Москва

Все отзывы о фильме «Эксперимент-2»

Die Welle, Германия, 2008, Рейтинг 7,2

Как вам фильм?

9
Дмитрий Жигалов
333 отзыва, 1079 оценок, рейтинг 1416
6 июля 2009
Школа волнуется, раз

Наши дни. Физрук обычной немецкой школы Райнер Венгер разрабатывает свой учебный курс по анархии, но такой же курс хочет вести занудный профессор – член школьного совета. Венгеру приходиться взять вместо анархии курс автократии. Но вместо того чтобы вяло отбарабанить свои учебные часы, учитель со свойственной ему увлеченностью творчески подходит к разработке курса.
На первом занятии он спрашивает учеников (обычную современную шпану, сосущую пиво, курящую травку и рисующую на витринах магазинов знак «Анархия»):
- Как по-Вашему, возможно ли в наши дни возрождение автократического режима?
Мальчишки и девчонки скептически отмахиваются:
- Мы для этого слишком образованны…
А Венгер под невинными предлогами (гимнастика, четкость мысли, игровые моменты и голосования) один за другим вводит все атрибуты настоящей автократии – центральную фигуру, униформу, символику и образ внешнего врага.
И вот уже ученики, посещающие курс Венгера, образуют сплоченную группу, в которую можно вступить, но из которой нет выхода (девочку, отказавшуюся носить на уроках «униформу» - белую рубашку, синие джинсы – из соображений «мне рубашки не идут», бывшие школьные товарищи показательно игнорируют и обличают в ней врага). Проект получает название «Волна», и эта волна приобретает всё более впечатляющие масштабы и угрожающую силу.

Современную антиутопию, изображенную в «Волне», так не снимал еще никто. Фильм прорывной и творческий – он валит вас на обе лопатки: сначала хлопающего в ладоши от удовольствия, что ученики Венгера обрели такое единство и взаимовыручку, а потом сидящего в оцепенении с каменным лицом – когда приходит осознание, к чему ведет развитие этой группы.
Режиссер Деннис Ганзель – тридцатипятилетний немец, отметившийся до этого крепкими работами «Девочки сверху» и «Академия смерти», - принадлежит к поколению молодых вундеркиндов, которым есть, что показать, и они знают, как.
К фильму «Эксперимент» кино Ганзеля никакого отношения, понятно, не имеет: это бред наших прокатчиков, мешающих божий дар со спекулированием, а Джонни Деппа – с Джоном Диллинджером. В оригинале фильм называется просто «Волна» - «Die Welle».

Некоторыми моментами «Волна» похожа на «Бойцовский клуб» с его безбашенной экстремистской организацией, созданной Тайлером. Тематикой – смахивает на «Американскую историю Икс»: сюжет про воодушевление и разочарование в объединяющей многих идее.
Талантливый и харизматичный учитель (которого превосходно играет немецкий актёр, продюсер и сценарист Юрген Фогель – в фильмографии почти 80 картин) своим проектам дает ученикам то, чего им так недоставало: единство, общую идею, защиту от всякого хулиганья, смысл. Восхождение на гребень «Волны» показано так эффектно, что этим проникаешься: противники проекта на раннем этапе воспринимаются дураками и занудами, которые только портят весь интерес и всех напрягают. Потом спохватываешься: «они были правы, блин, блин! ведь личный выбор, значение индивидуальности!..» – но уже поздно: тебя накрыло «Волной».

Всю первую половину «Волна» близка к гениальности: так убедительно, захватывающе и страшно даже Финчеру с его саморазрушителями-экстремистами не удавалось вещать! В фильме Ганзеля очень четко ощущаешь, как родившаяся из эксперимента, из ролевой игры на уроках организация незаметно поглотила тебя – сначала вызывая восторг, а потом заставляя физически ощущать нарастающее напряжение и своё бессилие перед волной, выросшей в цунами.
К сожалению, Ганзель не смог донести до самого конца этот накачанный им градус напряжения. Дело в персонажах: герои проекта, придуманного учителем Венгером, оказались слабаками и никуда не годными организаторами. Противниками «Волны» стали все сколько-нибудь заметные, но ни одного достойного сторонника, кроме самого «господина Венгера», у проекта в итоге не нашлось. А про творческого учителя надо понимать, что он с самого начала был увлеченный анархист.
Поэтому из картины, имеющий в самом начале все потенции гениальности, получилось «всего лишь» увлекательное кино с серьёзной и очень мощной идеей, которое, к сожалению, началось куда интереснее, чем закончилось.
Триумф воли произошёл – но не в том, к чему вела логика картины. Ведь триумф воли вообще возможен исключительно у личностей. (Может быть, в этом как раз скрытый смысл картины: современное общество и школа воспитывает ничтожеств.)

2
0
7
Егор Королёв
371 отзыв, 702 оценки, рейтинг 879
31 июля 2009

Если в Германии снимают такое кино, значит, там вполне себе осознали, что сделала их страна в прошлом веке. Мы все такие белые воротнички, думаем, что повсюду демократия, и мы не созданы для такой вроде архаичной автократии. Никакой архаики. Только в двух девушках из класса живет протест против жуткой (артистичной и забавной на первый взгляд) методе учителя. Большинство же соглашается поиграть в игру. Кто-то заходит далеко, до фанатизма предаваясь новой идее, кто-то ведет себя просто в рамках «скаутского» движения. И только два человека выступают против. Этот фильм интересно анализировать не как произведение искусства, а как предмет для разговора.
Снято настолько правдоподобно, что кульминационная сцена просто затягивает: хочется присоединиться к бегающей по городу молодежи и начать расклеивать лого нового движения. И даже дома, после фильма я пробую на себе приветствие этого движения – правая рука волной…
И оч хороший финал. Которого почти не ждёшь. Ведь игра должна закончиться игрой. Но учитель выходит за рамки игры и невольно приводит к тому, что из-за отдельного фанатика, школьного неудачника, «скаутское» движение становится реинкарнацией фашизма. Образ фанатика … выписан тщательно: на глазах у зрителей неудачник превращается в «грозу для хулиганов» и самым смелым среди своих, идущем до последнего. Выстрела.
ПОЧЕМУ ТАК МАЛО ЛЮДЕЙ ДОРОЖАТ СВОЕЙ ВНУТРЕННЕЙ СВОБОДОЙ? ПОЧЕМУ ТАК МНОГО ЛЮДЕЙ ГОТОВЫ ОТДАТЬСЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ БОЛЕЕ СИЛЬНОГО, НО НЕ ВСЕГДА БОЛЕЕ РАЗУМНОГО ЧЛЕНА ОБЩЕСТВА? Вряд ли создатели фильма задавали себе этот вопрос. Но ответ на этот вопрос ищется благодаря картине подспудно. Ищется и не находится.
А вы бы стали принимать участие в «Волне»? Посмотрите фильм и попробуйте ответить хотя бы на этот вопрос. Стали бы вы распечатывать прокламации против движения и бояться непонятно кого? Кого боится героиня в этот момент? Ведь на дворе не 30-е ХХ века, но режиссер придумывает невидимых преследователей инакомыслия и человека, который выступает против большинства.
Фанатик наказан, учитель наказан, участники движения поняли всю его абсурдность. Но это кино. Бывает ли так в жизни?
Российский кинематограф может пока только мечтать о подобной картине. Картине для страны, победившей фашизм и одновременно страны, в которой живут фашисты.

4
0
9
Kater
165 отзывов, 944 оценки, рейтинг 795
17 декабря 2008

С чего начинается диктатура? Какие ее главные черты? Такие вопросы задает учитель в классе. Немецким нынешним детям с генами передан комплекс вины перед человечеством за дела третьего Рейха, и они вполне убеждены, что в современной Германии диктатура невозможна. Так они отвечают на уроке.
Однако, учитель не ограничивается дискуссией. Он предлагает поиграть в авторитаризм, и вполне демократичным образом его выбирают в диктаторы. Отныне на уроках ученики должны 1) сидеть прямо 2) обращаться к учителю «г-н Вегнер», а не по имени, как раньше 3) вставать при ответе. Дети быстро втягиваются в игру. Им понравился урок, они с восторгом рассказывают родителям, что «когда встаешь, кровообращение дает мозгу дополнительное питание, и ответ получается лучше». На следующих уроках дети с подачи г-на Вегнера вводят форму, затем придумывают своему коллективу атрибутику, и, наконец, именуют себя организацией, выбирая ей имя «Волна».
У каждого из подростков свой резон находиться в организации: одни видят в ней возможность для реализации своих властных амбиций, другие жаждут проявить свое нереализованное чувство товарищества, третьему «Волна» замещает отсутствующую у него семью, есть и такие, кто в жизни является предметом насмешек и мальчиком для битья, организация же дает ему уверенность и ощущение своей значимости. Таков Том, который с первого урока принимает игру за реальность, и вокруг поступков которого разворачивается драма.

Главная ошибка учителя в том, что он сам заигрывается, ему льстит повышенное внимание школьников и то, что его мнение вдруг становится столь авторитетным. На минуту забывшись, он перестает контролировать ситуацию, перестает напоминать детям, что это всего лишь игра, учебный эксперимент, и разрозненные, очень разношерстные подростки превращают «Волну» в стихию, фашиствующую силу. Чтобы прекратить эксперимент уже недостаточно просто извинений.
Факт, конечно: подростки нуждаются в организованности, в авторитетном взрослом, который их похвалит, даст им полномочий, выслушает, поручит что-то важное. Дети есть дети. Нельзя бросать их во взрослую жизнь, требуя самостоятельности и поступков высокой морали. И предлагая детям взрослые игры, необходимо помнить об их нравственной незрелости, закомплексованности, глупости, наконец. Дети – это опасная субстанция. И за ошибки воспитания приходится платить слишком дорого: свободой, честью и даже кровью.

В этом году – настоящий бум фильмов о подростках. Жаль, что на фоне канского лауреата, французского «Класса» и шумного «Все умрут..» Валерии Гай Германики, немецкий «Эксперимент-2» рискует пройти незамеченным.

3
0
9
Сергей Наан
114 отзыва, 2302 оценки, рейтинг 691
7 декабря 2008

Зал в Доме Кино был почти полон. Перед фильмом выступал режиссёр Денис Ганзель и актриса Дженнифер Ульрих, по окончании (после аплодисментов) они ответили на вопросы зрителей, хотя сам фильм задаёт куда больше вопросов, чем даёт ответов.

Возможно ли зарождение диктатуры в современном обществе, а тем более, в Германии? Что нужно для того, чтобы это стало действительностью? Какие мотивы руководят теми, кто добровольно делает этот выбор?
Какую трансформацию претерпевают люди, включившиеся, казалось бы, в безобидную игру? Как остановить процесс, когда он становится необратимым. и выходит из под контроля?

Вот что написано в буклете «Фестиваль немецкого кино 2008» про этот фильм: “Фильм основан на реальных событиях, произошедших в калифорнийской средней школе в 1967 году, и перенесён на современную действительность. Фильм “Экперимент-2”, как он назван в российском прокате, это назидательная история об истоках фашизма. Фильм начинается с появления харизматичного учителя Райнера Вагнера, объявляющего классу о начале эксперимента-недели автократии. Он выбирает девиз, создаёт эмблему группы, решает, что все должны носить белые рубашки, и называет группу “Волна”, изобретает прообраз секретного знака, напоминающего о нацистском приветствии. “Волна” даёт детям веру в возможность перемен, но они заходят слишком далеко и “волны выходят из берегов”

Режиссёр рассказал, что создатели фильма лично общались с тем американским преподавателем, который стал прообразом Райнера Вагнера, фильм действительно показывает реальные события, за исключением конца истории. По словам Дениса Ганзеля, сам процесс создания группы показан так, что зачастую вызывает у зрителя одобрение и симпатию, поскольку всё выглядит привлекательно (я полностью согласен), поэтому концовку пришлось ужесточить, чтобы расставить акценты и не оставить это позитивное послевкусие.

Фильм (оригинальное название "Волна")продолжает тему, поднятую в "Эксперименте” и задаёт те же вопросы. Действительно ли в человеке изначально заложена программа распада при обретении власти и силы? Истребим ли инстинкт сбиваться в стаи, подавлять и подчинять себе подобных? Однозначного ответа нет, но подумать об этом стоит каждому, начав с себя. Конечно, до фашизма далековато, но всё начинается с малого, с разделения на “cвоих и чужих”, хотя бы на стадионе во время футбольного матча или на корпоративном собрании с выработкой стратегических планов борьбы с конкурентами.
Принцип “разделяй и властвуй” пока никто не отменял…

4
0
5
сергей коновалов
1042 отзыва, 1341 оценка, рейтинг 665
6 апреля 2010
Практика по автократии

Школьный учитель с лицом Геббельса в захудалом немецком городишке всего за неделю переодевает пол-школы в идеологические белые рубашки, заставляет учеников приветствовать друг друга характерным вскидыванием руки к груди, думать о дисциплине и общественно полезных делах. За прогрессивностью намерений (уменьшение социальных различий, сильные помогают слабым и т.п.) скрывается порицание инакомыслия и оправдание цели средствами. Истосковавшаяся по порядку Германия встаёт на пути очередного исторического выбора.

Кино явно не художественное, а скорее социально-просветительское. Ну а для социологов, маркетологов, пиарщиков и прочих экономистов - наглядное пособие по теории клубов.

1
0
9
ЕВГЕНИЙ НИКУЛИН
243 отзыва, 1344 оценки, рейтинг 301
15 сентября 2014

Фильм очень мощный, а суть в нем изложенная ужасает - это реальность, с которой мы сталкиваемся практически каждый день! Захват массового разума людей начинается с малого и, если не думать своей головой, то станешь чьей-то марионеткой, для которой нет разумных границ, есть лишь вера в исключительность сожравшей его системы и ее идеологий. Сила этой системы может быть огромной и разрушительной! Рекомендую посмотреть каждому и осмыслить!

0
0
9
Happy Cat
169 отзывов, 355 оценок, рейтинг 296
12 декабря 2008

Очень сильный фильм. Реально заставляет задуматься о том, что несмотря на всю цивилизованность и информированность, люди всего в одном шаге от следующего фашизма, вопрос только в том, кто этот шаг сделает. Смотреть обязательно, очень интересно.

0
0
7
Кристина Летярина
113 отзыва, 216 оценок, рейтинг 212
3 июля 2013

Сильный фильм с множеством неожиданных поворотов. Некоторые моменты умиляли и казалось, вот бы такое общество и правда существовало, некоторые моменты пугали, настолько сильно, что от предыдущей мысли не оставалось и следа. В целом интересная история, интересный проект, печальный конец, смотреть фильм стоит

1
0
9
basiluca
38 отзывов, 53 оценки, рейтинг 148
23 декабря 2008

Отличный фильм и прекрасная мораль: уроки по политологии должны быть скучными!
(интересно, почему нельзя опубликовать рецензию, меньше 100 символов)

1
0
7
Василий Авсеенко
280 отзывов, 2251 оценка, рейтинг 139
9 февраля 2009

Отличный фильм. Сюжет восхитительный. Игра естественна… Очень радуют последнее время немецкие фильмы. Жесткая развязка.

0
0
7
hotrabbit
65 отзывов, 221 оценка, рейтинг 96
8 февраля 2009

А меня во времяя просмотра Волны не покидала мысль: как же мы русские и немцы похожи. Только нам нужен царек, вождь, фюрер, барин....Только нам надо, чтобы кто-то сильный взял за нас ответственность, по отдельности все мы классные, самостоятельные, а когда дело касается коллектива, то нам обязателно нужен сильный вожак.....

1
0
9
Виктория А.
65 отзывов, 71 оценка, рейтинг 70
9 декабря 2008

Если надоела кино-жвачка - однозначно рекомендован к просмотру.
Очень динамичен, реалистичен и заставляет задуматься о многом.
Огромное уважение молодому и, на первый взгляд, разгильдяйскому режиссеру за такую зрелую и мощную работу.
Настоящее кино.

0
0
7
Оксана Медова
34 отзыва, 243 оценки, рейтинг 55
22 августа 2013

Мы – то, во что верим

Сотни раз писатели и музыканты экспериментировали с человеческим разумом и поведением в неволе или в условиях обособленной группы. Тут на ум сразу же приходит «Под куполом» Кинга, «Повелитель мух» Голдинга, и, конечно же, пресловутый «Эксперимент» с Бляйбтроем. «Волна» стала очередным достаточно удачным рассуждением на тему, когда люди под чьим-то влиянием уподобляются скоту, теряют человечность и проявляют свои звериные инстинкты. В случае с картиной «Эксперимент 2: Волна» было использовано раскрученное название фильма 13-летней давности и достаточно актуальная для немцев тема нацизма и фашизма. К слову, режиссеру картины Деннису Ганзелю она особенно близка, поскольку 9 лет тому назад он снял «Академию смерти», только события там развивались не в наше время, а в далеком 1942 году.

Сюжет фильма завязан на том, что учитель истории предложил своим ученикам некоторое время пожить по законам, установленным Гитлером в свое время для «завербованных» в ряды фашистов. То есть неокрепшим малолетним умам требовалось соблюдать жесткую дисциплину, носить соответствующую одежду и доносить на непокорных. Именно так игра превратилась в полный хаос, где почувствовавший власть тихоня не хочет возвращать все на круги своя.

Смотрится фильм с большим интересом. Это не голливудская попытка выпендриться, это чисто европейское кино на актуальную до сих пор тему. Люди просто поддаются влиянию и упиваются властью, не замечая вокруг себя беспорядков.

0
0
9
Mihail
12 отзывов, 515 оценок, рейтинг 50
13 декабря 2008

Бывает такое в жизни: ждешь чего-то великого… а оно превосходит все твои ожидания!

И как тонко показан первый урок «автократии», рождение идеи, осознание, осмысление, и как нужен учителю 15-минутный перерыв, чтобы все это понять. И попытаться (вос)создать. И самые возбужденные слои общества, самые подверженные влиянию (какому? – любому!) студенты, потому что в фильмах школьников всегда играют студенты, и всегда это видно. Как быстро они согласились (массово согласились) носить белые рубашки, называть учителя по забытой было фамилии, принять «волнистое» приветствие, а главное – сплотиться, сдружиться, узнать чувство локтя ради чего-то там, зато вместе – мы сила!

Все в этом фильме очень правдиво, да и сам он основан на РЕАЛЬНЫХ событиях, пусть и состарившихся 60-х годов. Эксперимент всегда норовит выйти из своего экспериментаторского русла, если чуть-чуть подзабыть, что это всего лишь… А так, пара отказавшихся, причем их было бы на одну девочку больше, но та оказалась в нужный момент в магазине, когда оптом скупались рубашки; или было бы на одну девочку меньше, не скажи ей мама около зеркала, как отвратительно она в этой рубашке выглядит. Вот оно, всегда окружающее нас влияние! Ну а психопат тоже попал в класс не случайно, наверное, на каждый класс найдется один с чересчур обостренной психикой, так что, получите…

Просто и гениально показан путь становления фашизма. Учитель вживался в роль лидера, вжился в нее, и… Посмотрите финальный кадр, когда картинка зверски застынет; ставить точку в таком фильме режиссеру показалось мало, и он воткнул многоточие, благо восклицательный знак и есть сам этот фильм.

9
0
9
Ольга Кондратова
13 отзывов, 24 оценки, рейтинг 26
21 декабря 2008

В общем-то это фильм не о фашизме, это фильм о неприкаянном детстве. Происходящее в фильме может произойти в любой стране, в любом дворе и на любой улице. В общем-то, оно и происходит. А являются ли униформой белые рубашки, черные рубашки, зеленые рубашки - все это уже неважно. Через внешний "политический" контекст раскрываются внутренние проблемы вообще современного общества и молодого человека в этом обществе.

2
0
7
Валентин Кулаков
6 отзывов, 69 оценок, рейтинг 21
14 декабря 2008

Увлекает и вовлекает в дейтвие, невольно становишься частью класса. Предсказуемость исхода велика, но на эффектность не влияет.
Рекомендую.

1
0
9
Евгения Королева
10 отзывов, 502 оценки, рейтинг 7
1 декабря 2011

Немного американизированный конец, я бы остановилась на ранении другого мальчика, но фильм это не портит! Отличный! Впечатление оставляет глубокое, да и заставляет задуматься о многом.

0
0
7
Diolis Kronberg
5 отзывов, 5 оценок, рейтинг 6
16 февраля 2009

Персказывать сюжет картины, так же как искать продолжения "первого" эксперемента - нет смысла. Нужно просто смотреть. Сильно, экспрессивно и реалистично. А главное - АКТУАЛЬНО для наших дней. Такие фильмы нужно пускать в эфир не заполночь, как любят делать телеканалы, и не в единичных кинотеатрах, как поступают прокатчики. Но "Дозоры" и "Пилы" канечно же, приносят больше денег и очков в рейтинге... А жаль. Жаль, что такие идеи, и фильмы, как "Волна" зачастую остаются в тени на фоне кассового спама, что еще раз доказывает факт манипуляции юным поколением.

0
0
7
Дмитрий
4 отзыва, 4 оценки, рейтинг 6
13 января 2009

Отличный фильм, очень динамичен и переменчив, местами красив, за стиль сьемки фильма пять баллов...
Поэтому пережить одну неделю с героями этого фильма будет Вам очень легко и весело)
Советую всех сходить не оставитт равнодушным и думаю немного научит "автократии")

0
0
9
Дмитрий Осташенко
5 отзывов, 6 оценок, рейтинг 6
21 декабря 2008

Фильм заставляет задуматься о вещах, о которых в обычной, повседневной жизни задумываться не приходится. Режиссер не только мастерски вскрывает гнойник человеческой сущности, но делает это совершенно последовательно и предсказуемо. С первых кадров понимаешь, что дело кончится хреново, и в то же время понимаешь, что что бы ты ни делал, помочь героям фильма нет никакой возможности. После просмотра меня охватило чувство полной беспомощности перед стихиями социума. В голове проносились истории революций, бунтов, переворотов, второй мировой - бессмысленных и беспощадных действий толпы, которым нет ни определения, ни оправдания.
Смотреть всем, кто в душе ощущает себя частью чего-то важного и великого, дабы избавиться от этих глупостей.

1
0
7
Дмитрий Волощук
9 отзывов, 41 оценка, рейтинг 6
13 декабря 2008

Важно: это не самостоятельное творение, а римейк более короткого (и гораздо более мощного) американского фильма The Wave.

1
0
9
copylefter.livejournal.com
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 4
21 декабря 2008

Непонятен мне ажиотаж вокруг фильма «Эксперимент 2: Волна», в среде контркультурщиков всех мастей. Собственно перед нами очередной пример того, как антифашизм, анархизм, антиавторитаризм и ещё много замечательных слов на другие буквы алфавита подменяются нео-консервативным или, если хотите, South Park республиканским дискурсом.

Учитель - бывший кройцбергский автоном в рамках курса занятий по изучению «автократии» решает провести социальный эксперимент с классом, постепенно внедряя инструментарий тоталитарных сект, вроде однотипной одежды, групповых физических упражнений, дисциплинарных ограничений и т.д. и т.п. Сам эксперимент является ответом на общий скепсис по поводу возможности повторения опыта третьего рейха в нынешние времена. Детки, а точнее вполне себе великовозрастные подростки, начинают активно включаться в игру, не замечая изменений внутри себя и своих друзей. Собственно есть и парочка диссидентов - противненькие, но смазливые девочки карьеристки одна из которых с поразительным упрямством кладёт хуй на мнение своего бойфренда. С внешней стороны у школькой секты также есть враги – пьяные уёбищные панки вроде арбатской алкашни, очень сентиментально относящиеся к буковке «А» в буковке «О».

Примечательно, что говнопанки являются агрессорами, мотивируя своё поведение антифашизмом, хотя среди «сектантов» шьётся подчёркнуто турецкий пацан. Этакая реакция немецкого кинематографа на брутальность антифашистского движения. Постепенно секта расползается на всю школу и обрастает собственной символикой и конечно майспейсом, надо же как-то подчеркнуть дух времени. Немногие несогласные выхватывают физических и моральных люлей, апофеозом которых становятся спортивные соревнования, перерастающие в небольшой махач. Тем не менее учитель-эксавтоном, не теряет надежды закончить свой проект феерической деконструкцией. На финальном занятии, которое проходит в обширной аудитории, он самозабвенно играет роль фюрера,
используя в качестве идеологических конструкций концентрат из левых «антиглобалистских» манифестов - «Но политики - только марионетки экономики! Но в реальности ситуация такова, что бедные продолжают становиться еще беднее, а богатые - еще богаче! Единственно большая угроза - это террор. Террор, который мы сами создали, допуская несправедливость в мире! И в то время, пока мы медленно, но неумолимо разрушаем нашу планету какие-нибудь супер-Вот такие антифашистыбогачи сидят здесь и потирают руки. Сегодня здесь у нас есть возможность написать историю!» Во время этой речи один из бывших «сектантов» пытается вразумить слушателей, что вызывает бурную реакцию со стороны зала. В итоге «несогласного» выпихивают на сцену и чуть не предают коллективной экзекуции. Но эта феерия прерывается иступлённым нравоучением со стороны главного экспериментатора «посмотрите на кого вы стали похожи, так и случается фашизм…» . Далее ученик, особо близко принявший к сердцу ролевую игру, прилюдно кончает жизнь самоубийством, предварительно подстрелив своего бывшего сотоварища – ещё одна дань духу времени, этакий лёгкий реверанс в сторону
колумбин.


Что же мы видим в итоге. Внешняя антисистемная оболочка в виде обличения фашизма и главного героя - завсегдатая кройцбергских первомайских демонстраций является лишь маской, контркультурной обёрткой совершенно лояльного существующей системе продукта. Под тегом фашизм пропихивается некий концентрат из левых риторических клише и методик тоталитарных сект. Особенно ярко это иллюстрирует приведённый выше диалог. Попробуй теперь произнести фразу про богатеющих богатых и беднеющих бедных - ты фашист. Кроме самих левых риторических оборотов под обличающий прицел режиссера попадают любые виды коллективного действия и любой опыт единения и братства – забудьте об «El Pueblo Unido Jamas Será Vencido» теперь это тоже называется фашизмом. В качестве альтернативных «фашизму» политических агентов мы видим грязных говнарей-анархистов, неадекватно агрессивных и вообще мерзких сами по себе. Кроме нелепых претензий в духе «вы закрасили наши знаки» и обвинений в фашизме им и предъявить нечего – одно слово маргиналы. Единственными оставшимися политическими субъектами являются либерально настроенные школьные журналисточки, первая возмущена не собственно самой тоталитарностью новой системы, а невозможностью занять в ней роль лидера, мотивы же её компаньонки остаются за кадром. Надо отметить что эти две сопротивленки выбирают поразительно знакомый тип действий в стиле Новодворской или нацболов – раскидывают листовки, заранее обречённые на сомнительный эффект, хотя и умудряются своими действиями спровоцировать массовые беспорядки.

Что же мы имеем в итоге? С одной стороны, весь радикальный политический дискурс смешивается в одно неразделимое целое, чем дискредитируется сама возможность коллективных протестных действий. То есть происходит типичная подмена вроде той, когда под эгидой борьбы с экстремизмом= «скинхедами-людоедами» создаются инструменты для подавления любых антиправительственных движений. С другой стороны, дискредитируется и сугубо автономная политическая активность, как заведомо бесполезная и карьеристская. Мораль же сего шедевра кинематографа заключается в том, что единственный верный путь - это путь лояльности устоявшимся ценностям – в данном случае неолиберальной специфике современности. Мир в школе восстановлен полицией – агентами спокойствия и порядка, а жизнь входит в своё обычное русло эпохи «конца истории». Короче, не забивайте детки себе мозги политикой, а тусуйтесь и развлекайтесь иными способами.

4
0
9
AngelWings
5 отзывов, 7 оценок, рейтинг 4
16 декабря 2008

Фильм потряс настолько, что наверное неделю ходила под впечатлением. Очень всем советую посмотреть. Действие динамичное и местами напряженное, так что хочешь не хочешь начинаешь сопереживать героям. Жизнь современных подростков показана очень реалистично, как будто это не актеры играют, а обычные страшеклассники. Финал конечно просто без комметораев - честно сказать не ожидала! Посмотреть стоит не только ради той идеи, которую ходели донести до нас аторы (между прочим очень актуальной!), но просто ради хорошего кино, которое сегодня, к сожалению, становится редкостью!

1
0
9
crashtenight.livejournal.com
8 отзывов, 17 оценок, рейтинг 4
14 декабря 2008

наконец-то посмотрела фильм, после которого 100% не жаль потраченного времени
очень сильно!
финальная сцена в актовом зале - нереально крутая!
понравился мне даже больше чем "эксперимент", наверно потому что это про подростков, а не про взрослых мужчин как там

1
0