и есть залепуха!
Знаете, чем отличается соцреализм от реализма? Тем, что соцреализм показывает только то, что выставляет его в выгодном свете, а остальное - гордо игнорирует, ретуширует, искажает факты. "У советских собственная гордость". Вы скажете, что в художественном произведении вполне нормальны некоторые допущения... И я с вами соглашусь. Вот только обратите внимание. Первый канал скоро переснимет заново практически весь совок: уже тебе и Фурцева, и Хрущев, и Брежнев, и Анна Герман, и Высоцкий и еще кто только не... На очереди Лев Яшин. А потом, я так понимаю, понаделают таких же восковых кукол из Пугачевой, Макаревича и далее со всеми остановками. При их жизни это, конечно, будет несколько проблематично, но стоит им только умереть, как им тут же приделают новую улучшенную историю с биографией.
В "Легенде №17" показан очень даже симпатичный совок, где есть отдельные недостатки в виде чиновника от хоккея Балашева (в исполнении Владимира Меньшова). Да и он какой-то нестрашный (в отличие от канадцев), так, наподобие воров из фильма "Джентельмены удачи", - хорошие милые ребята, просто случайно встали не на тот путь. Меж тем, правда в том, что весь совок состоял и держался на Балашевых, а Харламовы были исключением. Интересно, что конфликт, в "Легенде №17", как и в "Высоцком. Спасибо, что живой" крутится вокруг практически одного и того же: подписания/ написания каких-то "бумажек". Подумаешь, да?! Вот это и есть соцреализм. Я-то думал, с ним уже в свое время было покончено окончательно. Но нет, оно не тонет.
Кстати, Балашевы побеждали и тогда: когда Харламова не взяли на кубок Канады и он в итоге разбился на машине (ну, зачем про это рассказывать в фильме, да?!), так и сейчас. Все, кто видел ту серию, конечно, помнят далеко не последнего игрока той сборной защитника Сашу Гусева и его великолепные броски и голы от синей линии. В фильме он единственный назван не своим именем, а Костей Гуськовым. Есть у меня некоторая инсайдерская информация, что это потому, что ныне простой пенсионер Александр Владимирович Гусев отказался сотрудничать и попросил убрать его имя из фильма. Думаю, также поступил бы и Харламов. А вот чиновник ФХР Владимир Петров не отказался, а депутат ГосДумы VI созыва Владислав Третьяк от партии "Единая Россия" не отказался... Вот он Балашев, узнаете?! Тут как тут! Никуда не делся. Вот он совок!
P.S. Репортаж с показа фильма в московском доме кино см. здесь.
Новый российский блокбастер о советском хоккее начинается с фиесты и заканчивается… волшебством. «Легенда № 17» Николая Лебедева призывает возгордиться Родиной. Что ж, давайте вспомним, как мы сорок лет назад порвали канадцев!
Новое кино про Харламова продолжает традицию, начатую фильмом «Высоцкий. Спасибо, что живой». Здесь так же будет советский супермен, радеющий за державу, и противостоящая ему бюрократия, которая болт хотела на всё забить, только бы усидеть на своём кресле и не потерять властные привилегии. Создатели попытались угодить разному зрителю. К примеру, первые кадры, в которых маленький Валера с мамой наблюдают фиесту в испанском городке, – бальзам на душу любителям Хемингуэя. Жители же города Чебаркуль Челябинской области, где взошла звезда Харламова, наверняка пойдут на сеанс полным составом, включая беременных женщин, глухонемых и младенцев. Ну кто помнит хоть одно кино про Чебаркуль? Ну и, конечно же, возрадуются любители хоккея, коих у нас – каждый взрослый мужик... Полностью читать на сайте StrangeFilm.org
По моему фильм просто плохой. И если он снят на патриотическую тему, на тему правильного поведения человека, от этого оно вовсе не становится хорошим. Не надо путать хорошее кино и "хорошая идеология в фильме", мне кажется многие кому кино понравилось просто перепутали одно с другим.
Друзья, мое мнение: кино плохое. В России не умеют делать хорошее кино на заказ, увы. Мне не понравилась актерская игра, мне не понравилась операторская работа, а главное - не понравился сценарий.. кошмарный сценарий. Я (мне так кажется) довольно хорошо разбираюсь в хоккее, но даже не в этом дело - с первого же кадра возникла уверенность в том, что кино сделано не для взыскательного российского зрителя, а для последующего проката/демонстрации за рубежом на различных кинофестивалях и кинофорумах. Мне крайне обидно, что фильм собрал столько восторженных отзывов, это, на мой вкус, говорит о том, что российский доверчивый зритель теряет вкус к качественному честному кино и зачастую принимает за него псевдопатриотические распиаренные картины. Друзья, давайте внимательнее и бережнее относиться к тому, что мы смотрим - в противном случае, нас все чаще и чаще будут с улыбкой кормить второсортным искусством.
У меня двоякое впечатление. Снято красиво. Виктория Токарева, давеча сказала интересную фразу... "быстрее всего в этом мире стареют женщины и кино"... Она уточнила, что даже шедевры Феллини, с точки зрения операторской работы, сегодня смотреть просто невозможно. Настолько это слабо и плоско. В наши дни, первокурсник ВГИКа снимет лучше свою курсовую.
Это я к тому, что в плане картинки всё впечатляет. Кино получилось очень "голливудистое", полёты шайбы глазами... шайбы и тд и тп. Наверное, я старый, всё ищу смысл в фильмах, концепцию развития сюжетной интриги. Но в последние годы, мы видим видеоклипы, а не целостные полотна. Есть лоскутное одеяло из эпизодов, но нет единой линии сюжета от заглавия до титров.
Я так и не понял этот фильм. Мне втюхали агитку, в стиле "Кубанских казаков". Наверное, беда в том, что я всё жду "Летят журавли", а молодёжь этого не смотрела и не ждёт ничего. Им дают фантик и они его жуют, думая,что конфеты это когда красиво, не зная, что это должно быть ещё и вкусно.
Фильм не о Харламове. Он, о том, какую страну мы про... (далее, кто как воспитан). Какие мы были крутые. Как мы всех рвали. Я не хочу обсуждать нелепые эпизоды , как то Тарасов, нашаманивший в стиле колдуна вуду, прутиком во дворе, победу онлайн над канадцами.
Нет истории Харламова. Его жизнь была глубже и трагически прервалась. Этого трагизма нет в фильме вообще. От прущего с экрана, все 2 часа, великодержавного пафоса, фильм выглядит плоским, не по картинке, а по смысловому наполнению.
Канадцы показаны просто дебилами с рожами психов из буйного отделения психушки. Так снимали немцев в 40е годы, но тогда шла война. Как не стыдно так изображать великих игроков Горди Хоу, Бобби Хала , Фила Эспозито...
Они нас уважали больше. Харламова включили в зал хоккейной славы. Да и велика ли честь было обыграть костоломов и дебилов?! Вот именно, что наши ребята, не миллионеры, а простые парни, ходившие по тем же улицам и тем же магазинам, что и весь народ.. обыграли великих мастеров из НХЛ. Лучших игроков того времени. Режиссёр ,таким изображением соперников, дискредитировал значимость этой победы, как спортивного достижения.
Ещё покоробил проморолик, где говорилось, что это первая кино-история о великом хоккеисте. Но недавно был снят и показан менее дорогой, но на мой взгляд, гораздо более удачный фильм о Харламове. В главной роли снялся Алексей Чадов. Там история жизни Харламова раскрыта глубже. И нет этого гипертрофированного пафоса. В Легенде 17, слишком много внимания уделяется малозначительным деталям, от который рвётся линия сюжета, её смысловая составляющая. Все эпизоды с быками и аналогиями с игрой,выглядят нелепо, как в комиксе. Поставил Тарасов героя в ворота и велел его шайбами обстреливать. И вот 5 минут это смакуют со всех камер... Действо похоже на побивание камнями приговорённого к смерти. Из простого парня слепили Супергероя и Халка не чувствующего боли. Человек опять превратился в символ. Всё кино рядом с главными героями мельтишит нелепый партработник, в изображении Меньшова и мелко пакостит в стиле Весельчака У. Его роль если и интересна кому то, то нужна минуты на 3... 4. А потом, это просто мешает. Единственное светлое пятно, игра Меньшикова. Сыграл мощно, на уровне лучших своих работ.
Фильм кончается бессмысленно... наши выиграли матч... и всё! Серия, хоккей, история Харламова, как легенды и как человека, закончилась с финальным свистком судьи. Хотя потом было ещё около десятка игр суперсериии, которую всё-же мы продули, если кто не в курсе. Конечно, нужно гордиться этой игрой, но нельзя на ней делать весь акцент. Получилось точно, как напутствовал Харламова , тренер Тарасов, в исполнении Меньшикова:
" На тебя будут смотреть как4 на Гагарина". Так и было, не спорю. Просто не нужно вводить зрителя в заблуждение. Фильм в общем не о Харламове, а о матче с Канадой в частности и времени вообще, которое мы потеряли. Так бы и назвали : "Легенда 1972". При чём тут жизнь великого хоккеиста?!
Мне очень понравился финал картины с Чадовым. Там Харламов садится с женой в свою любимую Волгу и они не разбиваются, а уезжают в свет, в небо. Это очень сильно сделано.
В Легенде и вспомнить нечего. Лебедеву не стоило снимать второго Волкодава. Первого хватало за глаза.
- Я, что, дурак чтоли? Пригласительный билет на допремьерный показ + еда бесплатная – конечно, пойду! Не важно, что я не фанат хоккея и не слежу за играми. Я же видел Суперсерию СССР-Канада 1972 года? Видел! И про Третьяка, и про Якушева, и про Харламова немного знаю. Так что меня останавливает?
- Э, не-не-не. Чувак, погоди, это же отечественный фильм. А в этом году отличный фильм уже был – это «Метро». Думаешь, российский кинематограф сможет разродиться двумя хорошими фильмами за год? Что же они будут в следующем году показывать? Может не стоит, а?
- Но ведь ХАЛЯВА!
- Ладно, уболтал.
Примерно таков был диалог меня с моей же совестью. Жаль, что совесть оказалась права. Хорошим в полной мере этот фильм назвать трудно. Создатели позиционируют этот фильм как биографическую драму. Драма есть, не скрою, я даже пустил скупую мужскую слезу. А вот с биографичной достоверностью всё плохо. Но я не стану вас утомлять, перечисляя нестыковки с реальной жизнью: уж слишком их много и они существенные. Зритель же идёт смотреть фильм? Вот о нём и поговорим.
Для начала: это кино имеет рейтинг 6+, не знаю, кто и как их раздаёт, но если берёте на фильм детей, будьте осторожны: в фильме показывается обнажённая грудь… половина обнажённой груди… сиську, короче, одну покажут!
Валерий Борисович Харламов (Данила Козловский) – выдающийся советский хоккеист, о становлении которого как легенды мы и должны увидеть сегодня фильм. Только уже первые кадры вводят в ступор, а ноги сами, без приказа сверху, хотят вынести тело из зала. Испания, Энсьерро (прогон быков и убегание от них), Харламов, детство. По идее, ключевые кадры, после которых следует напутственная речь от старших и появление амулета, который он не будет снимать весь фильм. Но если у вас есть возможность опоздать на эти десять минут, что идёт сцена, опоздайте.
Поверьте, картинка просто ужасная. Компьютерное совмещение быков и людей выглядит очень топорно: сэкономили, также как и на всей дальнейшей графике. Игра «испанских» актёров на уровне детского утренника. Изображение очень шумное, возможно, это только косяк только «моей» копии, но смотреть тёмные сцены с таким изображением крайне неприятно; хорошо, что дальше будут показывать в основном хоккейные арены и на светлом этого незаметно. В дальнейшем всё это исправляется и, по мере развития фильма, смотреть становится интересно, но примерно первый час повествование будет рваным и сумбурным. И если остановить просмотр именно здесь, то фильм заслуживает максимум 4/10
А дальше в активную игру вступает Анатолий Владимирович Тарасов – заслуженный тренер СССР, которого играет Олег Меньшиков, и фильм преображается. Меньшиков просто вытягивает на себе весь фильм: его игра, его герой… Я даже затрудняюсь ответить, о ком фильм-то, потому что сборную СССР в целом кино не охватывает, упор делается на Харламова, но именно Тарасов сделал из простого хоккеиста выдающегося. Судьба Анатолия Владимировича гораздо драматичнее (повторюсь, говорим только о фильме), интереснее, его садистские методы по мотивированию бойцов (он тренер ЦСКА – Центрального Спортивного Клуба Армии), пугают и веселят одновременно. Да, с этим героем в фильм приходит юмор, чёрный юмор.
Как-то это сыграно, я не могу передать словами, это надо смотреть, только его. Все остальные актёры, что играли в этом фильме, в подмётки не годятся. Олег Меньшиков переиграл всех, даже финальный матч: по драматизму, по надрыву, по … Именно в сцене с ним я пустил слезу, берёт за живое. Он один заслуживает 10/10
И конечно же, игра. Первая игра суперкубка, по итогам которой Харламов был признан самым результативным игроком. Не смотря на то, что я видел оригинальную игру (и опять же многое не сходится), я чуть не съел палец, пока смотрел её кинематографичную версию. Карикатурные канадцы, все с жевательной резинкой во рту. Сразу вспоминается сцена из «Годзиллы» 1998 года с Жаном Рено: « - А что это вы все жуётесь? – Так мы больше походим на американцев!» Присутствующая в зале юношеская хоккейная команда создавала атмосферу, реагируют на каждую забитую шайбу аплодисментами, вот это, я понимаю, 4D! Но после просмотра этого матча создаётся впечатление, что Валерий Борисович на себе вывез всю игру. А где великолепная игра Третьяка, Якушева? Где сборная??? А ведь в середине фильма этому посвящена отдельная сцена: учиться играть командой.
В итоге от фильма остаются смешанные чувства: ужасное начало, хороший конец, великолепный Меньшиков. Женщины/девушки по выходу из зала говорили, что фильм хороший, но что бабы могут понимать в хоккее. Видимо, харизма Козловского берёт своё. И драма, хоть и развернувшаяся в самом конце, тоже доставляет. Но небиографичность, ужасные спецэффекты и игра всех остальных актёров дают фильму большой крен на левый борт. Смотреть стоит только ради sexy-попки Данилы (да-да, там есть сцена в душе), ради Олега Меньшикова и в том случае, если вы ничего не знаете о хоккее, но не против посмотреть фильм о нём. Тем, кто хочет что-то узнать о Харламове, смотреть не рекомендуется.
Оценка: 6,5 из 10
Фильм снят грубо и примитивно, не трогает. Он не для российского, а для американского, не чувствительного, не думающего и не тонкого зрителя. Показывается советское время, но его атрибуты не соблюдены, используются современные слова, которых раньше просто не было и т.д. Он не годиться и в подметки советским фильмам.
Как-то все не о том, что ли... Вместо интересной истории о многогранной и противоречивой личности - предолимпийский агитпроп с набором банальностей, дурного вкуса сценарных решений и штампов о плохой советской системе и хороших советских спортсменах. Характер Харламова нарисован с кинематографическим искусством второклассника. Не очень-то помогает и завсегдатай сериалов и сериалоподобных фильмов Никита Козловский, который играет точно так же, как и в других своих фильмах, т.е. телом. Диалоги по большей части тоже - лишь с виду лихо выглядящее говно.
Но плохо даже не это. Может показаться странным, но из-за большого количества объяснимых разве что сценарной ленью обобщений, кинематографических условностей и попросту ляпов из фильма невозможно узнать ничего достоверного ни о советском хоккее, ни об эпохе наших спортивных побед, ни собственно о Харламове. Еще меньше можно почерпнуть о знаменитой “красной машине”, которая в фильме представлена пестрой гурьбой безымянных статистов. Зато в кадре без труда угадывается другая “машина” - по производству посредственных сериалов о советской эпохе, которые просто наводнили телевидение в последние годы. Тут довольно фальшиво выглядит все - Москва семидесятых, плохо говорящие по английски дикторы канадского радио, карикатурные советские люди. Не стоит и говорить, что уж точно не рекомендуется использовать фильм в качестве наглядного пособия по первой игре знаменитой хоккейной супер-серии 1972 г. (которая, кстати, - и тут еще один привет консультировавшим фильм экспертам - по английски называется summit series, а совсем не super series). Скачайте лучше и посмотрите игру в оригинале - получите честные эмоции в противовес разухабистой кинематографической ромовой бабе.
Впрочем, светлые моменты в фильме все же есть - и это когда в кадре появляется Меньшиков, который отыграл Тарасова чисто и непретенциозно, без излишнего пафоса и любования. Но при этом, где же другие звезды российского хоккея тех лет? Почему о существовании Третьяка мы узнаем ближе к концу фильма из пошловатой шутки, а Михайлов и Петров проходят лишь как декорации к выходу на лед Харламова? И совсем уж непонятно, зачем нужно было обижать великого советского спортсмена и тренера Боброва (который, как оказывается, “конечно, хороший мужик, но не того полета птица”). Отдельное "спасибо" за безымянных дураковатых канадских хоккеистов, на по-мультяшному злых, жующих бабл-гум рожах которых явно читается немой вопрос - what the fuck am I doing in this crappy russian propaganda movie????
Мне не понравилось. Во первых та команда была сильна усилиями не только одного Харламова. Во вторых попытка сделать из фильма агитационный памфлет его просто убила. Козловский хороший актрер, но Харламов не его типаж. Подросткам понравится, советская героика возвращается и мтановится модной, а Михалков может "гордится" очередной частью "Цитадели", на этот раз спортивной.
Это не байопик, а пропагандисткое изделие, не имеющее к биографии Харламова никакого отношения. Теперь понятно почему вдова Яшина против съемок фильма о супруге. Постыдились бы использовать память великих людей.
«Грязный прием»
В преддверии Олимпиады российское кинопроизводство решило поддержать местами исковерканный, а местами и вовсе утерянный патриотический дух своей страны и выпустило в прокат не только яркие спортивные ролики, но и целую агитационную картину про советский хоккей. Возглавил эту нелепую и нелегкую миссию дух легендарного хоккеиста Валерия Харламова. Для этого был создан сценарий, который по исторической правдоподобности уступает разве что только фантастическому кино про инопланетян, а так же собраны лучшие из лучших актеры «старой» закалки – Олег Меньшиков и Владимир Меньшов. В их нескромной плеяде затесался исполнитель главной роли Данила Козловский. В пару ему выдали Светлану Иванову. Потому что какой же это рассчитанный на массового зрителя фильм, да без любви? Ну, и закончили сию живописную картину высокой идеей победы советской сборной над канадцами.
То, что должно было получиться, как сногсшибательный шедевр, после которого юное поколение мальчишек побежит изображать из себя Валерия Харламова и попросится в хоккейные секции, сногсшибательным, конечно, вышло, но вот шедевром ни в коей мере. Немногочисленные визуальные эффекты, которыми нынче принято вытягивать плохое кино на более достойный уровень, здесь перебиваются грубой, устаревшей графикой и полным отсутствием монтажа. Актерская игра, призванная вывести на первый план величайшую легенду хоккея, строится таким образом, что вместо Харламова зритель видит историю двух антагонистов – тренера Тарасова (Меньшиков) и партийного деятеля (Меньшов). В итоге, потеряв основной стержень сюжета, сама суть фильма расплывается: не знаешь, за что цепляться – то ли за Харламова с его хлипкой любовной линией, то ли за Тарасова и его спортивно-политическими дрязгами, то ли за сам хоккей, который сосредоточился исключительно на канадской сборной, словно у него и нет и более не было никаких иных достижений. К слову, то, каким образом в картине показаны канадские игроки не делает чести ни режиссеру, ни российскому кинематографу. Комичные, злобные персонажи, больше подходящие для какой-нибудь малобюджетной комедии, выглядят совсем уж яркими отрицательными монстрами на фоне добрых лиц советских хоккеистов. Что, в совокупности со всеми остальными, столь же топорными идеями, доказывает плачевное состояние российского кино как высокого искусства, а так же подтверждает агитационную направленность «Легенды». Некрасивый, недостойный советского хоккея прием.
грубая пафосно-агитационная хрень.
ни за что не поверю, что против таких дебилов, какими профессионалы изображены в кино, Валерий Харламов стал бы играть "матч жизни"...
это было самое великое спортивное противостояние 20-го века.
и эта суперсерия осталась в памяти именно потому, что соперники были достойны друг друга. наши хоккеисты свой "матчи жизни" сыграли в Канаде. канадцы ответили уже в Москве... а то, что показано в кино не тянет даже на игру сборная ссср- сборная обдолбаных отморозков и гопников.
P.S. итак, бегло. то что сразу бросается в глаза. никакого щенка из под быков маленький Валера не вытаскивал. победной шайбы в первом матче за цска на последней секунде тоже не было. игры спартак- сборная не было. шайбами никто в цска Харламова не забрасывал- Тарасов был гуманнее. партийного функционера тоже никакого не было. Тарасова никто не снимал, поскольку главным тренером сборной он не был. аварии а соответственно и сложного перелома в 1972 году не было. со своей будущей женой на момент начала суперсерии Харламов знаком не был. первую игру он закончил здоровым. лучшим игроком первой игры признан Владислав Третьяк.
по сути это история, снятая по мотивам жизни великого хоккеиста Валерия Харламова, если можно так выразится. и ничего общего с действительностью это кино не имеет.
и тогда возникает вопрос: если в кино переврали всё, кроме итогового счёта, то в чём тогда легенда? это специально придуманная легенда для проката? чтобы срубить бабла?
и всё таки отдельно хотелось бы сказать, что даже такое враньё лучше чем то, что снимают бравые ребята от тнт вроде "что творят мужчины". поэтому фильму двойка. и отдельную звезду Олегу Меньшикову. который один обыграл всех:
и козловского, и хвалёных канадских профессионалов, и самого Анатолия Тарасова. всем удачи и смотрите кино.