Спецагент Аарон Кросс (Реннер), заросший, как геолог, сдает нормы ГТО на Аляске: борется с волками, скачет по скалам, питается тем, что добыл. Тем временем в Вашингтоне бывшие армейские чины из параллельных ЦРУ спецслужб, напуганные активностью Джейсона Борна и возможной оглаской их зловещих программ, решают закрыть проет «Outcome» и зачистить концы — что означает более или менее устранение всех причастных. Среди причастных — доктор Ширинг (Вайс), которая занималась разноцветными таблетками, меняющими генетический код агентов в лучшую сторону, и сами подопытные, один из которых как раз Кросс.
К четвертой серии в режиссерское кресло сел бессменный сценарист «Борна» Тони Гилрой, и он, понятно, отлично помнит, чем отличается проект «Блэкбрайар» от операции «Тредстоун», и какой генерал относится к какому ведомству. Чего не сказать о нас: в завязке, которая тут растянулась на полфильма, фирменная витиеватость, манера персонажей не договаривать, а действия — скакать между городами, принимает едва ли не комические формы, и вместо того, чтобы тщетно пытаться понять все нюансы, правильнее расслабиться и отдаться своеобразной красоте этого бардака. Перезагрузка «Борна» происходит почти бесшовно: важных героев из предыдущих выпусков тихонько отстреливают где-то на заднем плане, и даже сам Джейсон Борн нахально бродит за границами кадра, превращая этот проект в какую-то пьесу абсурда: герой, чье имя вынесено в название и о котором все постоянно вспоминают, так никогда и не появится. Джереми Реннер, втиснувшийся уже во все, кажется, экшен-франшизы за исключением той, куда пока не берут американцев, выходит к нам в самом начале из горного озерца на манер как раз нынешнего Бонда, которого вообще изрядно напоминает. И он, с одной стороны, органично врастает в фильм, а с другой, совершенно лишен внутреннего надлома, на котором строил свою роль Мэтт Деймон и который стал отличительной чертой всей трилогии. Кроссу, разумеется, тоже придумали тяжелую биографию (кажется, его завербовали прямиком из «Повелителя бури»), но она не определяет его, это лишь обязательная виньетка. Борн дрался за свою память, то есть за личность. Проблема Кросса — и двигатель сюжета в «Эволюции» — ровно обратная: если он не будет принимать таблетки, он станет таким, каким был прежде, а именно в буквальном смысле отупеет. И даже на какие-то мгновения начинает тупеть — хотя эту богатую тему авторы, к сожалению, не развивают. Тут принципиальная, драматическая разница, и когда фильм ближе к концу вступает в положенную фазу нервно смонтированных гонок, трудно отделаться от мысли, что бежит он уже не к себе — а от себя.
На просмотр "Эволюции Борна" я шел неподготовленным. Оригинальной трилогии я тогда еще не видел, с Борном был знаком лишь по игре "Конспирация Борна", предыстории по сути не знал. Первое, чего захотелось после просмотра - глянуть на оригинальную трилогию, что я незамедлительно и сделал. Вынужден констатировать, "Эволюция Борна" как самостоятельный фильм очень неплох, но на фоне предыдущих фильмов с Мэттом Деймоном он смотрится крайне блекло и уныло. Дело даже не в харизме актера, дело в сюжете - оригинальные "Борны" снимались по романам Роберта Лэдлэма, тогда как сама Борниана насчитывает десяток романов, написанных уже после смерти писателя другим мастером пера - Эриком Ван Ластбадером. Впрочем, "Эволюция Борна" - это не экранизация, а всего лишь история "по мотивам". И это, знаете ли, очень сильно чувствуется.
http://obzorkino.livejournal.com/406886.html
Агент новой правительственной программы "Ауткам" Аарон Кросс сталкивается с внезапным предательством своего руководства. Это неудивительно, ведь оно спешно зачищает все следы правительственных программ "Тредстоун" и "Блэкбрайр", а заодно - и "Ауткам", уничтожая попутно всех агентов. Однако, Кросс выжил и, совсем как Борн, начинает собственное расследование происходящего. В этом ему поможет сотрудник секретной лаборатории Марта Ширлинг, которой известно, как можно прекратить кошмар Кросса.
Мэтт Деймон, исполнитель роли Джейсона Борна, отказался сниматься в продолжении сериала после того, как в режиссерское кресло сел сценарист Тони Гилрой. Более того, в одном из интервью Мэтт очень резко отозвался о Гилрое, и заявил, что может вернуться в проект только вместе с режиссером Полом Гринграссом. Это может со стороны показаться кокетством, но я Мэтта Деймона понимаю. После "Превосходства Борна" и "Ультиматума Борна" нельзя соглашаться на менее динамичное и красочное повествование. Сейчас, когда я пересмотрел все фильмы о Борне, мне кажется, что Тони Гилрой очень, очень старался снять фильм в той же стилистике. То есть присутствуют многочисленные съемки в реальных условиях, зубодробительный экшен и погони. Но не хватает той изюминки, которую привносили в проект Деймон и Гринграсс.
К сожалению, "Эволюцию Борна" в контексте всей серии можно сравнить с "Терминатором 4". Тот тоже снимался не пойми кем "по мотивам", и как самостоятельный фильм даже неплох. Но как только начинаешь сравнивать его с оригинальными "Терминатором" и "Терминатором 2", он не выдерживает никакой критики. Тони Гилрой в условиях невозможности снимать историю о Борне, придумал новый поворот сюжета, переключив внимание зрителя на теневую сторону событий - правительственные организации. Фильм практически полностью посвящен объяснению, кто чем управляет, как создавались и создаются проекты по воспитанию "идеальных шпионов". Если в оригинальной трилогии был главный герой, то в "Эволюции" на первый план сюжета выходит именно декорация, а не персонаж.
Впрочем, если отвлечься от сравнений и взглянуть на фильм глазами, не видавшими предыдущие серии, то фильм получился неплохой. Особенно - на фоне последних картин, в которых либо перегиб с боевиком, как в "Неудержимых 2", либо наоборот - перегиб со шпионами и рефлексией, как в "Шпион выйди вон". Странно лишь одно - зачем наши прокатчики назвали фильм "Эволюцией", тогда как в оригинале это "Наследие Борна". Это действительно наследие, как будто кто-то после смерти персонажа пытается ему подражать. Ну как шоу двойников Майкла Джексона - так же скачут, тискают пах, делают лунную походку. Только зритель то понимает, что это - всего лишь двойник. Хотя дети, которые видят это впервые, могут и не понять разницы. На детей, собственно, и расчет: за пять лет с момента последнего "Борна" успело подрасти новое поколение кинозрителей.
Вердикт: на фоне оригинальной трилогии - блеклое подражание, как самостоятельный фильм - крепкий боевичок. Если не смотрели ничего про Борна, лучше начать с "Эволюции".
Понравилась рецензия? Подпишись на новые.
(с) Обзоркино
Эволюция Борна Кино.
Хороший, динамичный боевик. Создалось впечатление, что есть много общего с Бондианой. тем более что Аарон внешне похож на Джеймса (Бонда) последнего. Все закручено лихо и сказочно. Плохиш - отличный рефлексант. Этот актер (Эдвард Нортон) запомнился еще с "Медвежатника". Обратите внимание на музыку в конце фильма - по настоящему забойная вещь с красивой мелодией. Наверное будет популярной. Это еще один штамп из бондианы. Смотрится приятно.