Люсьен Гинзбург (Эльмоснино) рос при немецкой оккупации нежным и нахальным мальчиком, озабоченным своим еврейским происхождением. Родители (Василеску и Друкарова) научили его играть на пианино, и это умение пригодилось молодому Люсьену для заработков, пока он занимался живописью и строил семью. Молодость закончилась, когда Гинзбургу явился мистический двойник (Джонс) и убедил его бросить все, включая имя, ради музыки и прилагающихся славы, денег, женщин и одиночества.
Любая самая яркая, а то и героическая (ироничный подзаголовок оригинального названия, традиционно опошленного для российского рынка) жизнь выглядит в пересказе довольно буднично — и кончается, как известно, всегда одинаково. Биографическая справка Генсбура весьма монотонна — вереница прекрасных песен и прекрасных женщин: прожить, опять же, интересно, а вот со стороны посмотреть? Для оживления Сфар (по основному занятию комиксист) вводит некий мистический второй план и пресловутого двойника по кличке Рожа — двухметровую дылду с огромным носом, которая символизирует, очевидно, творческую натуру героя. К сожалению, именно эпизоды с Рожей — включая шагаловские полеты — получились самыми вялыми и аляповатыми. Все прочее сделано не без технического блеска, но и вполне прямолинейно. Как только Гинзбург становится Генсбуром, фильм превращается в greatest hits: «Le poinçonneur des Lilas», Брижитт Бардо, «Bonnie and Clyde», Джейн Биркин, «Je t’aime… moi non plus» и т.д. — вплоть до «Марсельезы», перепетой на мотив регги. Любопытно в основном то, как молодые французские звезды изображают пожилых (кульминация в этом смысле — Каста в роли Бардо; ну на троечку). Карнавал этот, понятно, превратился бы черт знает во что, не угадай Сфар с главным героем, — и вот тут он угадал на все сто: Эльмоснино не играет, а натурально перевоплощается в Генсбура, это страшновато, и на это действительно стоит посмотреть. Однако обвести по контуру человека и его судьбу — все-таки не одно и то же.
Естественно я имею некоторое представление о персоналии Сержа Гейнсбура, фигуры настолько одиозной, насколько одновременно с этим значимой для французского андеграунда и культуры в целом, но это, однако, не позволяет мне судить насколько соответствующе передана его жизнь в фильме.
Вольность в голове, заполняющая сознание Сержа маленького, впоследствии трансформируется в маниакальный калейдоскоп женщин, сменяющих друг друга в постеле Сержа взрослого. И тут уже без компромиссов и уступок. Феномен его сексуальности и мелодичность вокальных данных для меня были и остаются явлениями непонятными, но придется поверить ББ и классическим французским форэва-маст je suis venu te dire que je m'en vais и je t'aime...moi non plus.
Затянуто до неприличия настолько, насколько атмосфера Парижа и панорамные виды побережья Нормандии прекрасны.
Фильм очень интересный с нескольких точек зрения: 1) Очень интересный видеоряд - и яркий и раздражающий 2) постоянно идущая вторая сюжетная линия, открывающая внутренний мир героя, который был бы весьма понятен не будь этого параллелизма 3) Очень много музыки - веселой по мелодии, но грязной по смыслу 4) Неоднозначные актеры - сочетания несочетаемого в каждом 5) Незаконченный сюжет - люблю, когда режиссер дает возможность зрителю думать
Мне очень понравилось, не смотря на некоторое сопротивление внутри меня. Заставило обратиться к литературе про этого человека.
Побольше таких фильмов.