Конец 50-х. Советские диверсанты во главе с героем соцтруда Ириной Шпалко (Бланшетт) заруливают под Элвиса на сверхсекретную базу в Неваде и, ловко перестреляв охрану, вытряхивают из багажника сперва старую шляпу, а следом — ее всклоченного хозяина (Форд). «Русские, значит», — говорит не утративший былой проницательности хозяин шляпы. И, немного потоптавшись на месте, принимается раздавать пудовые оплеухи, бегать наперегонки с атомной бомбой, собачиться с откуда-то взявшейся старой любовью (Аллен, пьющая женщина из первой серии), попутно воспитывая приблудного юношу мотоциклиста (ЛаБеф). Что мотоциклист ему не чужой, доктор Джонс, конечно, дотумкает на полчаса позже, чем самые маленькие зрители.
Старомодная камера, спецэффекты строго в рамках технических возможностей 80-х, триумфальное пушечное эхо после каждого отвешенного врагу тумака — в сравнении с варварской эксгумацией «Звездных войн» Индиана Джонс извлечен Лукасом и Спилбергом из небытия c максимальной нежностью, чтобы, не дай бог, ничего не отломалось. Но с камбэками героев детства главная загвоздка не в том, чтобы сделать все как раньше, а в том, чтобы сделать невозможное: на два часа вернуть людям те глаза, которыми они смотрели кино в 15 лет. Спилберга как сертифицированного волшебника, наверное, разрешено просить о невозможном, и у него почти получается: в новом «Индиане» есть минуты, когда забываешь, какой на дворе год, а в присутствии злодейки Бланшетт c ее гимнастеркой, саблями, челкой и несусветным русским акцентом а-ля Гарбо легко чувствуешь себя даже не пятнадцати-, а пятилетним. Что сумма этих минут счастья по итогам выходит несколько короче общего хронометража фильма и что связаны между собой они какой-то совсем неубедительной хилой бечевкой — все это правда. Как правда и то, что, вместо того чтобы подчеркнуть стариковскую фактуру 65-летнего Форда, Спилберг заставляет его молодиться и скакать козлом. Но все беды нового «Индианы» берутся оттуда же, откуда бралась сила старых. Лукас со Спилбергом покорили мир, потому что были вечными подростками — состояние, в котором они оба счастливо дожили до седых бород, которое со временем неизбежно заиграло несколько брежневским оттенками, но которому все равно хочется аплодировать стоя. Мир катится к черту, а эти два старика все еще не верят в старость, морщины и смерть, а верят в хрустальные черепа, русских злодеек со стрижкой каре и дурацкий детсадовский постмодернизм (из серии нарядить Шиа ЛаБефа Марлоном Брандо из «Дикаря» и посмотреть, что выйдет). Они счастливцы, а нам просто завидно.
1957 г., холодна война. Индиана Джонс (Харрисон Форд) — профессор археологии и искатель приключений пенсионного возраста, знакомится с юным стилягой и мотоциклистом Мэттом Уильямсом (Шиа ЛаБеф, парень с большим будущим), который передаёт Инди послание от его одного давнего друга. В нём сказано про некий хрустальный череп, за которым, к слову, охотятся коммунисты, одержимые идеей — да-да! — мирового господства. Инди и Мэтт отправляются в джунгли Амазонки, где, конечно же, находят череп и встречаются с плохими русскими, и — пленённой ими Мэрион Рэвенвуд (Карен Аллен) — матерью Мэтта и давней любовью Джонса. (Надо ли теперь говорить кем Мэтт приходится Индиане?). Русских же возглавляет полковник Ирина Спалко (бесподобная Кейт Бланшетт) — опасная, как вирус, женщина со стрижкой под каре и саблей в ножнах. Она думает, что Инди поможет ей найти Королевство хрустального черепа, где, как она уверена, и спрятан ключ к господству.
Ждать четвёртую часть «Индианы» пришлось 19 лет. Поэтому прежде чем идти на нынешнюю премьеру, лучше, конечно, освежить, воспоминания просмотром оригинальной трилогии, т.е. «Искателями потерянного ковчега», «Храмом судьбы» и «Последним крестовым походом», соответственно. А можно и не освежать. И идти в лоб. Потому что «Королевство» всё-таки другое кино, и ждать от него того восьмидесятнического куража, что был в предыдущих частях, по меньшей мере глупо. Что, однако, не делает очередную экранизацию плохим фильмом. Ведь хоть она и спецэффектный аттракцион, но — надо отметить — очень умелый и стильный (начиная со съёмок, и заканчивая костюмами героев). Вообще же, Стивен Спилберг («Список Шиндлера», «Мюнхен») — одинаково уверенно чувствующий себя как в блокбастере, так и в драме — не умеет снимать провальных картин. Теперь почему же стоит смотреть эту серию? Во-первых, из-за Харрисона Форда — он также хорош как и 19 лет назад. Во-вторых, из-за Кейт Бланшетт, ибо её игру тут можно охарактеризовать только одним словосочетанием — «умри всё!». И, наконец, из-за Карен Аллен. Аллен, игравшая, кстати, в первой части, всё так же обаятельна, как и раньше. Дополнительных же смысловых нагрузок в картине всё-таки искать не стоит, так как она не обременена ни чем кроме головокружительных приключений.
В местном киноблоге надысь было обсуждение, правдоподобна ли Кейт Бланшет в роли советской комсомолки (любимица Сталина, два ордена Ленина, орден социалистического труда). Мой ответ - правдоподобна ровно в той же степени, в которой похожа на правду вся история с хрустальным черепом.
Непонятно, почему так много зрителей обижается за русских людей, считая, что наши солдаты не способны плясать гопака на могилах майя, а наши девушки не носят таких челок и не цитируют Мильтона.
Весь фильм Спилберг и его команда демонструют свое собственное чувство юмора, по отношению не только к плохим русским, но и к тысяче других более привычных простому американцу вещей. Русские, вообще там, только один из экспонатов из музея стереотипов голливудского кино. По-моему, все, что вытворяется в этом кино очень занимательно и достойно высокой оценки.
Моя личная проблема в том, что я разучилась смотреть на кино, как на развлечение. Мир вокруг превращается в сплошное шоу, и любой, даже самый примитивный спецэффект, говорящий "съешь меня" вызывает если не рвоту, то опасение изжоги.
Смотреть рекомендовала бы всем, для кого пойти в кино - событие. Новый Индиана Джонс - событие и достойный повод в кино сходить. С ребенком, женойи т.д.
Американский киновед Роджер Эберт, единственный из критиков удостоенный собственной звезды на голливудской Аллее звезд, написал пока самую лучшую и точную рецензию на нового «Индиану», сказав примерно следующее: «Если вам он не понравился, то я с вами больше не разговариваю». Будь Эберт чуть понаглее и понапористей, то он в зыбком гневе обязательно бы к этому добавил: «Но если все-таки хотите поговорить, тогда - в три у моста». И это была бы, наверное, самая правильная реакция последнего из киноманов на свете.
«Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» - это, уж простите за пошлейшие сравнения, конец эпохи. Кино, которое раньше становилось образцом для подражания и хитом сезона, сейчас, кажется, вот-вот накачают напоследок формальдегидом, чтоб сильно не разлагалось, отвезут в морг киноистории, где положат на одну полочку с беззвучными фильмами Чарли Чаплина и забытом «Кинг-Конгом» 76 года. Это особенно чётко понимаешь, когда смотришь его вместе со всеми: замечаешь за собой, что как дурак смеешься там, где другие хмурят лоб; слышишь как раздается в зале нервное хихиканье шебутного зрителя, сраженного одним только видом живехонького археолога, выбирающегося без единой царапины из подброшенного ядерным взрывом холодильника. Культура, как справедливо заметил один из классиков, не делится на части, но, по всей видимости, переходит в разные состояния. И если раньше кино было люмьеровской загадкой, большой иллюзией, а зритель в ней наивным дурачком, то сегодня-завтра - это аргументированная реализмом конъюктурщина и разбалованные нытики поколения myspace.
Поскольку всё нынешнее связано лишь одним – общим концом. Те живые гении, которые не в силах уже создать ничего выдающего для мировой кинокультуры (Де Пальма, Коппола, Лукас, Спилберг), больше не снимают шедевры, но из чувства уважения стараются дописать хвостик той эпохи, которую они застали в молодости. «Королевство хрустального черепа» сделан именно в духе того времени: нарочито павильонные съемки, старомодный монтаж, погони с юмором, непременные удары по яйцам, карикатурные злодеи в форме советских солдат. Когда Бланшетт в образе любимицы советского вождя, ярой коммунистки Ирины Шпалко поворачивается к 65-летнему Форду, достает казачью саблю и говорит своё неподражаемое «походьте!» - ну не потеха ли это, а? Так зачем данный архаизм, китч принимать за чистую монету, а потом ещё строить из себя бессовестного лже-патриота и с умным видом твердить, в сущности, ни о чём – есть в этом что-то патологическое.
Если в двух словах, то новый «Индиана Джонс» - это такой зубодробительный ретро-боевик, который немного по-дурацки, но неистово, переливаясь красками, летит ко всем чертям под бодрую музыку Уильямса и лишь в конце, когда дело доходит уж совсем до форменного безобразия вроде контактов третьего мира, успевает затормозить на самом краю зрительского расположения. Невольно понимаешь, что Лукас и Спилберг с годами окончательно потеряли рассудок, но в душе остались вечными подростками с детской радостью оттого, что кино просто бежит по экрану. И если в какой-то момент мы перестанем улыбаться им в ответ, то прав будет критик Эберт - нам больше не о чем будет разговаривать.
Редкое в нынешнее время пособие по популяризации таких малопривлекательных профессий, как геолог, археолог, препод по "мёртвым языкам" или историк. По своему подходу и душевности напоминает прошлогоднюю "Иронию сюдьбы-2".
Искатель приключений и артефактов, забавный универский профессор-змеефоб, Индиана Джонс попадает в очередную нуклеиновую передрягу в окружении натуральных русских солдат (Спилберг пригласил аутентичных русских и украинских актёров на кастинг!), ведомых престраннейшей особой с саблей и отвратительной причёской в стиле главного злодея из "Старикам здесь не место". На экране мелькают хрустальные черепа, ожившие мумии инопланетян, скелеты не из шкафа, поедающие людей гигантские муравьи, зыбучие пески, тройные водопады, одна летающая тарелка, голые туземцы и солдаты КГБ в уставной форме. Всё это великолепие настолько разухабисто, что всматриваешься с любопытством в каждый кадр, пытаясь уловить г-на Джэка Воробья в гриме. Ещё одного конкурента-авантюриста и искателя артефактов.
Суслики, показанные трижды, Шея Лабеф в прикиде Марлона Брандо времен "Дикаря", Харрисон Форд, скачущий молодым козликом и спасшийся от ядерного взрыва в холодильнике(!), карикатурная русская разведчица в стиле садо-мазо, помешанная на эзотерике, хрустальный череп из магазина прикольных ужасов - все это китч, правда очень скучный. Лабеф никогда не станет Брандо и прекрасно это знает, Харрисона Форда очень жаль, в его возрасте полагается быть солиднее, Кейт Бланшет вообще может сыграть что угодно и в этом карикатурном фильме ее карикатурная героиня выглядит весьма органично.
Новый "Индиана" - это самопародия, такая же как и "Терминатор-3", где всё не серьезно, всё вторично, всё абы как. Старческий маразм Спилберга вполне очевиден, ему пора на заслуженный отдых, фанатов "Индианы" искренне жаль. Очень скучный фильм.
Индиана Джоунс интеллектуальный и неотразимый в своей шляпе и с хлыстом когда-то мог сразить наповал головокружительными трюками, скачками и одновременно полушутя разгадывал историко-мистические головоломки. Теперь же, когда вокруг столько вторичных продуктов его былого геройства, Спилбергу и компании нужно было выдумать такой трюк, который бы затмил всех пересмешников и возродил бы легедну Индианы. Не получилось. Причем не получилось фундаментально. Пустившись в самоцитирование и обратившись к излюбленной теме пришельцев, Спилберг собственными руками уничтожил все свои классические и красивые мифы.
После "Черепа..." пересмотрели с сыном и "Ковчег" и "Храм" и "Поход". Что показательно.
Четвертый фильм для тех, кто уже лет двадцать время от времени "пересматривает классику" и сердце которых замирает при первых же тактах знаменитой там-та-ра-ра ра-ра - никак невозможно смотреть в отрыве от остальных фильмов. Все так же хорошо Форд? Достоин ли ЛеБеф быть с ним в паре и вааще примеривать шляпу (концовка, кстати, остроумная - типа "не торопись, сынок")? Можно ли сравнивать дуэт Форд-Коннери с дуэтом Форд-Лебеф вообще? и т.д.. и т.п. Ловил себя на мысли, что весь просмотр без всякого умысла и плана - но сравнивал: а изобретательнее ли и забавнее opening action sequence, чем в "Походе". А круче ли автопогоня, чем в "Ковчеге" и т.п. Уверен, что "просто как фильм" никто "Череп" не смотрит - легендарная трилогия и 20 лет ожидания довлеют над фильмом.Это как дети великих актеров, пошедшие по родительской стезе - всю жизнь обречены на сравнение.
Если попробовать таки оторваться от груза предков и просто посмотреть фильм, то обнаруживается очень веселый и вполне динамичный фильм. Спилберг умеет делать свое дело. И можно сколько угодно морщиться, мол, старички уже не те... - но во время автогонки по джунглям, снятой без новомодного клипового монтажа, а "по-честному" - когда вместо мельтешни кадров честный и эффеекктный action, тогда ловишь себя на мысли, что испытываешь вполне себе тот детский восторг, с каким много лет назад смотрел "приключенческие" фильмы (слова "боевик" тогда еще и особо в обиходе не было). Да и Кейт Бланшетт достойна встать в один ряд с лучшими и самыми нарочито кемповыми злодеями и злодейками и трилогии, и бондианы. и вообще.
В общем, от фильма получил удовольствие. Всем рекомендую на 2 часа забыть о трилогии, а просто смотреть. А ответ на неизбежный вопрос - "Достоен ли "Череп" того, чтобы трилогия стать тетралогией?" - даст только время. Если захотите через год-другой пересмотреть еще раз - да. Ведь и "Храм", и "Поход" в свое время (почитайте Video & Movie Guides - и от Молтина, и Virgin) считались (и считаются) критиками бледными копиями оригинального "Ковчега". А мы их смотрим и пересматриваем. И мой 10-летний сын считает "Храм" лучшим фильмом из всех. Подтвердил позавчера во время эннного пересмотра.
Всё-таки титрами можно многое выразить… Даже еще раньше – логотипом кинокомпании. Одного взгляда на «простецкую» заставку Paramaunt 80−х годов сразу становится понятно, что фильм будет в стиле ретро. Причем, ретро вдвойне – эпоху 50−х годов Спилберг и компания воссоздают киноязыком 80−х…
Ну что ж, дамы и господа, мы ждали, и мы дождались… Удивительное дело, как кинообраз проникает в массовое подсознание – в школьном возрасте трилогия об Индиане Джонсе не «застряла» у меня в голове, как, например, фильмы о «Чужих» или «Звездные войны»… Первое знакомство с проворным археологом и вовсе состоялось в виде компьютерной игрушки на экране старенького «Спектрума». Три части сериала посмотрел вразнобой, не помню даже в какой последовательности. Однако – и я туда же – ждал этой экранизации с замиранием сердца.
Спилберг знает о всенародной любви даже к одному силуэту Индианы, потому наверно столько раз в фильме показывают его тень… Является ли постаревший Харрисон Форд («Тебе уже есть 70?» — издевательски замечает в одной сцене Шиа ЛаБеф) лишь тенью своего былого образа? Ничуть! Столь же удачлив и находчив, силен и вынослив, юморной и душевный. А шляпа и хлыст так вообще не изменились! :-)
Кто изменился, так это противники – конечно, несколько обидно, что главные враги Индианы теперь – наши соотечественники, даже первое слово, которое герой произносит после 19−летнего киномолчание – это злобное «Коммунисты» (примерно с таким же выражением лица и интонацией Арнольд Шварцнеггер в роли советского милиционера произносил «Капитализм!») Смех смехом, а вот кое-кто уже гневную петицию настрочил (если это, конечно, не тонкий пиар) Прошла вроде бы эпоха «Рэмбо 3» и «Рокки 4»! А в том-то и дело, что как раз и не прошла: если уж играть в ретро, так на полную катушку! Вот и появляются на экране устаревшие злодеи-«товарищи», по амазонским джунглям рассекают боевые машины с советской символикой, а главная злодейка – потрясающая Кейт Бланшетт в спецовке с серпом-молотом и надписью «СССР» на спине (написано без ошибок, а ведь на одну букву длиннее, чем ошибочное «ФСБ» в «Хитмене»).
Фильм берет за душу не только ностальгией и размахом приключений (за скоростью географических перемещений Бонда или Борна стареющему археологу, увы, уже не поспеть) но и спокойным, добрым юмором, рассеянным по картине, как невидимый свет. Иногда для этого достаточно одного движения глаз Харрисона Форда – следите за ними в сцене «радиоактивного отмывания» Индианы. А эта детская широченная улыбка на его лице, когда он видит свою бывшую возлюбленную Мэрион! Ради одной этой улыбки стоило затевать всю эту историю с четвертым фильмом!
И, наконец, кажется, впервые у Индианы появился не то чтобы серьезный конкурент по зрительскому вниманию (в «Последнем Крестовом походе» сэр Шон Коннери тоже «перетягивал одеяло на себя») — молодой и перспективный Шиа ЛаБеф. И у него не просто роль «комического напарника», как у Джастина Лонга в четвертом «Крепком Орешке» — он почти продолжатель традиции, потенциальный приемник кинообраза. Судя по всему, ЛаБеф — парень с мозгами, и участь Ривера Феникса – другой молодой звезды прикоснувшейся к славе Индианы – ему не грозит. По ходу действия знаменитая шляпа наверняка попадет к нему в руки. А вот наденет ли он ее, или нет – дело будущего.
На мой взгляд, фильм сам по себе интересный, но жутко нереалистичный. Ну с муравьями еще ничего, но с тремя водопадами и полетами на веревке и лианах старика под 60 лет??? Это уже перебор. Сама идея мне как-то совсем осталась непонятна... Чувак с ними какой-то бегал, а потом взял и как-то от дурости исцелился... Как говорили братья Колобки:" Не понимаю...". Короче говоря, Спилберг и Лукас лучше сценаристов взяли бы.
Фашисты, уступив в Второй Мировой, видимо передали страсть к оккультизму, древним обрядам и редчайшим артефактам прямиком в руки странам-освободительницам. В первых рядах и СССР, с решительной шатенкой Ириной Шпалько (Бланшетт).Она известна своей преданностью Сталину и целым багажом секретных "знаний", а также острой как лезвие шпагой, с которой "трижды Герой Социалистического Труда" обращается не хуже Боярского. На кону - хрустальный череп, а точнее неизведанный золотой город, к которому артефакт может привести, со всеми вытекающими отсюда материальными благами. Как и двадцать лет назад Джонс прется туда ради любопытства, злодеи - ради планетарного величия, доверяясь легендам, ну а подставные предатели - за золотыми безделушками.
Никакой Бен Гейтс, конечно, Индиане не ровня. Это понимаешь, уже с первыми кадрами "Королевства Хрустального Черепа". Тень Инди нежно облизывает боковую дверь авто, в динамиках - робкие аккорды индиановской музыкальной темы, и глаза сами округляются, а сердце учащает ритм. Спилберг и Лукас, пытаясь оставить дух Индианы на месте, подзабыли, что сегодня люди бегут в кинотеатры за другим. Карапузы, чтобы посмотреть на аляповатые костюмы супергероев, молодежь все больше проникается арт-хаусом, а те кто постарше все больше влюбляется в эпические баталии. Индиана же, со своим ребячески-глобальным размахом остается "божественной коровой", на которую будут все молиться и даже заплатят деньги за просмотр, но многие почти ничего и не поймут. Потому что выросли, потому что вокруг все изменилось. Внутри каждого человека полно скепсиса и цинизма, поэтому и сложно поверить в 65-летнего археолога, лихо скачущего по головам зловещих советских офицеров, в хрустальные черепа, обладающие магнитными свойствами и в подземные города с диковинными ловушками и кладезем утерянных артефактов. Сегодня каждому зрителю подавай темные лабиринты конспиралогических теорий и тысячелетних тайн, построенных на неувязках в трактовке религиозных догматов. Индиана Джонс, будучи еще 20 лет назад национальным героем, нынче превратился в легенду. И все мечтают к ней прикоснуться, не понимая, что именно приключения мужчины в шляпе могут перенести каждого в самое благополучное и радужное время в жизни, - в детство. Нужно только очень этого захотеть.
После долгого перерыва Индиана Джонс появляется на экране с фразой - "коммунисты", а заканчивается всё тарелкой с инопланетянами и свадьбой со своей давней подруги, от которой уже давно живет и здравствует вполне взрослый сын. Фильм, конечно же не фейерверк, но посмотреть на старую добрую ухмылку Форда в купе со спилберговскими штучками в виде остроумных экшн-сцен и шуток "а-ля Джон Маклейн" стоит. Вообщем старый конь борозды безусловно не портит. Ждем фильма под № 5.