«ЗВЕЗДА И АВТОМАТ»
Начнем с того, что комплекс не «Баадера-Майнхофа», а «Баадера-Майнхоф», ибо Ульрика Майнхоф – женщина и не склоняется. Я не знаком с историей РАФ, поэтому не могу судить насколько «правдиво» ее отразили в фильме. Но могу сказать, что увидел. Увидел я сборище псевдогероев с невнятными политическими взглядами, протестной анархическо-коммунистической программой и варварскими методами. Но оставим политику, скажем о героях. После просмотра создается впечатление, что Ульрика Майнхоф вообще не играла никакой роли в движении – кроме вялого идеологического оформления его в газетах. Андреас Баадер в исполнении единственного известного актера – Морица Бляйбтроя – довольно живописный психопат, жаждущий крови. По фильму кажется, что основным лидером движения была Гудрун Энслин – решительная и бескомпромиссная особа.
Сильной стороной картины является ее профессиональная сработанность – антуражи начала 70-х выглядят даже более убедительно, чем в двухфильмовой эпопее про Жака Мерина с Касселем. Мастерски вводятся в фильм архивные документальные кадры.
В каждый момент времени фильму чего-то не хватает. В боевиковых эпизодах – экшена, в драматических – драматизма. Фильм холодный и тяжеловесный, как немецкий авотпром. Двухчасовой серебристый «мерседес», отработанный профессионально, но бездушно. Налицо формалистский реализм автора, напоминающий тягомотные полотна Кена Лоуча – тоже большого любителя гробить знаковые социально-политические темы при помощи кондового реализма.
Половину фильма герои скрываются от полиции и устраивают теракты. После середины все разом попадают в тюрьму, и уже их соратники устраивают разнообразные акции в их поддержку. Примечательным эпизодом является упоминание захвата палестинскими экстремистами заложников на олимпиаде в Мюнхене. Оказывается, арабы, захватившие еврейских спортсменов, в частности выдвигали требования по освобождению Баадера, Майнхоф и Энслин из тюрьмы. Не будучи знатоком истории экстремистских организаций, но будучи киноманом, я обнаруживаю сюжетную связь с замечательным «Мюнхеном» Спилберга.
Закончим на том, что фильму не хватает экспрессии, а драма героев (действительно серьезная), таковой не представляется, ибо само кинополотно больше тяготеет к документализму.
Прежде всего, бросаются в глаза явные недостатки сценария.
По мнению авторов все выглядит так, что банда плахишей (группа Баадера-Майнхоф) с ярко выраженными маргинальными наклонностями самореализуется в антисоциальных акциях, прикрываясь невнятной идейной подоплекой, а уважаемые и милые дяди из полиции и госаппарата, хоть иногда брызжут слюной и применяют нелицеприятные методы в своей работе, пытаются спасти мир ;-)) Причем отрицательность террористов видна на ладони, а кто такие дяди вообще с трудом можно понять…
В чем же суть противостояния сторон?
В реальности к началу 70-х годов прошлого века, после реформ проведенных федеральным правительством, на руководящих должностях в госаппарате находилось 85% бывших нацистов, которые по совокупности своих преступлений должны были, как минимум, сидеть в тюрьме. И методы они применяли соответственные. Расстрельные облавы, например, когда прикрываясь поисками террористов, полицейские стреляли в мирных граждан на том простом основании, что они им чем-то не понравились. Была организована травля людей, которые сочувствовали немецким красным бригадам, например, только за то, что люди произносили группа Баадера-Майнхоф, а не банда, как того требовали власти, можно было вылететь с работы с «волчьим билетом» и остаться без средств к существованию навсегда. И это далеко не полный перечень. Кстати, Шлейер, которого террористы расстреливают в самом конце фильма, был еще тот перец. Акции красных бригад по сравнению с его делишками просто детский лепет.
Так, что участники RAF небыли злобствующей бандой бесшабашных маргиналов. Возможно, в начале всего «красного» движения в 60-х годах многие из них не до конца осознавали свои цели и плохо имели представление о методах их достижения. Но уже в 70-х им было четко понятно кто у руля государства, и основная цель была внятно определена – вытащить замаскированный фашизм наружу, так, чтобы общество забило тревогу и сумело ему противостоять.
Вообще складывается впечатление, что фильм рассыпается на отдельные мозаичные фрагменты, которые никак не могут оформиться в четкую до конца продуманную картину. Абсолютно нет ярких сцен. Даже в острые моменты не испытываешь эмоциональной сопричастности, как будто холодно наблюдаешь со стороны за происходящим, за тем, что тебя совершенно не касается. К концу первой половины фильма перестаешь ждать интересных поворотов сюжета, становится откровенно скучно.
Образы героев фильма, хоть и основаны на реальных прототипах, даны штрихами - нет ни глубины, ни развития характеров, хотя сюжет охватывает более чем десятилетний период жизни каждого из участников событий.
Честно пытался найти плюсы, мне этого не удалось. Все довольно посредственно. Была сделана попытка приблизить материал к видеохронике событий, вероятно с целью придать фильму большую документальность, но как-то без особого успеха.
Полагаю, что режиссер сам до конца не определился в своем отношении к РАФовцам, а также к людям, которые боролись против них. Поэтому на выходе и получился идейно и стилистически не созревший продукт.
Ставлю 3 звезды, а не 2, поскольку тема очень сложная.
Вывод:
Если фильм рассматривать как исторический экскурс, то материал подается слишком претенциозно и сыро, к тому, как все было на самом деле он имеет весьма отдаленное отношение. В качестве интертеймента, скоротать вечерок, тоже не рекомендую, поскольку в фильме фактически отсутствуют ожидаемые жанровые особенности.
Сценарий этого громкого "откровения" немецкого кинематографа о RAF так и видится мне написанным синей ручкой в тетрадке в линеечку: "образ революционера", который нам здесь преподносят, еще скучнее и стереотипнее, чем какой-нибудь "образ Татьяны" в исполнении отличницы с первой парты. Именно такими, наверное, являются эти товарищи в кошмарных снах всевозможным фофудьям, реднекам и охранителям. Борцы с системой в фильме, за редким и почти незаметным исключением - этакая "молодежь против ветра", инфантильные, эмоционально неуравновешенные гопники с нешуточной манией величия, плачущие и удивляющиеся, когда их приходят брать, возмущенно отказывающиеся ползать с автоматом и бегать в противогазе - "Мы, мол, городские партизаны - такие городские!". Актриса в роли Гудрун очень симпатичная, но, к сожалению, сыграла заурядную тупую шлюху, которую никак не заподозришь в том, что она - прямой потомок Гегеля и круглая отличница с первого класса до последнего курса. Остальные "женские персонажи" не лучше - пожалуй, ни один знак равенства этот фильм не ставит так явно, как между "женщина в революционном движении" и "шлюха": шлюха, загорающая исключительно голышом, приезжающая к арабам в миниюбке и после тюрьмы первым делом бросающаяся под первого попавшегося паренька-камрада. Нет худа без добра: в такой атмосфере на удивление логично смотрится самоубийство журналистки, выглядящей единственным интеллигентным человеком в этой гоп-команде - "не вынесла душа поэта...".
Картинка прилизанно стильная, экшн сцены драйвовые, кровавые и под драйвовую музыку - только не очень понятно, для кого это все: так называемый "массовый зритель" сбежит если не от названия ("Комплекс, да каких-то там немцев - это что еще за заумь? Никак, психоанализ, чего доброго..."), то от длины, а если останется, то уж точно запутается в толпах однообразных персонажей и плохо прожеванных обрывках политики и истории, которыми в него плюются с экрана. Напрашивающийся вывод - агитплакатец для тех, кто с претензией (хоть и не совсем в теме): не читайте "Одномерного человека" - козлёночком одномерными станете. Как персонажи фильма.