Уолт Ковальски (Клинт Иствуд), детройтский автомеханик на пенсии, ветеран корейской войны, ворчун и мизантроп, хоронит жену. Перспективы — близкая, судя по нехорошему кашлю, смерть в одиночестве. Дети получились так себе, внуки — еще хуже. У Ковальски есть крылечко, чтобы пить на нем пиво, лужайка, чтобы была постриженной, меланхоличный лабрадор, коллекция слесарных инструментов и автомобиль «Гран Торино» 1972 года выпуска.
Как бы в подтверждение скорого конца вокруг старика нарезает круги местный падре (Кристофер Карли), положительный, упрямый юноша, вооруженный псалтырем и неосмотрительно пообещавший покойной, что уговорит далекого от католицизма Уолта исповедаться.
Пригород, где живет Ковальски (подходящая фамилия для последнего аборигена), превратился в иммигрантское гетто, патрулируемое бандами азиатов, негров и латиноамериканцев. В дом по соседству въехала семья из Юго-Восточной Азии: старый расист постепенно подружится с умненькой девушкой (Ани Хер) и, приговаривая «В Корее мы таких, как ты…», возьмет шефство над ее нескладным, но трудолюбивым братом (Би Ван), который в любой момент может пойти по дурной дорожке.
Поздние фильмы Иствуда в пересказе неизменно кажутся то бесстыдной мелодрамой, то военной агиткой, то соцреалистической чепухой — пока не посмотришь, все равно не поверишь, во что превращается у него история про парализованную боксершу или подвиг американских солдат на японском острове. Иствуд — последний, возможно, режиссер в мире, которому классические американские жанры подвластны в чистом, без копившихся десятилетиями наслоений, виде. Он все равно ревизионист, конечно, но ревизионист с позиций уникального опыта, а не запоздалого осмысления. Иствуд и снимает в некотором смысле то бесстыдную мелодраму, то соцреалистическую чепуху — но мы должны придумывать или вспоминать для них другие, особые формулировки просто потому, что больше так уже не снимает никто.
Любые определения будут звучать слишком громоздко для такого простого, выдохнутого, словно сигаретный дым, фильма, как «Гран Торино». Ну да, наверное, он про столкновение культур, про невинность и опыт, про груз прошлого и освобождение от него. Или скорее про достоинство. Словом, про вещи, до которых нам нет никакого дела, — они не дают пищу для ума, понятны, абстрактны.
«Гран Торино» — про Клинта Иствуда. Про его лицо — и в этом смысле он ничем не отличается от какой-нибудь мелодрамы со Скарлетт Йоханссон. На Йоханссон хочется смотреть, потому что она молодая, нежная и у нее пухлые губы. На Иствуда — потому что он старый, красивый, морщинистый, умный, добрый и сильный. Его пластика. Его стариковские рубашки. Какие удивительные рожи он корчит. Как он бормочет, как кряхтит и как рычит (а как он тут рычит!). Как плюется. Как удивленно поднимает брови. Как изображает пальцами пистолет. Как тащит стулья. Как движущаяся камера на долю секунды почтительно замирает, когда он впервые попадает в кадр.
Именно на этом строился классический Голливуд, именно это впоследствии ушло, и именно это каким-то чудом сохраняет 78-летний Иствуд. Найти удивительное лицо и подобрать к нему идеальные ракурсы, заставить все прочее, любую ерунду подчиниться его масштабу. Это называли харизмой, «присутствием», star power и еще по-всякому. Актер, на финальный выход которого можно поставить свет сколь угодно монументально, — и это не будет выглядеть дурной цитатой. Иствуд вытягивает — да что там, толкает одним пальцем — никчемный сюжет про перевоспитание старого хрена. Одновременно исключительно лицевыми мышцами он превращает его в поминальную службу по изменившейся — необязательно к худшему — Америке и по достойной жизни, которая рано или поздно заканчивается. И в то же время — и в такой же степени — это фильм про то, как чинить стиральную машину. Точнее, про то, как Клинт Иствуд чинит стиральную машину.
Крутое кино про крутого деда. Иствуд объясняет манеру старшего поколения смотреть на последующие, как на говно, тем, что они и есть говно (в фильме, правда, шаржированное). Снято до моды целовать черных и азиатов в зад, поэтому акте ры этих расцветок играют этнических гангстеров.
Одноэтажная Америка, пригород Детройта, гетто. Здесь, сидя у себя на веранде дома, тихо и неспешно доживает свой век ветеран корейской войны, патриот ультраконсервативного толка, всё ещё, не смотря на подозрительный кашель, находящейся в хорошей форме Уолтер Ковальски (Клинт Иствуд).
У него, вот только что, умерла жена, взявшая перед смертью у священники-салаги (Кристофер Карли) обещание, что Уолт у него исповедуется. Ковальски же этого категорично и принципиально делать не хочет, вечно ворчит, недолюбливает своих сыновей и внуков (есть за что), немного пренебрежительно сморит на новых соседей (семью азиатов), холит и лелеет свою машину – форд «Гран Торино» 1972 года, на который есть виды как у родных, так и у местной шпаны.
Однажды скромный и несколько забитый паренёк по имени Тао (Би Ван) – собственно, сосед Ковальского – под давлением мерзкого двоюродного брата, главаря местной бандитской шайки, попытается выкрасть у Уолта его автомобиль, конечно же, будет пойман за руку и отправлен к Ковальскому на перевоспитание, который постарается сделать из него настоящего мужчину.
Грязный Гарри и Всадник высоких равнин – полицейский и ковбой, бог высокохудожественного кино, актёр (позднее и режиссёр) Клинт Иствуд прошёл долгий путь от Человека Без Имени (см. «долларовую трилогию» итальянского классика спагетти-вестерна Серджио Леоне), до того, кем он является сейчас. А сейчас 78-летний Иствуд, по сути, держатель классических традиций и староголливудских устоев, человек, чьё имя произносится шёпотом, чтобы ненароком не вспугнуть эту чудесную, чудесную творческую жилу, которая, как рог изобилия, на-гора выдаёт по два фильм в год и, даст Бог, ещё долго продержится в том же ритме.
Тут, правда, надо заметить, что великим режиссёром Иствуд, в отличие от его практически всегда безупречной актёрской игры, стал не сразу (обычно, кстати, на этом поприще наблюдается обратный процесс: все грандиозные режиссёры, кроме, пожалуй, Вуди Алена, к старости в той или иной мере сходят с ума). Первые эксперименты Иствуда по ту сторону камеру были славными, но ничего такого уж грандиозного не предвещавшими. Последние же его работы (см. псевдоспортивную «Малышку на миллион», псевдодетективную «Таинственную реку», псевдовоенные «Письма с Иводзимы» и иже им подобные псевдо, внежанровые картины) – это, неизменно, проверка на прочность зрителя, размякшего и, возможно, немного уставшего от слезовыжимательных драм нулевых, и не всегда готового к тому, чтобы слёзы потекли непринуждённо, как это обычно бывает от просмотра действительно отличного фильма, каким, несомненно, является «Гран Торино». «Гран Торино» (хотя об этом уже сказали все, скажем и мы) – это бенефис Иствуда не только как режиссёра, но и как актёра (шутка ли дело, его последняя серьёзная роль была четыре года назад в той же «Малышке). Перформанс такой чудовищной красоты и силы, после которого можно уже ничего не снимать – прописка на кинематографическом Олимпе обеспечена вне очереди. Уолтер Ковальски – это все брутальные герои Иствуда разом, облагороженные сединой и каким-то красноречиво тихим и неспешным достоинством. Клинт уже может ничего не говорить, обо всём скажут его выразительные глаза и ещё более выразительные морщины.
О такой красивой старости приходиться только мечтать.
В маленьком американском городишке за белым заборчиком живет злобный премерзкий старикашка с боевой выправкой, блестящим пистолетиком и самозарядной винтовкой M1 «Гаранд» времен Второй Мировой войны. Этот угрюмый шамкающий вояка старой закалки ненавидит всех вокруг, со злости плюет в душу каждого смачным харчком, заливает горло дешевым пойлом и ни на секунду не теряет доброго расположения духа. Идиллическое и вполне спокойное существование он сузил до стен своего гаража; там у него помимо инструментов стоит коллекционная Гран Торино, быстрая, как ветер, красивая, как бог знает что, старая и надежная, как он сам, машина 72 года. За окном через дорогу постоянно, урча моторами и бренча «узями», разъезжают распальцованные гангста-рэперы, ненавистные ниггеры гурьбой снуют по бровкам блошиных кварталов. Только один застенчивый азиатский парнишка во всем районе не хотел становиться шальным убийцей — именно его в перспективе старый хрыч научит стоять за себя, доставать из-за пазухи руку, как револьвер, спуская большим пальцем невидимый курок, чтобы все-все кругом боялись…
Эпоха разбитых надежд и нефтедолларов судорожно ухватилась за последнего героя, живого киноклассика, худого престарелого режиссера Клинта Иствуда, как в свое время умирающее немое кино за Чарли Чаплина. В условиях глобализации и коммерциализации мира кинематограф третьего тысячелетия навсегда (кажется) распрощался с иллюзиями, а вслед за ними с архетипическим мотивом геройства и старорежимным жанром вестерна. Цены на нефть скушали человеческие принципы, политика же вконец раздробила идеалы. Все это конечно не могло не отразиться на культуре. Вспомните, на минуточку, кто победил на прошлой церемонии вручения «Оскар»: эпическая картина про мизантропа-нефтяника, ненавидящего людей, и постмодернистский нео-вестерн про абсолютное зло. В общем, все в точности как говорили братья Коэны: старцам в нашем мире нет пристанища. С другой стороны, можно сколько угодно щёлкать пальцами, потуже затягивать актеров в джинсы и подобострастно разыгрывать маскарад, подыгрывая злу в смешной прическе (Чигур) — все равно сегодня не будет ничего сильнее, мощнее и эффектнее, чем олдскульный фильм о борьбе за справедливость. Особенно, если этот фильм снят Клинтом Иствудом. Чья сила не в отточенных изобразительных средствах (хотя они, безусловно, хороши) и даже не в богатом наследии Золотого века Голливуда (после смерти Серджио Леоне не было автора последовательней), страшная разрушающая сила здесь в другом — в манере спокойным тоном говорить о фундаментальных вещах: порядочности, достоинстве, искренности. Причем говорить так, чтоб в конце непременно было жалко до слез.
На самом деле «Гран Торино» обманчиво простое кино. Линейное, длинноватое, пролегающее в условностях низких жанров: триллер о мести, боевик о мужских разборках, комедия — опять же — о ворчливом старике. Но все эти типажи и архетипы, к коим готовит рекламный ролик — чистой воды обман. Как и в случае с оскаровской «Малышкой на миллион», ближе к середине типовой бэд-эсс-муви обернется поучительной драмой о воспитании характера. Иствуд, разменяв на старости лет восьмой десяток, достиг той вершины постановочного мастерства, когда необязательно уже рифмовать принципы с выстрелами, зачитывать монологи о мощности пистолета и трясти в кадре «Магнумом» 44-го калибра. Недаром самое грандиозное и смертоносное оружие тут трансформируется прямо из старческого усохшего кулака — и кто в такого стрелка не верит, у тех нет будущего, они трусы и недостойны внимания.
10/10
Потрясающий фильм.
Клинт Иствуд самыми простыми кинематографическими приемами, безо всяких спецэффектов, специальных операторских изысков и модных постмодернистских штучек создал самый настоящий шедевр на все времена. Этот фильм просто не способен морально или технически устареть.
---
Иствуд в уста своего героя, этакого доктора Хауса на пенсии, вкладывает свои мысли по самым актуальным проблемам современного общества и делает это без каких-либо обиняков или политкорректности, прямым текстом!
---
Мне посчастливилось увидеть фильм в правильном переводе Гоблина. Боюсь, что смачные и хлесткие диалоги, на которых держится большая часть фильма, могут быть погублены театральным дубляжом, но верю, что окончательно фильм испортить невозможно.
---
Почти двухчасовой фильм целиком держится на харизме исполнителя главной роли. Это тот редкий случай, когда режиссер фильма не только исполняет главную роль, но является и продюсером, но не сценаристом. Фильм кажется настолько личным, авторским и искренним, что удивительно как это сценарий не создал сам Клинт Иствуд.
---
Начавшись, как комедия про ворчливого старика, продолжившись «разборками по понятиям на районе», в конце фильм берет высокую и чистую ноту настоящей драмы в почти христианском духе.
---
Лента совсем не походит на мрачные и депрессивные арт-хаусные драмы. Фильм смотрится легко и интересно, в нем достаточно много юмора и блестящих диалогов. Зрители всегда найдут повод улыбнуться или даже засмеяться, но концовка фильма никого не оставит равнодушным. Лично я был совсем не готов к подобной развязке, но сейчас понимаю, что это единственно возможный вариант развития событий.
---
Удивительно мудрое кино, охватывающее чудовищно большое количество проблем современного общества, но ни капли не скучное или назидательное.
Смотреть обязательно!
___________________________________________________________________________
Update от 21.04.2009:
Так получилось, что я второй раз посмотрел фильм в кинотеатре в официальном кинотеатральном дубляже.
Да, погубить фильм кривой перевод не смог, но определенно снизил градус эмоциональности и искренности.
Мне кажется вполне очевидным, что старый, мудрый и талантливый Клинт Иствуд снабдил один из самых сильных (если не самый сильный!) своих фильмов ненормативной лексикой не просто так. Совершенно ясно, что талантливый режиссер счел наличие в своем фильме ненормативной лексики необходимым элементом художественного решения картины.
Блистательные, хлесткие и сочные диалоги являются украшением драматичного фильма с трагичным финалом. Необходимый заряд ворчливого словесного юмора удачно оттеняет не самую веселую и простую канву фильма. Это делает просмотр фильма гармоничным, увлекательным и динамичным зрелищем. Несмотря на довольно трагичный финал, фильм в отличие, от классических депрессивных драм, приятно смотреть и пересматривать. Напротив, драматичность отдельных элементов повествования на фоне комичных эпизодов производит сильнейшее впечатление!
Но, разумеется, нашим прокатчикам какой-то там Клинт Иствуд не указ. Мало ли чего он там напридумывал, им «бабки» зарабатывать надо. Деньги же в кино приносят подростки, потому пусть они смотрят на сцены насилия сколько угодно. Самое главное, чтобы ни слова матом. Ничего, что на улице матом разговаривают (именно разговаривают, а не выражают сильных эмоций) большинство даже вполне себе приличных людей, так называемого среднего класса. Слышать, что в кино, прости Господи, матом ругаются - взрослые люди не способны.
Разумеется (РАЗУМЕЕТСЯ!!!) матюги в разговорах это НЕ САМОЕ ГЛАВНОЕ в фильме Иствуда. Куда важнее интонация, порядок слов в предложениях и прочие приметы живого русского языка. Почему фильм лишился нормальных диалогов в русской версии озвучки мне понять невозможно. Такое ощущение, что кроме Гоблина никто более не старается сделать диалоги в кино более «человеческими». Самое же непонятное в этой истории то, что прокатчик не поленился оплатить ажно две версии перевода: версию Гоблина, которую он же и озвучил «вживую» на нескольких предпремьерных спецпоказах и версию неизвестного автора или даже коллектива оных, по которой сделали дубляж! Жалко, что в конце фильма никто не считает своим долгом громко заявить – это сделал я. Считаю, страна должна знать своих героев.
Так как версия в перевода Гоблина шла в синхроне, то все желающие могли убедиться в том, что его перевод максимально соответствует оригинальному тексту фильма. Потому изменения, допущенные в дублированной версии мне непонятны.
Самое главное: фильм в прокатной версии - отличный, Клинт великолепный, перевод кривоватый (но главного, слава Богу, не испортили), подбор голосов актеров озвучки слуха не режет.
Повторюсь, что смотреть фильм обязательно!
Делать, правда, это лучше на языке оригинала, но и дубляторы погубили не все!
Фильм начинается и заканчивается похоронами. По словам режиссёра и исполнителя гл.роли, это его последнее кино в качестве актёра. По словам кассиров, это самый удачный по сборам фильм Иствуда, не принимая во внимание инфляцию. Это ли его лучший фильм? Думаю, что нет. Стоит ли его смотреть? Если вашему дедушке 78 лет, а вы с ним давно не пили пиво и не смотрели по телику футбол, думаю, этот фильм будет полезным.
На мой взгляд фильм о нашей жизни, в которой, порой сложно понять где добро, а где зло. Люди, особенно во время войны становятся озлобленными, и уже дальше в мирное время им сложно адаптироваться. Они начинают привязываться к вещам, а не к людям.
Главному герою удалось переступить через свои предубеждения и расистские взгляды и пойти навстречу жиз ни.
Фильм заканчивается грустно, но с той маленькой надеждой на продолжение, которая не часто удается режиссерам.
Клинт Иствуд великолепен!
Очень рекомендую посмотреть этот фильм всем, особенно подрастающему поколению.
Стареющий телом, но не душой ветеран аж Корейской войны Уолт Ковальски доживает свои деньки пусть не в самом престижном, но с детства родном районе небольшого американского городка. Тут у него друзья, старая собака, только что умершая жена. И плевать, что вокруг уже все давно изменилось. Куда не кинь взгляд – китайцы, корейцы, негры. Повсюду, в полиции, в больнице, в магазинах. И даже по соседству, где расположилась весьма шумная семейка азиатов, у которых молодая симпатичная и смелая дочь, да лентяй и тряпка сынок, которого втягивают в свои дела местные гопники. И первым делом пацаненка становится задание угнать машину своего соседа – сурового, нелюдимого, жесткого Ковальски, который своих-то родственников готов уничтожить одним только взглядом, чего там говорить о представителях той расы, в которых он в свои молодые годы стрелял из окопов.
Казалось бы, сейчас начнется долгожданное продолжение «Грязного Гарри». В какой-то момент кажется, что под личиной Уолта скрывается самый что ни на есть Гарри Каллахан, который сейчас достанет свой Магнум 44 и покажеттут всем, твою мать, что такое толерантность и расовая, мать ее, терпимость. Однако же, последний, судя по заявлениям в прессе, персонаж Иствуда держит в руках огнестрельное оружие считанное количество раз, а стреляет из него еще меньше. Но фильм от этого не становится менее сильным. Наоборот, превратись он сейчас в очередную пальбу и наказание плохишей, может и получилось бы круто, но поговорить было бы точно не о чем. Нет, если это и Каллахан, то он сделал выводы о том, что такое жизнь и что такое смерть.
При всем том, что фильм говорит о достаточно серьезных проблемах отношений разных поколений, представителей разных национальностях, Иствуд делает это без какой-то прямолинейной моральности. Фильм местами смешной, сам Клинт прекрасен. Как он рычит, строит презрительные рожи и запугивает мелкую шваль – это просто гениально. Особенно прекрасна сцена с посещением в день его рождения сына с невесткой. Что же касается межрасовых отношений, то тут все достаточно непросто. С одной стороны показано то, что Америка наполнена до краев пришлыми людьми, которые живут по собственным культурным традициям в чужой стране, говорят на своем языке, коверкая фамилии и считают это нормальным. Суэ – соседская девушка – говорит ему «Хотела бы я, чтобы мой отец был похож на тебя, Уолли, мой отец был очень старомодным», а на возражения Ковальски о том, что он тоже старомоден, возражает «Но ты – американец». С другой стороны, многие «белые» тут показаны не в самом выгодном свете: внучка, которая приходит на похороны бабушки с голым пузом и играет с телефоном в церкви, старающиеся отправить своего отца в дом престарелых дети, притворяющийся негром подросток, кучка белых придурков, которые издеваются над уронившей продукты немолодой женщиной, которой помогает как раз азиатский сосед... и так далее. В результате, ближе к концу фильма Уолт говорит «У меня с этими чурками больше общего, нежели когда либо было с моей семьей». Ответа на вопрос, плохо ли все это или хорошо Иствуд прямой не дает, слишком много этих ответов и слишком уж сложный вопрос. То, как он видит ситуацию – он показал и смотреть это здорово и интересно. И будет очень печально, если Клинт больше не появится на экране, хотя лучший способ уйти в его случае придумать просто невозможно
Так сегодня никто не снимает. Больше - так никто не ОСМЕЛИВАЕТСЯ снимать. В сущности этот фильм - автопортрет самого Иствуда. Поднявшийся на "низком" жанре спагетти-вестерна, обвиненный чуть ли не в фашизме за "Грязного Гарри", Иствуд стал едва ли не последним классиком настоящего Голливуда. Он - последний американский большой режиссер, окруженный "маркетологами" типа Спилберга и Лукаса, окончательно превратившими кино в промоутируемый товар, наглыми азиатами с их монтажными выкрутасами, выскочками-латиносами типа Родригеза и т.п.
В этом квартале кто еще посмеет назвать черную шпану "черномазыми", "ниггерами", азиатов - "косоглазыми", итальянцев - "макаронниками"? Кто еще может так защитить свою лужайку от наглого вторжения непрошеных гостей? И кому наплевать на общественное мнение?
Так и Иствуд - плюет на моду, плюет на вкусы тинейджеров, взращенных эрой спилберговско-лукасовских блокбастеров. Плюет на толпу эстетов, подпитывающих славу новомодных концептуалистов и очередных киношных халифов на час. Он неторопливо и просто рассказывает свою историю - рассказывает так, как хочет и как считает нужным. Рассказывает так, что без всяких спецэффектов, клипового монтажа и "невероятных" поворотов сюжета не можешь оторвать глаз от почти что восьмидесятилетнего старика и его азиатских соседей. На экране вроде почти ничего "такого" не происходит - а вовлекает почище любого "лихого" блокбастера.
дай бог иствуду еще много лет и еще не один фильм.
Супер! Снято в фирменном иствудском стиле, когда главное событие фильма, каким бы оно ни было (война в "Письмах с Иводзимы", поединок в "Малышке на миллион" или столкновение с преступниками в этом фильме) - кульминация жизненного пути главного героя. Мистер Иствуд снимает фильмы о ЛИЧНОСТЯХ, которые сами творят свою судьбу и не пасуют перед последствиями своих поступков. Это то, что сделало Голливуд великим десятилетиями раньше. Митчем, Форд, Грегори Пек...
Такое кино сейчас больше никто не снимает, это точно.