Москва

Рецензия Афиши

9
Станислав Ф.Ростоцкий
194 отзыва, 197 оценок, рейтинг 453
1 января 2001

В результате поломки машины времени, собранной из подручных средств инженером Тимофеевым (Демьяненко), в континууме мировой истории меняются местами царь Иван Васильевич, прозванный за свою жестокость Грозным, и чрезвычайно похожий на него управдом товарищ Бунша (оба — Яковлев).

Фильм по мотивам пьесы Михаила Булгакова — единственная из гайдаевских экранизаций, где режиссер изменил время действия оригинала. Великий князь всея Руси попадает не в пайково-примусную дьяволиаду тридцатых, а в современные Гайдаю семидесятые — мир курток замшевых, кинокамер заграничных, портсигаров отечественных и, конечно, магнитофонов, из которых доносится Высоцкий. Отдав дань уморительной стилизации в погонях по царским палатам и прочих «паки, паки, иже херувимах», Гайдай не смог упустить ускользающую возможность в очередной раз снайперски зафиксировать время. Как будто предчувствовал, что совсем скоро окружающая действительность утратит даже сугубо визуальное очарование, а на грядущем бесстилье споткнется и его собственное кино. И в последнем своем безусловном шедевре Гайдай дает потомкам возможность не только вдоволь посмеяться, но и совершить путешествие в лепоту все еще недавнего прошлого, которое для современного зрителя оказывается таким же удивительным и странным, как и для сменившего профессию Рюриковича.

12
0
9
Artur Sumarokov
714 отзыва, 3005 оценок, рейтинг 947
27 августа 2014
Два Ивана на одно царство

Инженер Тимофеев, живущий в обычном образцово-показательном панельном доме, изобрел машину времени, которая соединила его скромные палаты с нескромными палатами царя Иоанна Васильевича Грозного, царствовавшего в 16 веке. Все смешалось в один миг, ибо царь Иоанн попал в век двадцатый 70-х годов, а управдом Бунша, тоже Иван и точная копия нашего царя, в компании рецидивиста Жоржа Милославского попадает на место царя.

Являющаяся киноадаптацией одноименной опальной пьесы опального Михаила Булгакова и по многим пунктам превзойдя своего литературного прародителя, картина «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 года стала едва ли не самой знаменитой и признанной комедией Леонида Гайдая, в кинокарьере которого и провалов как таковых и не было. Смесь прозаической реальности и эксцентрической фантастики, едкой сатиры и издевки над нравами 70-х годов, изобличение властного самодурства, упакованное в стилистику искрящегося юмора с целой россыпью цитат-шедевров емкости смысла стали теми столпами, на которых держится вся сюжетная и художественная конструкция данной комедии, любимой народом и новым поколением зрителей вот уже 40 лет кряду. Время обессмертило данный фильм и с каждым новым днем он не теряет своей актуальности, ведь склонные к тирании правители существовали всегда и народ в их руках был лишь виньеткой, массой, которую можно и на очередную войну отправить, и облагодетельствовать за старательное поклонение, а за царствование в роскошных палатах платит всегда народ. «Иван Васильевич меняет профессию» — это гайдаевско-булгаковская сатира над Царями и их холопами, фантом реальности середины 70-х годов, вдох свободы с хриплым голосом Высоцкого.

Александр Демьяненко в своей типичной роли Шурика смотрится весьма органично, хотя следует не забывать и тот факт, что роль Шурика стала для актера, мыслящего о драме, целой трагедией жизни и творческой реализации. Убедителен и Юрий Яковлев в роли многоликого Ивана, как и Леонид Куравлев, Михаил Пуговкин, Наталья Селезнева и другие, создавшие в ленте блестящие комедийные образы. Огромным плюсом фильма стал и написанный Александром Зацепиным саундтрек, который ярок и мелодичен и стал неотьемлемой частью фильма и отечественной музыкальной истории.

Итак, «Иван Васильевич меняет профессию» — незабываемая фантастическая и сатирическая(скорее саркастическая) комедия, шедевр в своем жанре, классика, которую по определению видели все.

1
0
9
Татьяна Таянова
188 отзывов, 236 оценок, рейтинг 370
27 августа 2009

Вам знакома ностальгия по советскому?
Все чаще и чаще наталкиваюсь в программах, статьях, общении на мысли о том, как глубоко и человечно умели тогда жить, дружить, снимать, играть, петь, каким все было простым и ясным, народным. И народ тоже был! Может, и несвободный, зато счастливый и беспечный и, если верить фильмам или песням, единый.

Интересно, что проще – идеализировать или ругать свое прошлое? Т.е как проще жить? С кошмаром за спиной (о чем куча сериалов - всех этих нескончаемых сталинских страшилок) или с песней «Издалека долго течет река Волга…», под которую сердца бились в унисон, и никто не старел и не отчаивался, потому что «Главное, ребята, сердцем не стареть» и «Я люблю тебя, жизнь»? Понятно, что бред и то, и другое. Логика подсказывает: идеализация ничем не лучше очернения, прошлое просто надо знать и принимать, не впадая в крайности… Но КАК мы без них?! Тем более что и та, и другая у нас, как правило, от жажды совершенства (тупую конъюнктуру трогать не будем, ладно?).

Когда решила написать отзыв о любимом всеми фильме Леонида Иовича Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», почитала в сети мнение молодежи о нем. Через раз встречала вот что: советское время не может быть плохим, раз в нем было возможно такое кино. Доброе, открытое, бодрое, живое. Хороший фильм из хорошего времени. Хороший вывод из хорошей картины…

Как же у нас всегда все запутано!
Ведь что за история легла в основу гениального фильма Гайдая, снятого в 1973?

35 год. Многострадальный Булгаков, горящий, сжигаемый в этот момент своим главным романом, пишет простенькую (и в последствии не имевшую успеха в театре) пьесу «Иван Васильевич». За пять лет до просьбы, заказа, а лучше – приказа Сталина, отданного, как известно, А. Толстому и С. Эйзенштейну, он угадал, почувствовал, вывел на сцену актуального ретро-героя своей эпохи. Тенденциозные акценты: «историческая прогрессивность тирана русского средневековья», «реабилитация национального героя», «мудрейший из русских царей», на которых, по понятным причинам, настаивал Сталин, в пьесе Булгакова отсутствуют. Его Иван (в отличие от толстовского) не сталинизирован, но он и не жесточайший тиран (как, если не ошибаюсь, было принято смотреть на него до революции). Суров, да. Однако щедр, темпераментен, забавен, обаятелен и на фоне новых правителей (управдом все ж таки тоже власть, пусть и мелкого пошиба) справедлив. Да он просто сверхадекватен! (Даже в «бесовских одеждах» 30-х годов – в пьесе это рванина тов. Милославского).

Еще один немаловажный штрих к истории появления на свет «Ивана Васильевича». В год создания пьесы Булгаков пишет киносценарии «Мертвые души» и «Ревизор» (самые непримиримые, обличительные и больные тексты Гоголя). Понимаете, он носит гоголевское внутри! Он, возможно, видит мир его глазами в это время. Смотрите: шутовство, переодевание, холоп по духу (хоть князь по происхождению - Бунша), превращенный в царя, профанное, метящее в сакральное, перевертыш прошлое-будущее… весь этот булгаковский карнавал в пьесе буквально пронзен гоголевской мифологемой: глупость, случайность, непредсказуемость русской жизни, ее логическая недетерминированность. И непонятно, насколько это мифологическая, вечно-русская, а насколько социальная ситуация; насколько шутка, насколько «дьяволиада».

Лотман, размышляя о Гоголе, выделил основные его темы - темы лжи, «кажимости», реально существующего и мнимо существующего (причем мнимость всегда побеждает). Это есть и у Булгакова. В его советской реальности лгут все. Бунша, например, лжет о том, что он не князь, а сын кучера, Милославский - что друг Шпака, Шпак о том, что «честным трудом…», жена Бунши - что моложе его на 20 лет, Кока (или, как привычно нам, Шурик) – что опыты его безопасны и т.д. Реальность Грозного на этом фоне выглядит как пусть и диковатая, но справедливая и честная. А в булгаковском настоящем реальность «разыгрывается», герои напоминают актеров, которые играют актеров, «актеров в квадрате», причем не только в момент перевоплощения Бунши и Милославского в вип-персон ХVI столетия. Мнимый мир, псевдомир 30-х разоблачается довольно зло, а смех - участник этого разоблачения, усилитель игры, обмана. Смешное у Булгакова (как и у Гоголя) – это прежде всего страшное, аномальное, деформированное. Серьезное… Кто знает, может, в 30-е острить – это вообще единственная возможность давать серьез.

Булгаков, который всегда взрывал своим смехом советскую рутину и обнажал предельно печальное состояние бытия, создавая «Ивана Васильевича», тоже не только шутил. Если вообще шутил. (В пьесе есть вполне очевидные намеки на всеобщее наушничество, доносительство, трусость, страх властей, милиции, культ бумажки и официального лица, отказы от проштрафившихся перед режимом родственников, страх свободомыслия (Бунша боится, что изобретатель на своем аппарате «от советской власти улетит» и что опыт его «антисоветский»).

…А Гайдай спустя почти 40 лет и шутит, и смеется, и улыбается, и бедокурит, и проказничает! Он никогда не был сторонником глубокомысленного идейного смеха, никогда не чурался невинных бессмысленных шуток и дурацких трюков, безбашенных гэгов, уморительных пустяков, клоунской нелепицы (почему-то вспоминается сцена, где Крачковская-Бунша снимает парик и оказывается такой милой-милой – клоунессой-ребенком… и тааааак улыбается! Это как знаменитый гайдаевский звук Ы, просто смешно, ПРОСТО!).

Психоаналитики бы сказали, что такой юмор – свидетельство простого желания человека уйти от неприятной ему реальности. Что ж… Гайдай был не одинок в этом желании. Аудитория его «Ивана Васильевича…» (как и вообще его аудитория) была огромной (кто-то посчитал даже, что общая - в 1,5 раза больше, чем у Спилберга). Гайдай достает из булгаковского смеха (в общем-то, всегда жутковатого, искрометным его точно не назовешь) то, что нужно ему и спокойным, но умирающим от скуки 70-ым: оптимистическое, звонкое, озорное. Он сглаживает (если не стирает) удручающую атмосферу 30-х, и явно больше нацелен смешить, а не критиковать.

И дело не в том, что так его кино могло убить сразу двух зайцев: и угодить властям, и стать массовым (т.е. попасть в унисон со зрительскими ожиданиями). Смех, честный смех – всегда свидетельство независимости художника, и у Гайдая он тоже бывает против, а не только за. Но этот смех добр! Даже когда нацелен на злое. Его акцент утверждающий, а не отрицающий. Все «злые типы» Гайдая обаятельны, утеплены и очень часто наивны и забавны, как шкодливые дети. Они не пугают! Так вот, это точно не заказ. Это мировоззрение. Помните: «И тебя вылечат… И тебя…». Это же не Булгаков написал. Это Гайдай! (В пьесе финал другой: «Милиция: «Ну-с, пожалуйте все в отделение»»).
Нет… все же неслучайно Гоголь в те же семидесятые у Гайдая не получился (фильм «Инкогнито из Петербурга» (1978), снятый им по «Ревизору»). И неслучайно также, что все его попытки снять жесткую сатиру в перестроечные времена обернулись обвинениями в «беззубости социальной критики».

Ну, не его это градус смеха - осуждать и сердиться, негодовать и бить по голове. Гайдай - добрый эксцентрик (все же есть в нем что-то чаплиновско-китоновское, и любил он очень эту эпоху в кино- 20-30-е гг.). Далекий от политики, далекий от нравоучительного пафоса, свободный, но не сердитый, душевный и простой как и его главные герои – С.С. Горбунков, Шурик – оба его аlter ego.

И еще. Фильмы Гайдая обильно украшены песнями. Но, по-моему, главная гайдаевская мелодия звучит именно в «Иване Васильевиче…»: «Счастье вдруг в тишине постучалось в двери». Это не просто песня. Программа. Суть гайдаевского отношения к жизни, к смеху, к искусству, к зрителю. Оптимизм, вера в счастье, в человека. Любовь к жизни, которая прекрасна (или будет такой) несмотря ни на что:
Тот, кто ждет, все снесет,
Как бы жизнь ни била,
Лишь бы все, это все
Hе напрасно было!

Танцуют все!

7
0
7
Мандарин Большой
664 отзыва, 752 оценки, рейтинг 194
5 марта 2011

Очень весёлый фильм Леонида Гайдая. Создана машина времени. Тогда это казалось сказкой, сейчас обыденностью. Иван Васильевич Грозный - это ваш сосед. Шурик и не такое может. Одна операция Ы чего стоит. И все мы оказываемся в пространстве "Не убий сына своего". Интересно до колик. Показывают редко, но скоро вроде должны показать. Удачного просмотра! Главное современность меняется с прошлым. Куравлёв очень удачно сыграл.
От Шурика уходит актрисуля. Он с горя запускает свой агрегат, да так, что на место Ивана Грозного садится управдом, а вор в законе становится его помощником. Как они только не выходит из разных ситуаций, вихляют, потом уже бегают и убегают.
Всё кончается хорошо.
Но поговорим о другом. Сегодня умер главный герой этого фильма, Юрий Яковлев (так же актёр "С лёгким паром", "Гусарская баллада" и мн. др., названия которых есть в архиве "Афиши" Так плачу. Всегда все выбирают не его! Хотя странное дело, это любимый актёр моей бабушки. Видный был мужчины, и актёр гениальный.

2
0
10
Михаил Светлов
5 отзывов, 473 оценки, рейтинг 180
29 декабря 2019

Пересматривал уже раз 100 и не надоедает - классика и шедевр советского кинематографа.

0
0
9
Лариса Потанина
23 отзыва, 198 оценок, рейтинг 127
5 апреля 2014

«Иван Васильевич меняет профессию»- фильм – сказка, но его любят все - и дети, и взрослые. Проходят десятилетия, а на устах народа все те же шутки, крылатые фразы из фильма. Легендарный Леонид Гайдай создал ленту «для всех времен и народов». Комедия необыкновенно добрая и смешная, наполнена теплотой и необыкновенным остроумием. Актерский состав подобран великолепно, почти все актеры в будущем стали народными артистами, а это говорит о многом! Пересказывать сюжет нет смысла, потому что эту комедию знают все.

6
0
9
Юрий Артамонов
256 отзывов, 333 оценки, рейтинг 95
18 июня 2015

Замечательная советская комедия. Плеяда блистательных актёров советской школы. Замечательная музыка, интересен сюжет. Прикольно наблюдать, как главные герои попадают в неординарные ситуации и как они находят выход из них. Реплики из фильма стали классикой. На просмотр этой ленты собирались миллионные аудитории, и даже по прошествии большого промежутка времени, лента смотрится с неослабевающим интересом. Желаю всем приятного просмотра!

1
0
9
Philiпп&Andрей
44 отзыва, 53 оценки, рейтинг 76
14 января 2011

Этот фильм того же года рождения, что и я. Очень добрая и смешная комедия на все времена для любых возрастов. Гайдай, Демьяненко, Этуш, Куравлев, Яковлев, Пуговкин, Краморов - это же целое созвездие. Остроумный и смешной фильм для приятного легкого время провождения.

4
0
9
Swan
51 отзыв, 88 оценок, рейтинг 74
2 января 2011

Фильмы Гайдая - универсально непременный атрибут Нового Года, и даже я, включающая телевизор раз в кои-то веки, радуюсь, когда вижу, что их все еще крутят, несмотря на то, что Ивана Васильевича, например, я знаю уже практически наизусть. Все равно это неизменно смешно, здорово и замечательно. Я даже не представляю себе, что в мире могут существовать люди, которые не видели "Ивана Васильевича", "Операцию Ы" и проч. Они, наверное, из другой вселенной.

1
0
9
aenigma
37 отзывов, 116 оценок, рейтинг 45
27 октября 2008

Что можно написать про классику? Классика - она классика и есть. Отличный сюжет, замечательная музыка и целый том "крылатых выражений". Спасибо создателям за невероятное количество позитива, после каждого следующего просмотра фильма только увеличивающееся!

1
0
9
Эрика Зайцева
37 отзывов, 116 оценок, рейтинг 41
3 апреля 2016

Обожаю все истории про Шурика, могу пересматривать бесконечно. Потрясающий юмор, действительно умело написанный сценарий.

2
0
9
Elizaveta Merkurieva
27 отзывов, 30 оценок, рейтинг 41
16 августа 2010

Я очень люблю советское кино ф принципе, а уж перед этой картиной просто преклоняюсь. Едва ли кто-то может поспорить с тем, что поставить или снять комедию (равно иак же, как и сыграть в ней) гораздо сложнее, чем поставить или снять трагедию.
Создать кино, которое разойдется на цитаты мгновенно и будет жить еще десятки лет - труд, согласитесь, не простой. Гайдаю, с свое время, это удалось.
"Иван Васильевич" - это фильм на века. Смеешся, сопереживаешь, где-то даже завидуешь (от икорки-то и я бы не отказалась))).
А эти костюма,м?
Я уж молчу про актерский состав. Про то. что персонажи, созданные всей этой творческой командой, стали моими любимыми героями. Случилось это лет 20 назад, а любимые они до сих пор.
Мне вообще кажется, что человек, не смотревший классику советского кинематографа, многое недополучил в своем развитии и получении удовольствия.

1
0
9
Евгений Лучанинов
34 отзыва, 37 оценок, рейтинг 31
25 марта 2011

Фильм переживший себя,комедия на все пять с плюсом в которой нету матов,голых баб,и прочего,ничего лишнего,можна смотреть и смотреть,еще долго будет этот фильм жить!
Фильм на пять с плюсом

3
0
9
Flaffy
11 отзывов, 24 оценки, рейтинг 15
9 февраля 2014

Бессмертная классика! Одновременно и комичный и философский фильм. Фильм сразу же разошёлся на вечные цитаты. Очень добрый и по-своему наивный фильм.

1
0
9
Liza Limonova
19 отзывов, 37 оценок, рейтинг 15
24 марта 2010

Старое доброе советское кино, любимый Гайдай.....чудеснейший подбор актеров....а как играют!!!!!!!!!! это вам не "Кармелита"......я - патриот, грех 5ку не поставить

1
0
9
Дмитрий Аликин
7 отзывов, 7 оценок, рейтинг 14
20 октября 2010
"Танцуют все..."


"Иван Васильевич меня профессию" - это самый интересный, веселый и легкий фильм, который мне удалось просмотреть за свою жизнь! Он, безусловно, является одним из лучших в своем жанре, ведь несмотря на год выпуска, он продолжает привлекать внимание людей. Те, кто хоть раз посмотрели этот фильм, посмотрят его и второй раз.
Безупречный юмор, идеально подобранные актеры, интересный разворот сюжета и многое другое ожидает при просмотре!

Меня удивляет то, насколько откровенно и непринужденно сыиграли актеры. Владимир Этуш, который играл ограбленного соседа, изумительно вжился в данную роль. Особенностью его было преувеличение количества украденного при каждом звонке в милицию, рассказе соседу и т.д.
Также, меня покорил своим неизменным талантом Леонид Куравлев. По сути, он был основным юмористом, зажигалкой и весельчаком в этой картине.
А сам Юрий Яковлев прекрасно перевоплощался на протяжении съемки всего фильма: то грозный царь всея Руси, то милый и добродушный сосед Бунша.

Безусловно, данный фильм - антиквариат советсткого кинематографа! Я уверен, что его будут с удовольствием смотреть мои внуки и правнуки!

1
0
9
fm8080
11 отзывов, 22 оценки, рейтинг 13
10 мая 2011

Отечественный хит своего времени. Добротно снято, с душой, и даже сейчас фильм не устарел морально, пересматриваю его периодически снова и снова.

1
0
9
Елена Басова
18 отзывов, 19 оценок, рейтинг 12
1 ноября 2015

Отличный фильм. Его уже все наверное пересмотрели все по сто раз и все равно смотрят. Вот что значит настоящие кино на вечно.

2
0
9
Антон Иванов
15 отзывов, 16 оценок, рейтинг 11
3 ноября 2015

Хороший добрый фильм, в очередной раз подняли себе настроение за просмотром в семейном кругу. Вот она гениальность режиссера, сколько не смотришь, и все равно через время возвращаешься к этим шедеврам советского кино.

1
0
9
Jasss X
5 отзывов, 18 оценок, рейтинг 9
29 августа 2012

Люблю фильмы Гайдая. Можно просмотреть сотни раз и все равно интересно. Причем юмор понятен и актуален для нескольких поколений. Интересно смотреть и детям, и взрослым.

1
0
9
Михаил Руденко
16 отзывов, 17 оценок, рейтинг 8
1 ноября 2015

Хороший старенький фильм, который можно пересматривать много раз. Как в принципе многие и делают. Сейчас таких фильмов не снимают.

1
0
9
Алонсо Оскуро
3 отзыва, 7 оценок, рейтинг 8
23 мая 2014

Что можно написать про классику? Классика - она классика и есть. Отличный сюжет, замечательная музыка и целый том "крылатых выражений". Спасибо создателям за невероятное количество позитива, после каждого следующего просмотра фильма только увеличивающееся!

1
0
9
Василь Наумчук
9 отзывов, 28 оценок, рейтинг 8
5 марта 2014

Это классика, ребята!!! Наслаждаюсь игрой актеров, режисурой и простотой жизни людей во времена -1го поколения...

1
0
9
Ксения Волк
6 отзывов, 6 оценок, рейтинг 7
1 ноября 2010

Все чаще и чаще возникает желание посмотреть какие-либо хорошие советские фильмы. Благо, что таких фильмов достаточно. Один из них: "Иван Васильевич меняет профессию". Фильм поистине выдающийся! Интересный сюжет, множество происходящих событий, прекрасно подобранные актеры, изумительная работа съемочной группы и так далее. На самом деле перечислять все плюсы этого фильма можно долго, чтобы в этом убедиться, стоит всего один раз его посмотреть.
Машина времени, которая меняет жизнь героев, Царь Иван Васильевич, который не по своей воле попадает в будущее и Шурик, которому и расхлебывать всю эту ситуацию. Фильм действительно очень интересный. Присутствует море хорошего и доброго юмора, который никого не оставит равнодушным. Высший балл.

1
0
9
Ирина Дмитрук
13 отзывов, 11 оценок, рейтинг 6
12 октября 2015

Поэтому на фильмы тех времен и рецензии писать не стоит, т.к. это бессмертные шедевры всех времен и народов!!!

2
0